Кумыкский мир

Культура, история, современность

Алано-асская ономастика Северного Кавказа

(опыт анализа в сравнительном аспекте)

Алано-асская проблема остаётся одной из дискуссионных тем в истории Северного Кавказа, опирающаяся на широкий круг источников и на ещё большее количество интерпретация накопленного за столетия научного материала. В условиях развернувшейся в последние десятилетия пресловутой «борьбы за аланское наследие» практически невозможным кажется свободное от вненаучных влияний исследование на аланскую тему. Вследствие этого особую ценность приобретают такие источники как этнонимы, топонимы и антропонимы.

Начнём мы свой анализ, естественно, с этнонимов. Имя алан на сегодняшний день не носит ни один из современных народов Северного Кавказа, как исключение можно указать используемый мингрелами экзоэтноним алан в отношении карачаевцев[1]. В исторических документах, этноним алан, наоборот, один из самых часто употребляемых.

В контексте дискуссии об этническом происхождении алан любопытен знаменитый отрывок Захария Ритора (VI век), описывающий этническую картину Северного Кавказа: «…за Каспийскими воротами болгары со [своим] языком, народ языческий и варварский, у них есть города, и аланы, у них пять городов. Из пределов Даду [люди] живут в горах, у них есть крепости. Авангур [оногуры] – народ, живущий в палатках, авгар, сабир, бургар, аланкуртаргер, авар, хасар, дирмар, сиргур, баграсик, кулас (?!), абдал, эфталит. Эти тринадцать народов живут в палатках, существуют мясом скота и рыбы, дикими зверьми и оружием»[2]. Чрезвычайно замечательно присутствие в этом списке аланкуртаргеров. Куртагеры – это кутригуры, одно из крупнейших булгарских племён.

По мнению А.Дз. Цагаевой именно этноним куртагер (кутригур) отложился в названии Куртатитнского ущелья в Северной Осетии[3]. Характерно, что аланкуртаргер это вовсе не единственный сложный этноним, образованный из сочетания названий алан и ещё какого-либо народа. Так в преданиях караимов и удмуртов, живущих на очень большом расстоянии друг от друга, упоминается народ великанов алангасар[4], в котором несложно угадать сплетенье названий алан и хазар. Сочетание этнонима алан только вместе с тюркскими этнонимами вызывает дополнительные сомнения по поводу тезиса об ираноязычности алан.

Контаминация этнонима алан с названием одного из булгарских племён и хазарами объяснима и в свете данных письменных источников. Так, например, византийский хронист Иоанн Эфесский (VI в.) сообщает о заселении булгарами страны алан[5]. Сомнительно, чтобы булгары поселились на пустом месте, предварительно ликвидировав аланов как этнос, иначе бы они более не упоминались на Северном Кавказе. Вероятно, что после занятия булгарами Алании начался процесс, подобный тому, какой происходил во все века на огромный территориях - процесс взаимной ассимиляции. О его скоротечности помимо прочего свидетельствует следующее сообщение: сирийского источника VII в.: «Страна аланов, которая называется Барсилия»[6]. О том же свидетельствуют археологические источники. Для населения Беленджера (идентифицируется с Верхне-Чирюртовским городищем в окрестностях города Кизилюрт) были характерны те же похоронные обряды, что и для аланских поселений Северского Донца. Обнаруженные археологами на городище зеркала и остатки в полной мере сопоставимы с ранесалтовским образцам[7]. По мнению Г.С. Фёдорова-Гусейнова в результате взаимной ассимиляции алан и булгаро-хазар в среде последних начал формироваться особая общность – беленджерцы[8]. По признанию большинства учёных аланы и булгары сформировали в VI-IX вв. общую для них салтово-маяцкую культуру[9]. Память о пребывании алан в Засулакской Кумыкии прошла через столетия. В XIX в. А.-К.-А. Бакиханов писал: «Алан или Гельбах (так в поздние века называли Беленджер – Ю.И.) означает Засулакский Кумук, Мичикич (Чечня) и Малую Кабарду»[10]. Азербайджанский историк, пусть и не совсем точно, очертил примерный границы Восточной (Терской) Алании. По вполне правдоподобной версии Э. Босворта одним из племён аланского круга были маскуты/масагеты, обитавшие в Южном Дагестане и Северном Азербайджане[11].

Анализ алано-асской ономастики был бы неполным без изучения вопроса о взаимосвязи этнонимов алан и ас. Большинство исследователей отождествляют асов с северо-кавказскими аланами. Ещё в XV в. венецианский купец из Таны Иосафат Барбаро писал: «Название Алания произошло от племён, именуемых аланами, которые на их собственном языке назывались Ас»[12]. Восточные автор утверждают, что асами называли знатнейших из аланов, любопытно, в свете, чего, интересно, что в кумыкском языке XIX в. зафиксировано слово асхарлы, употреблявшееся поэтом Йырчи Казаком как определение для человека уважаемого среди своего народа[13]. Со словом асхарлы созвучно ногайское и кумыкское название Эльбруса Асхартау[14]. Это название сохранилось и в узбекских преданиях об Алпамыше (Алп-Манасе), как обозначение некой великой горы[15].

В отличие от этнонима алан этноним ас встречается и поныне. Например, у ногайцев он сохранилось в названии нескольких родов: собственно ас, дер-гулу-ас и костамгалы-ас. Среди аксаевских и костековских ногайцев асы не уступают по численности найманам и кыпчакам[16]. Их появление в дельте Терека ногайские учёные И.Х. Калмыков, Р.Х. Керейтов и А.И. Сикалиев в своей совместной работе «Ногайцы» связывают с татарским нашествием, когда асы во главе со своим племенным вождём Качир-Оглу примкнули к античингизидскому восстанию кыпчакского хана Бачмана[17]. Во второй половине XIII в. асы и, упоминаемые Ибн Хальдуном, «умуки» (видимо искажение этнонима «кумуки») объединились вокруг командующего западным крылом Золотой Орды Ногая[18]. В адыгском предании, опубликованном Хан-Гиреем упоминается подконтрольная ему страна Асав[19]. После его гибели восточные асы временно оказались в тени масштабных событий XIV в. и незаметно жили в долине реки Терек вплоть до ассимиляции ногайцами, которым асы передали свои предания о древней истории Северного Кавказа[20].

Карачаево-балкарцы осетинам известны под именем ассиагов, а их родина как Асия[21]. В связи с этим интересно наблюдение М.Ч. Джуртубаева о том, что согласно некоторым балкарским преданиям родоначальниками карачаево-балкарцев являлись братья Ауар и Астар. Сам фольклорист расшифровывает их имена как «горец» и «степняк» [22], но наш взгляд, гораздо вернее их связь с тюркскими этнонимами авар и ас. У калмыков существует род асмуд, восходящий к калмыкизированным ногайским асам.

Эпоним алан присутствует в эпическом сказании «Огуз-Наме», где одного из беков звали Алан сын Языра (сравните с этнонимом языг). У данного Алана был сын Булан (так звали одного из хазарских каганов). Вместе с Аланом упоминаются союзные с ним беки из рода Догер[23] (ср. с Аш-Дигор из Армянской географии VII в.). Хотя в Огуз-Наме не говорится об этом прямо, но к этому Алану восходят и туркменские аланы, о которых 80 лет назад писал ашхабадский исследователь А. Бахтиаров[24].

Топоним алан на Северном Кавказе нами не выявлен, но здесь встречается топонимы однокорневые всё с тем же этнонимом ас. Приведём самые яркие примеры: остатки средневековой балкарской крепости Ассы-Кала[25], приток Сунжи Асса, полуостров Аса (Аграхан) в Дагестане, до 1944 г. существовало селение Асаул в Бабаюртовском районе Дагестана, рядом с которым располагался кутан Ас-Казан[26]. А ещё в этот список входят: ручей Ассокай (приток Терека), по берегам которого в XVI в. обитало племя осоки[27], долины Аспарткъол[28] и Аспарай в Карабудахкентском районе Дагестана.

Имена с корнем Ас встречается и в сармато-алано-асском именике. В I в. до н.э. в Боспорском царстве правил сармат Аспург. В середине V в. одним из византийских консулов являлся алан Аспар сын Ардабура. Любопытно, что имена вышеназванного Аспара и булгарского кагана Аспарука непросто сходны, они явно имеют общую семантику, ведь в тюркских языках Аспар+укъ[29] значит «сын (потомок) Аспара». Вполне вероятно, что булгарская династия Дуло, к которой принадлежал Аспарук имела династическое родство с вышеозначенным Аспаром сыном Ардабура или иным представителем аланской аристократии с этим именем[30]. В работе Р.Т. Хатуева «Хроника аланских царей»[31] даны этимологии большинства аланских правителей. Поэтому мы считаем возможным отослать всех желающих к данной монографии, опустив здесь их подробный разбор.

В кумыкской антропонимике также встречается несколько имён семантически связанных с этнонимом ас. Это Асельдер, Астемир, Батраз (Батыр-Ас). У кумыков первый известный мусульманский деятель имел характерное имя Хаджи-Асэльдер (буквально: «паломник - асский предводитель»)[32] (ум. ок. 1404 г.). Следует отметить, что ещё при его жизни асы были процветающим этносом со своим эмиром по имени Буракан[33], оказавшим упорное сопротивление Тамерлану. В его имени угадывается название рода бороган, принимавшего активное участие в этногенезе крымских татар, карачаево-балкарцев и кумыков. Встречается у кумыков и личное имя Бороган. Говоря об этимологии антропонима, этнонима и ойконима Борогъан (в русской транскрипции фиксируется как Брагуны) следует обратить внимание на сообщение татарского историка и богослова XIX в. Шихабэддина Марджани, который считал этноним булгар искаженным произношением более древнего эндоэтнонима баргар[34]. Видимо и борогъан является кыпчакской производной от древнего баргар.

Говоря о наличии родоплеменных обозначений алано-асского происхождения необходимо отвергнуть как несостоятельную этимологию даргинского обозначения кумыков (экзоэтнонима) «диркаланти» от слов «терский алан». На самом деле этот экзоэтноним обозначает жителей равнины и имеет чисто географическое значение. Однако как минимум название одного кумыкского рода тесно связано с алано-асской этнической средой, это род тюмен (тюменлер). Русский кавказовед XIX в. Н. Ходнев считал асов прямыми предками этого рода[35]. Согласно ногайскому родословному преданию XIX в., тюмены имели общего предка с ногайским родом уйсун, которого звали Майка-Бий[36]. В казахских преданиях вышеназванный Майка-Бий фигурирует как мудрый законодатель, основавший суд биев[37]. В связи с этим интересно мнение В.А. Кузнецова о происхождении асов от усуней Семиречья, среди которых крупнейшими родовыми группами считались асиги и гэшу. Имя первых из них обнаруживает очевидную близость не только с этнонимом ас, но и с названием киргизского рода азык[38]. Как указывает С.М. Абрамзон асиги, входили в племенную конфедерацию "нушиби" Западнотюркского каганата[39]. В эту же конфедерацию входили и хазары, но в отличие от хазар, асиги не создали собственного государства, а вошли в каганат тюргешей под именем азийцев, которых В.В. Бартольд уверенно отождествил с древним народом аз, упомянутым в древнетюркских надписях[40]. Связь азов-тюргешей с кыргызским племенем азык подтвердилась сопоставлением «жаа-тамги» («жаа» с кыргызского языка означает «лук», по кумыкски это слово звучит как «жая») азыков с тамгой в виде лука на тюргешских монетах VIII века, найденных во время раскопок в Чуйской долине. Племя аз под названием азгиши (аз-киши, люди племени аз) в списке Ибн Хордадбеха, который датируется IX веком[41]. Данные сведения подтверждают мнение Р.Т. Хатуева о том, что в раннем средневековье асы проживали и в Средней Азии[42]. Возможно правда и иное объяснение – миграция азов/асов с запада на восток. Например, турецкий историк Зеки Валиди Тоган, опираясь на сведения Гардизи и китайские предания эпохи династии Вэй IV-VI вв., писал, что кыргызы в древности жили по соседству с римлянами, но, будучи побеждены, переселились на Енисей[43]. На возможность подобного хода событий косвенно указывает, употребляемый А. Ламберти в XVII в. этноним каракиргиз (karakirques) как параллельное название предков карачаевцев[44]. Баскаков возводит к корню асык (сравните с азык) булгарский субэтноним эсегел (асык+эл по тюркски значит «племя ас»)[45].

Большой интерес представляет наличие среди кыргызских азыков подразделений бычман и бури, указывающих на их безусловную связь с кыпчаками. Персидский историк Джувайни, написавший для монгольских ханов в 50-е годы XIII века «Историю завоевания мира», упоминает половецкого хана Бачмана из рода (эля) бури, оказавшего активное сопротивление монголам в союзе с асским предводителем. К этому роду бури принадлежал и Боняк (Бойнак), правивший на рубеже XI-XII вв. половцами в Приднепровье. Асы которых русские летописцы называли ясами обитали среди половцев в Подонье. Хорошо был известен на Руси и язык ясов. В древнерусском переводе «Истории иудейской войны» Иосифа Флавия «Язык же ясеський ведомо есть от печенежского рода родился»[46]. Русский комментатор, сам того не подозревая, подтвердил утверждение знаменитого хорезмийского учёного ал-Бируни о том, что «род аланов и асов, и язык их смешанный из хорезмийского и печенежского»[47].

Имя усуньского рода гэшу схоже с названием народа кеш, локализуемым Я. Рейнегсом в Теберде, с которым, по словам его, связывали своё происхождение и кумыки[48]. По мнению Н.Г. Волковой с родом кеш может быть связана и фамилия Тавкешев[49]. В свою очередь топоним Теберда обнаруживает сходство с тюркским этнонимом тибер/тивер, представленным в X-XI вв. в Приднестровье (тиверцев обычно ошибочно причисляют к славянам) и среди тубаларов (туба-кижи) и кумандинцев[50]. Любопытно, что Л.И. Лавровым в с. Эндирей было записано предание о переселении предков части его жителей в Эндирей из местности Туба в Прикубанье[51], что согласуется с информацией Рейнегса при учёте генетической взаимосвязи этнонимов тибер и туба в древнетюрской (телеской) среде.

С названием вышеуказанного тюркского народа усунь (его прямой потомок ногайско-казахский род уйсун) связан топоним Ойсунгур ныне г. Ойсхара в Чечне. В XIX в. И. Бларамберг указывает, что первоначальное население Ойсунгур (у него Усунгур[52]) составляли кумыки, впоследствии ассимилированные чеченцами[53]. Я. Рейнегс в 1790-е гг., опираясь на более ранние данные, также отмечал, что жители Ойсунгура «имеют своё происхождение от кумук-татаров»[54].

Планомерное и детальное изучение историко-культурного наследия древних народов имеет большое научное значение в свете его роли в формировании этнического облика их потомков. Сравнительный анализ алано-асской ономастики обнаруживает её очевидное генетическое родство с ономастикой современных аланам и асам тюркских народов (булгаров, усуней и тюргешей). Только один народ на Кавказе сегодня имеет сразу два характерных экзоэтнонима аланы (аланы карачиоли по мингрельски [55]) и асиаги, это карачаево-балкарцы. Лишь у карачаево-балкарцев, ногайцев и кумыков сохранились восходящие к аланам антропонимы, топонимы, субэтнонимы и экзоэтнонимы, то есть наиболее достоверные свидетельства их генетической взаимосвязи с названным древним народом.


[1] Аликберов А.К. Эпоха классического Ислама на Кавказе. М., 2003. С.180

[2] Федоров Я. А., Фёдоров Г.С. ранние тюрки на Северном Кавказе. М., 1978. С. 55

[3] Цагаева А.Дз. Топонимия Северной Осетии. Орджоникидзе, 1975. Т.1. С. 187

[4] Яшин Д.А. Об удмуртском сказочном персонаже Алангасаре// Проблемы изучения финно-угорского фольклора. Саранск, 1972. С. 97-100; Ахметьянов Р.Г. Общая лексика духовной культуры народов Среднего Поволжья. М., 1981. С. 15

[5] Щербак А.М. О рунической письменности в юго-восточной Европе// Советская тюркология. М. 1971. № 4. С. 78

[6] Данлоп Д.М. История хазар-иудеев (перевод Мухаммедовой Фатимы 1972 г.)// РФИИАЭ ДНЦ РАН. Ф. 1. Оп.1. Д. 502 (А). Л. 7

[7] Фёдоров-Гусейнов Г.С. История происхождения кумыков. Махачкала, 1997. С.64

[8] Там же. С. 52

[9] Плетнева С.А. От кочёвий к городам: Салтово-маяцкая культура. М., 1967. С. 184-185

[10] Бакиханов А.-К.-А. Гулистан - и Ирам. Баку, 1991. С.14

[11] Перевалов С.М. Аланский набег 136 г. н.э. в страны Закавказья: проблемные вопросы//Античная цивилизация и варвары. М., 2006. С. 328

[12] Барбаро и Контарини о России. Л., 1971. С. 137

[13] Ирчи Казак. Пришла пора… Махачкала, 2009. С. 17

[14] Булгарова М.А. Ногайская топонимия Ставрополья. Черкесск, 1999. С. 125

[15] Мирзаев Т. Узбекские варианты эпоса Алпамыш. Ташкент, 1969 (на узбекском языке). С. 100

[16] Калмыков И.Х., Керейтов Р.Х., Сикалиев А.И. Ногайцы, 1988. С. 19

[17] Там же. С. 12

[18] Золотая Орда в источниках (арабские и персидские сочинения). М., 2003. Т. I. С. 173

[19] Черкесские предания. Нальчик, 1989. С. 116

[20] В ногайской песне «Кусеп», в частности, присутствует упоминание об аланской столице - шестивратном Магасе.

[21] Аликберов А.К. Указ. соч. С. 181

[22] Джуртубаев М.Ч. Древние верования балкарцев и карачаевцев (краткий очерк). Нальчик, 1991. C. 125-126

[23] Рашил ад-Дин Ф. Огуз-Наме. Баку, 1987. С. 34

[24] Бахтиаров А. Осколки исчезнувших алан// Туркменоведение. Ашхабад, 1930. №8-9. С.39-40.

[25] Чеченов И.М. Древности Кабардино-Балкарии. Нальчик, 1969. С. 84

[26] ЦГАРД Ф. р.-190. Оп. 11. Д.№ 7. Л. 59 (об)

[27] Волкова Н.Г. Этнонимы и племенные названия Северного Кавказа. М., 1973. С. 50

[28] Физическая география предгорного Дагестана. Ростов на Дону, 1984. С. 31

[29] Сравните: маскутское имя Санатрук, гуннское Амбазук, кабардинские именаТемрюк, Докшук, Кильчук, чеченское Иналук, кумыкские имена: Зайнук, Джамук, Сосорук, Болотук.

[30] Хатуев Р.Т. Хроника аланских царей. Черкесск, 2007. С.37, 103-106.

[31] Там же

[32] Шихалиев Ш.Ш. Исламизация Дагестана в X-XVI вв.: историко-культурные аспекты. Дисс… канд. ист. наук. Махачкала, 2007. С. 178

[33] Сборник материалов по истории Золотой Орды. М., Л., 1941. Т. 2. С. 181

[34] Марджани Ш. Мостэфэдел эхбар фи ахвали Казан вэ Болгар (Кладезь сведений о делах Казани и Булгара). Казан, 1993. С. 4

[35] Ходнев Н. Кавказской Тюмени и тюменах // Ёлдаш, 27. 06. 2008

[36] ЦГА РД Ф. 105. Оп. 5. Д. 4. Л. 28; ЦГА РД Ф. 105. Оп. 5. Д. 18. Л. 64

[37] Касымжанов А. X. Портреты: Штрихи к истории Степи. Вып 1.Алматы., 1995. С. 41-42

[38] Аликберов А.К. Указ. соч. С.181

[39] Абдуманапов Р.А. К вопросу происхождения кыргызского племени Азык// Международная научно-практическая конференция "Актуальные проблемы истории Саяно-Алтая и сопредельных территорий" 6-12 сентября 2001 г. Абакан, 2002. C. 153-157.

[40] Бартольд В.В. Сочинения. М., 1963. Т. 2. Ч. 1. С. 36

[41] Абдуманапов Р.А. Указ соч. С. 153-157.

[42] Хатуев Р.Т. Указ. соч. С. 15

[43] Данлоп Д.М. История хазар-иудеев (перевод Мухаммедовой Фатимы 1972 г.)// РФИИАЭ ДНЦ РАН. Ф. 1. Оп.1. Д. 502 (А). Л.10

[44] Волкова Н.Г. Указ. соч. С. 98

[45] Баскаков Н.А. Тюркская лексика в «Слове о полку Игореве». М., 1985. С. 39

[46] Алиев К.М. Дорогою тысячилетий кумыки и их этнородственные связи. Махачкала, 2004. С. 43

[47] Хатуев Р.Т. Указ соч. С.

[48] Дагестан XIII-XVIII вв. в известиях русских и западно-европейских авторов. Махачкала, 1992. С. 42

[49] Волкова Н.Г. Указ. соч. С.47

[50] Баскаков А.Н. Указ. соч. С. 126; Попытка расшифровывать топонима Теберда на основе абазинского языка, как это пытались делать советские авторы ( в частности вездесущий Я.А. Фёдоров) малопродуктивна в связи с наличием топонима Теберди в Буйнакском районе Дагестане, что в дополнительный раз обнаруживает тюркскую этимологию названия карачаевского ущелья.

[51] Лавров Л.И. Этнография Кавказа. Л. 1982. С. 94

[52] Окончание «гур» в данном этнотопониме отсылает к древним тюркским народам кутригур и оногур.

[53] Бларамберг И. Кавказская рукопись. Ставрополь, 1993. С. 227

[54] Дагестан XIII-XVIII вв. в известиях русских и западно-европейских авторов. Махачкала, 1992. С.250

[55] Аликберов А.К. Указ. соч. С.181


Опубликовано:
Материалы конференции "Аланы и асы в этнической истории регионов Евразии", июнь 2010г.

Размещено: 14.07.2010 | Просмотров: 5060 | Комментарии: 0

Комментарии на facebook

 

Комментарии

Пока комментариев нет.

Для комментирования на сайте следует авторизоваться.