Кумыкский мир

Культура, история, современность

иконка

Общие вопросы

Под кумыковедением в данном контексте понимается комплекс гуманитарных наук, исследующих историю, духовную и материальную культуру кумыкского народа, в том числе тюркологию, востоковедение, исламоведение, филологию, культурологию и искусствоведение, общественные дисциплины.

Список публикаций

12 next

Кумыкские Бурчебии и мамлюки Египта

рисВ свое время первый кумыкский русскоязычный историк майор Д.-М. Шихалиев (1811– не ранее 1872) связывал с послехазарской историей Кумыкской плоскости упоминание в предании «каких-то князьков Бурчебий (блоха-князь, или князь блох), которые жили на том месте, где находится Байрам-аул…». Речь, по всей видимости, идет о представителях половецкой орды Бурчевичей. Она, по мнению С.А. Плетневой, занимала господствующее положение в Приднепровском регионе, Н.А. Баскакова – Донецком. Вместе с тем в обоих регионах еще в домонгольскую эпоху сохранялся булгарский компонент, постепенно утрачивавшийся в результате смешения с огузами на западе и кыпчаками на востоке.

Далее...

Размещено: 13.01.2014 | Просмотров: 2793 | Комментарии: 0

Исторические взгляды Зайналабида Батырмурзаева

фотоПроведенный нами анализ с полным основанием позволяет сделать вывод о том, что труд Батырмурзаева «Взгляд на историю Дагестана» – это одна из первых попыток в ХХ веке создать труд по истории Дагестана. И, надо отметить, на уровне развития исторических знаний своего времени, она оказалась довольно удачной. Автор старался учесть все многообразие мнений и суждений относительно истории в целом Дагестана и отдельных его этносов. Скажем, опираясь на труды современных историков, племя «авар» Батырмурзаев называет предками современных аварцев Дагестана. Что удивительно, до сих пор в ни в отечественной, ни в зарубежной историографии в этом вопросе не поставлена точка над «i»...

Далее...

Размещено: 25.07.2013 | Просмотров: 2142 | Комментарии: 0

Кумыкская книга в истории карачаево-балкарской литературы

(Тезисы)

фотоШирокое распространение в Балкарии и Карачае в конце XIX и в начале XX вв. получили книги на кумыкском языке, изданные в Казани, Бахчисарае, Стамбуле, Симферополе и Темирханшуре.

Стихи и поэмы Ш. Эрпелинского, А. Магомедова, Н. Батырмурзаева, А. Акаева, благодаря распространению кумыкской книги, оказали значительное влияние на зарождение религиозно-дидактической и развитие светской поэзии.

Восточные поэмы «Тахир и Зухра», «Лейли и Меджнун», «Кысса-и Юсуф», «Бозигит», переведенные и творчески переработанные кумыкскими поэтами, до сих пор популярны у карачаево-балкарского читателя, как носителя близкородственного кумыкскому языка.

Далее...

Размещено: 28.05.2013 | Просмотров: 2522 | Комментарии: 0

Культурные и общественно-политические взаимоотношения дагестанской и карачаево-балкарской интеллигенций в первой половине XX века

Взаимоотношения карачаево-балкарцев с народами Дагестана и в первую очередь с близкими им по языку и культуре кумыками имеют давнюю традицию. Мы в рамках нашей статьи осветим лишь краткий промежуток в их истории, а именно - временной отрезок с 1900-го по 1940 гг.

Далее...

Размещено: 02.10.2012 | Просмотров: 3367 | Комментарии: 0

Город «Башкент» «Книги побед» историков Тимура

Город этот впервые упоминается на Северном Кавказе тимуровскими историками Шами и Йезди, под названием Башкент в 1395-1396 гг. Но и сегодня вопрос о его локализации и идентификации нельзя сказать окончательно решенным.

Между тем историки, специализирующиеся на Тимуре, особенно Хафиз Абру, собрали детальные описания походов Тимура на Северном Кавказе (эти записи включают в себя объемные и очень интересные этнографические и географические сведения). Так в тимуровских источниках наряду с другими встречается название двух золотоордынских городов Бештау и Башкент...

Далее...

Размещено: 29.09.2012 | Просмотров: 2994 | Комментарии: 0

Из истории азербайджано-кумыкских связей

Изучены азербайджано-кумыкские связи на фоне исторических процессов, происходивших в Кавказском регионе. Подтверждено, что азербайджанцы и кумыки в силу близости географического расположения, нахождения некоторых родов в одних и тех же этнополитических образованиях, имели тесные военно-политические и экономические связи.

The Azerbaijan-Kumyk relations were studied on the background of the historical processes that took place in the Caucasus. It is confirmed that the Azerbaijanis and Kumyks byproximity had close military-political and economic ties due to the geographic location, location of some genuses in the same ethno-political formations.

Далее...

Размещено: 31.07.2012 | Просмотров: 3149 | Комментарии: 0

Основные аспекты изучения истории кумыков

Кумыки – самый многочисленный тюркский этнос Северного Кавказа. Кумыкский язык относится к кыпчакской группе Алтайской языковой семьи. В этногенезе кумыков приняли участие тюркские племена: гунны (III-IV вв.), булгары – барсилы и савиры, а также хазары (Х в.) и кыпчаки (IX в.).

Одним из наиболее могущественных кумыкских государственных образований на северо-восточном Кавказе являлось Шамхальство Тарковское (Targu Şavhallıgı). Оно возникло как самостоятельное государственное образование в период распада Золотой Орды, а именно в 1443 году почти одновременно с образованием Крымского ханства и просуществовало вплоть до 1867 года...

Далее...

Размещено: 08.05.2012 | Просмотров: 3149 | Комментарии: 1

Кумыкско-казахские межэтнические связи

к постановке проблемы

Предки кумыков и казахов неоднократно входили в состав единых государств, сначала в Тюркский каганат, в Хазарский каганат, восточная граница которого достигала реки Эмба, затем в Золотую Орду и, в конце концов, в Российскую империю и СССР. Следует отметить, что в Тарковском шаухальстве в конце XIV в. утвердилась одна из линий потомков сына Джучи Тукай-Тимура, потомком которого являлся и Тохтамыш, чьим родовым улусом являлся полуостров Мангышлак...

Далее...

Размещено: 24.04.2012 | Просмотров: 13346 | Комментарии: 2

Заметки о языке и словесности кумыков

[Работа 1926 года]
фото

Разбор литературных приемов, грамматических форм и фонетической системы кумыкского языка ясно показывает принадлежность его к группе Кипчакской, которая до сих пор занимает особое место среди других групп тюркских наречий. Несмотря на наличие богатого языкового материала, все же трудно, основываясь лишь на нем, высказываться об историческом прошлом кумыков нашего времени.

В настоящей же заметке мы постараемся привести несколько исторических данных, и сделать соответствующий вывод, отнюдь не претендуя на полную его правильность, лишь в надежде, что освещение данного вопроса с высказаной нами точки зрения возбудит интерес к нему у более компетентных лиц, именно у историков-тюркологов, и тем послужит к окончательному его разрешению.

Далее...

Размещено: 18.09.2011 | Просмотров: 5479 | Комментарии: 0

Тамга-знаки Дагестана

По материалам кумыков и их предков

Сведения и указания источников на существование у кумыков в прошлом, как и у родственных им карачаевцев, балкарцев, ногайцев, крымских татар, кабардинцев и других тюркских народов, своих знаков (клейм) собственности давно ставят вопрос о необходимости сбора, изучения и использования их в качестве исторического источника в этногенетических построениях и исследованиях.

Такими клеймами кумыки, их сородичи и предки на Кавказе метили лошадей и рогатый скот, их вырезали также на косяках или створках дверей, на столбах домов, на деревянной посуде, на трещотках и шаманских бубнах, звучание которых сопровождало танцы и камлания. Тамга служила также гербом племени, рода, изображалась (их вышивали золотом) на знаменах, войлочных коврах и на могильных стелах, на т.н. сынташах (каменных могильных памятниках), на карасах (каменных коновязях) на придорожных столбах или на стенах зданий, а также проставляли под документами вместо подписей и печатей. Знаки царствующих тюркских родов, изображались на щитах, выводились на их монетах. Особо следует отметить, что тамга-знаки были непременным элементом орнамента ковров.

Далее...

Размещено: 11.06.2011 | Просмотров: 10437 | Комментарии: 0

О чем рассказала рукописная карта

(Часть маршрута Дербентского похода Петра I)

В Рукописном отделе Библиотеки Российской Академии наук хранятся несколько чертежей Петровского времени, условно называемые «астраханскими». Их подробное описание дано в статье искусствоведа из Санкт-Петербурга Гусаровой Е.В. «События и объекты Петровской эпохи на трех неизвестных астраханских чертежах». Один из этих чертежей интересен для нас тем, что он появился в условиях Персидского похода и на ней нанесен маршрут через территорию Кумыкии (среди исследователей этот чертеж получил название «Карта маршрута по западному побережью Каспийского моря»). Более того, как считают ученые, чертеж составлен под диктовку самого Петра I.

Далее...

Размещено: 21.03.2011 | Просмотров: 2814 | Комментарии: 0

Внешние и внутренние связи языков Дагестана

Фото

Что касается тюркских языков, то ввиду исключительной их взаимной близости (в собственно интралингвистическом смысле можно говорить о бытовании в настоящее время лишь трех тюркских языков - чувашского, якутского и прочих, которые могут квалифицироваться как один язык) тюркологи используют в последнее время более строгую, с точки зрения методологии, морфологическую лингвостатистику.

Это позволило им придти к выводу о том, что распад пратюркской общности (выделение из нее наиболее древних и близких к прочим алтайским булгарских языков, наследником которых является чувашский) имел место к 120 г. до н.э...

Далее...

Размещено: 18.03.2011 | Просмотров: 3501 | Комментарии: 4

Проблема этнической самоидентификации в общегосударственной структуре населения СССР

(на примере кумыков)

фотоПо нашему мнению, в СССР термин "малые народы", равно как и "малочисленные", в современных исторических условиях часто противоречит элементарным правовым и этническим нормам. Попробуем показать это на примере этнической самоидентификации кумыков.

Кумыки - тюркоязычный народ, их численность, согласно данным переписи населения-89, порядка 260 тысяч, ареал проживания ограничивается в основном степным и предгорным Дагестаном. В 30-х годах численность кумыков составляла около 60 тысяч человек..."

Далее...

Размещено: 18.08.2010 | Просмотров: 5749 | Комментарии: 1

Тюркоязычная традиция в рукописной культуре Дагестана: XVI - нач. XX вв.

Фото...к концу XVI в. наблюдается отчетливо, что культура народов Дагестана переживает тогда важный перелом: арабская письменная традиция в некоторых его регионах начинает терять свой монопольный характер. Это выразилось в том, что здесь обнаруживаются не только лапидарные, фрагментарные записи и глоссы, но и появляются цельные тюркоязычные рукописи (нарративные сочинения), тюркские эпитафии, актовые документы, поэтические сборники, эпистолярные памятники и памятные записи (хроники)...

Далее...

Размещено: 03.06.2010 | Просмотров: 4640 | Комментарии: 0

Палеографическая характеристика и вопросы археографии памятников тюркоязычной деловой письменности Северного Кавказа XVIII в.

Цель настоящей статьи - дать обобщенную характеристику палеографических особенностей тюркоязычных документов эпистолярного жанра из архива Кизлярского коменданта, хранящегося в Центральном государственном архиве Республики Дагестан (ЦГА РД). Описание проводится нами по определенной схеме, разработанной на практике. Ниже приводится схема описания документов в обобщенном виде...

Далее...

Размещено: 20.05.2010 | Просмотров: 3602 | Комментарии: 0

Славянская письменность, булгары и кумыки

Обычно полагают, что Кирилл и Мефодий были славянами или греками, но известна и альтернативная теория их этнического происхождения, согласно которой они были тюрками-булгарами (протоболгарами). Последние, покинув под давлением булгароязычных хазар Северный Кавказ, появились в низовьях Дуная в 679-680 гг. под предводительством хана Аспаруха, в 650-660 гг. вытесняют отсюда аваров и в 680-681 гг. в союзе со славянами создают на Балканах свое государство - Первое Болгарское царство.

Булгарами их назвали византийцы, сами себя они именовали оногундурами (уногундурами), а также хоногурами. Булгары-хоногуры, родственный протокумыкам тюркский этнос, проживали в первой половине VI в на территории Черноморско-Каспийского междуморья к северу от Кавказа. Сюда они, известные здесь под названием "страны (царства) хонов" (гуннов), переместились еще в конце V в. из восточного Предкавказья, по всей видимости, из равнинного Кумуклука (Гумика). Горная часть последнего упоминается в нынешнем Дагестане примерно тогда же - с VII века...

Далее...

Размещено: 22.05.2009 | Просмотров: 4640 | Комментарии: 1

Весомый вклад в изучение истории кумыкского народа и шамхалов Тарковских

Официальная историография в регионах, по крайней мере, в Дагестане, в основном остается приверженной старым позициям, не воспринимая свежих веяний, исходящих от представителей новой генерации исторической науки. Они, за редким исключением, остаются глухи к их сочинениям, не проявляя своего отношения к ним. В данном случае мы имеем в виду монографические работы А.А.Кандаурова "К вопросу о происхождении кумыков" (Махачкала, 1995), Б.Атаева "Край равнинный - Кумыкия" (Махачкала, 1996), Г.Оразаева "История Кавказа и селения Карабудахкент Джамалутдина Хаджи Карабудахкентского" (2001), его же: "Исторические сочинения Дагестана" (Махачкала, 2003) и другие.

Весьма плодотворно трудится в области кумыкской истории в последнее десятилетие Камиль Алиев...

Далее...

Размещено: 28.02.2009 | Просмотров: 3928 | Комментарии: 0

Отзыв на публикацию Н. Г. Волковой «Названия кумыков в кавказских языках»

В статье Н. Волковой содержатся краткие оригинальные сведения об эндо- и экзоэтнонимах (самоназваниях и внешних названиях народов), кумыков, представляющих значительный научный интерес. Однако наличие интересных материалов не означает, что все этнонимические изыскания Н. Г. Волковой достаточно аргументированы. Более того, в статье, к сожалению, встречаются явные неточности.

Далее...

Размещено: 26.11.2005 | Просмотров: 5909 | Комментарии: 0

И смешно, и грустно.

Об этимологических упражнениях К. Микаилова и других

Такое двоякое чувство вызывает чтение этимологии К.Микаилова к названию аула Капиркъумукъ (Кафиркумук ), опубликованной в № 5 газеты "Молодежь Дагестана" от 4.02.2000 года под рубрикой "Имя. А что за ним".

Далее...

Размещено: 31.10.2005 | Просмотров: 6230 | Комментарии: 0

Культура национального самосознания

Культура национального самосознания, на наш взгляд, имеет два измерения: 1) отношение к своей нации; 2) отношение к другим народам...

Далее...

Размещено: 06.08.2005 | Просмотров: 4548 | Комментарии: 0
12 next