Кумыкский мир

Культура, история, современность

Краеведческие апокрифы - 2

[научно-популярный дайджест]

(предыдущая статья)

Восточная граница Хазарии

Местонахождение восточной границы Хазарского каганата до сих пор остаётся под вопросом. Но сохранилось несколько письменных свидетельств, проливающих свет на эту тайну. Например, как пишет, ссылаясь на ал-Масуди современный узбекский исследователь Ш.С. Камолиддин, река Карадарья (течёт по территории Киргизии и Узбекистана) у ранних арабских географов называлась также Длинной и ал-Хазар, т.е. рекой хазаров. В IX в. иранцы называли Сырдарью рекой (нахр) ал-Хазар, т.е. Хазарской рекой[1]. Ал-Хваризми помещает город ал-Хазар[2] на «Длинной реке» (Карадарья), к востоку от Хорезма[3]. Масуди также упоминал город Амул в Хазарии (сравните: Аму-Дарья)[4]. Ещё более ценные сведения сохранились благодаря, так называемой, Терхинской надписи (датируется 759/760 г.), в которой рассказывается о деяниях уйгурского кагана Элетмиш Бильге, разрушившего «тюркский эль». В надписи также упоминаются «прославленные огузы» Кадыр Касар и Беди Берсил[5], во вторых именах угадываются этнонимы хазар и берсил. В именах Кадыр и Беди, по моему мнению, отражены хазаро-булгарские титулы хатир[6] и бад (бат). То есть некие хазарский и берсильский феодалы были хорошо знакомы уйгурам VIII в. карта Подобный факт объясним в контексте многолетней борьбы уйгур с тюркской династией Ашин, правившей в Хазарии. К тому же уйгуры непосредственно граничили с тюргешами, обитавшими в Семиречье – Прибалхашье, то есть в непосредственной близи с рекой ал-Хазар (Карадарья), в долине которой впоследствии образовалось Огузское государство со столицей в Янгикенте. Некоторые тюргешские племена, в частности азы[7], вполне могли участвовать в политической жизни Хазарского каганата. Удаленность же восточной границы Хазарии от её политических центров, в дополнительный раз свидетельствует в пользу политической преемственности Хазарского и Западно-Тюркского каганата.

Маджары на Северо-Восточном Кавказе

На рубеже VIII-IX вв. в степях Предкавказья обитали предки современных венгров мадьяры, или как их называют на Востоке маджары. Несмотря, что уже в X в. они перебрались на новые места обитания. В истории они успели оставить немало интересных свидетельств о своём пребывании. На реке Куме археологами обнаружены остатки двух золотоордынских городов Большой и Малый Маджары. После походов Тамерлана они пришли в запустенье. Неудачей завершилась и попытка восстановления Маджара объединёнными силами крымского хана и тарковского шамхала в начале XVII в.[8] В знаменитой «Книге большому чертежу» 1627 г. написано: «А по реке Куме, с правые стороны 7 мечетей татарских, можаров юрт, да мечеть по другой стороне реки Арак Кешень»[9].

карта

Первым о городе Маджаре, как месте, откуда в Европу могли проникнуть мадьяры – венгры, писал в первой трети XVIII в., служивший в крепости Святой Крест на Сулаке, офицер российской службы венгр Самуэль Туркаи[10].

В Хунзахе есть тухум Маджарилал. Согласно записанным Расулом Магомедовым в 1941 г. преданиям они появились в Хунзахе, как многочисленный тухум. Однако через некоторое время большинство пришельцев ушло в «страну маджаров». В селе остались лишь немногие[11].

Евгений Зичи, писавший о кавказско-маджарских параллелях указывал на совпадении названия народности дарго с одноимённым венгерской рекой и сходством звучаний названий народа карачай и венгерского графства Карачаис[12].

В кайтагской редакции «Завещания Андуник-Нуцала» в качестве восточного предела политических притязании, завещаемых нуцалом своим наследникам Булачу и Хаджиали-Султану указано местечко Маджардитим»[13].

Немного о кайтаках

* * *

В справочнике «Кавказ: географические названия и объекты» в Темир-Хан-Шуринском округе указан кутан Хайдак[14]. Этот кутан фигурировал уже в самом начале XVIII в. (ок. 1700 г.) в завещании одного из шамхалов своему внуку Умалату.

* * *

Большой интерес представляет и лексика кайтагского диалекта кумыкского и даргинского языков. В кайтагском диалекте кумыкском языка присутствует слово «локай» – «собака», которое явно происходит от монгольского «нокай», также означающего «собака». В кайтагском диалекте даргинского языка сохранилось хазаро-булгарское слово вучар – торговля[15].

* * *

Более столетия назад Е.Г. Вейденбаум писал: «Критический разбор средневековых сведений о кайтаках и принятии ими христианства мог бы дать много важных указании для этнографии и истории Кавказа»[16]. Есть большое противоречие между упоминанием в сочинениях тимуридских историков Шами и Йезди о кайтаках как о «неверных» и тем фактом, что ещё до Тамерлана, Кайтаг в Дагестане традиционно считался одним из первых газийских центров. О раннем проникновении в Кайтаг Ислама свидетельствуют и достаточно древние арабописьменные надмогильные плиты в Кала-Курейше и Кара-Кайтаге. В 1406 г. была построена мечеть в Тама – центре общины Ирчамул[17]. Сомнительно, что бы мусульмане там появились только после тамерлановского похода. Историкам следует всерьёз об этом поразмыслить.

* * *

В статье Л.И. Лаврова «Южнодагестанский хронограф 1710-1712 гг.» приводятся следующие выписки: «Дата разорения селения Курах и Кюры рукой Шейх-Шаха год 917-й хиджры. Дата завоевания Шемахи рукой Шахруха-Мирзы Кайтагского год 942-й хиджры». Сам Лавров поясняет, что Шахрух-Мирза, принадлежавший к кайтагской линии ширван-шахов, являлся племянником ширваншаха Халил-Уллы II, и был провозглашен знатью в 1536 г. новым ширваншахом.

* * *

В материалах собранных Мансуром Гайдарбековым есть такие памятные записи:

«Дата сожжения селения Ахты руками Бархудар-Султана[18] и рафидитов[19] 1030 г. (1620 г.) [20].

Армия рафидитов прибыла в селение Башлыкент во время Али-Султана в 1100 (1688-1689 гг.) [21].

Кончина Бурдж-Али-бека бин Масума Гази-Хан-бега Кайтакского 1071 г. (1660-1661)[22].


 

[1] Камолиддин Ш.С. Древнетюркская топонимика Средней Азии. Ташкент, 2006. С.24-25 (ссылается на Macoudi. Les prairies d\'or, text et traduction C. Barbier de Meynard, t. I-IX, t.2, Paris: Societe Asiatique, 1861-1877).

[2] В арабо-персидских источниках термин ал-Хазар часто употреблялся как эпитет к любому городу, подчинявшемуся хазарскому кагану.

[3] Т.М. Калинина. Сведения ранних ученых Арабского халифата. М., 1982. С. 74-76

[4] Камолиддин Ш.С. Указ. соч. С. 22

[5] Кляшторный С.Г. Терхинская надпись (предварительная публикация) // Советская тюркология. Баку, 1980. № 3. С. 93

[6] Сравните с упоминаемым в арабских источниках титулом хазарского вельможи Хатир- Эльтебер.

[7] Об азах смотрите подробно: Абдуманапов Р.А. К вопросу происхождения кыргызского племени Азык // Международная научно-практическая конференция "Актуальные проблемы истории Саяно-Алтая и сопредельных территорий" 6-12 сентября 2001 г. Абакан, 2002. C. 153-157.

[8] Акты Смутного времени правления Василия Шуйского. М, 1914 . Вып. 2. С.177

[9] Кидирниязов Д.С. Ногайцы в известиях русских, западноевропейских и восточных авторов XV-XVIII вв. Махачкала, 1999. С. 202

[10] Соснина Е.Л. Ян Потоцкий и его Путешествие в Астраханские и Кавказские степи. Пятигорск, 2003. С. 136

[11] Магомедов Р.М. По аулам Дагестана. Махачкала, 1977. С. 45

[12] Зичи Евгений. Миграция венгров // РФ ИИАЭ ДНЦ РАН Ф. 1. Оп.1. Д. 494. Л.8

[13] Обычай и закон в письменных памятниках Дагестана V - начала XX вв. Махачкала, 2009. Т. I. С. 121

[14] Кавказ: географические названия и объекты. Нальчик, 2007. С. 287

[15] Лигети Лайош. Очар // КНКО: Вести. Махачкала. Вып. 4. C. 37; В чагатайском и тюрко-делийском языках слово uchar означало рынок (Э.Н. Наджип. Тюркский язык делийского султаната XIV в. // Советская тюркология. Баку, 1982.№2. С. 87). В кумыкском языке учар – это лобное место в селе, годекан.

[16] Примечание Е.Г. Вейденбаума к труду Ксаверио Главани «Описание Черкессии» (перевод Е.Г. Вейденбаума) // СМОМПК, XVII. Тифлис, 1893. Отдел II. С. 175

[17] Магомедов Р.М. Даргинцы в дагестанском историческом процессе… С. 103, 148

[18] Представитель кайтагской знати на иранской службе, годом раньше участвовал в походе на Эндирей.

[19] Имеются в виду шииты.

[20] РФ ИИАЭ ДНЦ РАН Ф. 3. Оп. 1. Д. №236. Л. 34

[21] Там же. Л. 104

[22] Там же. Л. 76

Размещено: 02.08.2010 | Просмотров: 4621 | Комментарии: 0

Комментарии на facebook

 

Комментарии

Пока комментариев нет.

Для комментирования на сайте следует авторизоваться.