Кумыкский мир

Культура, история, современность

Записки любителя родной истории

О кумыках

От редколлегии. Автор этих записок - один из ярких представителей старой кумыкской интеллигенции Махмуд Пензуллаев - был потомком генерала Алибека Пензуллаева из Аксая. Долгие годы он жил далеко за пределами Дагестана, в Алма-Ате. Будучи интеллигентом дореволюционной закваски, потомственным дворянином, человеком трудолюбивой души, живо интересовался историей, культурой и проблемами своего народа, находился в переписке с поэтом Аткаем, молодым ученым-гуманитарием С.М. Алиевым. Он был хорошо знаком с трудами "отца истории" Геродота, а также, как это видно из переписки, всерьез увлекался яфетической теорией Н. Марра, глубоко знал и изучал труды тюркологов С. Малова, С. Аманжолова, С. Гаджиевой и других.

Предлагаем вниманию нашего читателя его историко-этнологические записки. Конечно же, некоторые его записи, с точки зрения современных достижений исторического кумыковедения, могут показаться забавно-наивными. И все же, на наш взгляд, они и по сей день не потеряли своего значения, свидетельствуя о нелегких путях освоения (осознания) народом своего исторического бытия и исторической родословной.

Материал в распоряжение редакции предоставлен С.М. Алиевым, за что считаем своим долгом выразить ему нашу искреннюю благодарность.

Генерал А. Пензуллаев с семьей

Вместо вступления (письмо)

Ассаламу алейкум, Салават! Недавно получил ваше письмо. Очень обрадовался, в то же время и встревожился, т. к. очень у вас работа трудная, взяли на себя трудную задачу. А она заключается вот в чем. С детства я встречаюсь с предостережением - "об этом говорить нельзя". Одни говорят, что они дали клятву, а другие - что они получили клятву и являются наблюдателями ее выполнения. Так первый вопрос: к каким принадлежали ваши родители? Судя по тому, что вы кяхулайлы, а я яхсайли, мы родственны не по крови, а по духу. Я расшифровываю Кяхулай как Ак ях эль ай ("жители светлой страны (стороны)"), а Яхсай - как от Ях-су ай - "великие светлые мужи". Что-то очень похожее мы встречаем у Геродота о королевских скифах или саках. Благо в указываемых им местах находятся два населенных пункта Аксай-Яксай.

Может быть, мы с вами и встречались. Не заходили ли вы числа 12-13 июля к Аткаю (Аджаматову. - Ред.) домой? Я был у него (старик с совершенно седой головой).

Все записи (хотел писать ответ Сакинат Гаджиевой), немного дополнив, посылаю вам. Если будут не нужны, то прошу возвратить. Когда я был там, многого не знал, а потом злость на свое бессилие заставила многое выполнить и сопоставить на кумыкском языке. Вы, наверное, не найдете письменных документов, т. к. на русском алфавите глаголице, кроме 2-3 документов, найденных в Хорватии, более не найдены, а та азбука, видимо, была общей для славянских племен и половцев. Поэтому прошу сопоставить с кумыкским алфавитом, и поймете, насколько она наша, а для славян в ней лишние буквы. У меня полная уверенность, что за книгами, написанными глаголицей, была охота мулл и попов, и они беспощадно уничтожались. Примеров хватит.

Надо копать вокруг наших старых аулов, и там можно многое найти, а может, даже высоко в горах, т. к. наши забирались далеко и высоко в горы. Пример Триалети - деятельной стороны тела (или Т). Персы свои провинции нумеровали, а тюрки давали им буквенное значение.

Вообще можно писать много, но пока остановлюсь на этом. Если будут конкретные вопросы, я с удовольствием отвечу. Только прошу помнить, я ведь не ученый-историк, а пенсионер-любитель. Может, летом встретимся в Махачкале, я там постараюсь быть. Аткаю напишу, что я собрал для него, чтобы передал вам, а вашу статью он обещал прислать мне. Будьте здоровы, привет семье. Жму руку.

г. Алма-Ата. 11.04.1964 г.

Древнейшими предками кумыков были киммеры

Древнейшими предками кумыков на Северном Кавказе являются киммерийцы, жившие там с VI века до н. э. Это доказывается следующими данными.

  1. Само слово киммериец по-гречески кимериот, по-кумыкски будет кемъерли, т. е. жители местности Кемь, а по-русски ещё можно назвать кемеровец, что вполне соответствует, что они выходцы из районов теперешнего города Кемерово, который получил свое название от деревни Кемерово, находившейся на левом берегу реки Томь, напротив бывшего города Щегловка, переименованного в г. Кемерово.
  2. От слова кемьер получил название у тюрок каменный уголь - "кёмюр", которого в этом районе еще в мою бытность были большие выходы наружу, и крестьяне его разрабатывали для своих нужд. Иначе говоря, "Кемьером" или "Комертаг" назывался в древнетюркских письменных памятниках наш Кузбасс.
  3. Слово Кемь как географическое название упоминается в древнетюркских письменных памятниках "Моюн-чура" (С. Е. Малов. Выпуск 1959 г. С. 19) и памятнике "Могиляну" (с. 26).
  4. У кумыков от киммерийцев осталось:
    • а) высокая передняя седельная подушка, служащая для защиты нижней части живота и колен от ударов шашки или меча;
    • б) войлочная шапка (кумыцкие войлочные шапки "кийиз папах" были без опушки из шерсти (как сейчас носят абхазы, адыгейцы и все туристы);
    • в) помимо перевала Дарьял через Кавказский хребет и Дербентских ворот, были и другие проходы, называемые Киммерийскими. Эти проходы кумыки знали. Это доказывает то, что наши абреки гоняли продавать коней в Тифлис в конце 19 столетия, минуя казачьи посты, Военно-Грузинскую дорогу, а так же то, что набег Шамиля на Грузию и угон в плен грузинских княжон был произведен не через лезгинскую линию, как официально сообщалось а через Киммерийские проходы, которые должны быть по ущелью р. Аргуна или Ассы.
  5. Монокультура - пшеница. Ведь киммерийцы торговали ею с Грецией, и она носила товарный характер. Кумыки, в особенности хасавюртовские, не сеяли почти другой культуры, а пшеницы получали большие урожаи и знали методы удобрения и обогащения почвы (о чем будет сказано дальше).
  6. Остатками киммерийцев в Дагестане являются кумыки Отемышского султаната и селения Башлы. Это доказывается тем, что их беки являются арбитрами при спорах и толковании адатов (см.: С. Гаджиева. Кумыки. Сс. 107 и 108) для засулакских и дагестанских кумыков, а также то, что они носили названия гамринские беки, что соответствует при кумыкском произношении кимербекам, а г и к очень трудно отличить. И в этих словах три согласных буквы к и г, м и р одинаковы.

    Таким образом, приходим к выводу, что киммерийцы (или их остатки кумыки Кайтага) были древнейшими насельниками тюркоязычных народов на Кавказе. Имена местностей, от которых произошло именование этого народа, имеются в древнетюркских письменных памятниках "Моюн Чуру" и "Могиляну".

  7. К особенностям киммерийцев древние источники относят то, что они не умели брать крепости и сами не строили обнесенные каменными стенами укрепления, а делали вокруг своих селений земляные валы. То же можно отнести и к кумыкам. Они были хорошие полевые воины, а военных крепостей брать не умели. В 1918 году, когда орда Узун-хаджи сильно беспокоила аксайцев, они укрепили селения чисто киммерийским способом, т.е вокруг селения установили два плетеных забора на расстоянии метров трех друг от друга и засыпали землей, вынутой изо рва с наружной стороны. Ров залили водой и оставили 4 ворот.
  8. Археологические и антропологические данные сближают татарские, карасукские и таштыкские древности, с одной стороны, со скифскими и киммерийскими, с другой. Антропологический тип и тех и других был европеоидный, и кумыков тоже. Этнонимы киммериец и кумык я отождествляю по следующим соображениям. Если произносить по-кумыкски, то киммериец будет кмерли, кумык - кмяклы. При таком чтении получается, что км-ерли - с земли Кемь, км-яклы - со стороны Кемь. Одни выходцы с земли Кем, а другие - со стороны Кемь.

Правильность выводов подтверждается также данными языковеда С.А. Аманжолова. В его книге "Вопросы диалектологии и истории казахского языка" (Алма-Ата. 1959. С. 96) указано, что, по легендам казахов Восточно-Казахстанской области Уланского района, многие могильные курганы на возвышенностях принадлежат народу кумык. Значит, выходит, что в древности кумыки жили как на Алтае, так и на Кавказе (вот вам и кмяклы)1. Но в момент нашествия Чингизхана их там не было. Здесь были племена киреев (кырайлар), и Чингизхан великолепно говорил на их языке. Но это же кумыкский язык, чтобы убедиться в этом, достаточно ознакомиться у Аманжолова с диалогом Уллы Джирчи и Чингизхана. Получается, что Чингиз знал язык этот даже лучше (с. 93). Может, это был его родной язык, т. к. слово монгол может быть и мингол (тысяча рук), которому в кумыкском соответствует минатлы.

Скифы - саки - кумыки

Никаких письменных памятников скифы-саки после себя не оставили, да они и не найдутся, т. к. историческая наука считает саков восточно-иранскими племенами, хотя в персидских древних источниках имеются указания на то, что на севере жили другие народы, говорящие на другом языке, а древнегреческие авторы называли киммерийцами вообще всех жителей Северного Причерноморья и отождествляли их со скифами. Геродот и др. греческие писатели различали в Средней Азии две группы кочевников: саков и массагетов. Так как массагеты не известны персидским источникам, то они не отличали их от сакских племен. По одежде и образу жизни Геродот сближает массагетов со скифами. По уровню общественного развития массагеты отставали от скифов. Как и у современных им сарматов (савроматов), у них продолжали существовать значительные элементы матриархата. Во время войны с Киром во главе массагетов стояла вдова царя царица Тамирия (Всемирная история. Т. II, гл. IV, с. 169-170). Так получается, что киммерийцами, скифами, массагетами, савроматами были саки. К этому приходят и древние греческие историки.

Кумыки (засулакские, моздокские бековичи, насильно крещенные в начале 18 в.), пришли на Кавказ в IХ-ХI веках, так что их быт и материальная культура были получены в далеком прошлом на местах их пребывания, и по ним можно определить, были ли саки тюрками или восточными ирано-язычными племенами.

О самом этнониме "сак"

У кумыков есть слова сакъбол (берегись), сакъла (береги и сторожи), сакълавуч - сторож. Так, слово сакъ можно перевести как "оберегающие", а беречь им было что. (Далее Махмуд Пензуллаев дает толкования некоторых сакских племен в переводе на кумыкский язык. Так он считает, что анасиаки - от ана (мать), акъ (белый) в значении "белая мать" (от белой матери); массагеты - от бас (дави) и гет (уходи), отсюда, по его мнению, уран (боевой клич) кипчаков и кумыков - бас. Название реки Яксарт в Средней Азии во времена скифов по-кумыкски будет яхсайлар (поэтому топоним этот распространен по всей Евразии, включая Дагестан, междуречье Дона и Волги, Алма-Ата в Средней Азии). Аланы - по-кумыкски уланлар, по-азербайджански огланлар, по-казахски уллы, т. е. сыновья или молодёжь. Сакараваки: сак - это саки, араваки - арба, большой крытый фургон, т. е. саки араваки - это саки арбачылар, ездящие на повозках. Арбой же называли однокошные подводы.)

Восточные исторические источники саков разделяют на болотных или водяных. Кумыки - так же. Это вызвано их общей системой обработки земли в низовьях рек. Заключается она в следующем. После снятия урожая осенние паводки напускались системой каналов на поля, находящиеся в поймах рек. Реки во время паводка несли большое количество ила, ему давали отстаиваться, а, спустив отстоявшуюся воду, напускали еще. Так несколько раз до самого времени посева. Перед посевом эти участки не пахали, а только боронили, сеяли зерно, бороновали и получали урожай. Знаю я это со слов дяди. Так же сеял и сабанайаулец Тулпархан из рода Какъшорпа. Так же сеяли и кумыки, когда еще жили в Минусинской котловине. Каналы там есть, а сабана (плуга) археологи не нашли, поэтому решили, что земледелие было там мотыжным. Их пашни весной, зимой и осенью имели вид болот, откуда и названия "саки болотные", "кумыки болотные". У кумыков, как и у саков и скифов, было громадное количество медной посуды. У бедных -2-3 пуда, а у богатых - 30-40 пудов. Кумыкские медные подносы имели узоры очень похожие на скифские, но ввиду принятия ислама звериный стиль у них был заменен близким по конфигурации орнаментом.

Амазонки - не миф

По древнегреческим легендам, на побережье Малой Азии и Азовского моря жили амазонки, т. е. девушки войны. Они убивали мужчин, попадавших к ним, или пленили, и вели веселый образ жизни. По-моему, было наоборот. Это были девушки-труженицы. Они оберегали и пасли стада. Находясь далеко от основных своих жилищ, они не давали проникать туда чужим мужчинам, т. е. несли одновременно и пограничную службу. В эти стародавние времена на этих местах находились киммерийцы-скифы-саки.

Из истории мы знаем, что у саков была царица Тамирия. Она возглавляла массагетов во время войны с Киром. После пленения Киром сакского царя Аморга его жена Спарети собрала большое войско, состоящее наполовину из женщин, и освободила Аморга из плена. Если сразу собрать женщин и вооружить, то войско не получишь. Значит, они были раньше обучены воинскому искусству, т. е. верховой езде на лошади и стрельбе из лука. Что же у кумычек осталось от вооружения амазонок?

1. Нагрудное украшение гаршма, что по-русски от слова гарши - против, противостоять, т. е. панцырь, латы. Гаршма состоит из нашиваемых на материю прутков, стягиваемых на груди, как крючки. Эти прутки были прямой и зигзагообразной формы, имели подобие змей. Головки крючков изображали головы змеи, а глаза были из зеленого камня. У других народов Кавказа эти украшения названия не имеют.

2. На руки надевались для защиты от сабельных ударов браслеты билезик, тоже подобие змеи. Они обвивали всю руку и давали свободу движению.

3. Как защиту от ударов, на пальцы надевались кольца юзюк (плавающие), но осталась примета-пережиток. Кумычки не носят колец на среднем и большом пальцах (см.: "Кумыки". С. Гаджиева). Считается, если надеть кольца на эти пальцы, то погибнет брат (къардашым), т. е. родственник или сородич. Эта примета была одним из пунктов боевого устава амазонок, т. к. два пальца им нужны были для отличной стрельбы из лука, а кольца на большом и среднем пальце не давали возможности хорошо стрелять из лука.

4. Для защиты шеи надевались ожерелья из медных пластин тамакча (см. С. Гаджиева "Кумыки").

5. Особо ценимым камнем в качестве талисмана был зеленый камешек амазонки, якобы приносящий женщине и девушке счастье и удачу.

6. Когда кумыкские девушки танцуют, то их фигуры изображают плавную езду на лошадях, а руки проделывают движения, как на учениях по стрельбе из лука-то с правой, то с левой руки, и никаких волнообразных движений, как у других женщин Востока.

7. Головной убор девушки и женщины чутку приспособлен для быстрой езды верхом и не мешает ведению боя.

8. Само название амазонки по-гречески - амазонис - тюркское.

Орудия и оружие кумыков

Кумыцкий плуг - сабан. Это тот же русский железный плуг, только в деревянном исполнении. Этнографы это не признают, а вот инженеры признали и металлические плуги, выпускаемые до революции Аксайским на Дону заводом, называли сакский плуг, и еще был двухлемешный сакский плуг того же завода.

Самые близкие русским проживающие около кумыков были донские казаки, но они хлебопашеством начали заниматься позже кумыков. Из-за чего восстание Степана Разина и потерпело поражение. В 1915 г. я был в Центральной России, тогда еще там пахали сохами. Двухколесные арбы были у кумыков, живших в горной части Кавказа, а жившие на плоскости ездили на четырехколесных арбах, да еще с закрывающимся верхом, типа чумакских подвод, это подтверждает наличие у кумыков больших войлочных ковров размером 3 м на 5 м (см. С. Гаджиеву), называемых арбабаш, что значит наголовник арбы.

Приведу рассказ моей бабушки Хадижат. Дело было так. Родители дедушки и тётушки жили в ауле Аксай в районе Сабанайаула, напротив аульной мечети. Дедушка впереди мечети, а бабушка с правой стороны, т. е. с угла на угол. Не было никакого удовольствия ехать за невестой и вести ее в дом жениха. Тогда вспомнили стариннейший, вид транспорта. Как рассказывала бабушка (и очень гордясь), гелин арба была устроена на 4-колесной повозке, накрытой сверху арбабашами, и запряжена волами. По выезде из ворот завернули направо, объехали весь аул и с другой стороны приехали за невестой, тот же путь проделали и обратно. Это было в 1876 г.

Древние кумыки носили кинжалы, луки, янчыки (помню, была даже такая песня: "Белиме такъдым хынжал, яныма такъдым янчыкъ...").

Была легенда о том, как кумыки выбирали кинжалы при их покупке. Продавец и покупатель ходили по аулу и узнавали, кто будет резать 2-3-летнего бычка. Резали ему выбранным кинжалом голову, и если одним махом кинжал отсекал быку голову, то считалось, что он прошел испытание, и его покупали. Сабель и шашек не носили. Их могли носить князья, служившие в царской армии.

Кумыки в древнетюркских письменах

По рассказам Маная Алибекова и моих старших родственников, кумыки для разрешения межплеменных вопросов, суда и пересмотра адатов в год один раз собирались у трёх курганов. Это было вроде кумыкского курултая. Из книги С. Гаджиевой "Кумыки" видно, что это место было на реке Яман-су. Могу авторитетно заявить, что на реке Яман-су никаких курганов (искусственно насыпанных) не было. Их не нашел и мой дядя Тажутдин2, т. к. когда я в 1935 году был командирован на рудник "Наран" (теперь г. Ташкумыр КирССР) для строительства и монтажа мостов через реку Нарын, то конечной ж.д. станцией была станция Учкурганти (между г. Наманганом и Андижаном), и он, зная это, просил меня хорошенько посмотреть, есть ли там три кургана. Никаких трёх курганов я там тоже не нашёл. Сейчас там выстроена Учкурганская ЭС. Поэтому слово курган надо считать не словом "выстроенный", или "насыпанный", а в том смысле, как этой дается в кумыкских сказках. Уллу пачалыкъ къурду, т.е. большое государство построили. Так что слова уч-курган в памятнике в честь Кюль Тегина надо читать как союз трёх и, сопоставляя с рассказами Маная Алибекова, надо считать, что кумыки входят в этот союз и у них осталась эта традиция. В Онгинском памятнике надпись первой стороны (С. Малов, 1959): "Камук балыкка тагдiти кунладым алтым, сусi кате карасын зыгдым багi качды". С. Малов переводит: "Я напал на многие города, сделал набеги, захватил, его войско пришло. Народ их я поразил, их беги убежали". Вы, Салав, находитесь в Москве, там живет дочь академика С. Малова. У нее надо проверить слово Камук, как оно написано санскритом - с гласными или без них. Малов эти слова переводить воздерживается. Если гласных нет, то надо читать кумык. Это будет вполне правильно. И, по-моему, текст этот надо переводить "я напал на кумыкские города, делал набеги" и т. д., т. к. в остальных памятниках о кумыках не упоминается, а есть упоминание об уч Карлук (МЧ 25), уч огуз су (Мог. 32), т.к. тюркские каганы считают, что с кумыками уже покончено. Слово карлук я бы перевел исходя из слова кар (снег), т. е. снежные люди или "северяне", такое значение оно имеет и в остальных повествованиях.

Какие еще у кумыков остались слова в древнетюркских письменных памятниках?

1. Кемь - уменьшать. Соответствует слову киммериец. Ер кем болду - уменьшилось земли или Кочак (кыпчак - кёп болуп чыкдыкъ).

2. Аччы тузлукъ С. Е. Малов переводит как солёное озеро. У кумыков это любимая приправа - толченый чеснок, настоянный на кислом молоке. Слово Ачи я перевел бы как медвежий лук или черемша (чер емиш), а тузлукъ - рассол, т. е. настой, и чер емиш, что соответствует нашему аччы тузлукъу.

3. Кёмюр таг (тав) - угольная гора, а по-моему, - Кёмюр таш, т. е. каменный уголь.

Кумыки жили на Алтае и на Кавказе

Таким образом, мы установили, что кумыки жили на Алтае и на Кавказе. А какие пути сообщения были между ними?

1. По сухому пути через весь Казахстан.

2. И водный путь, которым пользовались кумыки, чтобы добраться из Алтайской в Кавказскую Кумыкию. Это они на плотах сплавлялись по Иртышу до реки Тобол (Тапел). По Тоболу поднимались до реки Туры и города Тура, дальше грузы, т. е. медь, бронзу, олово и др. металлы, перевозили на быках до Елабуги (остались названия Тагил тыг ел, Ел буга - дорога вождя или вожака) и по Каме и Волге до Аштархана. Те грузы, которые шли на Кавказ, шли по воде, а те, которые шли на экспорт в Грецию, перегружались. И на подводах довозились до станицы Аксай на р. Есаульский Аксай, а там - опять водой до Фаногории (Фана гёреген ер).

Это подтверждается наличием тюркских племен огузов (агъызып барагъанлар) и названием у них конницы - сувари, т. е. сув ери, т. к., догнав плоты до определенного пункта, они домой возвращались на конях, поэтому турки называют конников сувари аскер, пехоту - пиада. У кумыков роды сала уьзденей относятся к морякам, т. е. сув эл уьзденлер, а дёгерек оьзденлер - это пограничные охранники дёгерегинде турагъан. Т. к. эти оба рода несли пограничную военную службу, то народ их и кормил (дёгерек оьзденей). Можно еще назвать дав герек - ожидавшие войну. Я ошибся, написав род. У доисламских кумыков родов не было, а были должностные названия специальности: сабанайлар - пахари, чачы барлар - поэты.

Но об этом пути нигде ничего нет. Все покрыто тайной. Чисто по-кумыкски.

Эмигрировали огузы оттуда в конце медного века, т. к. дорога потеряла свое значение. Этноним кумык встречается в литературе очень редко - в русской истории в 14-15 веках и уже официально в конце 19 века, введенный моими прадедами Алибековым и Умар-афенди Османовым.

Я с названием кумык отождествляю встречающиеся в различных источниках этнографические наименования: печенеги (биченчилер - сенокосцы); хазары (каз ерлер, т.е. рудокопы); половцы-куманы-кипчаки; черкесы (чер по-огузски воин, кес - разящий); бековичи (моздокские кумыки), они еще в 1930 г. жили вплоть до Минеральных Вод; чеченцы (от кумыкского слова чечин (раздеваться), т. е. раздевающие; торки (торкъалилер); обры - от кумыцкого слова обур (были овур кирен); авары от кумыцкого слова авара (в Тифлисе хулиганов называют тифлисская авара, что значит беспокоящие, хулиганы).

Выходцами из тюркских народов являются британцы - бир тан, бельгийцы - бельжин. Народ баски (астурийские горняки), судя по названию, названы от кумыцкого урана (боевой клич) бас. Но само название эускалдунак (кум. уьйсюз калдун) - оставшийся без дома или оторвавшийся от дома.

В дискуссии по языкознанию, И.В. Сталиным теория Н. Марра признана недействительной. Я не могу полно судить, но какие-то положительные зерна в его учении были. Так как слова сал, бер, ён, кёп кумыцкие: сал - положи, бер - дай, ён - строгай, очень напоминает возглас наших чабанов, да и казаков тоже. Это - ррыу. Я помню, когда начал пасти овец, меня отара не слушалась, и дядя мне подсказал, что на овец орать не надо, а надо подгонять возгласом ррыу, и у меня дело пошло гладко.

Самоназвание грузин картвели (къар тав эл) - "страна снежных гор". Грузия - Сакартвело - су ак ар тав эл - "воды талой мужи горной страны". Вначале они (грузины) его, т.е. Марра, носили на руках. Даже госуниверситет назвали им. Н. Марра, а потом разочаровались. Тут, видно, не обошлось без вмешательства патриархов Калистрата Алексея и Георга, это противоречило их догмам.

Примечания.

1. Отметим, что один из первых советских казахских тюркологов С. Аманжолов, с которым наш автор по всей вероятности был хорошо знаком, современных кумыков отождествлял с кунуками (и кимаками) раннего средневековья и более ранними кумохакш китайских источников. При этом он исходил из того, что легенды казахов Восточно-Казахстанской области, Уланского района говорят о том, что многие могильные курганы на возвышенностях принадлежат какому-то народу кумук (Ред.). А на Алтае, как и на Кавказе, еще в 19 веке в Барнаульской области существовал Кумыкский округ (волость). Кстати, Ибн Халдун, арабский историк (1332-1406), в "Китаб аль-ибер" среди 11 кипчакских племен называет и племя кунук (кумук). Ученые считают, что кунук Ибн Халдуна соответствует этнониму современных кумыков.

2. Тажутдин, сын генерала А. Пензуллаева, юрист, жил во Владикавказе, дружил с писателем М. Булгаковым, в 30-е годы жил в Москве.

Подготовил к печати К. Алиев.


Опубликовано: газета "Ёлдаш/Времена". 27.11.2009.

Размещено: 08.12.2009 | Просмотров: 4679 | Комментарии: 0

Комментарии на facebook

 

Комментарии

Пока комментариев нет.

Для комментирования на сайте следует авторизоваться.