Заметки к генеалогии Джучидов на Северном Кавказе и Дагестане
Родословные и тамги
Как было отмечено нами в недавно опубликованной статье, "в 1396 г. прекращается первая ветвь кумыкских Чингизидов, восходящая... к Менгу-Тимуру (1265-1282 гг.). Не исключено, что в 1398 г. приходит к власти другая чингизидская династия, восходящая к Тука-Тимуру, сыну Джучи, и правившая вплоть до 1867 г., когда она была низложена русской администрацией, получив от нее титул князей Тарковских. Можно предполагать, что до 1443 г. - гибели Миран-шаха, сына Тимура - она сосуществовала с Тимуридами..." [1].
Вместе с тем в 20-х гг. прошлого века была высказана точка зрения о золотоордынском происхождении и ханов Аварии, которые продолжали линию, восходящую к Менгу-Тимуру: они были из рода Орус-хана, а точнее, вели себя от потомка внука Орус-хана Джанибека, [2] (сына Узбека), правившего в 1342-1357 гг. Именно в этом смысле надо понимать "укрепительное письмо" (в смысле подтверждения уже имевшего место до этого вассалитета по отношению к Золотой Орде) от "имени татарского хана Бахти", полученное к 80-м годам XIV века одним из её правителей, который ездил за ним в Золотую Орду [3].
Имя Бахти якобы носил сын Тохтамыша, а также некоторые золотоордынские военачальники [4], Действительно, имея виду правивших сыновей Тохтамыша Джаббар-Берди (1416-1417 гг.) и Кадыр-Берди (1419-1420 гг.), можно предполагать, что их имена могли быть искажены и переданы как Бахти. Не исключено вместе с тем, что вышеупомянутый ярлык, если иметь в виду его функцию - "укрепительное письмо", мог быть получен от одного из независимых ханов, потомков Бату, правивших на Северном Кавказе и в прилегающих областях в коне XIV века. В этом случае при возможном искажении к вышеупомянутому "Бахти" обнаруживают близость имена таких ханов, как Мехмет-Булак-хан (1369-1380) и Бек-Болат-хан (1390-1396) [5], что также свидетельствует о сохранении соответствующих вассальных отношении к концу XIV века.
В отношении последнего хана обращает на себя внимание уже отмечавшееся нами упоминание о гибели в сражении с войсками Тимура в 1396 г. безымянного (см. в последующем изложении) правителя - шамхала (шавкала) [1] "области Гази Кумуклук и войска Аухара" ("области кумыков[-газиев] и войска аваров") [7]. Его мы сочли за последнего в первой кумыкской ветви Чингизидов [8].
Вместе с тем, время гибели этого правителя совпадает с моментом окончания правления Болат-хана - 1396 год. А это не исключает вероятности того, что именно он был последним в ветви кумыкских Чингизидов. Считается также, что вышеупомянутый убитый в Дагестане (1396 г.) в сражении с войсками Тимура предводитель и правитель области "Гази-Кумуклуг" Шаухал (Саухал/Соукал") был братом Болат-хана [9].
Что касается авторов, возводящих династию шаухалов, правившую Кумыкией с 800 г. хиджры (1397-1398 гг.) до 1867 г., к потомкам Тукай-Тимура, сына Джучи, связывая ее с тукатимуридом Шадибеком [10], то, по данным составленной Игорем Боревым генеалогии Тука-Тимура, тринадцатого сына Джучи, Шадибек не входит в число его потомков. Некоторые исследователи относят к потомкам Тука-Тимура и хана Золотой Орды Тохтамыша, а также Улу-Мухамеда - основателя Казанского ханства, что вызывает сомнение у ряда историков [11]. Показательно и то, что провозглашение независимого Кумыкского государства в 1443 году происходит практически одновременно с захватом Перекопа в Крыму Хаджи-Гиреем [12].
В 1450-1460 гг. в составе Большой Орды, включавшей земли между Доном и Волгой, Нижнее Поволжье и степи Северного Кавказа, обособляется Астраханское ханство во главе с Тукатимуридом, бывшим ханом Большой Орды, сыном Кичи Мухаммеда Махмудом, проигравшим борьбу за власть своему брату Ахмаду - внуку Тохтамыша, "герою" стояния на Угре. В 1486-1491 гг. Большая Орда была разгромлена крымским ханом Менгли-Гиреем I и в 1502 г. лишилась самостоятельности, что ознаменовало собой конец единого золотоордынского государства и обретение полной независимости Астраханского ханства [13].
В свою очередь, о том, что и на западе региона кумыкские владетели были наряду с крымскими ханами наследниками золотоордынской государственности свидетельствует известность среди тамг западных (ак)ногайцев рода К(ъ)умук(ъ) тамги [14], которая оказывается чрезвычайно близкой к известной тамге, воспроизведенной на анонимном пуле и дирхеме Менгу-Тимура 1266/1267 гг. из Крыма [15]. Это, возможно, говорит о связи представителей этого рода с Бату-ханом и об их правящей здесь функции.
В последнем отношении не может не обратить на себя внимания и то, что известная таракъ (гребень)-тамга ханского рода Гираев из Крыма совпадает с ханской тамгой обеих (акъ и къара) групп ногайцев, но не имеет в то же время родовой привязки у восточной части къараногайцев [16]. Эта же таракъ (гребень)-тамга воспроизведена на гербе кумыкских брагунских ханов из рода Таймазовых [17], родословная которых восходит к упоминаемому в 1396 году Бораган-хану "властелину Татартупа" (Джулата)[18].
С другой стороны, на надгробиях верховных кумыкских правителей-шамхалов и некоторых их перстневых печатях воспроизводится джучидская "бадами мухр" ("миндальная печать"). Последний известный случай ее использования потомками шамхала Айдемира (убит в 1641 г.) князьями Айдемировыми из с. Эндирей Хасавюртовского округа - представителями засулакской ветви третьей (второй чингизидской) династии - в качестве печати для скрепления деловых бумаг имел место в 1858 г. Но при этом восьмиугольные растительные мотивы внутри подобных надгробных миндалевидных розеток "удивительным образом напоминают фигуру обнаруженного во время раскопок в Северном Дагестане хазарского медальона" [19].
Данное обстоятельство устанавливает, по всей видимости, преемственную связь с исторически первой хазарской династией, правившей данным регионом (Семендерское царство?) еще в дозолотоордынскую эпоху. Вместе с тем, о широкой распространенности власти практически всех вышеупомянутых кумыкских династий, главным образом золотоордынского происхождения, в рассматриваемых пределах, в основном в Дагестане, а также на Западном Кавказе - в Карачае, свидетельствуют и их горско-кавказские ветви [20]. Их изучение практически только начинается.
Примечания
- 1. Гусейнов Г.-Р.А.-К. К генеалогии династии Джучидов на Северном Кавказе и Дагестане по историческим, лингвистическим и фольклорным данным (вторая половина XIII - конец XIV вв.) // Генеалогия народов Кавказа. Традиции и современность. - Владикавказ, 2009. С. 62.
- 2. Алиев К.М. Влияние Золотой Орды на этнос и культуру Кавказа // Золотоордынское наследие. Материалы Международной научной конференции "Политическая и социально-экономическая история Золотой Орды (XIII - конец XIV вв.)". Казань, 2009. С. 395.
- 3. Тахнаева П.И. Христианская культура средневековой Аварии в контексте реконструкции политической истории (VII - XVI вв.). Махачкала, 2004. С. 47-48.
- 4. Криштопа А.Е. Дагестан в XIII - начале ХУ вв. М., 2007. С. 157,164.
- 5. Алиев К.М. Шаухалы Тарковские. Страницы кумыкской родословной. Махачкала, 2008. С. 29.
- 6. Эпиграфические памятники Северного Кавказа на арабском, персидском и турецком языках. М., 1980. Ч.Ш. С. 107.
- 7. Тизенгаузен В.Г. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. М.Л., 1941. С. 124,186.
- 8. Гусейнов Г.-Р.А.-К. Указ. раб. С.60.
- 9. Алиев К.М. Указ. раб. С. 29-31.
- 10. Ханмурзаев И.И., Идрисов Ю.М. Проблема образования средневекового кумыкского государства Шаухальства в контексте политического наследия улуса Джучи на Северном Кавказе // Золотоордынская цивилизация. Казань, 2008. Вып.1. С. 129.
- 11. См. Дом Джучи. Потомоки Тука - Тимура
- 12. Последний, согласно одной из наиболее распространенных версий, также происходил из Тука-Тимуридов, от Джанак-оглана, младшего брата Туй Хаджи-оглана, отца Токтамыша. В свою очередь, старший сын Джанак-оглана, Ичкиле Хасан-оглан, был отцом Улу-Мухаммеда, основавшего в 1438 году Казанское ханство (см. )
- 13. Там же.
- 14. Баскаков Н.А. Ногайский язык и его диалекты. М.-Л., 1940. С. 135, №36.
- 15. Образование Золотой Орды. Казань, 2008. С. 224-225 илл.
- 16. Баскаков Н.А. Ногайский язык и его диалекты. С. 134 № №26, 139 № 29.
- 17. Выдающиеся воины Кумыкии. Махачкала, 2009. С. 43.
- 18. Алиев К.М. Указ. раб. С. 117,196, табл.21.
- 19. Ханмурзаев И.И., Идрисов Ю.М. Указ. раб. С. 230-233, 236, прим. 17.
- 20. Алиев К.М. Указ. раб. С. 44-48.
Опубликовано: сб. "Генеалогия народов Кавказа. Традиции и современность". Вып. II. Владикавказ,2010. C.78-82.
Комментарии на facebook