Кумыкский мир

Культура, история, современность

Кумыкская драматургия

 

Для развития драматургии у каждого народа должно иметь место театральное движение, стремящееся к созданию очагов национального театра. Такое движение имело место у кумыков в начале XX века. В частности, в 1906 году в Темир-Хан-Шуре работал самодеятельный кружок под названием "Той" ("Свадьба").

В 1910 году талантливый офицер дагестанского конного полка, занимавшийся для себя литературной и музыкальной деятельностью в свободное время, Бейбулатов Темирбулат организовал в Темир-Хан-Шуре театральный кружок для создания одной из европейских форм национального искусства - театра, который отсутствовал у дагестанцев.

Кружок состоял из представителей кумыкской и азербайджанской интеллигенции, врачей и учителей.

Поскольку собственного репертуара не было, ставились пьесы, переведенные с азербайджанского языка - "Пехлеван эпохи", "Пусть будет не та, а эта", "Эпоха султана Абдулгамида" и "Хор - хор", пьеса, переведенная на азербайджанский язык неизвестного армянского драматурга. Пьесы ставились на азербайджанском и кумыкском языках.

Наличие драматического кружка побуждало Т.Бейбулатова и к созданию собственных драматургических произведений: он создает драматическую поэму "Стенька Разин", в которой ставил проблему взаимоотношений добра и зла, красоты и уродства и пришел к выводу, что красота и доброта гибнут под натиском сил зла.

В архиве исследовательницы дагестанского театра М.И.Зульфукаровой, по сведениям С.Акбиева, сохранилась пьеса Т.Бейбулатова, относящаяся 1909-1910 годам - "Дочь мельника".

Главная героиня драмы Гюльзар при содействии служителей культа обесчещена богатым князем. После этого князь отворачивается от нее и сватается к девушке из богатой семьи. С Гюльзар же он пытается договориться о молчании. В этом деле князю помогают служители культа, которые всякими способами и обманом привлекают на свою сторону ее отца.

За девушку смело заступается друг детства Ахмед. Разоблачая темные дела служителей религии, он говорит: "Двуличье - вот ваше искусство, кадий. Придет время, за все вы нам ответите!..."

Пьеса осталась незаконченной, тем не менее, ее достоинства очевидны: в ней ставится проблема тяжелого положения женщины в буржуазном обществе. Автор показывает, что в условиях господства власти денег служители шариата оказываются на стороне богачей.


 

В 1916 году З.Батырмурзаев, С-С.Казбеков, Ш.Даветов в Хасавюрте создали драматический кружок под названием "Танг-Чолпап" ("Утренняя звезда"), который ставил задачи просвещения народа, создания театрального искусства. Они намеревались постановкой пьес, посвященных острым проблемам современности, бороться с темнотой, невежеством народа и с ретроградствующими представителями духовенства. В отличие от Темир-Хан-Шуринского кружка они делали ставку на собственный репертуар. З.Батырмурзаевым были созданы сатирические пьесы "В медресе пришел мулла", "Наперекор муллам", в которых он разоблачал проделки мулл, их невежество и нелепые действия. Постановки по этим пьесам имели большой успех у жителей Хасавюрта и селений Хасавюртовского округа, который тогда относился к Терской области.

Ближе к 1917 году З.Батырмурзаевым была создана пьеса "Даниялбек", в которой он воплотил образ молодого человека с передовыми взглядами, борющегося с негативными явлениями жизни. Тату Булач вспоминала, что в 1917 году роли из этой пьесы репетировали У.Буйнакский (в роли Даниялбека). З.Булач (в роли первой женщины) и она (в роли его невесты).

Свержение царизма позволило многим представителям демократической интеллигенции национальных окраин России начать бурную деятельность по интенсивному просвещению своих народов, перейти от абстрактных призывов к конкретным мероприятиям. Т.Бейбулатовым в июле 1917 года было создано "Дагъыстан мусульманларыны театр ва адабият жамиаты" ("Театральное и литературное общество дагестанских мусульман"). Это общество ставило задачи просвещения дагестанцев, изучение истории, сбор фольклора, развитие просвещения, создание театра. Для более интенсивного претворения в жизнь поставленных задач оно решило издавать журнал "Танг-Чолпан". Журнал издавался на средства Т.Бейбулатова, он же был его первым главным редактором.

Помимо издания журнала Т.Бейбулатов возглавлял и драматический кружок при "Обществе", который ставил спектакли по собственным и переведенным пьесам. Средства, вырученные от постановок, шли на нужды журнала. Непосредственным помощником Т.Бейбулатова был Гаджи Алискеров. При драмкружке была создана группа переводчиков, т.к. своих пьес было мало. В нее входили сам Т.Бейбулатов, З.Батырмурзаев, Б.Астемиров, А Тамаев, З.Каитбекова и др.

Из поставленных в 1917-1918 гг. пьес следует назвать "Баллы бады" ("Медовая лепешка") Султана Меджида Гани-заде, "Хачо и Тузи" Тер-Григоряна, "Вечерний чих на пользу" Г.Сундукяна, "Хор-хор", "Шамдамбек" Н.Нариманова, "Марал" Дж.Гусейна, "Голодные бедняки" ("Ач хариплер") неизвестного автора, "Аршин мал алан", "Мешеди Ибад" Узеира Гаджибекова, "Тайны нашего города" Камала Асхара, "Отказ" неизвестного татарского автора, "Последние дни Гренады", "Абуль-уля" неизвестных авторов, "Медведь" А.П.Чехова.

Участники драматического коллектива не ограничивались постановкой переведенных пьес, они сами создавали пьесы или инсценировки для своих постановок. Так Т.Бейбулатовым была создана небольшая пьеса "Шамиль", которая в годы советской власти была углублена, расширена и развернута в драматическую дилогию. Тогда же он возобновил постановку небольшой своей пьесы "Стенька Разин".

Помимо этих постановок шли постановки по названным пьесам З.Батырмурзаева.

Большинство пьес было направлено против обветшалых обычаев и мещанских нравов тогдашнего общества. Однако среди поставленных было немало пьес посвященных историческим событиям и личностям различных эпох и народов.

Дальнейшее развитие драматургии связано с театральным движением советского времени.

В 1920 году была осуществлена постановка по пьесе Б.Астемирова "Гьужум" ("Штурм"). Текст пьесы впоследствии был утерян.

В 20-е годы очень популярна была пьеса "Ач хариплер" неизвестного автора, ее постановки периодически возобновлялись. Возможно, автором пьесы был дагестанец, кумык.

Бывшие ученики Т.Бейбулатова Л.Абдуллаева, С.Камалов и известный краевед Булач Гаджиев вспоминали в 60-е годы минувшего века, что их учитель для маленьких учеников создавал и ставил маленькие пьесы, связанные с природой, временами года, с определенной профессией. Таковыми были его пьески "Чечеклер" ("Цветы"), "Къыш" ("Зима"), "Яз" ("Лето"), "Бёркчю" ("Шапошник").

В начале 20-х годов Т. Мурадов, создав свою группу самодеятельности на фабрике им. III Интернационала, осуществил постановки своих собственных пьес "Къанлы майдан" ("Кровавый майдан"), "Языкъ Умукюсюм" ("Бедная Умукюсюм"), "Намарт къади" ("Вероломный кадий" или "Кадий-предатель"), направленные против устаревших форм жизни, неправильного отношения к женщине, разоблачали происки некоторых представителей духовенства минувших времен.

Известный тюрколог, профессор Азербайджанского государственного университета Бонат Бекир Чобан-заде в своей статье о жизни и деятельности Т.Бейбулатова в 1926 году писал, что создал шестиактную драму "Шамиль", четырхактную драму-сказку "Сувпери" ("Русалка").

Драма "Шамиль" - плод шестилетнего труда писателя. О драме "Сувпери" мы не обнаружили никаких сведений. Позже Т Бейбулатовым была создана историко-революционная драма "В багровом рассвете", сюжет которой был в 70-е годы прошлого века использован М.-С. Яхъяевым для создания драмы "Сквозь бурю", за что авторы этого спектакля и актеры кумыкского театра были удостоены театральной премии имени С.Станиславского.

В 1926-1927 гг. студийцы театрального техникума поставили пьесу "Хаким" Бахадура Маллачиханова, написанную и изданную на кумыкском языке. Тогда же ими была поставлена пьеса студийца Р.Даудова "Уьйленив" ("Женитьба"), погибшего впоследствии в годы Великой Отечественной войны и "Марьям" X.Кусова. Все три пьесы были созданы местными авторами на дагестанском материале и носили сатирический характер, затрагивали темные стороны быта, были направлены против невежества и предрассудков, имевших место в то время в дагестанском ауле.


 
 
 

Студийцы работали и над пьесой "Дети муллы", авторами которой были известный русский писатель М.Булгаков и кумык из Аксая, работавший во Владикавказе юристом Пензуллаев. В 1929 году студийцы работали и над первой историко-революционной пьесой своего товарища Амира Курбанова "Тав къарчыгъалар" ("Горные соколы"), посвященной борьбе красных партизан за Советскую власть. Антон Сегеди отмечал: "При всех своих недостатках эта пьеса была несомненным достижением".

В 1929 году была издана сатирическая пьеса А.Батырмурзаева "Муритлер" ("Мюриды"), посвященная разоблачению неблаговидных действий представителей духовенства в условиях современной жизни.

В 1930 году была издана пьеса А.Баширова "Сююв къурбаны" ("Жертва любви"), в которой автор воспроизводит эпоху через частную жизнь героев. В центре внимания автора образ молодого человека, борющегося за счастье народа и влюбленного в девушку из богатой семьи. Здесь речь идет о достоинстве человека, независимо от его социального положения.

Героя убивают враги, а героиня гибнет от любви и горя: как это изображалось в любовно-романтических дастанах.

 

 

Создание государственного Кумыкского театра в 1930 году на базе выпускников театрального техникума было огромным событием, словно призывающим писателей Дагестана к созданию новых и новых пьес, тем более в 30-х годах театр испытывал невероятно острый репертуарный голод. И чтобы стимулировать развитие драматургии Минпрос Дагестана в 1933 и 1934 годах дважды объявлял конкурсы на лучшую пьесу и оба раза кумыкские авторы были удостоены первых премий: в 1933 году - А.-П.Салаватов за пьесу "Красные партизаны", а в 1934 году - А.Курбанов за драму "Чабан Арслан". Г.Рустамов же за пьесу "В жизнь" был удостоен второй премии на втором конкурсе.

Следует сказать, что в те годы со стороны чиновника от искусства Исмаила Аурбиева были подвергнуты суровой критике с вульгарно-социологических позиций драматургическая дилогия Т.Бейбулатова "Шамиль в Ахульго" и "Имам Азам и его сын Аманат". Статья И.Аурбиева имела претенциозное название - "О Шамиле, советской идеологии и Т.Бейбулатове". Сначала автор статьи вынужден был признать, что "это огромный труд автора. Над этим произведением он работал шесть лет". "Критик" не дает анализа драм с точки зрения художественных особенностей произведений, а отвергает пьесы, оперируя шаблонной пролеткультовской фразеологией.

Пьеса "Красные партизаны" А.-П. Салаватова, поставленная в 1932-1933 гг. Т.Бейбулатовым, посвящена событиям гражданской войны. Через изображение прямого столкновения противоборствующих сил - революционеров Мурада, Болата против врагов - князя Солтанбека, офицера Абдулмеджида и других, автор сумел раскрыть правду тех, кто боролся за свободу народа.

Постановка пьесы "Чабан Арслан" А.Курбанова посвящена коллективизации Главный герой Арслан. преодолевая происки "кулаков", добивается их разоблачения и создания колхоза. Те же примерно события описаны в другой драме этого автора - "Поворот", изданный 1934 году отдельной книгой. В основу пьесы были положены события, имевшие место в жизни селения Альбурикент в период коллективизации.

В таком же ключе острой классовой борьбы была написана драма Ю.Гереева "Кто кого?" ("Ким кимни?"). Его пьеса "Шамиль" поднимала традиционную тему борьбы с царизмом за национальное освобождение.

Пьеса "Манап", также посвященная социалистическим преобразованиям в деревне, отображает тунеядство мужей, не желающих вступать в колхоз, но под воздействием своих жен они вступают в колхоз и их жизнь сразу преображается как в сказке.

В середине 30-х годов Н.Ханмурзаевым была создана пьеса "Энечи ва Эмчи" ("Знахарь и повитуха"), направленная на разоблачение проделок знахарей и повитух ради улучшения своего благосостояния.

В конце 30-х годов А.-П. Салаватовым била написана пьеса "Айгази" - на основе сюжета фольклорной песни, в которой наряду с темой любви была глубоко затронута и тема классовой борьбы крестьян против князей и шамхалов.

Как видим из всего вышеизложенного, в основе драматургии кумыков 20-30-х гг. лежала тема борьбы против представителей духовенства, "кулаков", богачей и князей, и это отвечало интересам новой власти, ведущей борьбу за укрепление своих позиций.

Однако в условиях перманентной классовой борьбы 30-х годов к концу этих лет писатели стали обращаться к проблемам взаимоотношения сил добра и зла. М.Курбанов, актер Кумыкского театра, обратился к образу неутомимого юмориста, борца за справедливость и защитника бедноты Моллы Насреддина. В своей пьесе "Молла Насреддин", в юмористическом ключе, раскрывая взаимоотношения богачей и бедняков (в лице Насреддина), автор показывает победу добрых сил над злыми.

В пьесе "Карачач" ("Чернокосая") А-П.Салаватов также затронул общечеловеческую проблему взаимоотношений добра и зла на основе разработки сказочного сюжета. И здесь силы добра, милосердия и справедливости одерживают победу.

В годы Великой Отечественной войны кумыкская драматургия поднимала, как и вся литература, патриотическую тему защиты Отечества от немецких захватчиков. Из написанных в те годы пьес следует назвать "Болат къапкъын" ("Стальной капкан"), "Ансар" Аткая, "Месть" Ш.Абдуллаева, "Мстители" Н.Ханмурзаева. Несмотря на некоторую наивность в отображении образов врагов, пьесы эти, поставленные на сцене Кумыкского театра и на клубных сценах, привлекли внимание зрителей своим патриотическим пафосом.

Одной из недооцененных сложных драматургических произведений военных лет была пьеса А.Курбанова "Бораган", в основу сюжета которой был взят дастан, изданный Абусуфьяном еще до революции - "Бозигит". Наряду с темой всепоглощающей романтической любви в пьесе важное место занимает и тема защиты родины от врагов, внешне напоминающих арабов - они в белых чалмах. Их имена арабские. Видимо, в пьесе нашли отражение реминисценции арабо-хазарских войн тысячелетней давности.

Другой значительной пьесой А.Курбанова середины 40-х годов, в которой разрабатывается тема большой любви, верности и долга является психологическая драма "Любовь Асият", в которой основная тема увязана с темой войны и ее трагедии. Автору воистину надо было обладать огромным мужеством и неистребимой верой в будущее, чтобы в условиях разрухи, голода и безвозвратных потерь написать такую пьесу.

Хотя реальная действительность советских людей после войны оставалась крайне бедной и суровой, в жизни, в художественных произведениях воспроизводилось много счастья, весны и золота. Дело в том, что в литературе и искусстве стало сильно сказываться влияние теории бесконфликтности, согласно которой в советском обществе при отсутствии антагонистических классов не может быть больших конфликтов. Это было как бы следствием расцвета литературы социалистического реализма, преподносившего желаемое за действительное.

 
 

 

Это общесоюзное состояние сказалось и на ходе развития кумыкской литературы, в том числе и драматургии. Теория бесконфликтности овладела умами и кумыкских писателей. Даже крупные произведения послевоенных лет, драмы А.Курбанова "Соседи", "У снежных гор"; Г.Рустамова "Друзья"; "Подарок Салимат"; Б.Атаева "Невесты"; С.Джетере "Сестры"; Ш. Абдуллаева "Широкий путь", повести Аткая "В кумыкской степи"; М.-С.Яхъяева "Гуляйбат" были созданы под воздействием теории бесконфликтности, неизбежно ведущей к изображению жизни в розовых тонах, к лакировке действительности. Этим произведениям были характерны неопределенная иллюстративность и схематизм.

 
 
 

В 50-е годы "теория бесконфликтности" была осуждена партийными функционерами и решениями съездов писателей СССР в 1954 и в 1959 гг. Изменившаяся в стране ситуация после смерти Станина, некоторые свободы, полученные в период "оттепели", не замедлили сказаться и на художественном творчестве поэтов и писателей Дагестана. Сказалось это обстоятельство на углублении содержания драматургии. Об этом свидетельствуют драма "Ай-бике" А.-В.Сулейманова и комедия А.Курбанова "Свадьба Кайтмаса".

В пьесе "Айбике" воспроизводится образ красивой, идеальной женщины - врача, в которую влюблен агроном Аян. Но содержание пьесы значимо тем, что в ней создан типичный образ председателя колхоза Абакара, ощущающего себя хозяином колхоза, ищущего любовь на стороне и его жены Джайран, также распоряжающейся колхозным имуществом как ей заблагорассудится.

"Свадьба Кайтмаса" интересна тем, что в ней впервые воплощен образ нового деградирующего типа эпохи освоения целины, стиляги, который с помощью лжи и обмана много лет мотался где-то на стороне и, в конце концов, вынужден был, убежав от четвертой жены, приехать в родной аул к родственнице, чтобы жениться на ее дочери. Кайтмас разоблачен. Во время оформления брака, когда секретарь сельсовета задавал вопросы, где, когда родился, он как бы невзначай спросил: "Зачем родился?". Этот вопрос углубляет содержание пьесы, славя вопрос о назначении человека, о смысле его жизни.

Одной из интересных пьес начала 60-х годов минувшего века является пьеса "Дорогой жизни" А.Курбанова и М.-С.Яхъяева. Пьеса направлена на искоренение старых методов руководства сельским хозяйством, на преодоление проявлений культа.

В начале 60-х годов А.В.Сулеймановым была создана драма "Коммунист", в которой главный редактор областной газеты Камал, знающий о невероятно больших хищениях в сельском хозяйстве и опубликовавший разоблачающие этих "зубров" материалы, попадает в тяжелое положение: его должны исключить из партии за клевету. Камал, будучи кристально честным человеком, и, не зная выхода из этого тяжелого положения, исповедуется перед своим партбилетом, как перед своей совестью. Пьеса была несколько раз просмотрена на закрытых постановках партийными функционерами и запрещена.

В некоторых произведениях кумыкской драматургии жизнь воспроизводилась в непривычном ракурсе и проблемы ставились в чисто моральном аспекте без оглядок на принцип партийности. Такой оказалась одноактная драма А.Курбанова "Кто виноват?", обнаруженная в архиве писателя. Человеческая трагедия раскрывается на семейном уровне. Драма как бы свидетельствует, что кумыкская драматургия вырывается из узкопартийных рамок на уровень общечеловеческих проблем.

Автор показывает, как "слепая" любовь матери к непутевому сыну обернулась для нее страшной трагедией. Она оказалась выше своей любви к сыну, т.к. руководствовалась принципами честности, сострадания к чужому горю, стремлением хоть как-то утешить пострадавших и спасти честь сына.

Таким образом, в своей небольшой драме А.Курбанов ставит и решает проблемы общечеловеческого масштаба на уровне семейных отношений.

В 60-70-е годы еще создавались крупные прозаические и драматургические произведения, посвященные революционным событиям, происходившим в Дагестане. Из драматургических произведений мы можем назвать замечательную драму А.Курбанова "Горы в огне", которая ставилась на сценах дагестанских театров и, прежде всего, Кумыкского театра, организовывались радио-спектакли.

Другими пьесами, посвященными революционным событиям, были драмы А.В.Сулейманова "Танг-Чолпан" и Аткая "Сотав и Рашия", в которых отображена была борьба лучших представителей народа за торжество революционных идеалов. Постановки эти вызвали живой интерес у зрителей к истории своего народа.

Наиболее резонансной была постановка драмы М.-С. Яхъяева "Сквозь бурю". По-кумыкски она называлась "Арслан тувгъан уланлар" ("Мужи, рожденные львами") и в ней были воплощены образы лучших сынов народа У.Буйнакского, М.Дахадаева и других. Постановка была удостоена высокой премии им. С.Станиславского, и это явилось признанием больших художественных достижений Кумыкского театра.


 

В 50-70-е годы были созданы и шли на сцене Кумыкского театра спектакли по пьесам Аткая "Невесты", "Мост дружбы"; З.Атаевой "Потрудись и сбудется", "Суд совести"; Ш.Альбериева "Похищенная девушка", "Сердце не прощает"; М-С. Яхъяева "Ты только моя", "Требуется вдовушка", "Когда в сердце любовь", в которых разрабатывалась тема труда сельских жителей, их искренняя любовь, дружбы между народами. Имели место и пьесы, пронизанные идеями необходимости уважительного отношения детей к родителям, такова была пьеса А.Курбанова "Выдаю маму замуж".

 
 

 

Со временем усиливается тенденция критического отношения к реальной действительности, ощущается в них остросатирическое отображение кричащих противоречий жизни. Таковы были пьесы К.Абукова "Я виноват, Марьям", М.Атабаева "Золотой гусь", А.Атаева "Одни уходят, другие приходят", А.Гамидова "Праздник откладывается", Б.Аджиева "Хотите смейтесь, хотите плачьте". Иногда негативные явления жизни подвергались комическому осмеянию. Такой оказалась комедия А.-В.Сулейманова "Алякай и Телякай".

Со временем образ партийного вожака в литературе, уверенного в правоте своих действий, постепенно заменяется образами простых людей с их недостатками, заблуждениями, ошибками и потому раскаивающихся.

Интересными представляются пути-дороги развития литературы и драматургии в том числе, когда искусство, освободившись от партийно-классовой ангажированности, вернулось в лоно национальной идеи. В литературе и драматургии постсоветского времени возрос интерес к национальной идее, хотя и раньше она присутствовала вместе с идеями классовой борьбы и принципами партийности.

В постсоветское время неимоверно возросло самосознание народа, его стремление из глубин познать свою историю, чтобы понять пути дальнейшего развития. Б.Атаев, будучи по профессии историком, в советское время создавал повести и пьесы на историческою тему. Однако в постсоветское время писатель обратил внимание к более отдаленным историческим событиям, темам, которые могли бы углубить историческое сознание народа. Более того, Б.Атаев обратился к запретным в советское время темам - положительному осмыслению шамхалов Тарковских, которых прежде считали лишь деспотами.

Наряду с созданием исторических романов и повестей, посвященных Султан-Махмуду Тарковскому - Эндереевскому владетелю и Махти-шамхалу он создал и драму "Дерево Тенгри", отражающую жизнь общества в гуннский период истории, когда наши предки под влиянием миссионеров-армян и под жестким давлением своего хана Алп Илетвера насильственно переводились от язычества к более цивилизованной христианской вере.

Позже Б.Атаевым была создана и историческая драма "Шамхал Адильгерей Тарковский", посвященная трагическим последствиям "персидского похода" Петра I. Если раньше в литературе и драматургии кумыков шамхалы изображались деспотами (пьеса А.П.Салаватова "Айгази"), лишь угнетающими свой народ, теперь перед читателем и зрителем предстал образ другого шамхала - патриота и защитника народа, идущего ради его свободы на смертный бой и в Сибирь. Это уже свидетельство новой концепции истории кумыков, более реалистичной и правдоподобной.


 

 

В постсоветское время в драматургии кумыков еще более усилились тенденции отражения негативных явлений жизни. Об этом свидетельствуют пьесы К.Абукова "Женский скандал", "Авария", А.Атаева "Надежда моя Ташбике", А.Гамидова "Амина", У.Мантаевой "Честь", Б.Аджиева "Мой маленький праздник", М.-С.Яхъяева "Ложная свадьба", "Раскаяние". В последние годы в драматургии успешно работает А.Атаев, создавший интересную драму "Кресло" и лирическую комедию "Пока луна не зайдет за тучу", завоевавшую большую популярность в народе своей искренностью и близостью к умонастроениям народа.

Следует отметить, что сегодня у кумыков существуют еще два народных театра, которые ставят не только собственные пьесы, но и пьесы известных кумыкских драматургов. Это Бабаюртовский народный театр им А.Курбанова и народный театр села Эндирей, которым руководят Л.Шаипов, Г.Конакбиев.

Использованная литература:

  • Абдуллаев Ш.Г. Ёлавчулар. Махачкала, 1990.
  • Абдуллатипов А.-К.Ю. Темирбулат Бейбулатов. Махачкала, 1995.
  • Гаджиев А.С. О том, как в нашей республике начиналось театральное искусство // "Дослукъ" ("Дружба") на кумыкском языке. № 2. 1967. - с. 109
  • Гамид Рустамов. Махачкала. 1994.
  • Журнал "Революция и горец". Ростов-на-Дону. 1932. №8-9.-с. 123.
  • Зульфукарова М.И. Традиции, влияния, новаторство. Махачкала. 1981.
  • История дагестанской советской литературы. Махачкала, 1967 в 2-х томах.
  • Наследие, возвращенное народу (сборник статей). Махачкала. 1990.
  • Рустамов Г. О моем театре. Москва, 1983.
  • Сегеди А. О театрально-художественном искусстве народов Дагестана // Рукоп. ф. ИИЯЛ, ф.8. оп. 1, д.88, л. 19.
  • Султанов К.Д. Къумукъланы адабияты. Махачкала, 1964.
  • Шабаева Л.А.-К. Жизнь и творчество Амира Курбанова. Махачкала, 2008.
  • Чобан-заде Б.Б. Кумук дили ве эдебиети теткиклери (Заметки о языке и литературе кумыков). Баку. 1926. - с.22.

Опубликовано: "Вестник тюркского мира". №1, 2009г. Махачкала.

Сведения об авторе: Шабаева Лайла Абдулкадыровна, кандидат филологических наук, доцент ДГПУ (Махачкала).

Размещено: 21.11.2009 | Просмотров: 5857 | Комментарии: 0

Комментарии на facebook

 

Комментарии

Пока комментариев нет.

Для комментирования на сайте следует авторизоваться.