Кумыкский мир

Культура, история, современность

Россия и Мир: вызовы нового десятилетия

(мифы о Северном Кавказе и реальность)

Адрес статьи на сайте автора:

http://bammatuli.ru/home/amin/ba-public/page-14.html

В Москве 21-23 января этого года прошла Международная Конференция на тему "Россия и Мир: вызовы нового десятилетия".

Данная экономико-политическая по тематике и претензиям Конференция была задумана и организована "Институтом Экономики Переходного Периода" (ИЭПП) Е.Т.Гайдара, "Академией Народного Хозяйства" при Правительстве РФ (АНХ), ректор Мау В.А., и Правительственной Комиссией по экономическому развитию и интеграции.

Я, автор данных заметок, начал сотрудничать с Егором Тимуровичем Гайдаром с весны 2009 года. Его заинтересовал мой анализ, мое видение общественно-политической ситуации на Северном Кавказе вообще и в Дагестане, в частности, в контексте общемировых политико-экономических, глобализационных процессов...

Именно поэтому я и был приглашен им принять участие в работе данной Конференции. После Конференции предполагалось доработать наши материалы и представить их в соответствующие государственные структуры для официального закрепления нашей тематики за Институтом Гайдара.

Однако не довелось... 16 декабря 2009 года Е.Т.Гайдар скоропостижно, необъяснимо (?!) рано скончался.

Ректор АНХ Мау В.А., "хозяин Конференции", соратник Гайдара, в своем вступительном слове высоко оценив роль Е.Т.Гайдара в историческом деле относительно мирного и успешного перевода гигантской (!) страны на рельсы нормального экономического развития, заявил, что данная Конференция посвящается памяти выдающегося человека, архитектора и создателя основ современной экономики РФ Е.Т.Гайдара.

* * *

О профессиональном и статусном уровне Конференции можно судить по перечню персон, которые принимали участие в ее работе.

Это - Нарышкин С.Е., Дворкович А.В., Шувалов И.И., Собянин С.С., Кудрин А.Л., Жуков А.Д., Набиуллина Э.С., Улюкаев А.В., Вьюгин О.В., Дубинин С.К., Мау В.А., Греф Г.О., Якунин В.И., Чубайс А.Б., академик Аганбегян А.Г., академик Глазьев С.Ю., Минниханов Р.Н (Премьер-Министр Татарстана), Кресс В.М. (Губернатор Томской области), Меркушкин Н.И. (Глава Республики Мордовия), Толоконский В.А. (Губернатор Новосибирской области), Э.Хейвард (главн. исполнит. директор Группы "ВР"), Э.Ахо (исполнит. вице-президент "Nokia"), К. Йохансон (управл. партнер по странам СНГ "Ernst & Young") и другие не менее известные персоны из политической, экономической и научной сфер жизни страны и зарубежья...
 

I.

В рамках Круглого Стола, под каким-то странным телевизионным из сериала "Клуб кинопутешествий" названием "Северный Кавказ-Terra incognita", было организовано обсуждение проблем данного региона.

Фактически работа Круглого Стола была сведена к тому, что его участникам было предложено обсуждать лишь тезисы некоего автора Д.Соколова, которые были названы вполне солидно "Ситуация и возможные направления политики на Северном Кавказе".

После изложения автором своего материла, выяснилось, что с его точки зрения (он же ведущий Круглого Стола), экономическая сторона многосложного комплекса проблем на Северном Кавказе сводится всего лишь к "четырем мифам".

А именно к "мифам" 1) о демографическом взрыве, 2) тотальной безработице, 3) о внутренне присущей данному региону конфликтогенности, 4) существовании простых административных, финансовых или силовых решений проблем Северного Кавказа.
 

В качестве ударного звена и аргументатора "первого мифа" на сцену был выпущен Мкртчян Н.В. (в.н.с. Института демографии ГУ ВШЭ), который назвал свой материал "Северокавказские демографические мифы".

Это странно, но всегда о проблемах, об истории других народов (в основном, тюркских), нам "пишут истории" представители "неприкаянных" народов (евреи, армяне...), почему так?

Стало ясно, что тут, на Круглом Столе, работают "таперы", играющие в четыре и более рук...

Мкртчян, с одной стороны, обосновывал тезис о каком-то "двойном учете" переселенцев с гор на равнину на Северном Кавказе, и о том, что в Статистических управлениях РФ считали два раза одних и тех же людей и в горах и на равнине, и о фальсификации данных переписи населения, а с другой стороны утверждал, что официальные данные статистических управлений, "объективны"...

Я же определяю его суждения как "спекулятивные".

Этот исследователь или действительно не понимает, или делает вид, что не понимает, всей простой сути этих комбинаций, "операций прикрытия" под названием "перепись населения" по массовому переселению целых народов (!) с гор на равнину.

Ведь, все это делается без правового согласия Коренного населения Равнин и Предгорий, например, в Дагестане, на такую миграцию и, фактически, является "освященным" советской властью, захватом исторической этнотерритории одного народа другими народами...

Если кто-то думает, что это положение останется неизменным "на века", пусть посмотрит на современную историю Балкан, где Косово и другие этногосударственные образования вырвались с помощью международных демократических сил из, удушающих их национальную самобытность, "дружественных объятий" бывшей уже Югославии, т.е. Сербии, или весьма показателен в этом плане пример Ближнего Востока, где арабы и евреи жестко противостоят друг другу именно по территориальным вопросам, ссылаясь при этом на исторические прецеденты тысячелетней давности...

Так, что и в Дагестане вопрос этнотерриториальных проблем вовсе еще не решен и ждет своего решения...

Как понимает Мкртчян проблему "фальсификация переписи населения" на Северном Кавказе?

Он говорит - "сфальсифицированное увеличение численности населения в республиках Северного Кавказа было выгодно руководителям этих Республик, потому, что это - "деньги" из Федерального бюджета, и. во-вторых, численность определенного народа - это политический фактор, оказывающий влияние на расстановку сил во власти в республиках (представители разных народов во власти конкурируют и фальсифицируют данные переписи населения в пользу своего народа, чтобы претендовать на руководящие должности в республиках ).

Другой мотив по Мкртчяну - Федеральные власти тоже заинтересованы в "увеличении населения" в целях политических спекуляций...

Например, им выгодно представить положение дел в Чечне так, что там, после двух войн, "все нормально", в Республике осталось столько же людей, сколько и до войны..., т.е. здесь были такие "гуманные войны", которые сохранили численность людей на данной территории на былом уровне...

Исследователь говорил также об интересах простых граждан, в "увеличении численности населения", а именно - приватизация квартир, социальные пособия, оформление собственности на землю и т.д.

И основной вывод - на Северном Кавказе нет увеличения численности населения, которое показывают данные официальных Статистических управлений!
 

Далее выступил Д.Соколов, который, как бы продолжая выступление Мкртчяна, привел уже весь перечень своей "теории о четырех мифах проблем Северного Кавказа", которые сводятся к утверждению о том, что на Северном Кавказе нет: ни "демографического взрыва", ни безработицы, ни свойственных именно этому региону причин конфликтогенности, и что здесь, на самом деле, прекрасно сосуществуют три вида Правовых систем - Обычное право (Адат), Шариат (Ислам), Российское законодательство (Юрисдикция европейский стандартов).

Так как "первый миф" о "демографическом взрыве на Северном Кавказе" был уже озвучен, Соколов перешел сразу к обоснованию "второго мифа".

Он говорил о том, что проблемы бедности на Северном Кавказе существенно преувеличены, так как в республиках этого региона существует внелегальная (А.И.Б. - только в этом регионе?!) экономика, часто по своим объемам не уступающая легальному сектору, в основном, бюджетному. Приусадебное, часто высокотоварное сельское хозяйство, является традиционным для данного региона и обеспечивает населению основные средства существования...

Сколов говорил о том, что центральной проблемой на Северном Кавказе выступает НЕ безработица, НЕ низкий уровень экономического развития или нищета населения как таковые, а неурегулированность Земельного вопроса. Дескать, чрезвычайная ограниченность института частной собственности на землю и лежит в основе тех противоречий и конфликтов, которые на поверхности выступают как межнациональные, межклановые и даже религиозные.
 

Третий "миф" - земельный вопрос на Северном Кавказе, при всей его актуальности, НЕ имеет простого решения.

С одной стороны, Соколов правильно говорит о том, что Земля на Северном Кавказе является дефицитным ресурсом, и вокруг нее сталкиваются многочисленные и разнообразные интересы.

А с другой стороны, заявляет, что в среднесрочной и долгосрочной перспективе однозначное (!) решение Земельного вопроса способно снизить уровень конфликтогенности в регионе.

"Однозначное" - вот оно ключевое слово в понятийном аппарате Соколова! Это слово показывает всю неосведомленность Соколова и его единомышленников о жутком историческом переплетении этнотерриториальных проблем на Северном Кавказе.

Прежде чем приступать к "земельной реформе" надо ответить на вопрос "...а, чья, кому в историческом измерении, принадлежит эта Земля, которую вы хотите "справедливо" распределить?!". Ведь это же тысячелетние этнические территории определенных Коренных народов, которые формировалась не в последнюю очередь под воздействием и адаптируясь именно к этому ландшафту и биогеоценозу...

И былое, относительное равновесие и стабильность на Северном Кавказе, было нарушено вторжением в этот регион Российской империи и Советского большевизма, тут без "истории" не обойтись!

- Так, что же, опять предлагается большевистский лозунг "отнять и поделить"?! "Отнять" у Этноса - Коренного Народа, и "поделить" между всеми другими, и чтобы в результате исчезли Коренные Народы этих территорий?!

Никто не имеет Права на такие решения. Не "вы" сотворили Коренные Народы планеты Земля, не "вам" их уничтожать!

Далее Соколов говорит, что "... затягивание решения Земельного вопроса на Северном Кавказе чревато социальным взрывом либо обострением политических конфликтов...".

Неверная формулировка проблемы. Опасными последствиями чревато затягивание не "земельного вопроса", а "этнотерриториального вопроса" на Северном Кавказе.

Соколов утверждает, что на Северном Кавказе, на самом деле, нет социально опасного уровня безработицы.

Я же утверждаю, что режимом "отсутствия безработицы" является лишь такая экономическая ситуация, когда каждый глава семьи может найти работу, обеспечивающую возможность нормального существования семьи из 3-4 человек (он, жена, 1-2 ребенка).

Но ведь статистика говорит, что в Дагестане около 40% трудоспособного населения не имеют работы!
 

"Четвертый миф". Когда Соколов говорит о том, что на Северном Кавказе отсутствуют "внутренние причины конфликтогенности", то это означает лишь одно - он просто не имеет представления о том, что творится на самом деле, например, в Дагестане, где, начиная с 1950-х годов, в сфере этнотерриториальных и миграционных проблем, инициированных большевистской "интернациональной политикой", творится простой геноцид о которой кричат на весь мир армяне и евреи, имея в виду свои проблемы, но нас никто не слышит.

Однако надо знать - результаты этой большевистской политики в Дагестане Кумукский Народ никогда не признает! Эти деяния нелегитимны.

Кумукский Народ вправе требовать у Международного правосудия восстановления их прав на собственную историческую этнотерриторию в любое время, без срока давности.

На мой взгляд, "мифы" Д.Соколова именно и являются мифами в чистом виде...

* * *

Далее выступил и я. Я говорил о том, что тяжелейшие национальные, социально-экономические проблемы Дагестана являются прямым следствием, неправильного в историческом, этнополитическом, культурологическом, и в правовом отношениях, оформления Административно-государственного устройства жизни Коренных народов этого региона...

Стабильная, сложившаяся в веках, в результате войн, договоров и примирений, структура, баланс и расстановка этнических компонентов на Северном Кавказе, было возмущено и обрушено вмешательством в этот регион сначала Московского княжества после завоеваний им Казанского и Астраханского ханств, а затем, - "утрамбовывания" этого региона Петром-1, как плацдарма для дальнейшего продвижения Российской империи в Закавказье...

Надо иметь Честь, Мужество и Мудрость, чтобы теперь "Москва" сумела выдавить из себя такие важные слова - "...да, прежде на Кавказе было наломано много дров..., но теперь мы хотим исправить здесь все, что еще возможно..."...

И при таком "откровении" Центра, при таком развитии событий в стране Федеральный Центр получит полную поддержку подавляющего большинства населения для официального начала развертывания действительно "Большой Модернизации" страны с целью построения новой российской государственности, как о том говорит в своем "Послании-2009" Президент Медведев.

Но не "Культурной Революции", не "Большого скачка", и других прелестей "большевистских реформ" по принципу "снижения всех до уровня "бедняка-босяка".

Целью должно быть "...поднимание всех "бедняков" (тех, кто действительно этого хочет и старается работать в этом направлении!), до уровня достойного "середняка"...

ДАГЕСТАН уже давно в политическом тупике и застое...

Хаотично сформировавшаяся в Дагестане советско-феодально-криминальная власть уже перепеленала самую себя удушающим себя же "мертвым узлом", насильственно созданным внешними силами без участия и выявления ВОЛИ, населяющего данную территорию населения и Коренных Народов, и накинутым большевизмом на шею нашего региона такой формой административно-государственного образования как "Республика Дагестан".

Поэтому образование это нежизнеспособно без ежегодных 80% федеральных дотаций в республиканский бюджет, не говоря уже о какой-либо его способности к саморазвитию адекватной к требованиям современного мира...

Другой важный показатель уровня жизни в Экономическом Субъекте - Внутренний Валовой Продукт на Душу Населения - по этому критерию Республика Дагестан занимает 79 место из 83 Субъектов РФ...

Беспрецедентная многочисленность разных коренных народов на небольшой площади Дагестана, упорная и упрямая борьба административно-финансовых элит этих народов между собой за политический и финансовый контроль над республикой, часто проводимая с применением криминальных акций, вплоть до заказных убийств, не позволила за весь период после ГКЧП сформироваться в Дагестане некоей единой многонациональной по составу, свободной от узконациональных и корпоративных интересов команде современно мыслящих администраторов и экономистов, которая бы настойчиво проводила некую прогрессивную, современную политику в интересах всего Дагестана в целом.

Как итог этой почти 20-летней подковерной, циничной, антинародной внутричиновничьей борьбы в персональных и узкокланово-национальных интересах определенного круга дагестанских персон, имеющих доступ в тот или иной московский кабинет, Дагестан фактически распался уже на ряд самоуправляемых районов, возглавляемых "сильными" Главами Муниципальных Образований, которые в своих "володениях" проводят собственную политику, отличную, подчас кардинально, от линии и позиций Президента Республики Дагестан!

В Послании Президента Медведева Федеральному Собранию РФ за 2009 год говорится "...мы сумели собрать страну, остановить центробежные тенденции. Но, террористические атаки на Россию продолжаются, жители Северного Кавказа просто не знают покоя...

Но ситуация не была бы настолько острой, если бы социально-экономическое развитие юга России было по-настоящему результативным".

Да, мы согласны, была бы не столь "острой". Но одна экономика не может решить сложнейший национально-политический узел, смертельно стянутый на Северном Кавказе, сперва вмешательством царизма, а затем - "победоносным" внедрением большевиками "интернационализма" в этот регион.

Ошибочно мнение, что если человеку-населению в проблемных регионах "набить живот едой", то это "закроет рты" интеллектуалам, другим авторитетным представителям этого населения, местных коренных народов, которые "поднимают вопросы" административно-политического статуса своих народов в составе РФ, и национально-правовом представительстве Коренных народов в органах государственной власти всех уровней...

Мозг и Желудок у Человека не связаны друг с другом стопроцентно жестко и предопределенно. Иначе не было бы в истории человечества многочисленных проявлений идейного, религиозного самопожертвования, политических голодовок до смерти.

Поэтому инстинктивное стремление общества самоорганизоваться, неистребимое стремление Коренных народов достичь статуса "Национального Самоопределения" в форме адекватной современным реалиям (!), эти базовые, генетически предопределенные ментальные чувства и стремления нельзя загасить, нейтрализовать "кормом" и, тем самым, убрать эту неудобную, назойливую "национальную тему" с "повестки дня"!!!

Национально-политическая проблема - это проблема ментальная, психогенетическая, историко-культурная, юридическая, а не экономическая!

Политика на Северном Кавказе должна строиться не на желании Федерального Центра выстроить в этом регионе некую удобную для легкого, "ручного, кнопочного" управления из Центра, модель административных образований...

При выработке "политики для Северного Кавказа" надо исходить из реальных, имманентных потребностей местных Коренных народов, людей исконно проживающих на Кавказе, имеющих тысячелетиями сложившиеся представления о себе и о своем месте в этом мире.

И только затем выстраивать некую конструкцию, соответствующую общим потребностям российской государственности (контроль на ЕвроАзией, членство в "Клубе развитых стран мира"...) и жизненным интересам кавказских народов, интересам их административных образований (сохранить себя и свою национально-культурную идентичность).

Президент Медведев заявляет - "...партии и их коалиции будут формировать федеральные и региональные органы Исполнительной власти (а не наоборот), выдвигать кандидатов на пост главы государства, руководителей регионов и местного самоуправления".

Таким образом, если иметь в виду, что федеральные политические партии по Федеральному Закону РФ не могут формироваться на основе национальной и религиозной политической философии и идеологии, и то, что Президент говорит "...партии соединят в политическое целое все части общества, граждан всех национальностей, самые разные группы людей и наделенные широкими полномочиями российские земли...", то как же тысячелетним Коренным Народам ЕвроАзии осуществлять общественно-политическую практику своего самосохранения и саморазвития, как того предусматривает соответствующий свод международных правовых норм, подписанных Российской Федерацией и гарантируемых Конституцией РФ?!

Где место-ниша в правовом конституционном пространстве РФ, отведенное для самостоятельного саморазвития Коренных народов на территории РФ?! Хотя бы в таких правовых объемах, как осуществляется в США в отношении своего коренного населения - "индейцев"?

У Коренных народов должны быть определены, гарантированные Конституцией РФ "неприкасаемые исторические этнические территории", неприкасаемые ни для кого, даже и для "Государства", тем более, если оно называет себя "Федерацией"!

Рассматриваемый тезис Президента тем более не ясен, так как он в следующих абзацах говорит о сохранении - "...прав и свобод граждан, защиты права собственности, неприятия экстремизма, поддержки структур гражданского общества, всех форм самоорганизации и самоуправления...".

Но, ведь, "...сохранение... всех форм самоорганизации и самоуправления..." это и есть, в упор не замечаемый "Кремлем", международно-признанный правовой политический принцип "право на национальное самоопределение всех Народов"!

Далее Президент пишет: - "...в этом году мы начали движение по созданию такой политической системы...в которой политические Партии получили возможности влиять на формирование Исполнительной власти в Субъектах Федерации и Муниципалитетах"; "...партии, представленные в региональных Законодательных Собраниях смогут формировать свои фракции..."; "...в связи с необходимостью развития Гражданского Общества в стране - упростить законодательство на деятельность НеКоммерческих Организаций (НКО).

Надо признать, Президент Медведев последователен. Уже 23 ноября он провел в Москве специальное совещание, где прокомментировал свое послание в Госдуму нового законопроекта по либерализации условий деятельности НКО в РФ...

Президент высказал уверенность в том, что "...многопартийность в РФ сложилась, их Программы отражают весь спектр политического многообразия мнений в стране..., порог в Госдуму партиям будет снижен до 5%..., будут отменены досрочные выборы на местном уровне..., отказ от необходимости сбора подписей партиям..., в Субъектах Федерации кандидатуры Глав смогут выдвигать партийные фракции, победившие в выборах в ЗакСобрания".

Однако, все это, на наш взгляд, приведет к тому, что сфера государственной жизни, а именно - возможности свободно и легально выдвигать на высший государственный уровень животрепещущие общественно-политические и национальные вопросы для обсуждения их на высшем государственном уровне, будет ограничена всего лишь "узким горлом" "партийного канала", а на деле, только лишь мнением и позицией партии Кремля - "Единой России".

Такой подход окончательно ликвидирует самостоятельное функционирование "национально-этнического канала" в общественно-политической жизни страны. А это совершенно необходимо для полноценной, объективной "обратной связи" в системе "Федеральный Центр - Коренные Народы".

Иначе Коренные народы потеряют юридические основания для прямых официальных обращений в Федеральный Центр с целью актуализации своих сугубо специфических национальных проблем и выдвижения своих национальных кандидатов в Выборные государственные органы РФ всех уровней!

Таким образом, в "Послании-2009" Президента РФ ничего не сказано о роли, формах, пределах полномочий и рамках участия Коренных народов, проживающих на территории РФ, в общественно-политической жизни страны.

Нам представляется что, национальные (этнические) и религиозные политические движения (партии) Коренных Народов РФ должны иметь конституционно оформленные права и возможности формировать свои юридические представительства, официальные депутации, в законодательных органах государственной власти в своих Субъектах РФ.

Эти депутации должны избираться каждым Коренным народом в отдельности.

И все эти нормы должны быть корректно прописаны в Конституции РФ и в Конституциях Субъектов РФ.

- Иначе все благие пожелания Президента РФ о демократизации политической системы страны ничего не дадут, если политическая система в стране так и останется фактически однопартийной!

* * *

Я начал было говорить обо всем этом, но не удалось...

"Формат" Круглого Стола был какой-то странный, не серьезный, не академический, какой-то "междусобойчик" чувствовался между организаторами данного Круглого Стола и аудиторией в зале, и, видимо, давно друг друга знающих и "понимающих" друг друга с полуслова людей...

Вся работа шла с какими-то смешочками, "юморком", доступным лишь для них, для "посвященных"...Им бы собраться у кого-нибудь дома, на кухне, как в 1970-е годы, и пообщаться в своем кругу...

После моего вступления Д.Соколов заявил, что отныне на "их" (?!) собраниях все, кто, обсуждая проблемы Северного Кавказа, будет "поднимать" исторические и национально-этнические аспекты этой темы, будут удаляться из зала!

Слава Богу, там была другой модератор данного Стола (Стародубровская И.В.), которая сумела мгновенно нейтрализовать эту просто-напросто несуразицу в мероприятии подобного уровня.

Таким образом, по Соколову, обсуждая проблемы Северного Кавказа нельзя говорить ни об истории, ни о этнонациональных особенностях проблем региона, а по его "теории 4-х мифов" на Северном Кавказе вовсе не существует даже экономических проблем и внутренних причин конфликтогенности в данном регионе...

Для него проблемы Северного Кавказа "ясны как день", они им описаны, и им прописаны рецепты их решения раз и навсегда - "взять и разделить Землю!".

Поэтому он может перейти к решению других животрепещущих мировых проблем как-то - "глобальное климатическое потепление", или, ну скажем, "спасение амурского тигра"...
 

II.

Конечно, Конференция с названием "Россия и Мир: вызовы нового десятилетия" и с такого уровня Организаторами была посвящена обсуждению важнейших вопросов о том, что на самом деле представлял собой Мировой Финансовый и Экономический Кризис, и какие "уроки" всем нам необходимо извлечь из этих событий и т.д.

Главное - все выступающие, которых я считаю авторитетными специалистами мирового уровня в областях экономики и политики, говорили - "у российской экономики, мягко говоря, мало перспектив перейти на уровень "новой экономики ХХI века, на уровень высоких технологий...".

Во-первых, "... страна все еще продолжает существовать на основе "сырьевой экономики", а во-вторых, - о "высоких технологиях" мы можем только лишь говорить и говорить, а вот прямо в эти дни на, очищенные от технологических линий 1970-х годов итальянской компании "Фиат", заводские площади "ВАЗ", в 2010 г. начнут завозить конвейерные линии консорции "Рено-Тойота".

Гораздо интереснее, чем Круглый Стол проходили пленарные заседания Конференции.

Оказалось (для меня), что многие известные "телевизионные головы", на самом деле могут говорить и рассуждать на актуальные темы "вживую" намного интереснее, свободнее, глубоко и содержательнее чем их фантомы на телевидении.

Вначале необходимо дать, хотя бы короткое, определение.

"Инновация" - это предъявление на рынке нового продукта, услуги, которые по качеству и цене, во-первых, лучше, чем все то, что присутствует на рынке в данном секторе, или, во-вторых, выставляется еще не существующий на рынке продукт-услуга, которые сами формируют новый вид потребительского спроса (например, мобильные телефоны...).

И такие преимущества по критериям новизна, качество, цена достигаются упреждающим внедрением, в процесс производство привычных и новых товаров, новых научных достижений в виде "высоких технологий".

Хочется думать, что для молодых дагестанцев (экономистов, администраторов, журналистов и других специалистов) будет интересна в какой-то мере информация, которую я здесь излагаю всего лишь в тезисном виде, и представлю лишь основные идеи выступлений серьезных и успешных администраторов, ученых нашей страны.
 

Например, ШУВАЛОВ И.И., передав Приветствие Президента Медведева участникам Конференции, тут же начал говорить о необходимости коренных структурных и институциональных преобразований в стране.

О том, что нашей стране необходимо провести в короткие сроки всестороннюю модернизацию экономики страны для преодоления крайне опасной "сырьевой зависимости" нашей экономики, достичь чего невозможно без структурных и институциональных преобразований в экономике всей страны, без резкого улучшения инвестиционного климата в стране.

Однако без надежной социальной стабильности в стране мы не можем ни приступить, ни преуспеть в деле осуществления полной модернизации страны...

Для нашей страны самые острые вопросы - это преодоление продолжающей существовать экономической несвободы частных и корпоративных субъектов бизнеса, улучшение общего бизнес-климата в стране...

Уроки Мирового Кризиса для нашей страны мы определяем так: активизировать работу по модернизации экономики, улучшать бизнес-климат, улучшать уровень жизни граждан, убирать чиновничьи препоны...
 

НАБИУЛЛИНА Э.С. говорила о том, что зависимость Бюджета РФ от сырьевых поступлений в 2009 году не снизилась.

Теперь Главная цель страны - это диверсификация экономики! "Модернизационная экономика" должна перестать быть декларацией, необходимо перейти к решению практических задач в этой области.

Необходимо больше привлекать миграционные кадры в высокотехнологичные сектора экономики.

ВТО - это не только доступ нашей продукции на все мировые рынки, но и доступ к огромным внешним инвестициям, поэтому альтернативы вступлению РФ в ВТО нет...
 

ГРЕФ Г.О., говоря "о модернизационных вызовах", сказал, что в стране уже проявляют себя "накатывающиеся перекосы в нашей экономике", их надо точно идентифицировать и предотвратить...

Вызов 1 - "Качество Рабочей силы и Образования"...
- "советское образование", фактически до сих пор имеющее место быть в большинстве российских вузов, не способно готовить и выпускать кадры, адаптированные именно для требований современной настоящей рыночной экономики...
- современные инвестиции в Образование в РФ составляют лишь 4% ВВП, что ниже показателей не только всех развитых стран, но и большинства стран среднего уровня развития...

Вызов 2 - "Вызовы в сфере Энергоресурсов"...
- РФ продолжает занимать первое место в мире по добыче нефти...
- Но, в 2009 году впервые (!) США вышли на первое место по добыче газа!
- С одной стороны - в мире все более усиливается конкуренция на рынке газа, и позиции РФ все более сокращаются...
- А, с другой стороны, может быть, в относительно недалеком будущем уже прекратится рост спроса на газ и нефть, и тогда вся экономика РФ, построенная именно на этих энергоносителях, окажется почти без экспортного финансирования....

Вызов 3 - "Пространственный вызов"...
- Концентрация производственных мощностей в России ниже, чем в развитых странах, из-за этого возникнут огромные транспортные расходы...

Вызов 4 - "Инфраструктурный вызов"...
- по качеству Инфраструктурного развития РФ занимает 86 место из 133 стран...
- по развитости автомобильной инфраструктуры - 118 место из 133 стран...
- Например, если в 2009 году в РФ было построено 2500 км. дорог, то в Китае - 53.600 км...
- Государственные Институты...
- РФ теряет свои позиции и контроль над такими проблемами как демография, пенсионная система и т.д...

Вывод: - Нужна новая Парадигма развития страны, нельзя допустить накачивания нового финансово-экономического "пузыря"...
 

МИННИХАНОВ Р.Н. говорил о достижениях в сфере снижения безработицы в условиях Кризиса в Татарстане...
- проводится глубокая модернизация на двух автозаводах - "Камаз" и "Елабуга"...
- планы по нефтедобыче и ее переработке на 2010 год увеличены в 2 раза...
- подготовка к "Всемирной Универсиаде в Татарстане" идет вполне успешно...
 

ДМИТРИЕВ М.Э. - "Центр Стратегических Разработок", который являлся разработчиком "Стратегии-2000" для Путина В.В. в период его президентской выборной кампании отметил:
- При реализации "Стратегии-2000" были достигнуты лучшие показатели по предпринятым реформаторским мерам, чем по результатам...
- Центр работает над новой Программой "Парадигма - 2010", где должно быть описано: Пространственное развитие страны, Энергетическая политика, Макроэкономическая политика, Финансовый сектор.
- Было сказано, что нашей стране предстоит сделать принципиальный Выбор: - либо сосредоточить все усилия на завершении старых незаконченных Заделов, либо приступить к глубокому обновлению прежних планов и формированию новой Стратегической Повестки на основе новых реалий...
 

ЧУБАЙС А.Б. выступил, как мне представляется, с очень важным для него самого и для его соратника Гайдара, тщательно подготовленным именно к этой Конференции докладом "Строительство инновационной экономики в России: Попытка осмысления"...

Он, друг и соратник Гайдара, как и тандем "Греф-Димитриев", готовили свои выступления на данной Конференции, разумеется, не зная о скорой кончине Гайдара...

У меня осталось такое впечатление - что-то важное должно было стать результатом работы Конференции при участии в ее работе Е.Т.Гайдара, но что?!

Чубайс говорил о том, что с 1970-х годов начинается "расцвет застоя" советской науки, "советские НИИ" стали символом неэффективного использования интеллектуального потенциала нации...

Производительность труда в СССР в 1990-х годах составляла лишь 30% от таких же показателей в США (данные Госкомстат СССР)...

Но это какая-то заколдованная цифра! Потому что в 2005 году производительность труда уже в РФ составляла всю ту же магическую цифру 30% от уровня США!

С задачей перевода нашей экономики на уровень Инновационной, "Новой Экономики", все еще действующая в сегодняшней практике и еще в большей мере существующая "в умах, в голове, в мозгах" наших людей, "советская экономика уже не справляется, а вновь созидаемая молодая "российская рыночная экономика" еще не справляется...

Например, переход экономики США на "инновационные рельсы" начался в 1960-х годах, как результат саморазвития свободной, рыночной экономики и "государство" никакого участия в этом не принимало, не давало не то, что "денег", не давало никаких директив, "ценных указаний". Государство было в неведении, что в недрах американского экономического сообщества самозарождаются такие явления как "силиконовая долина", "Майкрософт", "Virgin Group", которая, например, в качестве частной компании, планирует туристические полеты в космос в 2010 году!

"Государство" постфактум сделало лишь то, что и надлежит делать "государству" в демократическом обществе - законодательно оформило сферу и формы деятельности этих новых направлений в Свободном Бизнесе.

"Инновационные экономики" уже сформированные в таких странах как США, Зап. Европа, Израиль, Финляндия, Южная Корея, Сингапур, являются лидерами инновационного развития в сегодняшнем мире...

Дальнейшее отставание России от лидеров в области Высоких Технологий грозит стать необратимой!!!

Главный удар "Колокола Конференции" - пошел "Обратный Отсчет" - Российская Федерация может навсегда выпасть из числа развитых стран. И тогда - Распад!

Чубайс сказал, что, по его мнению, задача строительства инновационной модели экономики в нашей стране разрешима в исторически короткие сроки...

По результатам последнего мирового финансово-экономического Кризиса (2008-2010) выдвигаются противоположные выводы:

а) "данный Кризис исключил последние шансы РФ на разворачивание в своей экономике эффективного Инновационного направления", и

б) "резкое снижение доходности в традиционных отраслях экономики закономерно вытесняют Бизнес в сектор Инновационной Экономики...

В строительстве Инновационной Экономики для достижения Фундаментальных Рыночных Целей необходимо создать такие Институциональные Структуры как: Частная Собственность, максимально защищенная Законом, Законодательно оформленная Конкуренция на Рынке, Общеприемлемые и соблюдаемые "Правила Игры" на Рынке, Долгосрочная макроэкономическая стабильность, Низкая инфляция...

Чубайс отметил как важнейшее упущение то, что в стране никто не изучает, не развивает, не совершенствует качество российского Законодательства с точки зрения лояльности его к развитию Инновационной Экономики, что, в первую очередь, необходимо пересмотреть все Законодательство (особенно Экспортно-Импортное законодательство).

Необходимо полностью решить вопрос с приватизацией "Интеллектуальной собственности"...так, как пока вся "Интеллектуальная . собственность" продолжает оставаться "государственной", а надо, чтобы она стала "частной" и "корпоративной", только тогда все новые идеи будут быстро внедряться в промышленность...

Необходимо определить- какое Министерство отвечает за развитие Инновационной Экономики...

Объем задач именно Государства в этой сфере колоссален...

Институциональные болезни Российской экономо-политической системы:
- Незащищенность Частной Собственности...
- Высокий уровень Коррупции...
- Слабость Судебной системы...
- Слабая конкурентоспособность и высокая монополизация в Экономике...
- Отсутствие конкуренции в Политической системе и подконтрольность ведущих СМИ Государству!!!

Выводы:

1. Проблема Инновационной Экономики не был решен ни в СССР, не решен и в РФ...

2. Исторический резерв Времени для перевода Экономики страны в режим Инновационного развития исчерпывается...

3. Не существуют ни экономические, ни социально-политические механизмы, блокирующие запуск строительства Инновационной Экономики в РФ...

4. На базе фундаментальных рыночных институтов необходимо переосмысление роли Государства в этом Переводе...

5. Строительство Инновационной Экономики в РФ - сложнейшая социально-экономическая Реформа, требующая политической воли и мощной интеллектуальной поддержки со стороны Науки....

* * *

Может быть, молодые люди Дагестана поймут, в чем заключается пафос данной Конференции, "собора" высокоинтеллектуальных современных российских и зарубежных деятелей, если я выскажу свой вывод от участия в работе этой Конференции - время "режима Путина" прошло, нужны новые Идеи и новые Люди!

А если Дагестан вместо с Российской Федерацией, не успеет заскочить хотя бы в "последний вагон" уходящего в Будущее мирового экспресса "ХХI век", то никто в мире не будет сожалеть об "оставшемся в прошлом" российском государстве...

* * *

Я лично, автор этих строк, вот что думаю по поводу всех этих модных словосочетаний "новая экономика", "инвестиции в Высокие технологии", "модернизация всего и вся..."...

Радикальная модернизация, формирование "новой экономики" ХХI века, массированные инвестиции в разработку и внедрение в промышленность "высоких технологий", все это возможно лишь тогда, когда развитие государства-общества достигает определенных параметров.

А именно - Экономика всесторонне развита, все ее отрасли, направления находятся на уровне мировых стандартов...

В стране накоплены большие массивы "свободных денег", в которых существующая экономика не очень нуждается, так как их продукции и так высококонкурентна и затребована на мировом рынке по параметрам "качество - цена", тем более что банки предоставляют любые кредиты на самых льготных, почти беспроцентных, условиях...

В то же время в научной сфере всегда существует определенный задел "высоких технологий", которые нуждаются в финансировании для продолжения исследований и доведения их до "производственной кондиции"...

Именно в силу этих условий, обстоятельств "свободные деньги" естественным образом (а не по приказу Правительства) массово текут в сферу научных разработок, что чрез определенное время проявляется в виде "технологического взрыва".

Таким образом, необходимо одновременное наличие двух условий - избыток денег, и развитая экономика, и тогда деньги "вынужденно" потекут в русло научных разработок "высоких технологий", где талантливые менеджеры смогут убедить потенциальных инвесторов в реальности высоких дивидендов в самом ближайшем будущем, в этой новой сфере, которая ждет инвестиций, как высохшая земля первого дождя...

Именно так взрывообразно возникли и завоевали всю планету за какой-то десяток лет компьютерный мир, мир мобильных телефонов и т.д.

Похожа эта картина требований, необходимых для саморазвития и становления "экономики высоких технологий", на то положение, в котором находится экономика РФ?

Положение в экономике РФ прямо противоположная:

Во-первых, в РФ "сырьевая экономика" только лишь "крепчает". Уже потеряны даже былые, и прежде не лучшие, позиции в авто, авиа (гражданская) промышленности, страна уже выпала из сектора электронной промышленности в мировом производстве...

А во-вторых, те структуры и персоны у кого есть деньги, не заинтересованы вкладывать свои капиталы в рискованные научные проекты.

Они, в условиях неразвитой российской экономики, гораздо быстрее и гарантированно могут получить высокие доходы, вкладываясь в обычные традиционные экономические сферы - торговля, строительство...

Инцидент в Пикалево

Весьма показателен в этом плане "инцидент в Пикалево", где стало совершенно ясно, как руководство страны продвигает экономику страны в русло "инновационной экономики".

Весной 2009 года в городке Пикалево (Ленинградская область) Премьер- министр РФ В.Путин позволил себе унизить перед страной и всем миром предельно лояльного "Кремлю" промышленного магната О. Дерипаска.

Возникает вопрос, неужели все это проделано лишь для того, чтобы поднять свой рейтинг в глазах "простых россиян", демонстрируя Путина в качестве защитника их интересов?!

Что же произошло в Пикалево? В. Путин пальцем поманил к своему столу "собственника, миллиардера" О. Дерипаска и пальцем же указал ему, где ставить свою подпись под заведомо экономически убыточными обязательствами.

И смущенный, полусогбенный Дерипаска, подошел к столу и исполнил этот акт, символизирующий все еще "крепостной" характер бытования российской государственности.

Ведь, ясно, что если Дерипаска "собственник", и он, во-первых, по рыночным ценам купил некие предприятия в Пикалево, а потом оказалось, что все они нерентабельны, то он, как собственник, имеет право искать варианты перепрофилирования этого бизнеса с целью перевести его в режим доходного бизнеса.

А, во-вторых, да, есть мощный социальный аспект! Но именно для этого и существует "государство", чтобы по Закону (а не по мановению пальца) искать решение этих проблем.

О каких инвестициях в "высокие технологии" можно говорить, если до сих пор в ХХI веке в стране нет действительного, настоящего, охраняемого Законом "института собственника", о необходимости которой еще в ХVI веке говорил английский философ Гоббс.

Но если Премьер-министр в собственных пиар-интересах так поступает с одним из ведущих финансово-промышленных магнатов страны то, кто будет добровольно (!) вкладывать свои капиталы в рискованную сферу поисковых научных разработок с целью внедрения Высоких Технологий в промышленность?!

* * *

В качестве заключительных впечатлений о Конференции...

Патриарх советской и российской экономической науки академик Аганбегян А.Г. с глубоким уважением и почтением говорил о Е.Т.Гайдаре.

Он сказал, что "...Гайдар за срок меньший, чем один год, за время исполнения обязанностей Председателя Правительства РФ, сумел и успел заложить основы экономического Фундамента новой современной российской государственности, но построить само Здание ему не дали...

Российская экономика после 1992 года до сих пор живет на той законодательной основе, которую создал Е.Т.Гайдар, ничего принципиально нового до сих пор не создано!

Гайдар на "пустом месте" создал свой "Институт Экономики Переходного Периода", и успел сформировать великолепную команду специалистов, издать большое количество серьезных научных экономических исследований и публицистики...

Удивительно и обидно, что при жизни этого глубокого ученого и практика (редкое сочетание!) Академия Наук РФ сумела не заметить ни его персону, ни им созданный Институт и не присвоить им академический статус.

От этого ни Гайдар, ни его Институт ничего не проиграли, но потеряла Академия Наук РФ!".

* * *

Я же закончу свои заметки так: Е.Т. Гайдар в 1990-е годы совершил реальную прогрессивную Экономическую Революцию, опираясь на великую позитивную Политическую Революцию Б.Н.Ельцина.

Гайдар заложил абсолютно верные, адекватные катастрофическому состоянию страны в тот период, фундаментальные политико-экономические камни под будущее здание нормального, саморазвивающегося в ритме планеты современного российского государства...

Я считаю за честь, что мне довелось, хоть и короткое время, общаться, сотрудничать с Егором Тимуровичем.

И только время покажет, что это был за Человек. А население о его деяниях и величии будет узнавать уже из учебников.

"Москва - Анжи-Кала",
январь 2010 г.


Опубликовано: газета "Ёлдаш/Времена". 19.02.2010.

Размещено: 26.02.2010 | Просмотров: 2498 | Комментарии: 0

Комментарии на facebook

 

Комментарии

Пока комментариев нет.

Для комментирования на сайте следует авторизоваться.