Кумыкский мир

Культура, история, современность

Хранители исторической памяти

Ниже в хронологическом порядке приводятся краткие сведения о кумыкских летописцах, историках, живших в XVII- нач. XXв., а также об авторах XX в., создававших свои работы по старой традиции на аджаме (с помощью арабской письменности).


Мухаммед Аваби Акташи

(II пол. XVI - нач. XVII в.) - житель с. Эндирей. Написал историческое сочинение "Дербенд-наме" на тюркском (старокумыкском) языке, которому было суждено стать наиболее популярным среди исторических сочинений средневекового Дагестана. Впоследствии оно было переведено на многие языки мира - латинский, немецкий, английский, французский, арабский, персидский, русский, а также на языки народов Дагестана - современный кумыкский, даргинский, лакский, аварский. Издавалась несколько раз в XVIII-XX вв. на разных языках с соответствующими комментариями. В работе речь идет о военно-политических событиях V-XI вв., происходивших на Северо-Восточном Кавказе (Одна из последних публикаций: Мухаммед Аваби Акташи. Дербенд-наме. Махачкала, 1992).


Абдуллаев Абдулкасим

(I пол. XVII в.) - автор сочинения по истории Дагестана и о происхождении Кумыкского владения, написанного им в 1626 г. Сохранился перевод на русский язык, осуществленный в 1860 г. под названием "Исторические записки, составленные по просьбе князя Султанмута, Абдул-Касимом Абдуллаевым в 1036 г.х. месяца мухаррема 7-го дня" (ЦГА РД. Ф. 105; упом. см. в кн.: Изучение истории и культуры Дагестана: Археографический аспект. Махачкала, 1988. С. 26).


Аликулихан Валех Дагестани

(1712-1756) - выдающийся поэт и историк литературы. Родился в Исфахане (столице Сефевидского Ирана) в семье премьер-министра Ирана Фатхали-хана - внука Эльдар-шаухала Тарковского; умер и похоронен в Старом Дели (Индия). Известен как автор колоссального труда "Риёз аш-шуара" ("Сад поэтов") на персидском языке, в котором содержатся сведения о 2594 поэтах Востока, живших с X по сер. XVIII в. Этот труд можно рассматривать не только как литературоведческое исследование, но и с полным правом считать выдающимся вкладом в изучение истории культуры средневекового мусульманского Востока. (Подробнее о нем см.: Вести КНКО, 2000. № 2-3. С. 17-22; Возрождение, 1999. N5. С. 110-111).


Абукадимурза Амирхангентли

(2-ая пол. XVIII - 1821) - из с. Амирхангент (ныне поселок Кяхулай в г. Махачкала), талантливый ученый, писатель, историк. Написал мифологизированную историю "Анжи-наме", известную в литературе как "Сказание о битве при Анжи" (оконч. в 1780 г.). В этом произведении воспето героическое сопротивление хазар (кумыков) нашествию арабских захватчиков. (Текст в публикации С. Алиева и подробную характеристику сочинения см.: "Дослукъ", 1974, № 3; "Хрестоматия по дореволюционной кумыкской литературе", Махачкала, 1980, на кум. яз.).


Шихалиев Девлетмурза Магомедович

(Девлет-Мирза Шейх-Али. 1791 или 1811- 1880) - из с. Эндирей, автор весьма обстоятельного очерка "Рассказ кумыка о кумыках", написанного на русском языке и обнародованного автором под псевдонимом "Кумык" на страницах газеты "Кавказ" (Тифлис, 1848, NN 37-44). Работа охватывает важнейшие вопросы истории и этнографии кумыков и соседних с ними народов в XVIII- сер. XIX в. Имеется еще несколько его трудов, касающихся вопросов этнографии и народной юриспруденции тюркских народов Северо-Восточного Кавказа. Умер во Владикавказе (подробнее о нем см.: Шихалиев Д. -М. Рассказ кумыка о кумыках. Сост., предисл. и коммент. С. Ш. Гаджиевой. Махачкала, 1993).


Джамалутдин-хаджи Карабудахкентли

(1858-1947) известен в науке под такой фамилией - по названию родного селения, носил в действительности иную - Мамаев - по имени своего отца. Написал, где-то между 1917-1926 гг., историческое сочинение на арабском языке "История Кавказа и селения Карабудахкент", в котором автор прослеживает политическую историю Северо-Восточного Кавказа, кумыков, своего родного селения - с древнейших времен вплоть до XIX в. Около 1948 г. карабудахкентец И. Казиев осуществил перевод основных положений сочинения с арабского на кумыкский язык. Списки кумыкского перевода существуют более чем в 15 экземплярах. (Текст одного из этих списков опубликован в транслитерации с аджама на кириллицу: Алгьажи Жамалутдин Маманы уланы Къарабудахгентли. Къарабудахгентни тарихинден. Магьачкъала, 1994. Другой список издан и проанализирован в кн.: Оразаев Г. М.-Р. "История Кавказа и селения Карабудахкент" Джамалутдина-Хаджи Карабудахкентского. Махачкала, 2001).


Ахмед-Саиб Каплан

(1859-1920) из с. Аксай, в 1888 г. эмигрировал из России в Османскую империю, где стал одним из активных участников младотурецкого движения. Историк и политолог, профессор Стамбульского университета, издатель газет "Ал-Санджак" и "Шура-и-Уммет". Умер и похоронен в Стамбуле. Автор множества исторических и политологических трудов, многие из которых опубликованы на османско-турецком языке: "Последняя русско-турецкая война", "Начало правления султана Абдулхамида", "События эпохи султана Абдулазиза", "История Конституции и Восточный вопрос", "Историческая и политическая действительность", "Руководство к перевороту", "Как Египет был завоеван англичанами", "От Ая-Стефаноса до Берлина", "Египет и дело Араби-паши". (Подробноее о нем см.: Возрождение. - "Махачкала, 1999. № 5. С. 19-20, а также статью К. Алиева в настоящем выпуске "КНКО Вестей").


Казанбиев Магомед

(1865-1919) из с. Хамаматюрт, учился в Турции и работал там некоторое время, автор романов "Есирликни булагьы" ("Источник неволи") и "Уьйленген эркек" ("Женатый мужчина"), женского календаря на 1914 г. ("Календарь Сары") и других работ. Его книга "Нюрлю таварих" ("Лучезарная история"), опубликованная в г. Петровске хасавюртовским издательством И. Нахибашева в 1913 году, посвящена жизнеописанию пророка Мухаммеда, а также первых праведных халифов.


Абулавов Канамат

(1865- после 1937 г.) из с. Эндирей - автор сочинения "Таварих" ("Летопись"), созданного им в 1918-1926 гг. на кумыкском языке. В нем речь идет о событиях тех лет, происходивших в Северном Дагестане - в период гражданской войны и первых лет Советской власти. Описаны военно-политические события, а также социально-экономическое положение жителей региона и селения Эндирей. Существует также краткая редакция этого же сочинения, созданная в 1971-72 гг. 3. Мокавовым. (См.: Источниковедение истории и культуры народов Дагестана и Северного Кавказа. Махачкала, 1989, с. 119-120; Рук. фонд Института ИАЭ ДНЦ РАН.Ф.30.Оп. 1.№142).


Акаев Абусупиян

(1872-1931) из с. Нижнее Казанище - выдающийся дагестанский просветитель, поэт, богослов, писатель, переводчик, ученый-тюрколог, автор около 40 изданных книг. Как алим с широким кругом интересов, имеет работы и по истории. Среди них: "Дагъыстанны аввалгъы заманларындан бир-эки сёз" ("Несколько слов о прошлом Дагестана") - краткий обзор истории и видных людей Дагестана, на кум. яз. (опубл. в кн.: "Маджму ул-манзумат ал-аджамийят" (1903,1907,1914 гг.); "ал-Лам \'а ад-дурийя фи тарих ал-хурийя" ("Лучезарная жемчужина: по истории революции"), на араб. яз. - хроника событий в истории революции и гражданской войны в Дагестане, 1917-1919 гг. (не опубликована, перевод на рус. яз.: Рук. фонд ИИАЭ.Ф.2.0п. 1.Д.48.Инв. 1471); "Тариху анбийа", на кумык, яз. - Краткая история пророков (опубл. в его кн.: "Вилаятыма савгьат", Симферополь, 1903. С. 2-11; Пайхамарны ёлу булан. Махачкала, 1992. С. 325-335); в его книге "Юз йыллыкъ тынч рузнама ва маълуматун гьасана" (1904, 1910 гг.) опубликовано 3 хронографа под названиями "События, происшедшие до хиджры нашего Пророка", "События, происшедшие после хиджры Пророка" и "Даты кончины некоторых великих людей". Несомненно, историческое значение имеют также многочисленные публицистические статьи Абусупияна Акаева, опубликованные им в виде предисловий к своим книгам, а также в разных газетах и журналах. (См.: Литературное и научное наследие Абусуфьяна Акаева. Махачкала, 1992).


Ибрагимов Абдулгалим

(1876-1919) из с. Нижний Дженгутай - писатель, переводчик, составитель учебных пособий для мусульманских школ по грамматике, основам ислама, истории. В учебной книге "Мактаб учун: Пайхамарланы таварихи", изданной дважды в 1332 (1913/14 г.) в Темирханшуре, даны сведения по истории мусульманских пророков - от Адама до Мухаммада, а также о праведных халифах и имамах четырех мазхабов. (См.: Каталог печатных книг и публикаций на языках народов Дагестана // Сост. А.А. Исаев. Махачкала, 1989).


Карамурзаев Абуш Саралипович

(1877-1925 г.) из с. Аксай - автор произведения "Дюнья давуну гетишини гьакъында маълуматлар" ("Сведения о ходе мировой войны"), созданного в 1914-1922 г. на кумыкском языке. Свое историческое сочинение написал весьма своеобразно - в стихотворной форме, объем - 670 четверостиший. Содержание касается истории первой мировой войны, описан ход ее в Европе, Турции, на Кавказе, в Дагестане, Терской области. Далее речь идет о событиях времен гражданской войны на Северном Кавказе и первых лет Советской власти. (См.: Изучение истории и культуры Дагестана. Археографический аспект. Махачкала, 1988, с. 25,32-34; Рук. фонд ИЯЛИ ДНЦ РАН. Ф. 8. Оп. 1. Д. 253. Инв. 8507).


Исмаилов Адильгерей Абдурашидович

(1882-1971) из с. Эндирей - автор сочинения "Эндирейни таварихи" ("История Эндирея"), известного также под названием "Къумукъланы историясы" ("История кумыков"), на кум. яз. Оно касается истории Засулакской Кумыкии. В основном в этой небольшой по своему объему работе речь идет о средневековом Эндирее; содержит некоторые интересные этнографические и историко-географические сведения. (Опубликовано нами в рус. переводе, см.: Шихсаидов А.Р., Айтберов Т. М., Оразаев Г.-М.Р. Дагестанские исторические сочинения. М.: Наука, 1993. С. 202-213).


Ибрагимов-Кизлярский Абдулгусейн Зайналабидинович

(1890-1962) из г. Кизляр - автор сочинения "Тарихи Къызларкала" ("История Кизляра"), созданного на кум. яз. в 1915-16 гг. в двух вариантах. Состоит из трех разделов, один из которых опубликован в нашем переводе на рус. яз. (см.: Тезисы докладов научной сессии, посвященной итогам экспедиционных исследований Института ИЯЛ в 1982-1983 гг. Махачкала, 1984. С. 35-36; Шихсаидов А. Р., Айтберов Т. М., Оразаев Г.М.-Р. Указ. соч. С. 214-243). В нем речь идет о Старом Кизляре (Абсияхкенте) - предшественнике города Кизляра; о феодальном владении Татархана, существовавшем на Северо-Восточном Кавказе в кон. XVII - нач. XVIII в.; об одном из предводителей антифеодального восстания - Аманхоре, о хозяйственной деятельности и обычаях населения Абсияхкента.


Магомедгаджиев Назир

(1891-1935) из с. Дургели - один из алимов Дагестана, ученый-теолог, известен в литературе как "Назир из Дургели". Автор многочисленных трактатов и статей по разным отраслям конфессиональных наук. Наиболее крупная работа его - "Нузхат ал-азхан фи тараджим улама Дагистан" ("Услада умов в жизнеописании дагестанских алимов"), на араб. яз., создана им в 20-е годы XX в. Это наиболее полная из создававшихся доныне в Дагестане работ в биобиблиографическом жанре. В нем приведены более или менее полные сведения о 220 алимах из Дагестана XI - нач. XX в. и, таким образом, содержит весьма ценную информацию по истории науки и культуры Дагестана почти за тысячелетний период. Определенный интерес представляет также сборник памятных записей, созданный им в 1933 г. на кум. яз. (Подробнее о его главном труде см. статью А. Р. Шихсаидова в кн.: Muslim Culture in Russia and Central Asia from the 18th to the Early 20th Centuries. Berlin. 1998. Vol.2, pp.39-61. На англ. яз.; см. также статьи о нем в местных изданиях: Ленин ёлу. 1990.24 мая; Даг. правда, 1992, 24 ноября, С. 3, Исламны нюрю. 1998. № 4 (апрель).


Батырмурзаев Зайналабидин Нухаевич

(1897-1919) из с. Аксай - поэт, известный публицист, революционер и активный участник гражданской войны. Написал работу "Дагъыстан тарихине бир къарав" ("Взгляд на историю Дагестана"), которую опубликовал в кумыкском журнале "Тангчолпан" (Темирханшура, 1917, №№ 4, 5,7, 8). К сожалению, эта весьма примечательная и написанная талантливым литератором работа осталась незавершенной. Изданная часть содержит предисловие ко всей работе, программу (т. е. план структурного содержания работы) и первые главы, в которых речь идет о древнейшем периоде истории Дагестана, о тюрках-аварах, маджарах и об их отношении к Дагестану. (Текст предисловия и программы см. в газ. "Ёлдаш" от 28 ноября 1997 г., с. 2, перевод на рус. яз. см.:ЦГАРД.Ф. 2370. Оп. 5. Д. 159). Его исторический очерк - хроника "Дагъыстанда тарихи гюнлер" ("Исторические дни в Дагестане") опубликован в том же журнале ("Тангчолпан", 1918, № 9; "Дослукъ", Махачкала, 1970, №4; в кн.: Батырмурзаев Н., Батырмурзаев З. Тангчолпанлар. Махачкала, 1989; перевод на рус. яз. см.: ЦГА РД. Ф. 2370. Оп. 5. Д. 160). В этой хронике описаны события, связанные с ходом съезда Даг. областного исполкома в январе 1918 г.


Калсынов Дагир

(1901-1963) из с. Эндирей - автор рукописной книги "Тарыхлар китабы" ("Книга исторических дат"), созданной в 1947 г. на кумыкском языке. Она представляет собой собрание исторических записей и этнографических сведений, касающихся жителей Северо-Восточного Кавказа - Дагестана, Чечни, селения Эндирей, с древних времен, а чаще всего в XIX и первой половине XX в. Интересны и оригинальны записи и рисунки этнографического характера. (См.: Тезисы докладов научной сессии, посвященной итогам экспедиционных исследований Института ИЯЛ в 1990-1991 гг. Махачкала, 1992. С. 54; Рук. фонд Института ИАЭ.Ф.ЗО.Оп. 1.№157).


Сотавов Яраш Салимгаджиевич

(1911-1982) из с. Эндирей - создал рукописный сборник памятных записей на кумыкском языке и назвал его: "Таварих" ("Летопись"). В нем зафиксировано 110 событий, относящихся главным образом к XIX-XX вв.; последняя дата - 1972 г. Он известен также как собиратель кумыкского фольклора. (См.: Рукописная и печатная книга в Дагестане. Махачкала, 1991. С. 75, 83; Рук. фонд Института ЯЛИ. Ф. 9. Оп. 1. Д. 423. Инв. 7573).


Вести КНКО. № 6-7 2001 г.

Размещено: 14.05.2010 | Просмотров: 4274 | Комментарии: 0

Комментарии на facebook

 

Комментарии

Пока комментариев нет.

Для комментирования на сайте следует авторизоваться.