Кумыкский мир

Культура, история, современность

Кутаны в Дагестане: объекты хозяйственной деятельности, фактор этнополитической напряженности

В период развитого Средневековья в Дагестане сложилась система хозяйственного районирования, при которой равнинные районы специализировались на земледелии, а горные и высокогорные районы на животноводстве, преимущественно разведении мелкого рогатого скота (овец). Между жителями разных природных зон осуществлялся товарообмен. Однако природно-климатические условия горных местностей предопределяли потребность горцев к аренде зимних пастбищ на плоскости, где их скот выпасался с осени до поздней весны (равно как скот жителёй равнины в летний период выпасался в горах). Подобная система хозяйственной деятельности оттачивалась веками и к XX веку была весьма отлаженной. Достаточно указать, что только из горных районов Южного Дагестана на зимний период семьями вместе со скотом "перекочевывало" в сопредельные районы Азербайджана (Муганская степь) до 65 тыс. чел (Дагестанский сборник, 1902, с. 89) (на этом основании в дореволюционной публицистике образ жизни горцев называли кочевым, а их самих кочевниками).

"Зимние" пастбища на равнине дагестанцами обычно именуются тюркским словом кутан (кумык. къотан - большое земельное угодье, в основном пастбищное; кошара, помещение для скота и работников на угодьях) (Джидалаев 1990, с. 71)[1].

Установление советской власти на Северном Кавказе, в частности в Дагестане проходило под лозунгом наделения страдавших от малоземелья горцев соответствующими угодьями. Руководители Дагестанской республики придавали этому акту особо важное значение. В 1923 г. председатель Совнаркома ДАССР Н. Самурский заявлял: "Это переселение является в Дагестане коренным политическим вопросом. Вопрос о переселении горцев - есть вопрос о завоевании Дагестана Советский властью" (Аграрный вопрос 2006, т. 1, с. 28). В соответствии с провозглашенными целями строилась политика, во главу угла которой была положена земельно-водная реформа, предполагавшая наделение горцев землями на плоскости путем их массового переселения туда. Составной частью данного плана являлось и надежное обеспечение хозяйств горцев зимними пастбищами не только в Муганской степи и Алазанской долине (Грузия), практика использования которых сложилась столетиями раньше, но и в пределах собственной республики, благо последние в первой половине 1920-х гг. были существенно расширены; тогда Дагестану от Терской области были переданы Хасавюртовский, Кизлярский и Ачикулакский округа.

В 1920-х - первой половине 1930-х гг. политика переселения горцев не очень спешно, но реализовалась. Однако во второй половине 1930-х гг. союзным правительством она была признана ошибочной и даже вредительской[2], и в больших масштабах заморожена. О причинах подобного изменения позиции власть имущих можно догадываться косвенно[3], но очевидно именно с этого времени была сделана ставка на предпочтительное развитие животноводческого направления хозяйства республики (генеральные планы вновь будут скорректированы в 1950-е гг.). В условиях осуществленной коллективизации крестьянских хозяйств, представлялось возможным обеспечение горных колхозов зимними пастбищами через долгосрочную аренду оными пастбищ в плоскостной зоне республики. В этих целях в равнинных районах проводилась реорганизация землеустройства и землепользования, в том числе путем ликвидации мелких населенных пунктов с передачей земель горным хозяйствам и соответствующей переспециализацией профиля их хозяйственного использования. На практике в принудительном порядке ликвидировались не только так называемые хутора, но и крупные населенные пункты (например, одно из старейших кумыкских селений Кази-юрт).

Если оригинальное значение кутана предполагало возведение на его территории лишь временных строений и регулярно сменяющийся контингент работников, то новые реалии оказались другими. Горцы, перебравшиеся в прикутанные хозяйства ("на кутаны"), обживались там основательно. За десятилетия подобной практики расположенные на плоскости кутаны "собирали" в себе значительные массы горцев, притом, что их жители продолжали числиться за сельскими администрациями горных аулов. В итоге, через официальную статистическую отчетность "можно было получить искаженно-комическое представление о наличии на кутанах определенного поголовья личного скота, школ и лечебных заведений - при полном отсутствии там постоянных жителей" (Полян, 1988, с. 135). Люди в прикутанных хозяйствах - многие из последних со временем становились самодостаточными хозяйственными и социальными структурами - могли меняться (по типу своеобразного вахтового метода) на длительный срок приезжать из горного селения-метрополии), однако контингент населения там всегда был значительным и, по оценкам, составлял от 1/5 до 1/2 населения горных аулов (Полян, 1988, с. 136).

Подобное положение вещей не могло не вызвать негативной реакции среди "традиционных" жителей равнинных районов - кумыков и ногайцев (с русскими ситуация особая). Прикутанные хозяйства, с отведенными под них землями, существенно ограничивали возможности развития хозяйств коренного населения, и это усугубляло недовольство последнего, рожденное последствиями массового переселения горцев на равнину (главным образом в кумыкские районы). Ведь переселенцам предоставлялись ссуды, налоговые льготы, часто выделялись земельные участки больших размеров, нежели коренным жителям и др.

Советский период истории Дагестана был отмечен еще одним новшеством в социальном бытие. В отличие от "традиционного миропорядка", политическими субъектами коего являлись ханства и "вольные" общества (союзы сельских общин), в Дагестане нового формата таковым стали народы/этносы. Поэтому в середине XX столетия в сложившихся обстоятельствах речь зашла не о "горцах" и "жителях равнины" как таковых, но о горцах в национальном обличье - аварцах, лакцах, даргинцах, лезгинах, якобы ущемлявших права и возможности для полноценной жизни и развития кумыков и ногайцев. В первую очередь виновными виделись аварцы и даргинцы, так как руководителями республики с середины 1940-х гг. был аварец А.Д. Даниялов (в 1937-1939 гг. нарком земледелия ДАССР, в 1940-1948 гг. председатель СНК ДАССР, 1938-1967 гг. - 1-й секретарь Даг. Обкома КПСС, 1967-1970 гг. председатель Верховного Совета ДАССР), потом даргинцы М.-С.И. Умаханов (в 1967-1983 гг. 1-й секретарь Даг. Обкома КПСС) и М.М. Магомедов (с 1983 г. председатель Совета министров ДАССР, с 1987 г. председатель президиума Верховного Совета ДАССР, с 1994 г. председатель Госсовета РД). На рубеже 1980-90-х гг. недовольство кумыкской общественности, представленной народным движением "Тенглик" ("Равенство") оформилось в политическую цель восстановления прав на ранее принадлежавшие кумыкам земли и даже выхода Кумыкии из состава Дагестана. На волне активно переживавшегося населением распадавшегося и распавшегося СССР роста этнического самосознания в программных требованиях "Тенглика" было заявлено о "сохранении экономически и демографически целесообразного образа жизни кумыкского населения, а также среды обитания; прекращении массового переселения (выходцев из горных районов. - Ю.К.) в Кумыкию и о возврате незаконно изъятых земель их законным хозяевам". Земельные угодья кумыкского народа, восполненные и защищенные от новых посягательств со стороны, как предполагалось, должны были стать базой "восстановления всех структур этнизации" [Тенглик 1996]. Схожие заявления делало и ногайское общественно-политическое движение "Бирлик".

Стабилизация экономики в стране и повышение уровня жизни населения в конце 1990-х - начале 2000-х гг. вроде бы должны были снизить остроту данного вопроса. Однако он сохранил злободневность. В октябре 1996 г. правительством республики был принят закон № 18 "О статусе земель отгонного животноводства в Республике Дагестан", который с незначительными поправками действует по настоящее время. Согласно этому закону, значительная, а то большая часть земель равнинных районов - Хасавюртовского, Бабаюртовского, Кизиюртовского, Кизлярского, Тарумовского, Ногайского и др. - остаются закрепленными за хозяйствами горных районов (в одном Ногайском р-не это более двух сотен хозяйствующих субъектов) с целью их использования в качестве зимних пастбищ для мелкого рогатого скота (в Ногайском районе это 65% его территории, в Бабаюртовском - 86%). Однако нынешняя ситуация в сельском хозяйстве республики принципиально отличается от той, которая существовала прежде. Значительная часть колхозов и совхозов прекратила существование; едва ли не абсолютное большинство созданных на их базе кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий в новых условиях не в состоянии организовывать сезонные перекочевки (перевозки) скота из горных местностей на равнину; типичным стало то, что на сохраняющихся за ними зимних пастбищах (кутанах) выпасается скот частных состоятельных владельцев, хотя в документах фигурируют те или иные коллективные хозяйства; наконец, внушительная часть скота "горских хозяйств" выпасается на кутанах круглогодично, в результате чего нарушены нормы эксплуатации пастбищ, происходит их эрозия, опустынивание (в первую очередь в Ногайской степи).

По этим причинам заявления кумыкских и ногайских общественно-политических организаций в адрес федеральной и республиканской властей, появившиеся в 2007-2008 гг. стали еще более резкими, чем прежде. Процитирую фрагменты подобных заявлений в адрес президента Российской Федерации, в которых затрагивается проблема кутанов. "Количество кутанов в 1926 г. было 125, там жило более 15 тыс. человек, а в 1959 г. увеличилось до 406 кутанов и жило там уже более 35 тыс. человек. А уже к 80-м годам на кутанных землях было построено 106 населенных пунктов, не имея никаких разрешений и утвержденных проектов. Хотя негласное разрешение и поддержку они всегда получали от республиканской власти... Создано Территориальное управление народным образованием отгонного животноводства. На федеральные деньги там прокладываются асфальтированные дороги, строятся больницы, школы... т.е. власть РД вместо наведения порядка и наказания виновных укореняет этот наглый самозахват кумыкских земель! ... Переселенцы в силу того, что они чужаки на кумыкской земле, ведут себя, как колонизаторы-временщики, ведь это не их родина... Кутанная система задумана и существуёт не как отрасль сельского хозяйства, а как колониальный инструмент оккупации кумыкских земель. Сегодня этот замысел всем стал очевидным..." (Голос народа, 2008, № 7/19) "На основании собранных материалов... подтверждающих о целенаправленном, постепенном, но последовательном выживании с территорий, исконно принадлежащих ногайцам... лишения права распоряжаться своими этническими землями, территорией и ресурсами... в отказе государства в обеспечении юридического признания и защите этнических земель и ресурсов, принадлежащих коренному народу - ногайцам... [считаем необходимым] обратиться в международные правовые организации, в Гаагский трибунал под мотивировкой - ГЕНОЦИД".

В целом положение в сегодняшнем Дагестане если не взрывоопасное, то весьма напряженное. И составной частью конфликта республиканского масштаба является проблема земель отгонного животноводства или кутанов (но совокупно с более широкой проблемой переселенцев; подробнее об этом см.: Карпов 2008). По материалам и оценкам экономистов, возможности, предоставленные горным колхозам и совхозам в плане распоряжения землями на выделенных им кутанах, привели к сокращению обрабатываемых земель в горах при одновременном увеличении запашки пастбищ на равнине, в 1980-е гг. целый ряд горных районов имел более 90% пашен за пределами своих территорий, при том что показатели продуктивности сельского хозяйства в прикутанных хозяйствах были в 2-2,5 раза ниже, а себестоимость выше, чем в хозяйствах равнинной зоны. Те же экономисты предлагали без ущерба для животноводства перевести часть овцепоголовья (до 0,5 млн.голов) на круглогодичное содержание в горах, что позволило бы освободить на равнине порядка 200 тыс.га зимних пастбищ (Цит. по: Османов, 2000, с. 301, 302, 305). В прессе, на конференциях, митингах и т.д. обсуждались темы отмены льгот работникам прикутанных хозяйств, переселенцам, изменения правового статуса кутанов, в том числе через юридическое оформление сложившихся на их территориях населенных пунктов. Кое-какие изменения за последнее десятилетие произошли, в частности некоторое количество поселков прикутанных хозяйств обрели собственную администрацию, однако это лишь вызвало острую критику республиканского правительства кумыкской общественностью.

В 1920-е - 1930-е гг. местное и союзное руководство через организацию широкой сети кутанов в равнинной зоне Дагестана (и организацию массового переселения горцев на равнину) намеревалось решить в первую очередь политическую задачу, а взаимосвязано с этим и хозяйственно-экономическую проблему. Очевидно, что реализация данных планов по истечении нескольких десятков лет принципиально изменила социальный облик республики, картину и географию национального состава ее населения, тем самым резко обозначив новые политические (этнополитические) проблемы. Одновременно проблема хозяйственно-экономического самообеспечения Республики Дагестан в целом была решена неудовлетворительно. Жители равнинных районов республики говорят, что в настоящее время на их территории выпасается скота больше, нежели в советские годы, в соседнем Ставрополье уверяют, что Дагестан ныне продает зерна (путем "хитрых операций") больше, чем их собственный хлебородный край. Это непроверенные (и трудно проверяемые) данные, однако это и взгляд на ситуацию обывателей (в "положительном", исконном значении слова), сопричастных наблюдаемому и переживаемому. Возможно им видней, хотя Республика Дагестан официально числится в списке дотационных регионов РФ. И при всем этом кардинально изменился облик горных селений, частью полностью оставленных жителями, а в большинстве с заброшенными террасными полями и сравнительно малочисленным скотом, пасущимся на горных склонах, - итог решения актуальных политических задач.

 

Примечания

[1] В Южном Дагестане параллельно еще в ходу термин казма, который, впрочем, предполагает более основательное обустройство используемой территории, пастбища. Лезг. къазма - "землянка, лачуга, хижина", кумык. къазма - "кошара, помещение для скота и работников", азерб. газма - "рыть, копать" (тюрк); лезг. къишлах - "зимнее пастбище, зимовье\', то же в азерб. яз. (Джидалаев. 1990. с. 70-71).

[2] Официальные лица в тогда заявляли: "В свое время проводилась земельно-водная реформа, по существу являвшаяся вредительской, с точки зрения того, что в горах социализма строить нельзя, нужно всех горцев переселить на плоскость. Эта посадка на плоскость так была организована и так проводилась, что в основном создала среди горских масс... исключительное озлобление этим мероприятием" (Аграрный вопрос. 2006, т.1, с.1999).

[3] Тогда же большая часть ранее присоединенных к Дагестану равнинных районов была от него отторгнута и передана в состав вновь образованного Орджоникидзевского края (который в основных своих границах соответствовал современному Ставропольскому краю).

 

Литература

Аграрный вопрос 2006: Аграрный вопрос и переселение горцев Дагестана на равнину. Документы и материалы. Под общей ред. А.И. Османова. Махачкала, 2006. В 2-х тт.

Дагестанский сборник 1902: Дагестанский сборник. Сост. Е.И.

Козубский. Темир-Хан-Шура, 1902.

Джидалаев 1990: Джидалаев И.С. Тюркизмы в дагестанских языках. Опыт историко-этимологического анализа. М., 1990.

Карпов 2008: Карпов Ю.Ю. Этносоциальные трансформации в условиях миграционных процессов (на примере Дагестана) // Северный Кавказ в национальной стратегии России. Под ред. В.А. Тишкова. М., 2008.

Османов 2000: Османов А.И. Аграрные преобразования в Дагестане и переселение горцев на равнину (20 -70-е годы XX в.). Махачкала, 2000.

Полян 1988: Полян П.М. Население и системы расселения горных регионов СССР // Горные территории: рациональное природопользование, хозяйственное освоение и расселение. М., 1988.

Тенглик 1996: Кумыкское народное движение "Тенглик". Материалы и исследования / Сост. и ред. К.М. Алиев. Махачкала, 1996.


Опубликовано:
Радловский сборник. Научные исследования и музейные проекты МАЭ РАН в 2008 г. СПб., 2009. С. 173-178.

Размещено: 23.05.2010 | Просмотров: 4333 | Комментарии: 0

Комментарии на facebook

 

Комментарии

Пока комментариев нет.

Для комментирования на сайте следует авторизоваться.