Кумыкский мир

Культура, история, современность

Проблема этнической самоидентификации в общегосударственной структуре населения СССР

(на примере кумыков)

По нашему мнению, в СССР термин "малые народы", равно как и "малочисленные", в современных исторических условиях часто противоречит элементарным правовым и этническим нормам. Попробуем показать это на примере этнической самоидентификации кумыков.

Кумыки - тюркоязычный народ, их численность, согласно данным переписи населения-89, порядка 260 тысяч, ареал проживания ограничивается в основном степным и предгорным Дагестаном. В 30-х годах численность кумыков составляла около 60 тысяч человек.

Казалось бы, что даст сопоставление этих двух цифр? Рост численности? Однако в действительности наблюдается обратное. В Дагестане в течение последних двух-трех десятилетий проводится: государственная политика оккупирования традиционных районов обитания кумыков, идет изгнание народа с родных земель. В этой республике не осталось ни одного кумыкского района. Этнические центры кумыков уничтожены, разрушена культура. Из года в год растет доля кумыков, вынужденных уехать за пределы Дагестана...

Как видим, сопоставительный анализ даже численности народа в специфических, советских исторических условиях дает искаженные результаты. Отсюда следует, что понятие "малый народ", равно как и "малочисленный", у нас всегда будет субъективным. Или, по крайней мере, нуждающимся в дополнительной информации. Например. Локально ли проживает народ? Какова плотность населения на единицу площади региона и какова в ней доля исследуемого народа? Каковы социальные условия проживания и уровень инфраструктуры? И главное - какова связь с этнической родиной?

Что касается связи кумыков с их этнической родиной, то этот вопрос серьезно еще не рассматривался по причинам, опять же проистекающим из специфики исторических условий страны, в которой традиционно, уже много веков, уничтожается и унижается тюркская культура, тюркский народ. Вот, выписка из приказа Петра I: "...а басурман зело тихим образом; чтоб не узнали, сколько возможно "убавлять". И далее: "дал бы знать, сколько возможно там русской нации на первый раз поселить." (С.М. Соловьев "Чтения и рассказы по истории России", М.1990 г. стр. 715). В приказе речь идет о политике русского государства на Кавказе.

С первых же лет Советской власти, и особенно в 30-е - 40-е годы, эта рекомендация Петра I в национальной политике СССР реализовывалась наиболее успешно. Репрессиям на Северном Кавказе, например, подверглись в первую очередь тюркоязычные народы, которых власти отнесли к "некоренным".

Вот почему, на наш взгляд, дискуссия об этнической родине кумыков была невозможна. Точка зрения (единственно верная в той историко-политической ситуации!) могла быть только одной - кумыки - коренной народ Дагестана. И это не должно было вызывать сомнений далее у оппонентов.

Очевидно, что только во взаимодействии с общими историческими процессами страны можно судить о современном состоянии отдельных её народов, об их этнической самостоятельности... Такова преамбула к настоящему докладу.

* * *

Не вдаваясь в детали, лишь заметим, что едва ли не все тюркоязычные народы СССР на протяжении двух последних тысячелетий географически были связаны с территорией степной и лесостепной зоны Евразии. Наиболее известное их государство Дешт-и-Кипчак, существовавшее с III-IV века н.э., располагалось между Алтайскими горами и Дунаем, на севере границы подходили к Москве-реке, ("Дешт" - по-тюрски значит "степь").

Население Дешт-и-Кипчака было в основном моноязычным, оно занималось скотоводством, земледелием и ремёслами. Особенно успешно вело военные действия. Архаизированные наименования населения Дешт-и-Кипчака, которыми часто злоупотребляют авторы, дают ложное представление о некой множественности народов, обитавших в степи. С этим нельзя согласиться, никто же, например, не делит русских на новгородцев, псковичей или владимирцев, хотя когда-то такое деление было распространено. В Дешт-и-Кипчаке были каганаты (провинции) - Хазария, Украина, Булгария и другие. Соответственно делилось и население.

Хазары, половцы, кипчаки... Эти народы четко идентифицированы по отношению к соседним: все они говорили на одном - тюркском - языке, вели схожий способ хозяйства, имели одну культуру. И нет никаких данных, позволяющих утверждать, что это - разные народы.

После экспедиционных и литературных исследований, проведенных в 80-е - 90-е годы, у нас сформировалась точка зрения, что этноним "кумыки" нуждается в реформации.

Прежде кумыкское общество в Дагестане традиционно делилось надвое, причем условная граница проходила по реке Сулак. Северные и южные кумыки. Они говорили на отличающихся диалектах тюркского языка (по крайней мере, отдельные слова и выражения до сих пор имеют разные значения). Формы ведения хозяйства, быт, нравы при общей схожести тоже были неодинаковы, что во многом объяснялось ещё и природными условиями обитания - степь для северных кумыков и предгорья для южных.

Северные и южные кумыки различаются и внешне. По наружному виду их следует отнести к европеоидной расе. Но северные кумыки, как правило, светловолосые и синеглазые. Черты их лица достаточно широкие при четко обозначенном ортогнатизме, конституция телосложения крупная, кость широкая. По своим антропометрическим параметрам они вполне соответствуют набору тех представлений, которые вкладывались в древнерусское слово "половец" (цвета половы), равно как и венгерское слово "куман" или тюрское "сарык".

Южные кумыки имеют в своей внешности больше характерных азиатских черт: они обычно темноглазые, причем глаза иногда бывают "монгольского разреза", кожа светлая, волосы тонкие, мягкие, как правило, темные, но не черные, как, например, у монгол. Конституция их телосложения скорее нормальная, чем крупная: По нашему мнению, 1) либо так сегодня выглядят потомки хазар - жителей Хазарского каганата, - что менее вероятно, хотя хазары тоже были тюркоязычными и занимали те же земли, на которых сейчас живут кумыки; 2) либо, что более вероятно, южные кумыки есть потомки тех тюрков, которые пришли с юга после смешения тюрков с монголами и завоевания ими Средней Азии и Южного Прикаспия.

Однако по необъяснимым причинам, вопреки всякой логике, хазары, половцы (все народы Дешт-и-Кипчака!) отечественной исторической наукой отнесены к исчезнувшим народам. Почему? Они вошли в историю России как "дикие кочевники", как "отсталый народ". Одним словом, как "поганые татары"!.. Однако так ли было на самом деле?

Обращает на себя внимание, что "погаными" степняков традиционно называли только в русских летописях, видимо, вкладывая в это слово какой-то особый смысл. (Закономерен вопрос, не отсюда ли проистекают истоки российского геноцида в отношении тюрков?). В арабских же, византийских, итальянских и английских источниках, которые нам удалось найти, о тюркоязычньк жителях степи приводятся сведения как о развитом и культурном народе. Не следует забывать, что у них была своя, неповторимая культура.

И ни о каких "диких кочевниках" не должно быть и речи! Мало-мальски знакомый с физической географией историк давно бы усомнился: возможно ли кочевое скотоводство на территории Восточно-Европейской равнины? Климатические и ландшафтные условия здесь не позволяют культивировать мигрирующие формы хозяйства.

Дискуссии о "кочевниках" можно было бы вообще избежать, если обратиться к Половецкому словарю, который является едва ли не единственным сохранившимся свидетельством материальной культуры Дешт-и-Кипчака, видимо потому что он находится не в России, а в библиотеке Св. Марка в Венеции. Оказывается, что такие слова как "печь" и "изба" пришли в русскую речь из тюркского, вернее половецкого языка, сохранив тот же смысл.

Славяне, как известно из работ академика Б.А.Рыбакова, до общения с тюрками не знали ни изб, ни печей, они жили в землянках, в лесу. Топили по-черному, как до сих пор поступают в отдельных случаях жители северных районов России, исконно славянских.

* * *

Бессмысленно также сравнивать славян и половцев по уровню развития их хозяйства и говорить об отсталости последних, как это делает отечественная наука, умышленно умалчивая при этом, что славяне до их связи с варягами (до IX века) вообще не знали металла. В то время как половцы с металлом были знакомы, по крайней мере, за тысячу лёт до славян - на Алтае, на родине половцев, железные руды находятся на поверхности. Примерно в 1-м веке н.э. половцы придумали принципиально новую технологию получения и обработки металла - кузнечные горны особой формы,- научились делать сабли (по-тюрски "шёшке"), оружие впоследствии позволившее им завоевать степь, до Дуная. "Бесспорно, что эти пришедшие с Востока народы внесли большой вклад в распространение металлургии и металлообработки." (М.Беккерт "Мир металла". Перев. с нем. М. 1980 г. стр. 16)... Так что определение "дикий" абсолютно не подходит к жителям Дешт-и-Кипчака.

Любопытные записи оставили арабские путешественники о половецкой кухне - в ней преобладали мучные блюда. Если вспомнить, что слово "отруби" тоже пришло в русскую речь из половецкого и что предки половцев, скифы были отличными земледельцами, о чем говорил Геродот, то выясняется, что тюркоязычные половцы возделывали поля не хуже своих северных соседей, у которых не было даже металлических приспособлений для обработки земли. Так что национальным кумыкским блюдам, таким как хинкал или чуду тысячи лет.

Хлеб пекут кумыки тоже как половцы - в печи, из кислого теста. Никто из народов Дагестана такой хлеб не делает. Сохранились древние рецепты приготовления браги (бузы) и кваса (по-тюрски, кваса) - национальных напитков кумыков.

Как свидетельствуют арабы, половцы пользовались самоварами, их скотоводы устанавливали прямо на арбе, чтобы по дороге, до привала, можно было кипятить воду. Заметим, слово "самовар" правильнее по смыслу произносить как: "сумавар" - "су" по-тюрски значит "вода". Этим кипятильникам по крайней мере более полутора тысяч лет, но придумали их не половцы. Сегодня едва ли не в каждом кумыкском доме, особенно в сельской местности, есть сумавар.

Сумаварный промысел у половцев развивался в городе Тула. Этот город Дешт-и-Кипчака издавна выделялся своими ремесленниками. По-тюркски "тула" означает, "колчан, набитый стрелами". Именно с колчанами, набитыми стрелами, уезжали степняки-воины от оружейников, которые также делали ещё неплохие шашки, остроконечные шлемы, кольчуги, которые придумали половцы и которыми потом пользовались и славяне.

* * *

В Дешт-и Кипчаке было немало городов. Это и Кий, захваченный в XI веке варягами. И Сарай, который "можно было объехать верхом на лошади за полдня," - как писали арабы. И другие города. Каждый половецкий город делился на кварталы. Между городами действовала почта - по-тюркски "яма". В почтовые (ямские) повозки ямщики-половцы запрягали тройки лошадей, о чем тоже, писали, арабы.

Кумыкские селения во многом, повторяют структуру половецкого города почти полностью. По крайней мере, так было до недавнего времени. У северных кумыков селения называются "юрт", а у южных - "кент". Уже из названия населённого пункта следует, кто именно живёт там: Хасавюрт, Бабаюрт, Каякент, Янгикент... Также, по названиям, отличаются и хутора: "отар" - у одних, и "махи" - других.

Можно привести достаточно много примеров сходства быта, хозяйства у кумыков (преимущественно северных) и у половцев. Однако все эти примеры сегодня будут скорее из области абстрактного познания - к сожалению, с XIX века, после колонизации Россией Кавказа, в быт кумыков, как и других народов, начала приходить европейская культура, она, особенно в советское время, изменила жизнь кумыков. Теперь бесполезно искать, например, даже элементы национальной одежды. Народы Кавказа потеряли свою самобытность. Это, надо полагать, и есть то закономерное следствие великодержавной национальной политики, традиционной для России, она, политика, изначально вела к уничтожению других народов, к потере ими самобытности. Наше утверждение не абстрактно, оно строго согласуется со статистикой. Так, согласно первой переписи населения (1896 год) на территории России проживало 196 народов. Сейчас их осталось около 100. К этим цифрам добавить нечего.

* * *

Главная причина деградации и гибели народов, на наш взгляд, в том, что народы СССР, в том числе и кумыки, утратили накопленные предками богатства духовной культуры и морали - иначе говоря, богатства религии. Именно поэтому они стали уязвимыми для идеологических догм, будь то коммунистических или каких-то иных.

Хотя время убедительно показывает, что прежде религиозная обстановка в кумыкском обществе на протяжении его истории была достаточно стабильной, тогда был стабилен и этнос. Примерно с III века на Кавказе, а позже и в Дешт-и-Кипчаке, начала распространяться христианская мораль. Вот что, например, пишет по этому поводу арабский путешественник: "...принадлежали к народу, известному по имени кипчаков - они христианской веры" (В.Г.Тизенгаузен "Сб. материалов, относящихся к истории Золотой орды", СПБ 1884 год, том 1, С.279). Правда, в середине VIII века арабский халифат пытался внедрить на Северном Кавказе мусульманство, но попытка не удалась.

Исследование истоков христианской религии нам показало, что на Северном Кавказе и в прилегающих областях преобладало католическое христианство. Там была Прикаспийская провинция Римской церкви, из Рима назначался епископ. До сих пор сохранились остатки храмов, встречаются даже кресты на местах старинных кладбищ.

* * *

В XIII веке, как известно, когда началось монгольское нашествие, государство Дешт-и Кипчак, не связанное ни единством веры, ни властью единого правителя, раскололось. Католики и православные, несториане и духоборы, язычники объединились вокруг своих богов перед лицом опасности. Те половцы, которые исповедовали католицизм, устремились к Северному Кавказу, к Прикаспийской провинции Римской церкви.

Вот почему именно в XIII веке, как утверждает советская наука, "исчез" народ половцы и - что советская наука никак не объясняет - вдруг "появились" другие тюркоязычные народы. На Северном Кавказе - кумыки, карачаевцы, балкарцы; в Крыму - крымские татары; в придунайской степи - кумаки, куманы, куны. Все они тогда были христианами-католиками.

Это обстоятельство, нам кажется, чрезвычайно важным, ибо оно даёт объяснение действиям России, которая, завоевав Астрахань, сразу же начала активные военные действия против кумыков. Русская православная церковь, как известно, в то время находилась в постоянной вражде с Римской церковью.

С 1550 по 1605 год православные россияне организовали 10 (десять!) походов на Тарковское Шамхальство, где жили кумыки. И десять раз русские терпели поражение. Решающее сражение произошло в 1604-1605 гг., после которого завоевательные походы России были приостановлены на полтора столетия...

А тем временем большая часть тюркоязычных половцев, из числа христиан православного вероисповедания и проживающая на земле поверженного Дешт-и Кипчака, подверглась обрусиванию. Особенно массовым этот процесс стал после Азовских походов Петра I, когда степь, её Донские области, окончательно отошли к России.

Процесс искусственной ассимиляции тюркоязычных на Дону (донских и белгородских татар) протекал болезненно и жестоко. Нам не известны работы по исследованию этого процесса, но то, что он был тленно болезненным и жестоким не вызывает сомнений. О нем говорят так называемые крестьянские войны, иначе говоря, войны против своего же народа, и бунты, которые беспощадно в XVII-XVIII веках подавлялись русскими войсками на юге России, на территории бывшего Дешт-и Кипчака.

Физическое уничтожение тюркской культуры, иначе говоря, насильственное обрусивание, привело к тому, что представителей более 300 русских фамилий справедливее называть обрусинными половцами, для которых родной язык стал русский. В первую очередь это донские и белгородские татары, которых стали называть казаками. Тюркское происхождение многих русских фамилий не вызывает сомнений: Суворов, Кутузов, Тургенев, Чаадаев, Аксаков, Каблуков, Муханов, Тараканов и другие.

По нашему мнению, исследование проблемы кумыков (равно как карачаевцев или балкарцев) - "малых народов СССР"?! - справедливее давно начать в Центральной России, где абсолютно подавляющая часть населения - русскоязычные тюрки. По нашим предварительным оценкам численность русскоязычных тюрков в СССР значительно превышает ныне 50-80 млн. человек.

Генетически южнорусские, часть украинцев, все казаки, гагаузы, крымские татары, карачаевцы, балкарцы, кумыки есть один народ. Все они потомки тюркоязычных половцев, которых искусственно, для утверждения собственного господства, российские власти ассимилировали, либо разделили, превратив некоторых из них в так называемые "малые народы". И утвердили это разделение в истории:

Особенно катастрофические изменения для кумыков, карачаевцев и балкарцев приходятся на начало XIX века, когда Россия объявила окончательную войну Кавказу, но предварительно разрушив основы морали и веры у кавказских народов:

После проведенного исследования проблемы этнической самоидентификации кумыков мы пришли к выводу, что для сохранения этого этноса требуется законодательно восстановить понятие и термин "половец", в котором объединялись бы генетически единые тюркские народы европейской части СССР, в том числе и обрусиные казаки, обозначить политико-административный ареал их проживания. Такое объединение способствовало бы защите и восстановлению тюркской этнокультуры.


Источник: Международный симпозиум "Право и этнос".

Материалы для обсуждения. Голицыно. 1-5 октября 1991. С.141-149.

Размещено: 18.08.2010 | Просмотров: 6157 | Комментарии: 1

Комментарии на facebook

 

Комментарии

дхм1950 оставил комментарий 19.03.2011, 10:16
Comment
пришло время нам нынешним собирать камни и хотя- бы начать изучать свою историю и возрождать язык,обычаи и культуру.

Для комментирования на сайте следует авторизоваться.