Кумыкский мир

Культура, история, современность

Салавдин Токаев: "Жизнь надо прожить по законам справедливости и нравственности"

Как-то один мудрый человек сказал: «Не дай Аллах жить в эпоху перемен». Действительно, когда меняется один уклад жизни на другой, все нужно начинать заново. А это связано с большими жертвами, потерями. И такое напряжение выдерживают не все. Но люди, сильные духом и телом, выдерживают колоссальные трудности. В наше беспокойное, тревожное время на ум недаром приходят слова известного русского писателя, автора замечательного романа «Как закалялась сталь» Николая Островского: «Человеку жизнь даётся один раз...».

фотоНедаром говорится: жизнь не без добрых людей. Встречу с такими людьми я всегда считаю за большую удачу и испытываю огромную радость от общения с ними. На днях мне посчастливилось познакомиться с одним из таких людей в редакции нашей газеты «Ёлдаш». Человек с большой буквы, о котором я говорю и с большим удовольствием беседую, Салавдин Зиявович Токаев, родом из известного кумыкского селения Костек (родился в 1938г.), что в Хасавюртовском районе. Сегодня он живет в Махачкале, несмотря на свой преклонный возраст, работает в одном из ООО (ПИБ «Газстройизыскания») ведущим специалистом. Судьба подарила мне встречу с этим мудрым, замечательным и сильным духом человеком. Поэтому мой первый вопрос так и начался - о смысле жизни.

- Салавдин Зиявович, жизнь человеческая не безгранична. Время торопит. В чем, по-вашему, её смысл? Для чего она нам даруется?

- Такой же вопрос однажды задал мне мой очень близкий товарищ. Я ему ответил и отвечу тебе. Все мы живем под безграничным единым небом. Всем даруется жизнь. Все рождаются равными. И каждый из нас - частица вселенной, все в жизни взаимосвязано и взаимообусловлено. Жизнь прожить достойно и чего-то достичь в ней не так легко и просто, особенно если ты человек не беспринципный. Она дается каждому из нас один раз и надо её прожить по законам красоты, справедливости и нравственности. Для меня в жизни базисными критериями всегда были и остаются честность, порядочность и чувство долга. Всегда старался быть полезным близким и окружающим. Как мне удалось всю жизнь придерживаться этих принципов, не мне судить.

Каждая эпоха выдвигает свои вызовы и требования к живущим современникам, сейчас актуальным вызовом, на мой взгляд, стал, в числе ряда других, вопрос защиты окружающей среды. Если человек, явившись на рынок, в любой магазин или ларёк, не сомневаясь в качестве, не может купить тот или иной продукт, или, захотев в жару искупаться в море, не может без содрогания влезть в воду, то очевидным стало, насколько мы запустили животрепещущие вопросы защиты нашей колыбели - окружающей среды. Своими необдуманными действиями и поступками мы рубим сук, на котором сидим. Это сказывается на нашем здоровье и на здоровье нашего потомства. Недаром эксперты приводят такие данные: из каждых десяти детей, ныне растущих, только один вполне здоров. Я в последнее время часто стал над этими вопросами задумываться, стараюсь оградить своих близких от этих навалившихся на нас напастей. Это очень трудно. Есть всем нам над чем серьёзно задуматься...

- Да, мы в ответе за судьбу потомков, перед памятью предков. Что нужно делать, чтобы связь поколений и времен не прерывалась?

- С возрастом, наравне с повседневными заботами и хлопотами, не можешь не задуматься о своей миссии в этой жизни. Эти размышления обратили мой взор на прошлое, к истокам, к жизни предков, и не могли не заставить задуматься о будущем. Стал задаваться вопросом: кем были мои предки, чем занимались, какой след оставили после себя? Серьёзные думы о жизни в прошлом, настоящем и в будущем заставили меня обратиться к истокам родословной. Хочу, чтобы наши дети, внуки и правнуки знали о наших предках как можно больше, выросли достойными их, брали с них пример и на нём воспитывались.

- А что значит для вас почитание предков?

- Прежде чем ответить на ваш вопрос, я хотел бы сказать, что почитание предков, уважение к их памяти должно быть и является, по-моему, одним из неотъемлемых качеств любого человека. К сожалению, были времена, когда власть старалась всячески стереть эту память, обезличить людей, превратив их в неких манкуртов. К счастью, в наше время для всех людей, интересующихся своими корнями, появилась возможность заняться этими поисками, используя сведения, почерпнутые из печати, в том числе из вашей газеты, архивных материалов и других источников, чем я и занимаюсь в последние годы вместе с ближайшими родственниками. Могу сказать, что нам есть чем гордиться. Род Сала-узденей Токаевых является одним из самых известных, древнейших в Засулакской Кумыкии. Согласно историческим документам («Записка о привилегированных и свободных сословиях в Кумыкском округе»), наши родоначальники являлись сподвижниками Солтан-Мута, проживали ещё до прихода Тимура в Салатавии, которая, как известно из истории, является родиной истинных Сала-узденей и в прошлом была населена кумыками. Об этом говорит вся топонимика, названия рек и гор, многие из которых до сих пор носят имена своих прежних хозяев. Так, согласно историческим сведениям и семейным преданиям, нашему роду в своё время в Салатавии принадлежала гора Ханакай-Тау, а также местность под названием Ханакай-Тала, что находится около сел Алмак и Буртунай. Неподалеку находится также хребет Ханакай.

фотоХанакай-Тау, упомянутый и в "Кумыкском энциклопедическом словаре", представляет собой пастбищную гору высотой более 2км, на которой жители двух вышеупомянутых селений выпасали свой скот, с разрешения хозяев. Именем Ханакая назван также квартал в сел. Костек, принадлежавшем роду Токаевых, где стали жить его потомки после образования этого села в середине 17 века.

- Хотелось бы, чтобы вы подробнее рассказали о Токаевых, о родоначальнике вашей фамилии.

фото - Наша фамилия, как показывает родословная образована от имени первопредка Токая. И его имя встречается в каждом поколении Токаевых вот уже более 200 лет. Представители фамилии Токаевых довольно рано стали на путь государственной службы Российской империи и добились при этом немалых успехов. Известно, что Ханакай Токаев уже в начале 19 века имел звание подпоручика. Его сын Зурхай поступил на службу в Собственный Е. И. В. Конвой в лейб-гвардию в 1830 г. и дослужился до звания штабс-ротмистра в 1862 г. Являлся кавалером ордена Св. Георгия под №65043, награждён серебряной медалью за взятие Варшавы (1831 г.), польским знаком «За военное достоинство». Его брат Суюнч-Герей служил там же с 1842 г. и ушел в отставку в звании корнета. Были в роду и лица, занимавшие административные должности. Так, Суюнч-Герей Токаев после своей отставки некоторое время был старшиной сел. Костек. Его подписью удостоверяется решение джамаата сел. Костек от 1 декабря 1879 года об открытии школы для мальчиков в слободе Хасавюрт. Айтек Токаев служил мировым судьей в сел. Костек. Одним из ярких представителей фамилии является Токай Токаев. В течение 15 лет он исполнял должность старшины сел. Костек и снискал широкую известность благодаря своим большим организаторским и политическим способностям. Во многом благодаря его стараниям с. Костек превратилось в один из торговых и культурных центров на Кумыкской плоскости. Он был одним из самых известных кумыкских общественных деятелей предреволюционной поры, и, как писал в 1910 г. журнал «Мусульманин», издававшийся в Париже, был, кроме всего прочего, грамотным, хорошо знающим русский язык человеком. После Февральской революции он принял активное участие в создании и работе «Хасавюртовского правительства», возглавляемого князьями Уцмиевым и Каштановым. Был одним из делегатов, направленных в город Владикавказ к комиссару Временного правительства для получения соответствующих полномочий. После Октябрьского переворота он добровольно сложил с себя обязанности старшины, чтобы не быть втянутым в братоубийственную гражданскую войну. Он остался в памяти народа и стал персонажем кумыкского фольклора как «старшина Токай», с которым состязается в остроумии представительница простого народа, девушка по имени Пейма-Ханум, и при этом каждый раз побеждает его. После установления советской власти некоторые представители нашего тухума подверглись преследованиям как «бывшие», но никто не проявил малодушия, не сменил свою фамилию на другую.

В советское время род Токаевых выдвинул много замечательных людей, таких как Мавлет Мугажирович Токаев - участник ВОВ, погиб на войне; Рашит Вазирович Токаев - участник ВОВ, участник французского Сопротивления; Зияв Вазирович Токаев - участник ВОВ, заслуженный строитель Дагестана, награждён Почётной грамотой ВС ДАССР за отличную работу при возведении памятника В. И. Ленину на центральной площади г. Махачкалы; Расул Садуллаевич Токаев - активный участник хозяйственной деятельности в Хасавюртовском районе, работал на руководящих должностях районного масштаба, награжден многочисленными правительственными наградами; Магомедбек Токаевич Токаев - участник ВОВ; Избулла Абдулгамидович Токаев - всю жизнь трудился в народном хозяйстве, ныне пенсионер, и многие другие.

В настоящее время живет, здравствует, трудится многочисленное племя рода Токаевых - учителями, строителями, экономистами, врачами, бизнесменами, в других областях, по их стопам движется растущее молодое поколение. Иншааллах, род Токаевых не убавится.

- Салавдин Зиявович, спасибо вам за полезные наставления, беседу. Будьте здоровы, дальнейших вам трудовых и творческих успехов.

- Вам тоже спасибо. Пользуясь предоставившимся мне случаем, хочу обратиться к моим уважаемым родственникам и ко всем тем, кто интересуется генеалогией: если у вас возникли вопросы или предложения, если у вас сохранились старинные фотографии или документы, касающиеся рода Токаевых, убедительно прошу связаться со мной по телефону: 7 928 84 ** **.

Беседу подготовил и записал Карамагомед Гасанов


Опубликовано: газета "Ёлдаш/Времена", 11.06.2010

Размещено: 23.07.2010 | Просмотров: 3568 | Комментарии: 0

Комментарии на facebook

 

Комментарии

Пока комментариев нет.

Для комментирования на сайте следует авторизоваться.