Кумыкский мир

Культура, история, современность

Прошлое - настоящему и будущему

[Агачаульское сельское общество vs князья Алыпкачевы]

В 1901 г. отделение окружного суда в лице кадия Курамагомы Магома-оглы и депутатов Дагестанского народного суда Абдул-Меджида Геллинского (Шанавазова) и Джан-Мурзы Таркинского провело осмотр участка Теренаир, оспариваемого князьями Алыпкачевыми у Агачаульского сельского общества.

Осмотр начат с крайнего участка Теренаир. Местность Теренаир находится в следующих границах: с востока - оврагом Теренаир, отделяющим земли Альбурикента от Теренаира, с севера - частой землей таркинцев и альбурикентцев и канавой Кокрек-Татаул, с запада - землями Атлыбоюнского общества по линии Чирик-Булак. С юга местность Теренаир граничит с кутаном Теренаир, арендованным Доного Магомой Гоцинским, от которого спорная земля отделена старою почтовой дорогой из Порт-Петровска в Кум-Торкалу, до железного моста через овраг Теренаир. Следует отметить, что, согласно архивному документу, означенный кутан Гоцинского и другие горские кутаны появились после того, как Гамзат Алыпкачев, нуждаясь в деньгах, стал сдавать земли сельского общества в аренду. Это делалось незаконно, так как согласно адатам агачаульцев князья имели право лишь на выморочные участки. Алыпкачевы на суде пытались доказать, что они сами поселили агачаульцев на своих землях и потому имеют исключительные права на землевладение. Однако отчего-то их слова подтверждали лишь арендаторы (в основном чохцы и согратлинцы), то есть люди, зависимые от Алыпкачевых, недавно появившиеся в этих местах и потому ненадежные свидетели. Агачаульцы в ответ заявили, что их село основано в незапамятные времена, ещё до появления здесь Алыпкачевых.

Для выяснения истинного положения вещей Дагестанский народный суд пригласил на судебный процесс свидетелей из соседних с Агачаулом селений.

Поверенный селения Кяхулай-Торкали Атай Арслан-Мурза-оглы, подтвердив в целом их слова, добавил: участки Чинарлар, Уллу Акари, Кичи Акари, Язлыклар (Язлык-Башлар) являются общим достоянием таркинцев, кяхулайцев, альбурикентцев, агачаульцев и атлыбоюнцев.

Более того, против Алыпкачевых выступили и таркинцы, свидетельствовавшие, что при шамхалах Алыпкачевы не имели прав на спорные с Агачаульским сельским обществом земли. Они также заявили, что государственная казна пыталась незаконно отобрать Агачаульский лес.

Согласно показаниям 119-летнего жителя селения Кум-Торкала Кинау Ака-оглы, Агач-аул в стародавние времена отделился от Тарки и на юге таркинские земли доходили до Гийик-Салгана и Талгин-Ауза. Его слова подтвердил 90-летний карабудахкентец Мусалав Сабанчи-оглы. Односельчанин Мусалава 65-летний Бабат Нурамат-оглы также присоединил свой голос к их словам, добавив также, что слышал от предков, что участок Адербиджан у южного склона горы Тарки-Тау принадлежал именно агачаульскому джамияту, а не князьям Алыпкачевым.

Сведения старожилов сводились к общему знаменателю: земли Тарков, Кяхулая, Альбурикента, Агачаула, Шамхал-Термена и Атлыбоюна до присоединения к России составляли единое целое, а все сёла образовывали одну сельскую общину. Игнорирование законных прав местного населения привело к волнениям 1905 и 1907 гг. в Атлыбоюне, Тарках, Шамхал-Термене и Агачауле. Жители всех тарковских сёл самым активным образом поддержали Социалистическую группу, подчёркивавшую в своих программных документах защиту поземельных интересов крестьянства равнинного Дагестана, как одну из своих основных задач. Увы, практически все члены Социалистической группы были уничтожены Сталиным в 1937 г., а в 1944 г. были уничтожены все завоевания крестьян Таркинского участка, за которые они заплатили сотнями жизней в годы Гражданской войны. Для населения Кумыкской равнины Гражданская война была войной не за торжество ленинских принципов или за дело мировой революции, а самой что ни на есть борьбой за возвращение незаконно отобранных у них земель. И они победили... пусть даже потом у них эту победу и украли. То, что не смогли сделать на поле боя, совершили в тиши кабинетов, подменив трагедию народа, отрываемого от земли, статистикой сухих цифр и отчётов.

Сегодня ведётся много споров вокруг землепользования, и, увы, потомки прежних хозяев края видят в земле лишь предмет купли-продажи. Два века назад к ней было совершенно иное отношение, земля являлась фактором единства людей, а не их разъединения, общинные интересы всегда превалировали над частными, чему есть немало примеров. Основной формой землевладения было тогда общинное землевладение, которое не следует путать с колхозно-кооперативным принципом землепользования, ибо распределение урожая производилось самой общиной, её самыми почтенными и уважаемыми старейшинами, хорошо знавшими заслуги каждого из общинников, а не заинтересованным в выполнении указаний начальства честолюбивым бюрократическим аппаратом. И земля кормила тех, кто любил и умел на ней работать. Лишь в XIX в. насилие, чинимое аристократией при попустительстве областного начальства, и незнание местным населением новых, чуждых их традиционному миропониманию законов, внесли путаницу в прежние порядки и свели на нет сложившиеся веками взаимоотношения.

При написании статьи были использованы материалы Ф. 90. Оп. 2. Д. №25 Центрального госархива Республики Дагестан.


Опубликовано: газета "Ёлдаш/Времена", 28.05.2010

Размещено: 30.05.2010 | Просмотров: 2937 | Комментарии: 0

Комментарии на facebook

 

Комментарии

Пока комментариев нет.

Для комментирования на сайте следует авторизоваться.