Кумыкский мир

Культура, история, современность

К юбилею древнекумыкской письменности

В 544 году н.э., или 1465 лет тому назад, после семилетнего пребывания в "стране гуннов" участники миссии "Кардоста, епископа земли Аран" (область Албании, находившейся под властью персидских царей), "выпустили там, - как сообщает сирийский автор Псевдо-Захария, - писание на гуннском языке". Причем по пути в "страну гуннов" "они не вошли в (Каспийские, Дербентские) ворота, но были проведены через горы. Когда прибыли, они говорили с пленными (негуннами), многих окрестили и обучали (некоторых) из гуннов". Как было отмечено в свое время известным советским востоковедом Н.В. Пигулевской: "Тогда же, очевидно, происходило усвоение пришельцами гуннского языка... Относительно языка перевода сомнений не возникает: это гуннский язык..."

Хотя в самом источнике говорится о хунах в соответствии с особенностями западного (яковитского) варианта сирийского письма, однако при восточном (несторианском) его чтении речь может идти о хонах, которые еще до этого упоминаются на Северо-Восточном Кавказе и в нынешнем Дагестане армянскими авторами V века Египте и Фавстосом Бузандом. Они писали о них в связи с аналогичными по смыслу (попытка распространения христианства) событиями 30-40-х гг. IV века, что неправомерно интерпретируется некоторыми дагестанскими историками как один из эпизодов "интеграции" гуннских племен, якобы "внедрившихся в район Северо-Западного Прикаспия в период со II-III по начало VI в.".

Показательно, что эти события имели место до начала продвижения в 70-х гг. IV века собственно (центрально-азиатских) гуннов в Европу, которые именовались иначе, чем хоны, - хунг-ну и соответственно по-гречески - Hunnoi, по-латыни - Chunni, Hunni. Данный термин лег в основу его русской передачи как гунн, посредством которой до сих пор обозначаются в исследованиях историков, в том числе Дагестана, этноним хон. Именно хонов следует иметь в виду и в связи с упоминанием армянским историком Моисеем Хоренским нахождения в 30-40-х гг. IV века в северных пограничных районах Кавказской Албании "владения гуннов", куда и была направлена веком позже миссия Кардоста. Причем в IV-XIII вв. Кавказская Албания локализуется по течению р. Куры у юго-западных пределов нынешнего Дагестана, но в условиях, когда юго-западный Прикаспий не входил в ее состав. Это позволяет предполагать проживание хонов в части Закавказья, прилегающей к юго-западному Дагестану, и в последующее, в период миссии Кардоста, время. Поэтому она не вошла в (Каспийские, Дербентские) ворота, но была проведена через горы, вероятно, в северные пограничные районы Кавказской Албании до реки Куры.

Областью проживания хонов был и Северный Кавказ, и речь, в конечном счете, идет об одном из субэтнических подразделений (племен) древне-кумыкского, тогда еще булгароязычного, этноса - булгарах-хоногурах. Их (хонов) название отразилось в географических наименованиях горного Дагестана и Северо-Восточного Кавказа и восходит к этнониму хоногур, который был передан в вышеупомянутых армянских источниках как хонк. Исходной формой названия хонов-хоногур и собственно кумыков является пратюркское слово къонукъ "оседлый"(!), из которого развился вариант къомукъ, до сих пор представленный в турецком и в источниках XVII века, а затем современное къумукъ. При этом на одну из областей первоначального пребывания кумыков указывает то, что их самоназвание, каковое становится известным в исторических источниках уже с VП-IХ в., отразилось в названии населенного пункта (города) (Кафыр) Кумук, "одного из самых древнейших в Дагестане", "по преданиям туземцев" и по определению ученого-историка XIX в. Д.-М. Шейх-Али. Оно же, по всей вероятности, отразилось и в названии ныне лакского селения (Кази) Кумух в Центральном Дагестане. Этому подтверждением служат сведения средневековых, в частности арабских, источников о царстве Гумик, население которого было смешанным - из тюрков-кумыков и горцев. А само царство делилось на Нагорный и Равнинный Гумик (Кумук). Как правильно указывает русский исследователь XIX в. М. Б. Лобанов-Ростовский, "в древней географии Кавказа теперешнее владение Шамхала Тарковского звалось Кумуком". Однако он был прав отчасти, ибо "в древней географии" территория этого царства была гораздо шире и, как правильно указывает А.-К. Бакиханов (XIX в.), включала в свои границы, кроме Равнинного Кумука (территория позднейшего Шамхальства Тарковского, Кайтака и Засулакской Кумыкии с включением в его пределы Чечни и Малой Кабарды до Татар-Тупа (Уллу Маджар)), и Нагорный Кумук (позднейшие Кази-Кумук и магалы Акушинские и некоторые Аварские).

О достаточной давности пребывания булгар - предков тюркоязычных народов Кавказа (кумыков, карачаевцев, балкарцев и азербайджанцев) на Северном Кавказе свидетельствует сообщение сирийского историка III в. н.э., которое сохранились фрагментарно в "Истории Армении" Моисея Хоренаци (первая половина V в.). В нем говорится, что к концу II в. до н.э. (149-127 гг. до н.э.) "вследствие больших смут в стране Булгар, находящейся в поясе великой горы Кавказа, многие из болгар, отделившись от своих соплеменников, пришли в Армению и поселились в плодородной области". Последняя "по имени новых поселенцев в.г.н.дур-булгар была названа Вананд" (в верховьях Аракса - современная северо-восточная Турция).

Хотя хоногуры упоминаются в первой половине VI в. на территории Черноморско-Каспийского междуморья к северу от Кавказа, но уже в конце V в. они начинают вытесняться из восточного Предкавказья, но, видимо, остаются, как явствует из контекста вышеупомянутых событий, еще в середине VI в. в северных пограничных районах Кавказской Албании до реки Куры. О последующем вытеснении, надо полагать, основной массы хоногур - представителей одного из древнекумыкских племен - на запад Северного Кавказа свидетельствуют данные "Нового списка Армянской географии" Анания Ширакаци (не ранее конца VI в.), согласно которым к северу от Кубани среди народов "тюрок и болгар, именующихся по названиям рек", наряду с Купи-Булгар (локализуются исследователями на Кубани), Дучи-Булкар и Чдар-Болкар, упоминаются Огхондор-Блкар-пришельцы. Они считаются историками переместившимися сюда (х)оногурами (гуннугундурами), о которых было сказано в предшествующем изложении, а сам термин Огхондор может быть соотнесен с вышеупомянутыми в.г.н.дур-булгарами, анлаутное в- в наименовании которых на месте о- объясняется особенностями армянской графики.

Это может свидетельствовать о миграции хонов как на юго-запад Кавказа - в.г.н.дур(-булгары), так и на запад - к северу от Кубани, а затем на Балканы, куда и переместились в том же VII веке хоногуры во главе с ханом Аспарухом, традиционно именуемые (прото)болгарами. Причем о связях языка последних с кумыкским свидетельствует наличие установленных нами общих булгарских по происхождению лексических элементов в современном болгарском и кумыкском языках, чем еще раз подтверждается область их (прото-болгар) первоначального проживания - Северный Кавказ, Дагестан и восточное Закавказье.

Вместе с тем юбилей древнекумыкской письменности можно отнести и к более ранней дате, если принять во внимание точку зрения выдающегося хазароведа М.И. Артамонова, согласно которой Священное Писание на гуннском (хонском) языке было выпущено около 520 г. н.э. Это позволяет предполагать несколько более древнюю датировку соответствующего события - около 1490 лет тому назад.

Что касается письменности, посредством которой был осуществлен соответствующий перевод, то установление ее происхождения составит цель последующей работы автора этих строк, с итогами которой будут ознакомлены и читатели газеты "Ёлдаш" и сайта "Кумыкский мир".


Опубликовано: газета "Ёлдаш/Времена". 25.12.2009.

Размещено: 26.12.2009 | Просмотров: 3836 | Комментарии: 1

Комментарии на facebook

 

Комментарии

chiliec оставил комментарий 17.11.2010, 02:23
Comment
Меня крайне интересует это самое "писание на гуннском языке". Сохранилось ли оно? И что собой представлял этот "гуннский язык"? Сейчас идут горячие споры на тему кем всё-таки были гунны: тюрки или монголы? Может это писание, или хотя бы его часть смогли ответить на эти вопросы и поставеть в споре точку.

Для комментирования на сайте следует авторизоваться.