Кумыкский мир

Культура, история, современность

Начало большого пути

Интервью с молодым писателем

Арслан Хасавов вошел в лонг-лист премии "Дебют", в которой участвуют молодые литераторы, которым еще нет 25 лет.

О Чечне

"Дядя мой - Наурдин Хасавов, вот уже много лет занимался историей кумыков, исследованиями в области языка, собирал данные о растениях, прораставших на территории Чечни и пограничных республик". ("К Ал-Клычу Хасаеву в Буглен").

- Арслан, ты родился в Ашхабаде. Живешь в Москве. А на конкурсе "Дебют" представляешь Чеченскую Республику... Что связывает тебя с Чечней?

- С Чечней меня связывают живые и мертвые. На Брагунском кладбище похоронены мои родные и близкие, а по улицам и площадям Кавказа ходят живые люди, в венах которых течет и моя кровь.

- Что значит для тебя понятие "Родина"?

- Для меня "Родина" - это прошлое, настоящее и будущее. Если ты горд своим прошлым, и хочешь сделать настоящее и будущее страны, которую ты осознал своей, лучшим - то ты нашел свою Родину. Если ты готов отдать самое дорогое - свою жизнь во благо будущих поколений, то ты патриот. Все остальное - слова.

Дебют

- Когда пришел первый литературный успех?

- В одну из апрельских ночей 2007-го я сидел за компьютером, как обычно погруженный в свои мысли. Писал что-то, думал... За широкими окнами моей комнаты я видел спящий город, темные силуэты домов, лес, погруженный во тьму...

Я с нетерпением ждал своей первой, уже утвержденной на тот момент, публикации в одном из литературных журналов... Зайдя в интернет, вбил свою фамилию в строку поиска, приготовившись увидеть привычную пустоту, как вдруг... Как вдруг, вышел на статью, опубликованную несколькими днями ранее в "Независимой газете", где среди прочего, всего в нескольких строчках, говорилось об одном из моих рассказов. И даже цитата из него - пара предложений. Сказать, что я был ошарашен - ничего не сказать. Я понял, что вот она газета, вот человек обо мне написал, и теперь это смогут прочитать другие, абсолютно незнакомые мне люди и т.д. Естественно, я не уснул в ту ночь. Я четко осознал: вот оно - начало большого пути.

- "Дебют-2008" , судя по отзывам, оказался для тебя удачным. Тебя не просто заметили, а удостоили "почетного упоминания". Что последовало за этим?

- После церемонии вручения премии "Дебют" в прекрасном зале театра "Et Cetera" Александра Калягина я подходил к организаторам, представлялся, благодарил за уникальную, в своем роде, возможность проявить себя, найти своего читателя.

Подошел я и к президенту Гуманитарного фонда "Поколение", депутату Государственной думы РФ Андрею Владимировичу Скочу, основателю премии "Дебют". Через несколько минут общения с ним был приятно удивлен: как выяснилось, он знал не только о содержании моего романа, о ключевых темах, которые я в нем поднимаю. А. Скоч пожелал удачи, и вскоре она мне улыбнулась.

Спустя несколько месяцев, мне позвонили представители Премии и предложили издательский контракт. Собственно, возможность добиться публикации и подвигла меня участвовать в этом конкурсе.

- Расскажи вкратце историю возникновения замысла к созданию романа "Смысл".

- "Смысл" вырос из моих сомнений. Эти юношеские попытки понять смысл Земли - я их и теперь не оставил. Каждый день перед нами мелькают сотни лиц, книг, идей, направлений, разветвлений внутри этих направлений... "Смысл" - это попытка не запутаться, попытка найти свой, уникальный, путь в хаосе Космоса.

Я писал его дома, в тишине, после захода солнца, в спокойствии ночи - а внутри клокотали мои страхи и сомнения, и шла постоянная борьба, которую я попытался отразить на бумаге.

- О чем он?

- Через призму политики, глазами человека, не вписывающегося ни в какие социокультурные рамки, я попытался показать, как далеко безразличное и часто лицемерное общество может толкнуть лучших своих сынов.

О мастерах и подмастерьях

И тягостно потянулись минуты ожидания, одновременно с очередью, начавшей выстраиваться от стола, за которым предположительно должен был сидеть Он - мастер. Я настраивался увидеть значительную личность, соприкоснуться с историей, с вечностью собирался увидеться с глазу на глаз. ("Вопрос Памуку").

- В литературе, как, впрочем, и в любом другом деле, есть определения: мастер и ремесленник. Чего, на твой взгляд, не хватает ремесленнику, чтобы дорасти до уровня мастера?

- Таланта.

- Как думаешь, писательство - это самовыражение, или поиск форм общения с человечеством?

- Я думаю и то и другое. С одной стороны, ты изучаешь глубину своего Я, пытаешься рассмотреть полную картину своего существа, с другой - тебе предоставляются все средства для полемики с обществом. Писательство - отличный инструмент для выражения негодования и других сильных эмоций.

- Кого бы ты назвал своим учителем?

- У меня полный шкаф моих учителей. Они всегда со мной - давно ушедшие Титаны, говорят со мной, освещают дорогу, не позволяя идти на компромиссы со своими страхами и не стать в один прекрасный день еще одним никчемным солдатом в армии приспособленцев. Моих учителей можно разделить на две категории: одни - политики, другие - писатели и философы.

Из политиков это - в первую очередь пророк Мухьаммад (Да благословит его Аллах и приветствует), не испугавшийся бросить вызов обществу периода Джахилийи, Мустафа Кемаль Ататюрк, Реза-шах, Ганди, Че Гевара, Мао Цзедун, Муаммар Каддафи и некоторые другие.

Из писателей я бы назвал Лермонтова, Достоевского, Сэлинджера, Юкио Мисиму, Джона Фанте, Чарльза Буковски и Э. Лимонова.

Недавно я открыл для себя Ницше - "Так говорил Заратустра" - одна из сильнейших книг человечества.

- Какой литературный жанр тебе больше импонирует?

- У Ницше есть такие строки: "Из всего написанного люблю я только то, что пишется своей кровью".

О жизни и смерти

"Передо мной было немое село, позади - о многом говорящие могилы. Я повернул голову к вечности - свысока, в темноте надгробные плиты казались загадочными. Жизнь и смерть..." ("Брагунская история").

В рассказе "Брагунская история" ты затронул тему смерти. Насколько сильна эта связь между живыми и мертвыми?

- Я хотел привести примеры своих потерь, но потом понял, что это не полностью отразит мое отношения к смерти. Я уверен, что души умерших витают над нами, хотя их физические оболочки давно разложились в безмолвии могил.

В конце романа "Смысл", главный герой Артур Кара, направляясь на верную гибель, обращается к людям: "Не грустите! Я ведь никогда не исчезну. Я в знамени "Смысла", я во взгляде этих строк, я в воздухе, которым вы дышите. Я и есть вы". Я верю, что Дух бессмертен.

Есть поверье, что каждый чеченец должен знать имена своих семи предков. У кумыков тоже?

- Возможно. Но, сказать по правде, я еще не встретил в своей жизни ни одного чеченца, кумыка, или человека другой национальности, который назвал бы мне имена семи своих предков.

След писателя в истории - каким он должен быть?

- Ярким. Будто вспышка молнии за горой.

Может ли молодой писатель раскрутиться сам, без чьей-либо поддержки? И еще, трудно таким, как ты, немосквичам, утвердиться в Москве?

- Это довольно сложно, но если верить в себя, постоянно самоорганизовываться и двигаться в намеченном направлении - тебя обязательно заметят. Я потратил несколько лет и много энергии, чтобы найти свою дорогу. Теперь от меня требуется еще больше усилий на то, чтобы по этой дороге достойно пройти.

Что касается отношения к немосквичам, то я не заметил здесь какой-то фундаментальной разницы. В моем случае, смотрят на качество текста, а редкая национальность лишь подогревает интерес.

- Сегодня можно издать все что угодно, если есть деньги. Не способствует ли эта издательская свобода снижению литературного вкуса у читателей?

- Если мы говорим о художественной литературе, то я рад тому разнообразию, которое наблюдается сегодня на рынке печатной продукции. Широко представлены молодые авторы, активно переводятся зарубежные издания... Все это, несомненно, способствует росту интереса к чтению. А что касается качества литературного продукта, то для его оценки существует сито времени, которое безропотно занимается своим делом.

- Есть какие-то новые творческие задумки?

- Да, хочу написать роман о политическом кризисе, который может разразиться в России в 2012 году, и о тех проблемах, которые, если ничего не предпринять, сделают этот кризис неизбежным.

- Ты думал, на что потратишь деньги, если выиграешь премию?

- Мне кажется, я не прошел достаточного количества испытаний, чтобы выиграть её. Если ничего не изменится, и "Смысл" все-таки выйдет, то считайте, что я уже победил.

Малика Бетиева


Опубликовано: газета "Молодежная смена" №86, 28 октября 2009 г.

Размещено: 31.10.2009 | Просмотров: 1972 | Комментарии: 0

Комментарии на facebook

 

Комментарии

Пока комментариев нет.

Для комментирования на сайте следует авторизоваться.