Кумыкский мир

Культура, история, современность

Асы (ясы) и вопрос их происхождения в свете письменных источников периода Золотой Орды (XIII - XVI вв.)

Этногенез и этническая история народов Северного Кавказа относятся к числу наиболее трудных вопросов, разрабатываемых наукой. До сих пор продолжаются научные дискуссии и споры и по происхождению и этнической принадлежности асов (ясов) Северного Кавказа. В науке ныне существуют две полярные точки зрения на происхождение асов (ясов). Одни ученые считают их народом иранского происхождения, другие – тюрками по происхождению и языку. Аргументов в пользу одной и другой точек зрения участниками дискуссий приводятся предостаточно. Не останавливаясь на ясской проблеме в более широком историко-генетическом плане, мы хотели бы для анализа выделить сведения позднесредневековых источников и, опираясь на них, придти к каким-то выводам о происхождении асов (ясов) Северного Кавказа, составлявших в этот период один из основных этносов Золотой Орды. Тем более что накопленный на сегодня учеными материал позволяет не только расширить, но и решительно пересмотреть некоторые устоявшиеся, но недостаточно обоснованные представления о них.

Наиболее ранняя фиксация этнонима ас в источниках рассматриваемого периода содержится в сочинении арабского историка Джувайни, написанном им в 1252—1253/1260 г. Джувайни указывал, что монголы овладели землями асов, при этом четко противопоставляя их аланам[1]. В другом отрывке своего сочинения он, вновь перечисляя покоренные Батыем земли, говорит об асах и аланах отдельно. То же мы видим и у Джузджани, писавшего, возможно, несколько раньше Джувайни, и у Казвини, писавшего примерно на полстолетия позже[2]. У Рашид-ад-Дина же имеется подробные сведения о борьбе в 1236-38 гг. двух «эмиров» против монгол - Бачмана (Бацимака) из рода бурчевичей, известных в восточных источниках под наименованием бурджоглу и его отважного союзника «Качир-укуле (Качир-оглу?- К.А.) из племени асов»[3].

Сведения об этнической принадлежности асов впервые мы находим лишь у арабского географа эль-Магриби (1214-1286 гг.). По его свидетельству, аланы, расселенные на восток от Грузии, являются тюрками, принявшими христианство, асы же, проживающие восточнее Грузии, являются тюркским народом[4]. Аналогичные сведения содержатся также в арабских источниках XIV века у Ибн Баттуты, ал-Омари, Абульфеды. Абульфеда (1273-1331), также сообщает: «...аланы являются тюрками, которые приняли христианство... В соседстве находится народ тюркской расы, называемый асами; этот народ того же происхождения, той же религии, что и аланы»[5]. По сведениям Абульфеды, в XIV в. асы были расселены у Дарьяльского ущелья[6]. Данные авторы различают аланов и асов, указывая, что последние были тюрками (qaum min al-Turk), исповедали ислам и жили в степных районах, а также в Сарае[7].

Следует отметить, что такая точка зрения на происхождение асов в арабских источниках XIV в. была общепринятой. Ал-Гарнати, посетивший Золотую Орду, среди языков, на которых говорили в Дербенте, отмечал и язык асов, отличая его от языка аланов[8]. Некоторая группа наших ученых небезоснованно полагают, что в данном случае речь идет о потомках тех асов, которые в X в. жили в окрестностях Хорезма, исповедовали ислам, и назывались «al-Arsiyah» (Aorsi > As), затем переселившись западнее. Их язык во времена ал-Бируни, т.е. в XI в. как известно, состоял из смеси хорезмийского и печенежского, что предполагает среднеиранский (хорезмийский) язык с сильным тюркским влиянием[9]. Древнерусский перевод «Истории иудейской войны» Иосифа Флавия так же гласит: «Язык же ясесьский ведомо есть от печенежска рода родися»[10]. В то же время язык печенегов Махмуд Кашгари по некоторым признакам сближал с языком булгар и суваров[11], т.е. с языками племен савиро-хазарского союза, представленные на северо-восточном Кавказе и в северной зоне Азербайджана, включавшие в основном й-, ч-дж-/ д-, ц-, дз-/з-, ш-/с- диалекты[12].

Европейские источники рассматриваемого периода (Рубрук, Марко Поло и др.) отождествляют асов и алан, название ас считают их самоназванием[13]. И каких-либо суждений об их узко-этнической или языковой принадлежности не высказывают. В донесении Иоанна де Плано Карпини в седьмой главе содержится список народов и земель, покоренных монголами. Асы (вариант Jassi) упоминается в этом списке и помещены между комуками[14], буритабетами, паграсситами, якобитами, аланами[15]. Как видно из источника, автор не отождествляет асов (Jassi) с аланами. А его современник Рубрук сообщает вдобавок и то, что монголы называли половцев термином ак-ас, т.е. «белый ас»[16], а ведь очень хорошо известно, как четко различали монголы аланов и кипчаков, когда столкнулись с их объединенными силами на Северном Кавказе в 1222 г., т.е. во времена того же Рубрука и Карпини. Примечательно и то, что византийский автор XIII в. Г.Пахимер также упоминает живущий в горах народ "аланы или акасы"[17].

Армянские источники отличают асов (ясов) от алан. Стефан Сюнийский, например, мимоходом говоря об Аланских воротах, заметил: «Этим путем проходили хазары, аланы, осы, кипчаки и войска северного царства преемников Беркая, где в настоящее время царствуют ханы Токта-Менгу и Нуха (Ногай.-К.А.), внуки Батыя и Сартаха»[18]. И в то же время, по сведениям того же Рубрука, татаро-монголы будто бы называли куман ак-ас «белые асы»[19] (ср. яс-кун, яс куман) и, следовательно, отделяли от «черных асов» (?).

Более определенны и конкретны сведения об асах в источниках XVI века. Иоанн де Галонифонтибус, побывавший в Золотой Орде (на Северном Кавказе и в Крыму, начало XV в.) писал: «Страна, называемая Зикия или Таркуасия…»(Ziquia sive Tarquasia), в переводах указано «Зикия или Черкесия»; замена «Таркасии» «Черкесией» переводчиками не обосновывается. Также в латинском тексте написано «таркасы» (tarkasi), в переводах употреблено «черкесы»[20]. Согласно Галонифонтибусу, Зикия (Ziquia) иначе называется Таркуасией (Tarquasia) и расположена у подножья гор на побережье Черного Моря. На севере Таркуасия граничит с Татарией, на востоке – с Каспийскими горами, на юге – с Грузией и Абхазией. В Таркуасии живут «белые» и «черные» таркуасы.. Город Тана, по его словам, находится в «Верхней Таркуасии» на реке Дон[21]. Барбаро также называет среди племен «тatarcosia («Татаркозия», искаженное, видимо от таркуас)[22]. Надо полагать, что под «таркуасами» здесь подразумеваются тюрки-асы, о которых сообщают эль-Магриби и Абульфеда. Следует отметить, что данный автор хорошо был осведомлен по этнической карте Кавказа. Он писал: «В этой стране много христиан, а именно: греки, разные армяне, зики, готы, таты, воляки, русские, черкесы, леки, йасы, аланы (в рукописи assi et alani), авары, казикумухи и почти все они говорят на татарском языке[23].

В этой связи требует внимания тот факт, что арабо-персидские варианты этноформантов ас-аз, в указанных языках соответствуют компонентам хас-хаз[24]. Следовательно, вариант хазар - это «асский род», «асское племя»[25]. Таким образом, мы можем утверждать, что название ас, судя по некоторым источникам, относилось как к хазарам, так и булгарам. Внимание тюркологов давно привлекает и тот факт, что в источниках этого периода наряду или параллельно с вышеуказанными названиями (хазары, булгары, асы (ясы), аланы, куманы, кипчаки, буртасы) фигурирует и «черкас/черкес/серкес/шеркес», на наш взгляд, правильно идентифицируемое с асами (черук+ас «военнослужилые асы»)[26].

Аланы (если подразумевать под ними осетин) и асы, если следовать позднесредневековым источникам, не были родственными племенами. И в этом вопросе мы придерживаемся точки зрения историка-археолога С.А. Плетневой, которая, на наш взгляд, глубоко проникла в «тайну» асов (ясов), которая убедительно показала, что «под «асами» восточные авторы имели в виду отнюдь не кавказский народ, тем более что при перечислении их часто помещают вместе с Русью и Волжской Болгарией, а не с аланами. Видимо, эти асы – те самые ясы, о которых писал русский летописец под 1116 г., размещая их на берегах Северного Донца. Вероятно, они так и остались там - на «нейтральных» русско-половецких территориях…»[27]. К сказанному мы только добавили бы, что восточные авторы, говоря об асах, очевидно, имели в виду не только приднепровских асов, но и в том числе и тех из них, которые издавна осели на землях Кавказской и Прикаспийской Хазарии, а затем и Золотой Орды на Северном Кавказе. Те и другие асы были ответвлениями булгарских племен, вышедших из Великой Булгарии после ее распада во 2-й половине VII в. Кроме того, по источникам известно, что после монгольского завоевания Восточной Европы в состав владения Тука-Тимура, сына Джучи, и его потомков, входили Мангышлак, Хаджи-Тархан (Аш-Тархан) и Область асов на Северном Кавказе[28].

В этом отношении исключительный интерес вызывает китайская карта 1331 г., основанная на монгольских свидетельствах эпохи завоевания Восточной Европы, где наряду с названиями Булгар, Сарыкес (т.е. черкес – белый ас.-К.А.) и Киньча (т.е. Кыпчак) значится двойное Алань-Ас (т.е. аланы-асы). Именно на период борьбы с монголами падает активизация общности асов, занимавших, вероятнее всего предстепье, наиболее уязвимую во время войн в степи часть Кавказа. После разгрома монголами сопротивления асов и союзных им кипчаков (восстание Бачмана и "эмира асов" Качир-укулэ) остатки асских групп, видимо, отошли в горы, были инкорпорированы другими аланскими общинами, а часть их ушла в Крым, где осела вблизи старой византийской крепости Кырк-Йер (Чуфут-Кале)". А во второй половине XIII в. асы и, упоминаемые Ибн Халдуном, "умуки"[29] (видимо, искажение этнонима "кумуки") были объединены вокруг командующего западным крылом Золотой Орды Ногая[30]. Среди золотоордынских групп, входивших в состав Крымского ханства известны были и асы-ширины (или племя ширин, происходившее от «племени ас с тамгой «ковш (чомуч)». И они находились среди «нукеров» еще Туй-хаджи, отца Тохтамыша[31].

Персидский автор Шереф-ад-Дин Йезди (ум. в 1454 г.) в «Книге побед» описал поход Тимура против Золотой Орды в 1394-1395 гг. во время военных действий на Северном Кавказе. По сообщению его, войска Тимура здесь воевали с правителем «народа асов» Бураканом[32], который, по сведениям местных источников, считается «одним из потомков золотоордынских ханов», родным городом которого был Нижний Джулат[33] и с именем которого связано погребение в мавзолее кумыкских брагунских ханов Борга-каш[34]. Кстати, именно асы-борганы (булгары) является той «древней ордой, которая сражалась в 1396 году за Тохтамыша противТимур бега»[35]. По косвенным источникам мы можем судить, что после поражения на Тереке, часть борганов-кумыков, как о том повествует Татарская история, очевидно, отступила в Крым и оттуда, по всей вероятности, и на Дунай. Об этом красноречиво свидетельствует отложившаяся на этих земля борганская этнотопонимика. Известны она и в Крыму и в Венгрии. Достаточно отметить, что в той же Венгрии с XV в. хорошо известен населенный пункт (ныне город с 40-тысячным населением) Яс-Берен (тюрк. яс-барын, яс-берен), расположенный при слиянии небольших рек Задьва и Тарна. Населенные пункты с аналогичными названиями существуют и на территории современной Румынии, Западной Украины[36]. Из сказанного видно, что населенные пункты с названиями Бораган, Баргын, Барын, Яс-Берен основали представители рода борганов, т.е. булгар, которые в своем составе ассимилировали и более позднейшие тюркские элементы. Исторически отложился и известен с XIII века асов (ясов) и в названии двусоставного тюркского этноса венгерских яс-кунов (яс-куманов)[37] и образованного от их имени названий 7 местностей под названием Eszlar, Oszlar[38] (из Aslar - «асы»).

Название ас, на наш взгляд и судя по некоторым источникам, относилось и к части кумыков, известных в позднесредневековых источниках под названиями каз-кумук/хас-кумук и кази-кайтак на Северном Кавказе, так и кунов (яс-кунок) в Венгрии[39]. Имея в виду данное обстоятельство и опираясь на источники С. Броневский отмечал: «Кумыки – старожилые татары, поселившиеся в Кавказе в отдаленные времена и под названием кумыков и казы-кумыков[40] составляли сильное колено (племя – К.А.), существовавшее до Тимур-Ленга, коему они подчинились с коленом Мамкату в 1405 г., как о том упоминает Шерефедин, говоря о последнем походе сего завоевателя против Токтамыша. Сие обстоятельство заставляет думать, что кумыки, бывшие на неприязненной Тимур-Ленгу стороне, чаятельно, род свой вели от кипчакских колен Золотой Орды… Кумыки говорят татарским языком, отличным от ногайского наречия; давно исповедуют магометанский закон Суннинского раскола, и хотя от смещения с горскими племенами имеют много сходства с сими последними в нравах, обычаях и в одежде, но по всем вышепомянутым причинам бесспорно признаются татарами»[41]. В XVI (1552 г.) в османских источниках известны и «казы-кайтаки»[42], которые в более поздних источниках фигурируют как ак кайтаки (белые кайтаки). Подчеркнем, что здесь компоненты ас/хас, на наш взгляд, соответствуют арабо-персидскому ас/аз рассматриваемых источников.

Таким образом, мы можем утверждать, что хаз-кумуки – это асские, или хазарские кумуки, хас-кайтаки – это хазарские (асские) кайтаки, яс куны – это ясские куны (булгарские, хазарские). В пользу нашей гипотезы работают, как нам представляется, и сведения Якоба Рейнеггса, указывающие на то, что Кази-Кумук «в древние времена назывался Кеш (ср. с названием области Каса в Хазарии из письма Иосифа) от народа, от аланов произошедшего, да и нынешние жители имеют в еще мыслях сие пышное воспоминание и от аланов производят начало свое»[43]. Причем, из контекста его повествования видно, что речь здесь идет именно о кумыках и об их владении под данным названием[44]. Он же называет кайтаков-тюрков «остатком гиссарского (хазарского – К.А.) народа»[45]. К этому только мы еще добавить должны, что в кумыкском фольклоре центральное место занимает священная гора кумыков Асхар-тау (от ас+къар+тау) – «снежная гора асов»[46] и часто упоминаются местности «Yassı awlaq», «Yassı arqa»[47], под которыми, очевидно, следуют подразумевать «Ясское (хазарское) поле», «Ясскую возвышенность». Кроме того, в кумыкском древнем сказании, известном под названием «Анжи-наме» (текст конца XVIII в.), отражающем героическую защиту предками кумыков своего «жемчужного града»-крепости Анжи от арабов-завоевателей (VII в.), среди других их провинций фигурирует местность Язи, название которой ученые справедливо связывают с асами (ясами)[48].

Таким образом, в итоге всего вышеизложенного мы можем заключить, что распавшийся этнос хазар и булгар после завоевания монголами Восточной Европы и образования Золотой Орды стал известен восточным и европейским источникам под различными этнонимами (субэтнонимами ) и этнополитонимами: акас (ак+ас – «белые асы), черкас (чериг+ас военнослужилые асы), хас-кумук, яс-кунок (ясы-куманы в Венгрии). Единственным же народом на Северном Кавказе, пронесшим через тысячелетие свое этническое имя ас и самого себя называющим этим именем являются современные балкарцы и карачаевцы.


[1] См. История завоевателя мира // Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды.-М.-Л., 1941.-т.2 с.91.

[2] Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. 1941. т.2. С.91.

[3] Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. 1941. т.2. С.35—36.

[4] Ebu’l-Hasan Ali b.Musa b. Sa’id el-Magribi, Kitab el-cografya, nsr. Ismail el-Arabi. Beyrut.1970. S.196; Islam cografyaçılarına gore Türkler ve Türk ülkeleri. Hazarlayan Dr. Ramazan Sesen. Ankara.1985. S. 203. Это сообщение приводим дословно в турецком переводе: «Gürcistanın dogusunda Alan ülkesi bulunur. Bunlar hristiyanlasan Türklerdir... Alanlardan sonraTürklerden As denen kavım bulunur (S.196).

[5] Гаглойти Ю. С. Аланика. Сведения греко-латинских, византийских, древнерусских и восточных источников об аланах-ясах // Дарьял. 2000/3: 220-221.

[6] Кузнецов В.А. Аланские племена Северного Кавказа. М., 1962.С.123-128.

[7] Алемань А. Аланы в древних и средневековых письменных источниках. М.: Менеджер, 2003 С.328, 341, 359.

[8] История татар с древнейших времен в семи томах. Т.2.Казань.2006. С.779.

[9] Алемань А. Указ.соч. С.348-349, 333.

[10] Мещерский Н. А. История иудейской войны в древнерусском переводе. М.-Л. 1958. С.454.

[11] Баскаков Н. А. Введение в изучение тюркских языков. М. 1969. С.71.

[12] Гукасян В. Значение диалектных данных в изучении истории языка // Вопросы диалектологии тюркских языков. Уфа. 1985; перепечатано в КНКО: Вести. Вып.1. Махачкала.2000. С.20, 22.

[13] Плано Карпини и др. 1997- Плано Карпини Дж. дель. История монгалов / Рубрук Г. де. Путешествие в Восточные страны / Книга Марко Поло / Вступ. ст., коммент. М. Б. Горнунга. М.: Мысль, 1997.

[14] Общепринятым является мнение, что Плано Карпини имел в виду кумыков, племена тюркского происхождения, населявший Прикаспийские степи, входившие в Дешт-и Кипчак (совр. Территории Приморского Дагестана, Чечни, Ингушетии, Осетии, вплоть до р. Кума.)

[15] Giovanni di Pian di Carpine.Storia dei Mongoli. Spoleto, 1989. VII.9.

[16] Бутков П. О браках князей русских с грузинсками и ясынями в XII в. // Северный архив, IV, отд. I. СПб., 1825.

[17] См. Осетины глазами русских и иностранных путешественников. - Орджоникидзе. 1967. С.112.

[18] История монголов по армянским источникам, 1. С.62-63.

[19] Мизиев И. М. Шаги к этнической истории Центрального Кавказа. Нальчик. 1986. С.С.89; Бутков П.Г..

[20] Аталиков В.М . Страницы истории. Нальчик. 1987. С.12-13

[21] Галонифонтибус И.де Сведения о народах Кавказа (1404 г.).- Из сочинений «Книга познания мира»/ Пер. с англ.акад.№.М. Буниятова. Баку.:Элм.1980. с.16-17.

[22] Барбаро И. Путешествие в Тану // Барбаро и Контарини о России. К истории итало-русско связей в XV в. Л.: Наука.,1971. С.128; Barbaro I. Iter in Persium.- In: Bizzarri P. Rerum persicarum histora. Francoforurti, 1601, PP.476478.

[23] Аталиков В.М . Указ.соч. С.12-13.

[24] Радлов В.В. Опыт словаря тюркских наречий. СПб., 1883, т.1, ч.1. С.538.

[25] Бахтиев Ш. З. Буртасы и чуваши // Советская тюркология. №2.Баку. 1990. С62.

[26] Бариев Р.Х. История булгаро-татар: основные вехи. СПб., 1992.С. 76.

[27] Плетнева С.А. Половцы. М., 1990. С.178.

[28] Ахмедов Б.А. Государство кочевых узбеков. –М., 1965. С.163; Кляшторный С.Г. Султанов Т.И. Государства и народы Евразийских степей. Древность и средневековье. –СПб., 2000. С.197, 208.

[29] Отметим, что Н. Аристов приводит данный этноним в форме «кунук» (см.: Аристов Н. Заметки об этническом составе тюркских племен и народностей и сведения об их численности // «Живая старина». Вып. III –IV. СПб., 1896. С.367), что, по мнению С.Аманжолова, «соответствует этнониму современных кумыков» (Аманжолов С. Вопросы диалектологии и истории казахского языка. Алматы. 1997. С.98, 99).

[30] Золотая Орда в источниках (арабские и персидские сочинения). М., 2003. Т. I. С.173.

[31] Исхаков Д.М., Измайлов И.Л. Этнополитическая история татар (III – середина XVI в.). Казань. 2007. С.154.

[32] Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. 1941. т.2. С.181.

[33] Название это, по мнению историка И. Мизиева, восходит к названию племенного объединения Дуло, из которого выходили все цари ясов-булгаров.

[34] Гребенец Ф.»Борга-каш» // Терские ведомости.1913. №234.

[35] Тунманн. Крымское ханство. С.26.

[36] Laszlo Rasonyi. Tuna kopruleri. Ankara. 1984. S.81.

[37] Немет Ю. Список слов на языке ясов венгерских алан. Орджоникидзе. 1960. С.4.

[38] Немет. Ю.. Специальные проблемы тюркского языкознания в Венгрии // Вопросы языкознания. М., 1982. С.4, 23.

[39] Алиев К. Дорогой тысячелетий. Кумыки и их этнородственные связи. Махачкала,2004. С.42-43.

[40] Казы-Кумыки должны быть древнейшие пришельцы, потому что они, перемещавшись с лезгинами вовсе почти оставили татарский язык и употребляют лезгинское наречие (прим.)

[41] Броневский С. Новейшие географические и исторические известия о Кавказе. М. 1823. С.190-191.

[42] Документы по истории Волгоуральского региона из древлехранилищ Турции. Казань. 2008. С.124.

[43] Дагестан в известиях русских и западноевропейских авторов XIII – XVIIIвв. Махачкала.1992. С.272.

[44] Некоторые авторы эти сведения ошибочно приписывают кавказоязычным лакцам (авт.)

[45] Дагестан в известиях русских и западноевропейских авторов XIII – XVIIIвв. Махачкала.1992. С.264.

[46] Идрисов Ю. Ногайцы в Терско-Сулакском междуречье. // "De Caucaso" - Карачаевск, 2009. С 51-60 см. также: «Дагестан вчера и сегодня страницы истории: межвузовский сборник статей" - Махачкала, 2010. С.32-40.

[47] «Къумукъланы йыр хазнасы» (Сокровища песен кумыков). Магьачкъала. 1959. С.78, 79.

[48] См.: «Анжи-наме» (в переводе Абдулхакима Аджиева). Прим. 18. // газ. «Ёлдаш»/«Времена». 23 марта 2007 г.


Опубликовано:
Материалы конференции "Аланы и асы в этнической истории регионов Евразии", июнь 2010г.

Размещено: 10.07.2010 | Просмотров: 7719 | Комментарии: 0

Комментарии на facebook

 

Комментарии

Пока комментариев нет.

Для комментирования на сайте следует авторизоваться.