Кумыкский мир

Культура, история, современность

иконка

Публикации на актуальные темы

Список публикаций

Брагуны – живая лаборатория межэтнических отношений

Порой осознаешь, как тебе повезло в жизни, ибо имел возможность коснуться к родной и не только родной, но и соседской истории. Слушая аульского аксакала, который каждый вечер собирал нас вокруг себя и рассказывал нам нашу историю, мы жадно пожирали его рассказы, устное народное творчество, как впоследствии выяснилось не только кумыкское, однако, наше.

Я родился и вырос в селе Брагуны, в одном из самых старых поселений Северного Кавказа. В селении, в котором так много живой истории...

Далее...

Размещено: 29.12.2012 | Просмотров: 5436 | Комментарии: 0

Как танцевали наши предки

Если наши предки годами оттачивали свое танцорское мастерство, учась на примере старших, теперь, если верить всевозможным объявлениям, вас всего за пять дней, естественно за определенную сумму, научат настоящей свадебной лезгинке. Что из себя представляет эта свадебная лезгинка вы можете убедиться, побывав на дагестанских торжествах. Там есть все: кульбиты, невообразимые ломки, даже приемы из восточных единоборств. Но нет нашего исконного танца, нет его духа, когда кавалер, забыв о своей пассии, устраивает в кругу невероятные па на утеху публике

Далее...

Размещено: 26.02.2012 | Просмотров: 3532 | Комментарии: 3

Размышления после юбилея

фото

Если мы, кумыки, считаем себя культурным, цивилизованным народом, то необходимо сделать все, чтобы предотвратить отмирание и сохранить для будущих поколений наше духовное культурное богатство: агач-кумуз и йыры. Это и будет свидетельствовать о степени нашей культуры, образованности и патриотизма...

Далее...

Размещено: 02.12.2010 | Просмотров: 3883 | Комментарии: 0

Сколько же тебе лет, Дагестанский педагогический?

...церемония открытия института проходила при участии и направляющей роли тогдашних признанных лидеров народов Дагестана и Северного Кавказа - Гайдара Бамматова, Джалалутдина Коркмасова, Нажмутдина Гоцинского, министра просвещения Нурмагомеда Шахсуварова, инженера Адильгерея Даитбекова и др.

Далее...

Размещено: 27.09.2009 | Просмотров: 4278 | Комментарии: 0

А Герцен был прав...

(Свой подход к исторической миссии и реальной судьбе интеллигенции)

В начале XX столетия поэт и мыслитель Андрей Белый (Бугаев) недоумевал: разгорается бессмысленная гражданская война, разруха, голод, а сочинителей пруд пруди, словно соловьиный хоровод... У нас, слава Богу, нет большой войны; и дети не мрут с голоду, но, как и во все времена, есть беспробудные оптимисты, провидцы и циники. Вот и философствуют о таких высоких, но весьма туманных категориях, как "национальная идея", "гражданское общество", грядущая глобализация... Одновременно пережевывают никем не оспариваемую тему о роли России в исторических судьбах Дагестана, значении русского языка в процессе культурного возрождения народов Востока и формировании национальной интеллигенции. В этом ничего плохого я не вижу, но гложет душу другое: в публикациях проступает явный налет показухи, желания быть на виду, на слуху. Да, это - зуд вовсе необязательного присутствия: "И я здесь!", "А как же без моего мнения?!". И ряды умников и умниц ширятся изо дня в день. В этом хоре в роли запевалы выступает М. Султанов-Барсов!

Далее...

Размещено: 03.03.2008 | Просмотров: 3652 | Комментарии: 0

Философия: прошлое, настоящее, будущее

интервью с М.И. Билаловым

Жизнь многоступенчата, поэтому говорить, что философия участвует в жизни человека в любой период жизни, было бы преувеличением. Философия влияет на решающие, ключевые, поворотные, определяющие моменты как в жизни отдельного человека, так и в жизни общества. Чем значимее жизненные события, тем заметнее философия влияет на них. В спокойном течении жизни философии не видно, но когда обществу или отдельному человеку становится тяжко, когда никакие средства не помогают, тогда взоры обращаются к философии. Когда плохо, тупиково, человек идет к мудрецу, к психологу, обращается к религии за успокоением, стабилизацией. Если же не может докопаться до истины, обращается к философии. Но не все и не везде. В России, в Дагестане, как и во всем мире, философская культура невысока, но у так называемых философских народов - у индийцев, греков, французов и т.п. - их, пожалуй, в мире 3-4 десятка наберется, философ востребован значительно чаще.

Далее...

Размещено: 23.12.2007 | Просмотров: 4653 | Комментарии: 0

Говоря о "Ёлдаш"...

Всех говорящих на кумыкском языке мы называем кумыками. Это, на мой взгляд, не совсем верно. Многие представители кумыкского народа похожи на героя одного литературного произведения, который неожиданно узнает, что он говорит прозой. Мы, говорящие на кумыкском языке, тоже еще не осознали того, что говорим своей "прозой", т.е. на кумыкском. Этому утверждению я придаю следующий смысл: кумык, который говорит на кумыкском, но осознания языка как своего родного, материнского, где-то незаменимого (например, в словах любви к матери, близкому человеку), у него нет, является недостаточным выразителем (или носителем) кумыкской культуры (идентичности). Не потому ли, попадая в город из сельской местности, многие кумыки даже в семье переходят на русскую речь, давая пример и своим детям. Поэтому я задаюсь вопросом сколько "кумыкскости" в кумыке? Достаточно ли для полноты понятия "кумык" знания просто языка и даже ведения образа жизни в соответствии с этническими традициями, с ценностями этого народа?

Далее...

Размещено: 18.11.2007 | Просмотров: 3933 | Комментарии: 0

Не благородно охаивать прошлое!

(Литературные ситуации, молитва за интеллигенцию)

О дагестанской интеллигенции у нас не пишут, а глухо игнорируют её. Спасибо М. Султанову-Барсову за то, что заговорил о "Судьбе дагестанской интеллигенции" (газ. "Дагестанская правда", 20 июля 2007 г.). Но заговорил с тех же нигилистических позиций. Вдумайтесь, не о состоянии, не об успехах или же провалах интеллигенции, а крупно, масштабно - о Судьбах! Каким нужно быть отважным, самоуверенным, чтобы в газетной статье выносить безапелляционный вердикт деятельности одного из самых самоотверженных, потому исторически жертвенных слоев общества?! Журналист начинает круто: "Дагестан не имел ни объективной истории, ни высокой культуры", т.к. якобы не было национальной интеллигенции. Обращусь к авторскому тексту: "Чисто дагестанской интеллигенции до советской власти не было и быть не могло по определению"...

Далее...

Размещено: 22.10.2007 | Просмотров: 4394 | Комментарии: 0

Есть ли у нас Совет старейшин?

Я нисколько не сомневаюсь в том, что такой "совет", конечно же, нашему народу нужен, но считаю, что он должен быть избран народом в результате общепринятых демократических процедур. С этой целью необходимо в кратчайшие сроки на сходах джамаатов селений и городов организовать выдвижение кандидатур на районные и городские советы, конференция которых выдвинет достойных представителей и в республиканский Совет старейшин.

Далее...

Размещено: 25.05.2007 | Просмотров: 3407 | Комментарии: 0

Генеалогия как национальная идея

...имеет смысл проявить инициативу на республиканском уровне - объявить следующий 2008 год годом родословия. Родословие как обязательный учебный предмет можно было бы ввести в школьные программы или изучать на факультативах. Нужно ввести в каждом селе, населенном пункте и в обществе в целом моду на генеалогию, чтобы было правилом хорошего тона, как это было принято в прошлом у всех дагестанцев, спросить у собеседника, кто были его предки и откуда они родом.

Далее...

Размещено: 29.03.2007 | Просмотров: 4444 | Комментарии: 0

Помнить и понимать свою историю

К 400-летию сражения на Караманском поле

Уважаемый мною известный московский ученый-этнолог Мурад Аджи в частной со мной переписке упрекнул меня и других своих соплеменников в забывчивости. На то у него были веские основания. И с ним невозможно было не согласиться. Но есть вещи постыднее, чем просто повседневная житейская забывчивость. Это амнезия, ослабление или потеря памяти, как отдельным человеком, так и целым народом.

Далее...

Размещено: 16.01.2007 | Просмотров: 4367 | Комментарии: 0

Неподдельный интеллект

Есть такая бородатая шутка: один кумык - кумык, два кумыка - ансамбль, три кумыка - театр... Шутники, видимо, хотели всем внушить, что кумыки только и способны - петь да танцевать, да и роли в спектаклях, перевоплощаясь, исполнять.

Что правда, то правда, да не вся...

Далее...

Размещено: 04.12.2006 | Просмотров: 4970 | Комментарии: 0

"И если завтра мой язык исчезнет..."

постскриптум к одной незаконченной дискуссии.

На последней сессии НС РД был принят во втором промежуточном чтении проект закона "Об образовании". Теперь он будет опубликован в средствах массовой информации для обсуждения. И есть огромный смысл в том, чтобы каждый самосознательный дагестанец, пекущийся о будущем своего этноса, его языка и культуры, "пропустил" этот проект через себя. Почему? Да, потому, что именно та система образования и воспитания, которая заложена в нем, будет программировать воспроизводство нашей нации, ее языка, и культуры.

Далее...

Размещено: 08.10.2006 | Просмотров: 4129 | Комментарии: 0

Кто мы? И половцы тоже

Половецкие племена не сложились в единый этнос нового времени. Помешали сначала распад Золотой Орды на отдельные ханства, а затем - их завоевание Московским государством. Но половецкое единство сохранилось.

Дело в том, что большинство тюркских народов довольно четко объединяются в три ветви (группы): огузскую (турки, азербайджанцы, туркмены), карлукскую (узбеки, уйгуры) и кипчакскую (крымские татары, карачаевцы, балкарцы, кумыки - западные кипчаки; татары и башкиры - северные или волжские кипчаки; казахи, каракалпаки, ногайцы - восточные кипчаки; киргизы и южные алтайцы - несколько обособленная киргизско-кипчакская подгруппа).

Далее...

Размещено: 22.09.2006 | Просмотров: 4720 | Комментарии: 0

Дагестан: государство и национальная печать

...эту проблему невозможно откладывать в долгий ящик, ибо, если имеющийся кадровый "голод" в этнических СМИ не будет в ближайшее время утолен, то не сегодня, так завтра в них некому будет работать...

Далее...

Размещено: 05.08.2006 | Просмотров: 3617 | Комментарии: 0

Дагестан: нация и государство

В рамках обозначенной темы применительно к Дагестану возникает два интереснейших вопроса:
1) Имеем ли мы в нашей республике нацию, "стремящуюся стать государством", или "государство, намеренное стать нацией"?
2) Возможно ли превращение республики в государство без предварительного формирования в республике "нации"?

Далее...

Размещено: 24.06.2006 | Просмотров: 7026 | Комментарии: 0

Конфликт - не между Западом и Исламом, а между разумом и страстями

Главный вопрос, лежащий в основе этой печальной истории, заключается в том, чтобы оценить способность и тех, и других быть свободными, рациональными (оставаясь при этом верующими или атеистами) и в то же время разумными людьми.

Далее...

Размещено: 18.02.2006 | Просмотров: 3255 | Комментарии: 0

Когда просыпается "аварийный ген"...

Размышления о феномене Мурада Аджи

Далее...

Размещено: 28.12.2005 | Просмотров: 4559 | Комментарии: 0