Кумыкский мир

Культура, история, современность

О местном самоуправлении

(краткий справочник)

Чрезвычайно актуализируются в общественном сознании вопросы осуществления местной власти. Для участия в её осуществлении многим дагестанцам не хватает знания правовых норм о местном самоуправлении, это касается и наших соплеменников. Надеемся, данная статья позволит пополнить свои знания в этой области.

1. Понятие местного самоуправления. В России существуют два уровня публичной власти: государственная и местная власть. Местная власть - это местное самоуправление, регулируемое главным образом Конституцией России, федеральными и республиканскими законами.

Местное самоуправление появилось у нас в стране в 1990-1991 гг., когда были приняты первые соответствующие законодательные акты.

Закон РД "О местном самоуправлении в Республике Дагестан" определяет его как форму осуществления народом своей власти, обеспечивающую в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными и республиканскими законами самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения и с учётом исторических и иных местных традиций.

2. Виды муниципальных образований. Муниципальные образования в Дагестане встречаются, как и в основном в России, 4 видов: городской округ (Махачкала) - для получения данного статуса необходима транспортная, социальная инфраструктура, муниципальный район (Каякентский район), городское, сельское поселение (Карабудахкент).

Интересно, что привычные нам обозначения "село", "селение", "аул" не совпадают с видами муниципальных образований. В сельское поселение как муниципальное образование могут входить несколько посёлков и сельсоветов, городской округ не обязательно подразумевает отнесение к нему любого города, город может быть отнесён и к городскому поселению, и в этом случае входит в состав района.

3. Изменение статуса (преобразование). Преобразование - это объединение, разделение муниципальных образований, наделение статусом городского округа или его лишение. Например, разделение поселения, влекущее образование двух и более поселений, осуществляется с согласия населения каждого из образуемых поселений, выраженного путем голосования.

4. Изменение границ. Осуществляется законом РД по инициативе населения референдумом либо по инициативе органа местного самоуправления, либо органа государственной власти республики.

5. Устав. Это главный документ среди актов органов местного самоуправления - "конституция" муниципального образования. Устав муниципального образования принимается представительным органом.

6. Прямая демократия. Формами непосредственной демократии являются: местный референдум (всеобщее голосование по важным, как правило, вопросам), выборы (например, сельского собрания), голосование по отзыву депутата (основания отзыва устанавливаются уставом МО), сход (там, где право избирать и быть избранными имеют не более 100 человек, правотворческая инициатива граждан (проект местного правового акта вносит инициативная группа жителей), территориальное общественное самоуправление (самоорганизация по месту жительства - подъезд, дом, улица), публичные слушания (проводимые по проектам правовых актов по инициативе и с участием населения), собрание граждан или избранных ими лиц-делегатов (современная правовая форма джамаата), опрос (результаты носят рекомендательный характер, проводится органами власти), обращение в органы местного самоуправления (граждане должны получить письменный ответ в течение месяца). Допускаются и иные формы непосредственного осуществления самоуправления, не противоречащие закону.

7. Глава муниципального образования и глава местной администрации. Важно понимать, что глава муниципального образования и глава администрации - это зачастую не одно и то же лицо. В первом случае мы имеем обычно представляемого себе руководителя - высшее должностное лицо (например, мэр города), во втором случае имеется работающий по контракту руководитель, занимающийся исполнительно-распорядительными функциями во главе администрации, это "наёмный менеджер", не имеющий в отличие о главы МО собственных полномочий.

Правда, возможно совмещение. Если всеобщим голосованием избран глава, то он может также быть руководителем администрации либо главой местного собрания. Если его избрал "местный парламент", то он может совмещать должность главы только с должностью руководителя данного представительного органа. Есть и третий вариант - можно совмещать все три должности там, где численность населения не превышает 1000 человек и порядок избрания не влияет на данный факт.

8. Ответственность. Ответственность избранных гражданами лиц в органы местного самоуправления - в первую очередь отзыв депутата, члена выборного органа, иных выборных должностных лиц допускается в случае совершения противоправного деяния, установленного судом.

9. Местные налоги. Муниципальные образования имеют право устанавливать земельный налог и налог на имущество физических лиц, кроме того, в бюджет поступает часть от взимаемых федеральных и республиканских налогов; возможны и средства самообложения граждан - разовые платежи для решения конкретных вопросов местного значения (платёж не является налогом).

10. Приобретение земли. Приобретение земли осуществляется через проводимые в соответствии с законодательством публичные торги (конкурс, аукцион). Исключение составляют участки, уже давно предоставленные на праве постоянного пользования или пожизненного наследуемого владения (их можно бесплатно переоформить на право собственности), в таком виде права на землю более не предоставляются.


Опубликовано: газета "Ёлдаш/Времена". 19.03.2010.

Размещено: 21.03.2010 | Просмотров: 3336 | Комментарии: 0

Комментарии на facebook

 

Комментарии

Пока комментариев нет.

Для комментирования на сайте следует авторизоваться.