Кумыкский мир

Культура, история, современность

Битвы наших отцов

Книга 1-ая. Московско-Тарковская война

Автор: Батыр Караманлы

В книге рассматриваются события одной из самых драматичных эпох в истории Северо-Восточного Кавказа - эпохи экспансии Московского государства в Западный Прикаспий и его столкновения здесь с Шаухальством Тарковским, а также национально-освободительной борьбы жителей Шаухальства в период оккупации 1604-1605 гг. Это первая книга, где детально разбираются события той грозной поры.

На обложке использованы репродукция Абдулзагира Мусаева с гравюры «Тарки» из книги Адама Олеария «Путешествие в Московию. Через Московию в Персию и обратно», а так же его картина «Шаухалы после междоусобиц».

© Кумыкское краеведческое общество «Анжи-Кала», 2012 г.


Обложка
  СОДЕРЖАНИЕ  
1. Предисловие 4
2. Московско-Тарковские войны 8
3. Первая Московско-Тарковская война (1560-1572 гг.) 13
4. Союзники Московского государства 27
5. Союзники Шаухальства Тарковского 34
6. Вторая Московско-Тарковская война (1591-1607 гг.) 40
7. Былые нравы и самосознание 67
8. Эр-Намус 74
9. Народные песни о героях 78
10. Словарь 83
11. Список использованной литературы 85
12. Вместо послесловия 87

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

С именем Бога я начал свои слова, Моего Бога, который творил, лелеял и прощал.

Юсуф Баласугуни, XI в.

Изучая творения древних, мы делаемся их современниками; размышляя над их жизнью, мы словно становимся ее свидетелями и переживаем ее сами. И так долгие годы можно было провести за этим занятием, когда бы смерть не отрывала нас от него столь внезапно.

Абу Шама из Дамаска (ум. в 1267 г.)

Народ, знающий свою историю, никогда не потеряет свободу.

Зайнал-Абид Батырурзаев, 1917 г.

 

Средние века для кумыкского народа - эпоха беспрестанных войн, она требовала, чтобы каждый был героем, и это геройство и порождаемые им подвиги принимались как должное. Именно потому в кумыкских преданиях воспевается множество отважных героев. Среди них Айгази, Абдулла (Бий-Атлы), Арсланхан, Казанбий, Эльдаруш, Аманхор, Атай Эндиреевский, Батырмурза и Казихан Капчугаевские и многие другие. К сожалению, сегодняшнее поколение не помнит и не читает преданий и не следует славным традициям предков, погрязнув в суете, подражая чужеземным и худшим примерам.

Наша работа посвящена лишь одному из периодов многовековой истории сопротивления чужеземным вторжениям - второй половине шестнадцатого - началу семнадцатого веков. События того времени были одними из стержневых в кумыкском историческом процессе и наложили колоссальный отпечаток на все последующие. Эта книга не для того, кто хочет потешить своё тщеславие и оскорбить своего соседа. Это не книга ненависти. Наши предки воевали не с русским народом, изнывавшим под крепостным ярмом, а с его угнетателями - царями-опричниками Иваном Грозным и Борисом Годуновым. Опричнина, как известно, политика террора и получается, что цари тоже в каком-то смысле были террористами. Борьба с ними была священным долгом для представителя любой веры и нации.

Какие же уроки дала нам национальная история?

Во-первых, рубеж XVI-XVII веков преподал нам самый важный урок в истории - единый народ не сломить. Потому кровь, пролитая нашими предками в боях за свободу — это красная нить, соединившая нас воедино. Наши предки прошли с честью суровые испытания того времени, сохранили себя как народ, оберегли свою землю. В этом им по Божьей воле помогло единство, когда они, забыв старые обиды и вражду, вышли в бой рука об руку. Брат пришёл к брату на зов о помощи. Никто не прятался взаперти. В Кумыкии не было места трусу. Этот урок важен сейчас, когда наш народ в очередной раз переживаеn эпоху перемен, когда разрывается связь поколений, когда люди отдаляются друг от друга и часто рвутся даже самые важные, самые ценные узы. Коран (сура «Женщины») гласит: «Бойтесь Аллаха, именем Которого вы просите друг друга, и бойтесь разрывать родственные связи», а ведь родной народ - это семья, которая состоит из родных, двоюродных, троюродных, и, если угодно, «семиюродных» братьев и сестёр. Родной народ - это ещё и школа, в которой личность может и должна развиваться, становясь мужественной и добродетельной. Как глубокомысленно утверждал русский философ Б.О. Ключевский: «Отличительным признаком великого народа является его способность подняться на ноги после падения. Как бы ни было тяжко униженье, но пробьет час, он соберет свои временно растраченные силы и воплотит их в одном великом человеке или многих великих людях, которые и выведут его на временно утраченную историческую дорогу». Увы, сейчас героизм и бескорыстие становится редкостью среди наших соплеменников. Тем больше мы должны ценить тех, кто всё же последовал примеру предков и не отступил назад перед врагом. Скольких воинов - духовных наследников Солтан-Мута Эндиреевского, Солтан-Махмуда Утамышского и Ахмед-Хана Дженгутайского мы потеряли в последние годы! Когда-нибудь и о них сложат героические песни, напишут книги, на их примере будут воспитывать новые поколения кумыков.

Во-вторых, мы должны знать своё прошлое, чтобы не быть марионетками в чужих руках. Великий киргизский писатель Чингиз Айтматов мудро заметил: «Народ, у которого нет истории, подобен ребенку без отца и матери, всему учится с самого начала. Мало того, народ, потерявший свою историческую память, словно гибкая лоза: куда его согнешь, туда и пойдет».

В третьих, среди причин появления этой книги - отсутствие информации об описываемых в ней событиях в общедоступных источниках. Страницы университетских и школьных учебников, где отводится место нашей истории, представленной как составная часть дагестанской, изображают её как сплошную междоусобную вражду, сопровождавшуюся одними убийствами и грабежами. Народ изображается беспомощным, вечно нуждающимся в помощи старшего брата. В этих учебниках нет места подвигу, героизму, победам. В них ни слова не говорится о наших древних государствах и городах. Мы решили восполнить этот большой пробел. Главам предпосланы ёмкие эпиграфы, чтобы яснее обозначить их содержание.

В нашей книге вкратце рассматриваются причины, ход и итоги борьбы Тарковского государства и его жителей за независимость. В конце книги даются приложения (цитаты из источников о поведении кумыков в прошлом, изречения о свойствах батыров и народные песни о воинах). Полагаем, что данная работа не только привлечёт интерес, но и будет способствовать дальнейшей читательской активности среди кумыков в отношении своей великолепной истории и культуры.

 

[...]

 

Вместо послесловия

Читатель, книга, которую ты сейчас читаешь, вышла на скромные пожертвования нескольких молодых патриотов из селений Албёрю-Гент, Яхсай, Алхожа-Гент и города Хасав-Юрт, за что выражаем им свою искреннюю благодарность, ибо, не располагая крупными суммами, они отдали на издание существенную часть своего заработка. Да вознаградит их Аллах за вклад в просветительскую работу.

Вместе с тем остаётся сожалеть, что лишь столь немногие сердца отозвались на призыв о помощи в издании этой книги, отчего и тираж её не достаточно велик и оформление не соответствует значимости избранной темы.

Размещено: 01.06.2012 | Просмотров: 3081 | Комментарии: 1

Комментарии на facebook

 

Комментарии

gereyhan оставил комментарий 17.07.2012, 12:57
Comment
а где можно купить эту книгу?

Для комментирования на сайте следует авторизоваться.