Кумыкский мир

Культура, история, современность

Об Абдулвахабе Дыдымове

Отклик на фотографию преподавателей и учеников Аксайского медресе (1913 г.)

В марте этого года мы опубликовали на сайте старую фотографию 1913 года из личного архива профессора З.Н. Акавова (г.Махачкала), на котором запечатлены преподаватели и ученики Аксайского медресе. И вот на днях мы получили сообщение от посетителя нашего сайта по поводу этой фотографии.

Вот её содержание:

Ассаламу алейкум!

Прочитал статью о медресе в Аксае. В статье имеется фотография, на которой изображены преподаватели этого учебного заведения, а также основатель Абдул-Вахаб Дыдымов. Я являюсь прямым потомком Абдул-Вахаба, проживаю в данное время в Чеченской республике, как и все наши близкие родственники. У нас имеется эта же фотография в альбоме, но мы думаем и думали, что человек третий слева является Абдул-Вахабом. Фотография у нас появилась недавно. Её нам передали из Махачкалы и также сообщили где, кто. Не ваша ли эта ошибка, или же мы ошибаемся? Дело в том, что, сравнивая другие фотографии нашего прадеда - третий человек слева внешне очень похож, чем рядом с ним сидящий, по вашим словам Абдул-Вахаб.

Султан.

Скорее всего, в приведенном нами тексте была допущена ошибка. В книге известного краеведа Мухтарпаши Хашимова "Аксай и аксаевцы" (Махачкала-2004) также публикуется эта фотография. Но, главное, там есть небольшой очерк о самом Абдул-Вахабе Дыдымове. Книга написана на кумыкском языке, поэтому мы приводим как оригинальный текст, так и перевод на русский язык.

Как видно из описания М.Хашимова, Абдул-Вахаб Дыдымов сидит в первом ряду взрослых третьим справа (при перечислении лиц на фотографии "лево-право" берется с позиции того, кто рассматривает фотографию). Правее него сидит Гусейн-Апенди из Бахчисарая, а слева - аксаевец Темирсолтан-кади. Скорее всего, автор письма указывает на "третьего слева" с точки зрения сидящих на фотографии. В этом случае описание М.Хашаева подтверждает мнение автора письма. Мы обязательно исправим ошибку, получив дополнительные подтверждения.

Мухтарпаша Хашимов

Абдулвагьап-гьажи Дыдымов

Мени тарих-адабият ахтарывларым гёрсетеген кюйде, Абдулвагьап-гьажи Дыдымов Темиркъазыкъ Кавказны халкъларына миллипатриот интеллигенциясыны лайыкълы вакили болгъан ва оьз Ватанына гьакъ юрекден къуллукъ этген, оьзюню бары да жыйыгъан жыйынгъанын халкъыны милли ва ругь якьдан оьсдюрювюню ишине харжлагъан.

Яхсай музейде 1913-нчю йылда чыкъгъан сурат сакълангъан. Олар шо сурат сыйлы эсделик деп гьисап эте. Суратда 30-дан да артыкъ уланъяш ва 15 абурлу, уллу эргиши бар. Суратда чыкъгъан адамланы наслулары хабарлайгъан кюйде, шо сурат охув йыл битгенде Абдулвагьап-гьажини харжы булан къурулгъан медресени алдында чыкъгъан болгъан. Суратда ол оьзю абурлу адамланы ортасында олтургъан, ону эки де янында медреседе ишлемеге Бахчасарайдан чакъырылып гелтирилген Гьюсейин-апенди, яхсайлы Темирсолтан къади, Абдурагьим молла, шолай да Тёбенкъазанышдан чакъырылып гелтирилген Абусупьян Акаев, артдагъы сыдрада орталыкъда Нугьай Батырмурзаев ва Къазандан чакъырылгъан тарихни ва географияны учители Исхакъ-апенди токътагъан. Оланы эки де янында шаирлер Манай Алибеков ва Абдурашит Арсланмурзаев бар.

Яхсайдагъы медресе пачалыкъ охув ожакъ тюгюл, янгыз Абдулвагьап-гьажи йимик ярыкъландырывчуланы ва патриотланы къасты булан ишлейген идара болгъан. Республикада ва ондан тышда атлары белгили Алимпаша Салаватов, Абдулвагьап Сулейманов ва оьзгелери шо медреседе охугъан ва билим алгъан. Онда дарслар шо вакътиге хас къайдада юрюле: Аллагьгъа къуллукъ этивден къайры да тарихден, географиядан, математикадан ва оьзге дарслар юрюле болгъан. Медресени битдиргенлер айтагъан кюйде, онда юрюлеген дарсларда гьатта лап гиччи яшлагъа да англашылагъан кюйдеги тил булан генг маълуматлар бериле болгъан. Абдулвагьап-гьажи ва ону булан ишлейгенлер оьсюп гелеген наслу оьр даражада билим алсын деп чалыша, шо саялы да медресени чалышывун материал ва къурум якъдан иштагьландырмагъа туврадан-тувра къаст этген. Бара-бара шо охув ожакъ умуми билим береген совет орта школагъа айлангъан. Тек медресе деген ат узакъ йыллар таймай тургъан.

Абдулвагьап-гьажини таныш-билиши онча да кёп, байлавлукълары онча да генг болгъан, гьатта огъар байлавлу айрыча ахтарыв теманы алмагъа да ярай эди. Ону булан байлавлукъ болдурмакъ оьзю учун уллу оьрлюк деп гьисап этеген адамланы арасында Дагъыстанда ва Темиркъазыкъ Кавказда белгили болгъан Абусупьян Акаев, Алигьажи Акъушалы, Жалал Къоркъмасов ва оьзгелери болгъан. 1917-нчи - 1918-нчи йылларда Нугьай Батырмурзаев Яхсайдагъы шо медреседе дарс берген. Абдулвагьап-гьажи огъар бары да якъдан кёмек этген. Зайналабит Батырмурзаев редакторлукъ этген "Танг Чолпан" деген журналны гьар якъдан якълай болгъан.

Ата юрту Яхсайдан тышда да шайых этген рагьмулу ишлер белгили. Мисал учун, ону оьз сиптечилиги ва туврадан-тувра ортакъчылыгъы булан Дылымда медресе ачылгъан. Мычыгъышда да, Къабартыда да Абдулвагьап-гьажини яхшы таный болгъан. 1905-нчи йылда огъар шайых деген ат берилген. Шондан алдан берли де ол шайых деген атны алмагъа рази болмай кёп йыллар тургъан. Дагъыстанда ва савлай Темиркъазыкъ Кавказда ону мюрюдлерини санаву бир нече минг адамгъа етише болгъан.

Абдулвагьап-гьажини бек адилли къылыгъы болгъанлыгъын гёрсетеген бирдагъы бир гиччирек мисал. Большевиклер булангъы аралыкъларда идеология якъдан разисизликлер тувулгъанлыгъына да къарамайлы, 1919-нчу йылны ахырында ва 1920-нчы йылны башында шайых уьч айны узагъында Жалалутдин Къоркъмасовну оьзюню подвалында Бичераховну савутлу асгерлеринден яшырып тургъан. XI Армия Къызларны ювугъуна гелгенде Абдулвагьап-гьажи оьзю арбасы булан революционерни Терик оьзенге етишдирген. Шонда Ж.Къоркъмасов, динагьлюню опуракъларын гийип, къайыкъ булан оьзенден чыкъгъан ва шолайлыкъда оьлюмден къутгъарылгъан.

Шо йылларда яла ябувлар булангъы кагъызланы алып охуй болгъанлар: "Дагъыстанда, Мычыгъышда, Ингушетияда, Къабарты-Балкъарияда шайых, динге къуллукъ этегенлер булан генгешлер оьтгерип, оланы арасында совет гьукуматгъа къаршы англатыв ишлени юрюте... ону сиптечилиги булан Яхсайда медресе ачылгъан... Ону тилевюне гёре белгили шайых Алигьажи Акъушалы медресе учун Гюбденден муалим йиберген... Гоцинскийни армиясына къошулмагъа чакъырывлар этген, 1927-1929 йылларда ону уьюне 15-20 мюрюд динагьлю геле болгъан..." деген хабарлар яя.

Шо себепден ол 1930-нчу йыл 18-нчи февральда тутулгъан. Шо йылны 25-нчи майында А.Дыдымовну 5 йылгъа Темиркъазыкъ эллеге йибермек деп къарар чыгъарыла. Прокурор да шогъар разилик бере. Кюйге къарагъанда, чыдамагъа болмай оьлер деп эсине геле болгъандыр. Тек шоланы умутларына да къарамайлы, тамаза сав-саламат сюргюнню йылларын да битдирип, къайтып гелген. Ол Мычыгъышда токътагъан. Шонда ону абуру Дагъыстандан эсе аз болмагъан, бу тамазаны ондагъылар да яхшы таный болгъан. Тек мунда да 1937-нчи йылда шо алдагьы йимик айыплавлар булан экинчилей туталар. 1937-нчи йыл 10-нчу декабрде Чечен-Ингушетияны НКВД-синде алдагъы йимик "уьчев" ону 10 йыл болжал булан туснакъ этмек деп гьукму чыгъара. Кёп йылланы узагъында инжинген, къавшалгъан бу тамазаны уллу болгъан къаркъарасы шогъар чыдамагъан.

Мухтарпаша Хашимов

Абдулвагаб-Хаджи Дыдымов

Как показали мои краеведческие исследования, Абдулвагаб-Хаджи был представителем национальной патриотической интеллигенции. Он беззаветно служил своей Родине, тратил все свои силы и средства на дело национального возрождения.

В краеведческом музее селения Аксай сохранилась фотография, снятая в 1913 году. Эта фотография - одна из дорогих реликвий музея. На снимке запечатлены более 30 подростков и 15 уважаемых, почтенных мужчин. Как рассказывают потомки этих людей, фото сделано перед зданием медресе, построенном на средства Абдулвагаб-Хаджи Дыдымова в день окончания учебного года. На снимке он сам восседает посреди уважаемых людей - по обе стороны от него приглашенный из Бахчисарая преподавать в медресе Гусейн-Апенди, аксаевец Темирсолтан-кади, Абдурагим-мулла, а также приглашенный из Нижнего Казанище Абусупьян Акаев; в заднем ряду посередине - Нугай Батырмурзаев и приглашенный из Казани учитель истории и географии Исхак-Апенди. По обоим сторонам от них - поэты Манай Алибеков и Абдурашит Арсланмурзаев.

Аксаевское медресе было не государственным учебным заведением, а учреждением, созданным и функционирующим усилиями таких же, как Абдулвагаб-Хаджи, просветителей и патриотов. Известные в республике и за его пределами Алимпаша Салаватов, Абдулвагаб Сулейманов и другие учились и получили образование в этом медресе. В то время там уроки велись по собственной методике: кроме богословия, там преподавали историю, географию, математику и другие предметы. Как говорили выпускники медресе, на уроках широкие познания давались языком, понятным даже самым младшим ученикам. Абдулвагаб-Хаджи и его соратники боролись за то, чтобы подрастающее поколение получило образование на возможно высшем уровне, соответственно они поддерживали деятельность медресе материально и организационно. Со временем это учебное заведение было преобразовано в советскую общеобразовательную среднюю школу. Но еще долгие годы именем "медресе" называли эту школу.

Знакомых и друзей у Абдулвагаба-Хаджи было настолько много, так обширны были его связи, что можно было бы взяться за исследование этой отдельной темы. Считали быть удостоенными чести иметь отношения с ним такие известные в Дагестане и на Северном Кавказе люди, как Абусупьян Акаев, Алихаджи Акушинский, Джалал Коркмасов и другие. В 1917-18 гг. в этом медресе преподавал и Нугай Батырмурзаев. Дыдымов всячески защищал и журнал "Танг Чолпан" ("Утренняя звезда"), редактором которого был Зайналабид Батырмурзаев.

Известны благие дела, совершенные им и за пределами родного Аксая. Например, по его инициативе и непосредственном участии было открыто медресе в Дылыме. Его хорошо знали в Чечне и Кабарде. В 1905-году ему было дано звание шейха. До этого времени он много лет скромно отказывался принять это звание. В Дагестане и в целом на Северном Кавказе было несколько тысяч его мюридов.

Вот один маленький эпизод, характеризующий его как чрезвычайно справедливого человека. Несмотря на то, что у него были разногласия с большевиками идеологического плана, в конце 1919 - начале 1920 годов шейх на протяжении 3 месяцев скрывал у себя в подвале Джалалутдина Коркмасов от Бичераховских войск. Когда 11-ая Армия заняла Кизляр, Абдулвагаб-Хаджи на своей арбе довез революционера до Терека. Там Дж. Коркмасов в одежде мусульманского паломника переплыл Терек на лодке и остался жив.

В те годы были и анонимные доносы и сеялись слухи: "Шейх встречается с мусульманским подпольем Дагестана, Чечни, Ингушетии, Балкарии и ведет антисоветскую деятельность... по его инициативе была открыта медресе а Аксае... По его просьбе известный шейх Алигаджи Акушинский присылал религиозного наставника из Губдена... Якобы, призывал вступать в армию Гоцинского... В 1927-29 годах в его доме собиралось по 15-20 мюридов...".

По этим доносам и слухам 18 февраля 1930 года он был арестован. А 25 мая того же года Дыдымов осужден - было внесено решение выслать его на 5 лет в северные края. Прокурор утверждает это решение, видимо, решив, что осужденный не выдержит это испытание и умрет. Но, несмотря на ожидания, старец, отсидев срок, вернулся назад. Он остановился в Чечне. Там он пользовался не меньшим уважением, чем в Дагестане - там старца хорошо знали. Но и здесь в 1937 году по аналогичным обвинениям его снова арестовывают. 10 декабря 1937 года "тройка" НКВД Чечено-Ингушетии приговорило его к 10 годам тюрьмы. Этого приговора многострадальный и уже пожилой Абдулвагаб-Хаджи не перенес.

Представления об Аксае начала 20-го века можно получит из наших публикаций:

Кстати, в примечании Камиля Алиева к первой из этих публикаций делается предположение, что Абдулвагаб, с которым общался Густав Йон Рамстедт, и был тот самый Абдул-Вагаб-Хаджи Дыдымов.

Приводим фотокопию страницы научного издания "CUMUCICA & NOGAICA" (Хельсинки, 1991), в котором опубликованы кумыкские и ногайские материлы Рамстедта.

Как здесь указано, эту кумыкскую небылицу рассказал Рамстедту некто Абдулвахаб.


Публикацию подготовил Sadr.

Размещено: 30.11.2009 | Просмотров: 4359 | Комментарии: 0

Комментарии на facebook

 

Комментарии

Пока комментариев нет.

Для комментирования на сайте следует авторизоваться.