Кумыкский мир

Культура, история, современность

О кумыках и уйгурах

На днях в редакцию заглянул пенсионер Батыр Зиявович Тавлуев из с. Хамавюрт Хасавюртовского района. Он проделал этот путь в Махачкалу, как сам признался, чтобы выразить свою благодарность творческому коллективу газеты за публикации по истории и культуре кумыков и получить ответ по одному волнующему его вопросу - "о кумыках среди уйгуров и казахов" (так он сам выразился).

В связи со своим вопросом он в ходе нашей беседы рассказал, что в 1988-1990 гг. работал бухгалтером в г. Аксарайск Красноярского района Астраханской области, где строился Астраханский газоконденсатный завод. И вот однажды, выехав с товарищами в поле на пикник, столкнулись с археологами из Москвы (фамилии их он подзабыл), которые вели раскопки каких-то степных курганов. Завязалось знакомство, и руководитель той экспедиции рассказал, что курганы эти принадлежат кумыкам, которые захоронены здесь в далекие эпохи. Кумыки эти, согласно историческим источникам (это рассказывал археолог), "были белолицы, голубоглазы и рыжеволосы", одним словом европеоиды. И каково же было удивление археолога, когда Батыр Зиявович сказал ему, что является потомок тех древних кумыков. Внимательно оглядев его, археолог тут же поинтересовался, откуда родом сей "живой кумык". Получив ответ - "из Дагестана", археолог тут же заключил: "Могу с вами согласиться... Но в вашем облике заметны и кавказские влияния...".

Батыр Зиявович как сегодня помнит все слова того археолога. И что удивительно, история эта продолжилась и позже, когда он вернулся в Дагестан и работал уже здесь. Как-то об этом он рассказал своему товарищу, работавшему экспедитором, - Абдул-Гамиду Бабатову, который часто бывал по работе в Алмате, в Казахстане. Тот нисколько не удивился сообщению Батыра Зиявовича, напротив, в дополнение рассказал свою историю.

Однажды, будучи в Алмате, в командировке в одной организации, зашел к главному бухгалтеру (она оказалась уйгуркой), чтобы подписать бумагу. Та, увидев в его паспорте в графе "национальность" - кумык, удивилась, заговорила с ним на своем языке, а Абдул-Гамид - на кумыкском, и они друг друга прекрасно поняли. К тому же Абдул-Гамида привело в нескончаемое удивление сообщение собеседницы о том, что (передаю дословно) "в Китае среди многомиллионного населения уйгуров живут кумыки, насчитывающие 3 миллиона человек".

Рассказав все это, Батыр Зиявович, вопрошающе посмотрел на меня, ожидая моего слова. Разумеется, готового ответа на его вопрос у меня не было, но я обещал Батыру Зиявовичу через газету дать соответствующие разъяснения, что и делаю ныне. Не исключаю, все, что здесь написано, будет интересно и другим читателям.

Конечно же, Б. Тавлуев поднял очень интересный вопрос, за что ему спасибо. Дело в том, что вопрос о кумыках среди уйгуров на страницах нашей газеты всплывает не впервой. Помнится, на аналогичный вопрос на страницах газеты ранее давался ответ известным лингвистом и писателем, ныне народным писателем РД, И. Керимовым. Ответ его, насколько мне помнится, сводился к тому, что никаких кумыков в Китае, конечно же, нет и не было, но сами уйгуры - родственный кумыкам тюркский народ, язык которых они понимают без переводчиков. И это - сущая правда.

Конечно же, с высоты накопленных на сегодня исторической тюркологией знаний наши прежние представления по данному вопросу можно откорректировать и существенно дополнить.

Первое. По сообщению тюркского географа Махмуда Кашгарлы (11 век), в его время в Восточном Туркестане (ныне на территории Китая) обитало одно тюркское племя под названием кумук, с одноименным правителем которого он встречался и общался. Здесь отметим, что крупный турецкий историк Фахреттин Кырзыоглу на основании этих и других синхроничных сведений в своей монографии о кипчаках приходил к выводу о том, что какая-то часть кумыков в рассматриваемое время, возможно наряду с Кавказом, обитало и в Средней Азии.

Второе. Персидский историк Рашид-ад-Дин в 13 веке также упоминает в Восточном Туркестане среди 10 уйгурских племен племя КУМУК-АТЫКУЗ, сообщая о нём следующее: "Тех же, которые по реке Утикан (Отюкен), десятой по счёту, называли народом кумук-атыкуз". С другой стороны, исторически известно, что в Восточной Европе и на Кавказе еще в раннем средневековье (IV-VII вв.) обитали гунно-булгарские племена под названиями сарагур, оногур и гуннуг-ундур, которых известный российский тюрколог В.В. Радлов причислял к восточно-тюркским, иначе уйгурским, племенам и, сопоставляя эти названия с приведенными у Рашид-ад-дина, полагал, что первое есть не что иное, как сара-уйгуры, т.е. желтые уйгуры, второе - он-уйгуры - десятиплеменные уйгуры. По его мнению, эти восточные тюркские племена под именем гуннов вторглись в Европу в IV в. Вслед за В.В. Радловым и другими исследователями американский тюрколог Д.М. Данлоп склонен полагать, что сарагуры, он-огуры и другие племена, с характерным окончанием "гур", были уйгурскими, тем более что сары-уйгуры и он-уйгуры засвидетельствованы не только в степях Северного Кавказа, но и в Монголии. По его мнению, группы уйгур, начиная с появления сарагур и оногур, неоднократно переселялись в Европу. К их составу он причисляет и хазар, которые, как известно, имели прямое отношение к кумыкам на Северном Кавказе.

Третье. Ибн Халдун, арабский историк (1332-1406), в "Китаб аль-ибер" среди 11 кипчакских племен называет и племя кунук (кумук). Ученые считают, что кунук Ибн Халдуна соответствует этнониму современных кумыков.

Четвертое. По легендам казахов Восточно-Казахстанской области Уланского района, многие могильные курганы на возвышенностях принадлежат народу кумык. Выходит, что в древности кумыки жили как на Алтае, так и на Кавказе. Казахский ученый С. Аманжолов связывает этих кумыков с современными кумыками и кунуками, упоминаемыми Ибн Халдуном. К этому следует добавить и то, что еще в 19 в. на Алтае, как и на Кавказе, в Барнаульском административном округе существовала Кумыкская волость. Сказанное дополняется и сообщением нашего постоянного читателя, любителя истории родного народа Б. Тавлуева из с. Хамавюрт.

Что же касается заявления о "трехмиллионной численности кумыков среди современных уйгуров", то подтвердить или опровергнуть его нам не представляется возможным. Но мы допускаем, что в заявленном контексте речь могла идти о кумуках-атыкузах, в ходе длительного этногенеза вошедших в состав современных уйгуров.

Если обобщить все вышеприведенные сведения источников, то вытекает один очевидный, как нам кажется, вывод. Кумыки и их предки в разные исторические эпохи, начиная с древнейших времен и, в частности, с раннего средневековья, являлись частью различных тюркских племенных объединений и входили в различные государственные образования, возникавшие на просторах Евразии. И поэтому вряд ли стоит удивляться тому, что они оставили заметный след в этнической истории ряда ее регионов и тюркских племен, в том числе и Средней Азии.


Опубликовано: газета "Ёлдаш/Времена", 05 ноября 2010 г.

Размещено: 09.11.2010 | Просмотров: 6061 | Комментарии: 5

Комментарии на facebook

 

Комментарии

MASUDEISOV оставил комментарий 07.12.2010, 21:32
Comment
УЙГУР КУМУК ХАЛИКЛЛЛИРИ ЙИЛТИЗДАШ!
MASUDEISOV оставил комментарий 10.12.2010, 18:57
Comment
Уйгур макаллири
Йеген егиз , корген коз.
Я келемда йок, я элемда йок.
Яхши атка камча кетмас.
Уят турган йэрда иман турар.
chagar оставил комментарий 27.05.2011, 00:05
Comment
онна барып гёз къаратып, билип гельмеге кёп уллу къыйын затму?
djamrus оставил комментарий 03.06.2011, 16:15
Comment
Согласен,
djamrus оставил комментарий 03.06.2011, 16:18
Comment
нужно взглянуть самим

Для комментирования на сайте следует авторизоваться.