Кумыкский мир

Культура, история, современность

Сколько же тебе лет, Дагестанский педагогический?

Еще в 1993 году в многотиражной газете Дагестанского государственного педагогического института "Народный учитель" известным исследователем истории края, доктором исторических наук А.С.Гаджиевым была опубликована статья, посвященная этому вузу, где указывалась дата открытия - 1917 год - в Темирханшуре, кажется, первого в нашей республике высшего учебного заведения - педагогического института. В 1998 г. старший научный сотрудник Института ИАЭ ДНЦ РАН Г.М.-Р. Оразаев также акцентировал внимание читателей и общественности на этом историческом событии: в газете "Ёлдаш" (6 февр. 1998 г.) он опубликовал стенограмму того памятного официального мероприятия, составленную известным журналистом Магомедкаримом Сагадуллаевым, снабдив её собственными комментариями терминологического и историко-культурного характера. Наконец, в конце октября 2007 г. в "Махачкалинских известиях" опубликована большая статья доцента кафедры Отечественной истории ДГПУ Т.Б. Шамиловой о родном вузе, в которой (со ссылкой на публикацию А.С. Гаджиева) также содержится исторический экскурс, увязывающий начало высшего педагогического образования в Дагестане с упомянутым событием 1917 года.

Г.М.-Р. Оразаев справедливо считает, что "текст репортажа, составленный и опубликованный 80 лет назад, и сегодня имеет немаловажное значение. Во-первых, представляемый вниманию читателя репортаж свидетельствует о состоянии национальной журналистики. Его автор - нижнеказанищенец Магомедкарим Сагадуллаев (1890-1973 гг.), известный педагог и один из первых дагестанских профессиональных журналистов.

Во-вторых, приводимый ниже материал имеет историческое значение: речь в нем идет об открытии, впервые в Дагестане, высшего учебного заведения - педагогического института (Дарулмуаллимин). Это радостное торжественное событие произошло 12 ноября 1917 года. На торжественном собрании, посвященном открытию пединститута, выступили ряд известных, популярных в то время в крае интеллигентов - Адильгерей Дагитбеков, Джалалутдин Коркмасов, Гайдар Бамматов, Нажмутдин Гоцинский, Нурмагомед Шахсуваров и др.

В-третьих, язык этих записей можно рассматривать и как памятник литературного языка, что, наверное, будет представлять определенный интерес для филологов".

Учитывая важность вопросов, связанных с истоками высшего профессионального (в том числе и педагогического) образования в республике, мне представляется целесообразным и весьма уместным апеллировать к первоисточнику - к своеобразному "репортажу с места события" - в нашем переводе с кумыкского на русский язык.

Открытие в Дагестане педагогического института

Двенадцатого ноября в 1 час дня в здании реального училища состоялось открытие педагогического института (Дарулмуаллимин).

Поскольку Дагестанский областной совет в то время находился в Темирханшуре, то сюда прибыли все духовные (мусульманские) лидеры и другие ученые, а также муфтий Северного Кавказа Нажмутдин-эфенди (Гоцинский). На этом историческом собрании было произнесено много слов - исторических справок, сокровенных надежд, вдохновенных пожеланий... Сейчас я в кратком виде приведу (воспроизведу) эти выступления.

Собрание с вступительным словом открыл министр просвещения Нурмагомед Шахсуваров. Он, в частности, сказал:

- Уважаемые эфенди! Я считаю себя самым счастливым человеком, потому что являюсь не только свидетелем, но и причастным к поистине историческому событию - открытию настоящего педагогического института, символизирующего национальное возрождение и прогресс народов Дагестана. Вы знаете: процветание, прогресс, счастье нации, народа связано с подвижнической деятельностью патриотической интеллигенции, талантливого и уважаемого поколения организаторов образования и воспитания. Благодаря их неутомимому служению народ достигает высот цивилизации и прогресса. А талантливая и авторитетная молодежь образуется, выращивается только в стенах высших учебных заведений, в том числе и педагогических институтов.

Два года назад, когда я приезжал в Дагестан, в Тифлисе встретился с тогдашним министром просвещения и во время беседы обратил его внимание на то, что без педагогического института вопросы возрождения народов Дагестана не будут решены, и тогда же я получил от него на то благословение. Тогда же мы потребовали от министров открыть педагогический институт в Дагестане. Вы знаете: во времена господства тирании на наши нужды и требования министры не только не отвечали, но не обращали никакого внимания, а все бумаги лежали под сукном. К радости, теперь время изменилось, настали долгожданные дни, когда нужды и запросы народа получают хоть какое-то соответствующее внимание и заботу. Поэтому нам удалось открыть настоящий педагогический институт.

Уважаемые эфенди! Теперь я хочу сказать о тех учителях, которые обучали наших детей в Дагестане. До сегодняшнего дня в Дагестане мектебы были на русском языке. Национальных мектебов нельзя было встретить. В тех русских мектебах в основном учителя были русские и лишь некоторые из мусульман. Во всем Дагестане было только пять учителей с высшим педагогическим образованием. Другие - неизвестно было, где обучались, и учились-то они как попало. Я не знаю, где они учились, какова их научная основа и т. д. Только вот этот, сегодня открывающийся педагогический институт, будет готовить нам глубоко воспитанных, настоящих, талантливых учителей. Будущее национальное возрождение Дагестана, несомненно, будет связано с этим институтом.

Директором (мюдюром) настоящего педагогического института я назначаю Джавадбека Рафикбекова. Джавадбек является уважаемым молодым выходцем города Гянджи, он окончил исторический факультет Университета (Дарулфунун). Первым его заместителем и товарищем назначаю учителя Мухаммад-кадия Дибирова. Мы надеемся, что эти два уважаемых человека достойно будут руководить настоящим педагогическим институтом.

После Нурмагомеда-эфенди от имени областного совета выступил Гайдар Бамматов и сказал, что благодаря вновь открытому педагогическому институту до уровня современной европейской культуры и просвещения поднимется культура и нравственность, мораль мусульманских народов; Дагестан, который до последнего времени стоял в стороне от европейской образованности и национальных высших учебных заведений, теперь будет возрождаться; Шура (Темирханшура. - З. А.), таким образом, является и центром Дагестанского педагогического института; затем он обратился к Нурмагомеду Шахсуварову:

- От имени Областного совета Дагестана объявляю вам благодарность. Мы высоко ценим вашу деятельность и знаем, что этот педагогический институт, который станет храмом знаний, возник благодаря вашей неутомимой энергии, благородному служению. Объявляя благодарность, я хочу пожелать вам крепкого здоровья на такие благородные дела. Таких же пожеланий хочу выразить и вновь назначенному директору педагогического института Джавадбеку Рафикбекову из Гянджи. Надеемся, что с вашей помощью и действиями Дагестан засияет светом знаний, образования, культуры.

После Бамматова взял слово Джавадбек:

- Если до настоящего времени Дагестан оставался в стороне от образования и просвещения, то благодаря этому событию, я уверен, он в этой области будет образцом всем мусульманским народам Кавказа. Я обещаю, что буду прикладывать все свои силы и знания для процветания Дагестана, в особенности настоящего высшего учебного заведения.

После Джавадбека выступил бывший председатель Дагестанского областного комитета Джалалутдин Коркмасов:

- Дагестан расположен между Европой и Азией и в настоящее время находится в горниле революции. И в эти волнующие дни открывается педагогический институт, который призван стать центром образования и воспитания. Мы должны помнить, что настоящее волнующее событие тесно, главным образом, связано с революцией и свободой. Надеемся, что вновь открытый этот педагогический институт послужит возрождению бедного и обездоленного народа, принесет радость его исстрадавшемуся сердцу.

Шахсуваров комментирует одно письмо, поступившее из Тифлиса, в котором сообщается о выделении министерством финансов определенной суммы денег для открытия национального музея.

Все выступления на собрании были встречены с большим одобрением.

После этого выступил муфтий Северного Кавказа и Дагестана Нажмудин. Муфтий-эфенди призвал всех алимов и уважаемых людей Дагестана к сплочению, поздравил открывшийся педагогический институт, инициатора его открытия Нурмагомеда Шахсуварова особо поблагодарил. Затем он сказал:

- Уважаемые эфенди! Пусть каждый человек внесет посильный вклад в общенациональное дело. Дела, которые совершаются алимами и уважаемыми гражданами, дополняют друг друга. Пусть не будет между вами разногласия и недопонимания. Сейчас и духовенство, и достойные граждане нации, то есть ученые алимы и состоятельные граждане, должны объединиться ради общенационального дела. Давайте сплотимся, если мы объединимся и вместе будем работать - и Аллах будет нам помогать, - с этими словами он начал читать молитву, к нему присоединились все присутствовавшие на собрании.

После молитвы у муфтия попросил слово инженер Адильгерей Даитбеков.

- Уважаемые эфенди! После недавних русско-турецких противостояний многие подозреваемые в тех событиях семьи, в том числе и много алимов, безвинных семей были арестованы, сосланы в Сибирь, а их имущество прежним царским правительством было конфисковано. Конфискованное имущество было продано, а вырученные деньги вложены в банки. Семь-восемь лет назад в Дагестане разрешено было открыть реальное училище, и оно было построено как раз на те самые деньги, которые являются кровным достоянием невинно обобранных наших сограждан. Вот это самое здание, в одном из помещений которого проходит настоящее волнительное событие, является кровью, потом и слезами наших людей. Поэтому прошу Вас, произнесем молитву в их помин, пусть их души успокоятся...

Муфтий вторично прочитал молитву. Всюду царила атмосфера радости, вдохновения. Произносились призывы: "Да возрадуются ваши души, эй правоверные и преданные друг другу! Ваши имущества и богатства сейчас отобраны у тех, кто проливал вашу кровь, у тех, кто отнимал ваши дома и земли! Здание, которое построено на ваших слезах, на ваших достояниях, ныне превратилось в храм просвещения, в храм национального возрождения". И с этими словами завершилось собрание, посвященное открытию первого в Дагестане высшего учебного заведения - педагогического института.

(Мухаммадкарим. Газета "Мусават". №№33-34.
Темирханшура, 30 ноября и 6 декабря 1917 г.)

Как видно из содержания текста, в контексте выступлений ораторов презентационного форума присутствует особенная озабоченность легитимностью и профессиональной направленностью функционирующих в крае учебных заведений. В указанном плане любопытно отметить, что в периодической печати тех лет (начала XX века), в частности в газетах Исмаила Гаспринского "Тарджуман" (Бахчисарай, 1883-1918), Саида Габиева "Заря Дагестана", "Мусульманская газета" (Петербург, 1912-1914), в газетах "Мусават" (1917-1918), "Эдиль" ("Волга", 1906-1916), "Халкъ" ("Народ", 1908-1912) и т.п. содержится богатая информация об открытии на Северном Кавказе различных новометодных школ и других образовательных учреждений начального и среднего звеньев. В августе и сентябре 1917 года в нескольких номерах той же газеты "Мусават" напечатана большая статья Абусуфьяна Акаева "Вопросы языка" ("Тил масъаласы"), в которой наряду с проблемами сохранения, изучения и развития родных языков представлена концепция автора светского уровневого - начального, среднего, средне-специального и высшего профессионального образования. В ней он подробно разъяснял и научно комментировал глоссарий таких базовых понятий, как педагогический институт (Дарулмуаллимин), университет (Дарулфунун), уровневое образование (школа - медресе, среднее специальное образование - мектебы, высшее образование - институт, университет, академия, бакалавр, магистр, доктор и т.д.).

Таким образом становится очевидным, что еще в начале прошлого столетия дагестанцы могли иметь определенное представление о существующих в мире системах образования. И в частности о том, что функциональное назначение университета (дарулфунун) в классическом его понимании определялось задачей подготовки, главным образом, научных кадров, а педагогического института (дарулмуаллимин) - учителей-педагогов.

Апеллируемый же нами источник об открытии педагогического института в этом плане представляет собой уникальное явление: здесь мы видим атмосферу презентации торжественного акта государственного, общенационального уровня и значения. Как видно из приведенного документа, церемония открытия института проходила при участии и направляющей роли тогдашних признанных лидеров народов Дагестана и Северного Кавказа - Гайдара Бамматова, Джалалутдина Коркмасова, Нажмутдина Гоцинского, министра просвещения Нурмагомеда Шахсуварова, инженера Адильгерея Даитбекова и др. Таким образом, Дагестанский государственный педагогический институт (университет) на 40 лет старше классического университета. Для убедительности еще раз подчеркнем и обратим внимание: акт открытия в 1917 г. педагогического института происходил с соблюдением всех правовых норм легитимности - под эгидой областного административно-территориального руководства и при непосредственном участии государственных и общественно-политических лидеров, а также населения, граждан. Как показывают материалы торжественного открытия в 1917 году в городе Темирханшура педагогического института, этот акт не может вызвать никаких иных толкований, то есть точку отсчета, начало летосчисления высшего профессионального педагогического образования в Дагестане и его флагмана - Дагестанского государственного педагогического университета, на мой взгляд, целесообразно вести с 12 ноября 1917 г. Кстати, уместно будет сказать о том, что в 1920 г. И. В. Сталин объявлял автономию Дагестана в здании бывшего реального училища, в котором происходила презентация, впоследствии и функционирование педагогического института.

Возникает вопрос: остались ли какие-либо следы от открытого в 1917 г. педагогического института? Какова была его судьба до 1931 года? В этой связи интересным представляется сохранившееся в семейном архиве известного ученого-филолога и выдающегося государственного деятеля Республики Дагестан ныне покойного Абдулгамида Нухаевича Батырмурзаева письмо, написанное в январе 1918 года его отцом и адресованное им из Темирханшуры в Аксай к своему брату Абдулвагабу. (В скобках замечу, что в 1982 году в книге "Биринчилер" ("Они были первыми") это письмо в общем контексте биографии писателя мною было прокомментировано. Но сейчас только я прихожу в недоумение, почему оно не подверглось мною более внимательному и тщательному анализу и осмыслению. Задним числом сейчас с досадой отмечаю: проскользили мои оба глаза мимо интереснейшего факта, который в контексте настоящего разговора приобретает важное историческое наполнение и значение.) После общепринятых приветствий и благопожеланий Нухай Батырмурзаев сообщает о своих и сына Зайналабида будничных делах, столичных новостях, о всеобщей дороговизне, о свирепствующих кругом беспорядках и т.п. Примечательным здесь представляется сообщение о том, что "...недавно здесь открыли институт, и мальчик (Зайналабид. - З. А.) сейчас преподает там уроки и скоро получит зарплату..." Поскольку до настоящего времени ни историками, ни культурологами, ни философами, ни педагогами (за исключением апеллируемого нами репортажа М. Сагадуллаева в газете "Мусават" и последующих ссылок Гаджиева и Оразаева на это сообщение) факт открытия в 1917 году педагогического института никогда не упоминался, то содержащаяся и выделенная нами в письме Н. Батырмурзаева информация, на мой взгляд, представляет большой интерес.

Развивая эту мысль, нужно сказать и о том, что нам еще многое по его истории неизвестно. В частности, интересно было бы знать о преподавательском составе, контингенте студентов, структурных подразделениях, учебных планах, программах, о протяженности срока обучения и т. д. В трудах дагестанских историков есть информация о том, что в г. Темирхан-Шура с 1917 г. функционировали двухгодичные учительские курсы. Так, в частности, авторитетный специалист по культурному строительству, в том числе по истории просвещения в Дагестане, доктор исторических наук, профессор Г.Ш. Каймаразов пишет, что первый народный комиссар просвещения и председатель Союза писателей Дагестана Багаутдин Астемиров "...в 1917 году - учащийся Темир-Хан-Шуринских двухгодичных педагогических курсов, готовивших учителей для дагестанских светских общеобразовательных начальных училищ. По окончании учебного заведения он (Б. Астемиров. - Г. К.) заведует Аксаевским сельским училищем". (Ф.Б. Астемирова. Время - честный судья. Махачкала. 2008. С. 243). Не являются ли эти факты некоторыми из свидетельств следов реальной деятельности педагогического института и существенной зацепкой для дальнейших поисков в раскрытии его последующей истории, что, впрочем, представляет собой предмет самостоятельного научного исследования. Сейчас же думается, что все это было звеньями единой цепи бурных событий начала бурного двадцатого столетия. Как известно, события 20-х годов (революция, гражданская война и т.п.) стали причиной временного, вплоть до начала 30-х годов, прекращения деятельности многих институтов жизнеобеспечения и культурного строительства молодой советской республики Дагестана. Очевидно, и Дагестанский педагогический институт не мог избегнуть подобной участи.

Здесь я хочу сослаться на мнение одного из авторитетнейших не только в нашей республике людей. Это - участник и инвалид Великой Отечественной войны, доктор филологических наук, профессор, известный кумыкский писатель Ибрагим Абдулкеримович Керимов. В специальной беседе по обсуждаемому сейчас вопросу он с присущей ему открытостью и любезностью поделился своими воспоминаниями о событиях тех далеких лет, которые совпали с его молодостью. Он, в частности, вспомнил, что в 1931 году в городе Махачкала был Агропедагогический институт с двумя - аграрным (сельскохозяйственным) и педагогическим - факультетами и небольшим медицинским отделением, от которого в 1934 г. отпочковываются современные сельскохозяйственная и медицинская академии и педагогический институт. И. А. Керимов также свидетельствует, что в структуре педагогического института функционировал открытый в 1939 году и просуществовавший до 1941 года двухгодичный учительский институт, одним из первых студентов которого стал и он. Представляется чрезвычайно интересной и ценной в этом контексте статья члена-корреспондента РАСХН, заслуженного деятеля науки РФ и РД, президента ДСХА, уважаемого профессора Магомеда Мамаевича Джамбулатова "Сплав мудрости и молодости", опубликованная в "Дагестанской правде" 20.11.2007 г. и посвященная 75-летию Дагсельхозакадемии. В ней, в частности, дается документально подтвержденная информация: "Датой основания академии является 1932 год, когда Постановлением №667 Совнаркома РСФСР от 29 июля 1932 года на базе отпочковавшегося от Горского СХИ (Северная Осетия) отделения в Дагестане был организован плодово-виноградный институт... Здание, в котором был размещен институт, называлось Домом кадров. В нем располагались еще педагогический и медицинский институты..." Как видно из приведенного текста, к 1932 году педагогический и медицинский институты уже функционировали и располагались они в здании Дома кадров. Из сказанного становится очевидным, что в судьбе профессионального педагогического образования в Республике Дагестан и Дагестанского педагогического института как его флагмана было немало крутых поворотов: в 1931-1932 г. Дагестанский государственный педагогический институт (университет) возродился и возобновил свою деятельность; в 1939-1941 гг. - двухгодичный учительский институт, в 1943 г. - Дагестанский педагогический институт... В промежутке времени 1957-1964 гг. ему суждено было вновь возродиться, как феникс из пепла, в иной - женской педагогической - ипостаси... Далее - педагогический институт, педагогический университет... Может быть, это и несколько отдаленно, но исторические "зигзаги", метаморфозы в судьбе педагогического института напоминают ситуацию с культовыми институтами, в частности, с джума мечетями, сложившуюся в результате установления советской власти в бывшем СССР: в 20-30-е годы эти духовные учреждения почти на всей территории государства, в том числе, конечно, и Дагестана, как известно, были "переориентированы" в сельские клубы, избы-читальни, дома культуры и даже под склады для хранения сельхозпродуктов и т.д. Однако эти меры новой власти не могли окончательно уничтожить институты религиозных отправлений населения, в том числе и джума мечетей - их место заняли, так сказать, "рядовые" мечети. Тем самым был найден путь сохранения культовых очагов духовности...

Я не являюсь сторонником провозглашения скоропалительных выводов, громких заявлений, никогда не считал и не считаю свое мнение истиной в последней инстанции, стараюсь быть осмотрительным и внимательным в вопросах, которые связаны с пересмотром и переоценкой ранее существовавших ценностей, идей, концепций. Таким образом, знакомя читателей, общественность республики с представляемым к их вниманию репортажем или стенограммой официального открытия в 1917 году в городе Темирханшура первого в Дагестане государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования - педагогического института, вместе с этим считаю необходимым обратиться к Президенту и Правительству Республики Дагестан, чтобы указанное историческое событие нашло свое адекватное осмысление и государственно-общественное признание.


Опубликовано: газ. "Ёлдаш/Времена". 25.09.2009.

Размещено: 27.09.2009 | Просмотров: 3763 | Комментарии: 0

Комментарии на facebook

 

Комментарии

Пока комментариев нет.

Для комментирования на сайте следует авторизоваться.