Кумыкский мир

Культура, история, современность

Состояние и перспективы землепользования в Республике Дагестан в условиях местного самоуправления

Резолюция научно-практической конференции

РЕЗОЛЮЦИЯ

Региональной научно-практической конференции
"Состояние и перспективы землепользования в Республике Дагестан в условиях местного самоуправления"

Организатор конференции:
Союз общественных объединений "Сплоченность",
г. Махачкала, 26 августа 2009 г.
 

Региональная научно-практическая конференция посвящена одной из центральных проблем социально-экономического, этнополитического, экологического и социокультурного развития Республики Дагестан. Необходимость открытого обсуждения вопросов, в котором сконцентрированы многочисленные и взрывоопасные проблемы, накопившиеся в течение десятилетий, назрела давно. Они требуют серьезного анализа, определения проблемных контуров, поиска и нахождения предварительных подходов и вариантов их разрешения. Это чрезвычайно важно для эффективного управления земельными ресурсами Дагестана в условиях муниципальной реформы.

Проблемы трансформации земельных отношений в республике и её возможные последствия в новых общественно-политических условиях, сложившихся после августа 1991 года, не получили глубокого всестороннего анализа и оценки в научных кругах. Не было так же широкого и открытого общественного обсуждения множества сложных и ещё нерешённых проблемных узлов, существующих в этой сфере. Хотя регулярные протестные акции связанные с земельными вопросами стали в республике нормой, надо сказать, что в республике с 1997 года вообще не проводилось никаких публичных обсуждений, посвященных данной проблематике.

Органы государственной власти при осуществлении земельной реформы допускают систематическое игнорирование законных прав и интересов коренных народов и общин на их исторических территориях. Действия чиновников, ответственных за землепользование, намеренно противоречивы и непоследовательны, в них отсутствует прозрачность, что позволяет скрывать многочисленные нарушения.

Это усиливает этнотерриториальные противоречия и социальную напряженность. Власть не проявляет ни какого желания исследовать и осмыслить эти процессы. Об этом свидетельствует тот факт, что в Законе РД №17 "Об утверждении "Комплексной программы развития национальных отношений в РД на 2008-2010 гг." был исключен из проекта очень важный пункт: "Мониторинг межэтнических отношений в свете практической реализации земельного законодательства, в том числе на землях отгонного животноводства". Без этого пункта содержание данного Закона было полностью выхолощено.

Этот и другие факты показывают, насколько данная проблематика, обсуждаемая на конференции, важна и чрезвычайно актуальна для сегодняшнего Дагестана. В работе конференции приняли участие видные ученые Дагестанского научного центра РАН, высших учебных заведений республики, Дагестанского научно-исследовательского института сельского хозяйства, члены Общественной палаты РД, депутаты сельских и районных собраний, главы администраций, представители низовых институтов гражданского общества, председатели Общественных Советов при муниципальных образованиях.

В докладах и выступлениях заслушанных на данной конференции:

  • были проанализированы состояние и характер использования земельных угодий;
  • изложена история внутренних миграций и их связь с проблемами землепользования;
  • рассмотрены недостатки правовых аспектов сопровождения земельной реформы;
  • рассмотрены вопросы, связанные с соблюдением учёта и защитой интересов коренных народов Дагестана в ходе земельной и муниципальной реформы;
  • выявлены причины и тенденции развития наиболее характерных межэтнических и межобщинных конфликтов, связанных с вопросами землепользования;
  • дана экономическая оценка угроз и рисков в сфере аграрного землепользования;
  • показаны разрушительные экологические последствия варварского использования арендованных земель, а так же др. проблемы.

Участники конференции подчеркнули, что согласно Конституции РФ, Всеобщей декларации прав человека, провозглашенной ООН, и, особенно, Декларации прав коренных народов, принятой ООН в сентябре 2007 года - земля и другие природные ресурсы должны использоваться и охраняться как основа жизни и деятельности коренных народов, исторически проживающих на соответствующей территории.

Докладчики и все выступающие были единодушны во мнении, что земельная реформа в республике проводится в крайне социально опасных, незаконных, коррупционных формах. Они чреваты массовыми социальными и национальными выступлениями, столкновениями и конфликтами.

В республике назревает кризис, связанный с возрастающей нехваткой земли на равнине при стабильно высоких темпах роста населения и постоянном миграционном давлении на равнинные и приморские районы.

Под лозунгами "земельной реформы" в республике реализуется передача в собственность переселенцам с горных районов равнинных земель, предоставленных во временное пользование (в аренду) колхозам и совхозам горных районов советской властью. Кроме того, законодательно легализуются их незаконно построенные на этих арендованных землях самовольные поселения, которым власти придают статус населенных пунктов.

"Законодательное" закрепление всех этих беззаконий лишает коренные народы равнинных и предгорных территорий Дагестана - кумыков, ногайцев и русских - всех гарантий сохранения своих территорий компактного проживания - Кумыкской равнины, Ногайской степи и Русском севере Дагестана.

Незаконные "законодательные акты" по землепользованию и внедрению принципов организации местного самоуправления в поселениях самовольно и беззаконно построенных на "кутанах", т.е. землях сельскохозяйственного предназначения - протащены через парламент республики. Это является всего лишь политическим прикрытием для обеспечения масштабного и льготного доступа кланов к приобретению единственно оставшейся крупной и самой ценной собственности в Дагестане - земли.

Эти законы продолжают использоваться как инструмент для ползучей этнической экспансии на территории компактного проживания коренных народов равнины.

В условиях полного развала колхозно-совхозной системы горных районов, занимающихся отгонным животноводством и существовании её сегодня фактически в виде частно-хозяйственной системы - оно должно получить совсем иные, соответствующие современным рыночным механизмам, правовые и экономические основания для оправдания своего существования. А иначе, это откровенный протекционизм в интересах горных районов (так же было и ранее, при советской власти) и ущемление экономических интересов равнинных районов и его населения.

Отгонное животноводство полностью лишено в сегодняшних условиях какого-либо серьезного правового и экономического обоснования. Сохранение горно-кутаной формы ведения отгонного животноводства в сегодняшнем виде ничем не оправдано и существует как прикрытие колонизации равнинных земель.

Вся эта незаконная, авантюристическая политика современного руководства РД по созданию населенных пунктов на зимних пастбищах с оседлым образом жизни и круглогодичным выпасом скота привели к экологической катастрофе на равнинных землях сельскохозяйственного назначения, что подрывает перспективу животноводческой отрасли АПК республики. А тем временем, статус "основного российского животноводческого региона" уже переходит к Калмыкии.

Конфликтогенный потенциал, заложенный в Законах РД о земле и муниципальной реформе, при поощрении такой недальновидной политики будет только подпитывать этнический сепаратизм и религиозный радикализм в республике, как формы выражения протестных настроений населения. Это может в недалеком будущем резко обострить межнациональную напряженность в РД.

* * *

На сегодняшний день в республике, властные структуры проводят стратегию "свершившегося факта", в пользу своих этносов. Действуют стихийные, ситуативные регуляторы земельных отношений, когда самовольно захваченные территории узакониваются и получают статус сельских поселений на землях отгонного животноводства, а переизбыток скота уже привёл ухудшению экологии и продолжает усиливать процессы опустынивания, засоления и выветривания почвенного слоя этих земель.

На землях "отгонного животноводства", которые являются исторической территорией обитания коренных народов равнины, уже созданы 11 муниципальных образования. Тем самым "узаконены" часть из незаконно созданных поселений временно живущими на этих землях жителями горных районов.

30 ноября 2006 года Народное Собрание РД единогласно приняло Закон РД, который сохраняет статус поселений 11 муниципальных образований (расположенных на землях отгонного животноводства) в ведение и подчинение горным районам, находящимся за 150-200 и более километров от них. На очереди "узаконение" множества остальных самовольных поселений, "законопроекты" которых уже готовы.

Все это сделано республиканскими властями в нарушение требования п.1, ст. 79 "Земельного кодекса РФ", согласно которому строительство поселений на землях сельскохозяйственного назначения, к которым относятся и пастбища (отгонные земли), запрещено! Но законы полностью игнорируются.

И это происходит вдобавок к созданным на равнине за предыдущие 50 лет множеству переселенческих населенных пунктов. Они возникли по совершенно различным основаниям, как то: репортация из Чечни 1957-59гг., землетрясения 1970 и 1975 гг., привлечение трудовых ресурсов в интересах экономики, выселение из Грузии в 90-х годах, переселение из Новолакского района, оползни и наводнения в горах и т. д. Кроме того, проводилось систематическое организованное государственной властью подселение в существующие равнинные населенные пункты переселенцев. Это всё сопровождалось мощной стихийной миграцией, которая идет и сегодня.

Результаты и последствия этих процессов для коренных народов равнины - это системное ущемление всего комплекса их прав и интересов, сужение ареала обитания - от компактного территориального проживания к дисперсному, со статусом нацменьшинства, слом жизненного уклада и потеря самоуправления, разрушение этноязыковой среды и перспектив полноценной национальной жизни для будущих поколений.

В это же время, парадоксальным образом, все пригородные кумыкские поселки и селения, расположенные вокруг г. Махачкала лишены статуса муниципальных образований, их территории отчуждены от населенных пунктов и обезличены тем, что включены в состав городского округа "МО г. Махачкала". Беззаконие в реализации "Земельной реформы" доведено до такой крайности, что обществу села Агачаул (вблизи Махачкалы) приходится путем кровопролития добиваться права строиться на своих исконных землях.

Результатом избирательного подхода к проблемам поселений является и то, что не возвращено и не компенсировано в какой-либо иной форме, 8166 га земель колхозов селений Тарки, Альбурикент и Кяхулай. С 2004 года не рассматривается проект закона "О насильственно переселенных народах" и жители этих кумыкских селений остаются представителями единственного народа России, которым не вернули насильственно отобранные земли.

Вместе с тем идет массовый незаконный захват земель, возведение домов и капитальных строений переселенцами в ареале селений Тарки, Кяхулай, Альбурикент - на склоне горы Тарки-Тау, землях лесного фонда, где распоряжением правительства РФ в 1994 г. было предусмотрено создание Национального заповедника.

Все принятые законодательные ограничения и запреты на нецелевое использование земель только декларируются. Здесь соучастниками нарушения законов являются как органы муниципальной власти, так и органы республиканской государственной власти. Во всех эти случаях речь идет именно о кумыкских землях, и это не случайные решения! Идёт полная незаконная приватизация земель и собственности коренных общин, попытки насильственного отчуждения их земель в пользу городов, невозвращение ранее арендованных земель и попытки их присвоения при помощи государственной власти, массовые самозахваты земель при полном попустительстве властей, не предназначенных для капитального строительства и создания самовольных поселений и т.д. Таких вопросов множество во многих селах.

* * *

Считаем неправомочным возложение функций по управлению отгонными землями только на Министерство по управлению государственной собственностью РД и отстранение от полноценного контроля эффективности их использования муниципальных органов тех районов, на территории которых расположены эти земли. Тем самым подрывается основы экономически рационального и социально справедливого использования земель, где необходим учет интересов этнических и общинных территориальных ареалов.

В Дагестане давно сложились устойчивые коррупционные схемы массовой распродажи земельных угодий, что является важнейшим дестабилизирующим фактором общественно-политической ситуации в республике. При монополии одного уполномоченного органа государственного власти, осуществляющего действия, связанные с оборотом земель сельскохозяйственного назначения, созданы все условия для бюрократического централизованного режима распределения земельных ресурсов.

И теми декоративными шагами, которые были предприняты по изменению названия уполномоченного органа, добиться открытости, публичности, прозрачности в управлении землями, отнесенными к республиканской собственности - невозможно.

Необходимо обнародовать учёт земельных ресурсов, составленный по материалам инвентаризации и кадастрового учета, реестр землепользователей и арендаторов по районам, дать оценку соответствия количества поголовья скота и площади арендованных участков, передать часть земель отгонного животноводства остронуждающимся в земельных площадях селениям равнинных (Кумторкалинского, Бабаюртовского, Хасавюртовского, Каякентского и др.) районов.

Но в действующих в республике организациях, имеющих отношение к вопросам землепользования, практически не представлены равнинные этносы. Тем самым коренные народы равнины полностью лишены права участвовать в принятии решений, связанных с вопросами земельных отношений. Так, в "Роснедвижимости", территориальном управлении Росимущества по РД, Министерстве по управлению госсобственностью в РД, Комитете по лесному хозяйству РД, Кадастровой палате по РД, "Гипроземе", Министерстве юстиции РД нет ни одного руководителя организации, заместителей, а так же начальников отдела из числа кумыков!

* * *

Нерешенные в Конституции РД политические вопросы по созданию механизмов согласования межэтнических интересов имеют постоянно проявляющиеся и весьма негативные следствия. Они проецируются на всю систему общественных отношений, в том числе и на земельные проблемы, где они проявляются наиболее остро. Отсутствие защиты прав и интересов коренных народов равнины на исторических территориях своего обитания превращает регион в зону перманентной нестабильности и ведет к тяжелым последствиям для всех жителей республики.

Этого можно избежать и достичь стабильности в республике, если признать конституционно права коренных народов на исторических территориях и землях своего естественного обитания и развития, и подтвердить это соответствующими законами.

Этнотерриториальные противоречия, земельные конфликты в республике множатся усиленными темпами и имеют тенденцию к количественному росту и качественному усугублению и обострению. Однако они в республике не решаются и вряд ли это возможно при полной неопределенности правовой системы принципов межэтнического сосуществования в республике. Поэтому с ними работают в "пожарном" порядке, и они нередко усугубляются "заинтересованным" участием в них органов государственной и местной власти.

Сложилась такая ситуация, когда республика без вмешательства федеральных органов власти уже не в состоянии справиться с огромным массивом накопившихся беззаконий, в том числе в сфере распределения и управления земельными ресурсами РД.

Приведя в соответствие с интересами всех народов РД законодательную базу землепользования, а также процедуры образования, преобразования и изменения границ муниципальных образований, сегодня ещё можно упредить назревающие национальные конфликты, пока они еще не стали суровой реальностью, и пресечь односторонний лоббизм государственного аппарата, направленный против интересов коренных народов равнины.

Консервация совершенно изжившей себя "горно-кутанной системы" организации животноводческих хозяйств и политика административно-территориального подчинения равнинных земель, предоставленных для отгонного животноводства, в административное ведение горных районов, в которых изначально располагались животноводческие колхозы и совхозы, наносят непоправимый ущерб экономике Дагестана и чрезвычайно обостряют ситуацию.

Искусственное сохранение миниатюрных муниципальных районов (и участков) в горах с небольшой численностью населения и огромным аппаратом управления, а так же проекты и намерения задуманных новых мини-районов для переселенцев на равнине, не позволят снизить дотационность республики и остроту противоречий, а лишь усугубят их. Количество таких районов могло бы быть сокращено в республике с 39 до 10-12.

Сегодня, как подтверждают выступления председателей Общественных Советов, которые руководствуются историческими правами собственности общины на землю, кроме указанных в российском законодательстве субъектов земельных отношений в Дагестане всё больше активную позицию в этих вопросах занимают сельские общины-джамияты. Только их противостояние официальным властям всё ещё сдерживает произвол и беззаконие. И этот процесс, по всем признакам, будет только нарастать.
 

Участники конференции считают необходимым -

Поручить Орг. Комитету Конференции добиваться в государственных органах РД и РФ выполнения следующих решений:

  1. Начать в РД разработку конституционно-правовых и социально-экономических реформ, которые позволят создать механизмы учета и согласования интересов коренных народов Республики Дагестан. Они должны соответствовать международным критериям защиты юридических и экономических прав коренных народов, которые зафиксированы в международных правовых документах. Например, гарантировать национальное квотирование для народов, оказавшихся в меньшинстве на своих исконных этнических территориях, в том числе при выборах глав муниципальных образований и депутатов всех уровней;
  2. Обеспечить защиту интересов коренных народов равнины на исторических территориях их обитания. Защитить их права собственности на свою землю, в том числе земли отгонного животноводства. Для этого необходимо внести юридически обоснованные поправки в Законы РД "О земле", "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", "О статусе земель отгонного животноводства", а так же - экономически обоснованной системы (методики) распределения земель для ведения предпринимательской деятельности в аграрных отраслях экономики РД (аренда, учет эффективности эксплуатации земель, экологическая ситуация и т.д.).
  3. Передать все "кутанные земли" и "отгонные пастбища" в РД в исключительное и безусловное владение администрациям соответствующих районных муниципальных образований с получением ими у арендаторов, в том числе для отгонного животноводства, платы за пользование землей. Передать все земли вокруг кумыкских селений и поселков в исключительное и безусловное владение администрациям соответствующих сельских муниципальных образований.
  4. Создать Общественные Советы, а так же экспертные группы из числа представителей общественных объединений и муниципальных органов власти на территории которых расположены пастбища, рекреационные земли и арендованные территории, для обеспечения общественного и муниципального контроля их использования и распределения.
  5. Предпринять комплекс мер по предотвращению образования новых муниципальных образований, населенных пунктов на землях отгонного животноводства, которое ведет к экологической катастрофе. С этой целью пересмотреть Закон РД "О местном самоуправлении", "О статусе и границах муниципальных образований", "Об административно-территориальном устройстве РД";
  6. Внести на рассмотрение сессии Народного Собрания РД постановление Махачкалинского Собрания депутатов "О насильственной депортации жителей пос. Тарки, Альбурикент, Кяхулай" и "О преобразовании пригородных поселков г. Махачкалы в муниципальные образования". Добиваться всем поселкам вокруг г. Махачкалы статуса самостоятельных муниципальных образований с образованием из этих поселений Таркинского района вне "МО г.Махачкала";
  7. Провести мониторинг межэтнических отношений РД в свете практической реализации земельного законодательства, в том числе на землях отгонного животноводства;
  8. Принять Закон "Об особо охраняемых территориях РД" с включением в него зону горы Тарки-Тау;
  9. Принять меры по исправлению перекосов в подборе и расстановке кадров по национальному признаку в ведомствах по управлению земельными ресурсами;
  10. Разработать программу по использованию заброшенных земель в горных районах, с тем, чтобы уменьшить количество скота на круглогодичном выпасе на равнине;
  11. Определить условия, порядок, механизм возмещения и компенсирования на землях сельхозназначения, переданные в пользование Министерство обороны РФ из земель Карабудахкентского и Буйнакского районов;
  12. При выделении в субаренду рекреационных земель в приоритетном порядке рассмотреть заявки Бабаюртовского, Карабудахкентского, Кумторкалинского и Каякентского районов. Не допускать каких-либо нормативных актов по использованию земель Каспийского побережья без учёта интересов муниципальных районов, в границах которых они расположены.


Информация о конференции

Размещено: 05.10.2009 | Просмотров: 3202 | Комментарии: 0

Комментарии на facebook

 

Комментарии

Пока комментариев нет.

Для комментирования на сайте следует авторизоваться.