Кумыкский мир

Культура, история, современность

О понтийских тюрках

(кумыках, ногайских татарах, кундурах и карачаевцах)

фото Кумыки[1], являвшиеся культурным народом Кавказа, оказали сильное влияние на соседние народы гор, от которых многие переняли их язык и обычаи, так же как и азербайджанцы, передвигавшиеся с юга на север, обращая иранское население в ислам, и тем же самым постепенно навязали тюркский язык.

Наряду с этой гипотезой о происхождении части сегодняшних кумыков нельзя не принимать во внимание традиции ногайских кумыков, свидетельствующие о том же самом направлении передвижения (переселения), и ссылается на ту фракцию кумыков, которая происходила в прямой линии от ногайцев, лишь после нападения монголов, переселившихся назад на западное побережье Каспия. По этой традиции производили кумыкские ногайцы свое происхождение прямым образом от Орды Мамай Хана.

У Мамая было много братьев, двое из которых достигли особой славы, а именно Алчагир, отец Дели-Урака, под руководством Мамая опустошивший Крым, и Исмаил-Хиллечи, который после смерти бездетного Мамая стал властелином. Карасай и Кази, сыновья этого Дели-Урака, должны были из-за притеснений Исмаила переселиться от Волги к берегам Каспия и примириться с Адиль-Султаном, ханом Крыма, участвовать в его борьбе против персидского шаха.

От Карасая и Кази происходили мурзы ногайцев Терека. В то время, когда Девлет-Герей пал в Астрахани и русы построили крепость Терки, тамошние ногайцы подчинились русской власти.

В Маасе, когда русские распространили свою власть, часть ногайцев переселилась к кумыкам, а другая часть снова - на земли Шамхала, в то время когда часть эмигрировала в степь. Последний мурза, князь этих ногайских кумыков, был Базик-баш Канбулат, сын Ших-мурзы, "после смерти которого они стали еще слабее и уединились на левом берегу Терека, где они еще сегодня известны под именем кара-ногай".

Позже после нападения монголов, когда туранство стекалось сюда, с Юга цепная связь была восстановлена между тюрками на Севере и на юге Кавказа, все еще узы единения (два этноса на стыке двух ветвей тюрков), кумыки и азербайджанцы, никогда не могут объединиться, т. к. имелось различие в верованиях (секте) и нравах, обычаях. И это было преградой между ними. Азербайджанцы, как относительно новые поселенцы, принадлежали вследствие иранского культурного влияния все еще Ирану, в то время как кумыки, как ближайшие соседи кавказских жителей гор (аварцев, лакцев, чеченцев и даргинцев), с давних пор по образу жизни строго относятся к кавказцам.

Что касается культурных отношений кумыков, как мы по ходу заметили, то многие кавказские народы находятся под их влиянием и присвоили себе кумыкский язык и религиозным делам обучались у кумыков. Кумыкский язык понимают и частично также говорят кабардинские жители гор, Балкара, Безенги, Чегема, Хулама и Урусбия. Также часть чеченцев и лезгин понимает этот язык, и если сегодня русские удивляются, что этот турецкий диалект еще не потерял своего значения, ибо сами русские являются здесь новичками, в то время как кумыки, принявшие ислам, уже в раннем средневековье среди языческих жителей играли роль культуртрегеров, мусульманских миссионеров, и если это образование по усилению шиитского учения приблизилось только из центральных азиатских учений, то, наверняка, все же благодаря кумыкам (с. 562).

Образовались уже здесь южные форпосты туранства - на севере иранского пограничного рубежа от Дербента, что не подлежит никакому сомнению (по моим наблюдениям, имелась неразрывная духовная связь между Темир-Хан-Шурой и Хивой (с. 563).

До сих пор мы упоминали среди имен и родственных кундуров и кумыков, хотя мы и согласны с тем, что кундуры, или карагачи, имеют смесь кумыков и кара-киргизов с собственными ногайцами, но мы бы не хотели, чтобы этих карагачей путали с карачай-тюрками. Первая часть этих слов похожа по звучанию, но вместе с тем эти два слова не имеют ничего общего. Карагачи, или кундуры, в древности были ногайцами, а карачай-тюрки же относятся к Кубанской области, от черкесов татаркуш-га названы равнинными татарами.

Куманы. Как объясняет Клапрот, они должны быть оттеснены из степей Кумы (Куманских), а именно из ближайшей окрестности старого Маджара, в Кавказские горы. Хотя они и окружены со всех сторон черкесами, но все же до сих пор сохранили свой турецкий язык, который похож поразительным образом на так называемый язык Кодекса Куманикуса 1303 г., что нельзя сказать о языке ногайцев по Клапроту, подробно писавшему об этом народе в своей книге. Они живут у подножья Минги-тау (небесная гора, от слова Минг, менг - небо и тау - гора) у рек Курсух, Кубань и Теберда...

[1] Имя "кумык", противоречащее фонетике турецкого языка, должно было быть в форме кымык, от основы кым - двигать. Кымык - значит подвижный, двигающий, очевидно, состоит в древней мифической истории тюркского народа в связи с Кимак.


Источник: Wambery H[*]. Das Turkenvolk in seinenethnogishen und ethnographishen Beziehungen. Leipzig, 1885.

Перевод на русский язык - К. Алиев.

[*] Арминиус Вамбери (1832-1913) - венгерский ориенталист.
 

Опубликовано: газета "Ёлдаш/Времена", 17 сентября 2010.

Размещено: 20.09.2010 | Просмотров: 3283 | Комментарии: 0

Комментарии на facebook

 

Комментарии

Пока комментариев нет.

Для комментирования на сайте следует авторизоваться.