Кумыкский мир

Культура, история, современность

Язык до истины доведет

или Экология как общее дело

Тарки-Тау постепенно становится самой горячей точкой современного этапа кумыкского национального движения. Причем, как в политическом смысле, так как именно там, в пределах бывшего Амирханкента, все чаще проявляется сегодня его политическая активность, так и в экономическом, так как новым толчком для активизации этого движения стали события, ставшие следствием произвольного, как считает население притаркинских поселений, распределения Агентством лесного хозяйства республики огромных площадей на склоне Тарки-Тау.

Очищенное от частных моментов, оно предстает как борьба за экологию, но кому-то очень хочется выдавать его за национализм.

Недавний состоявшийся в прошлое воскресенье многочисленный сбор-митинг в Амирханкенте стал следствием обстрела двумя молодыми людьми в масках Альбурикентской мечети. Это вызвало такую волну возмущения кумыкского населения Дагестана, что все, кто имел возможность, не сговариваясь, поддавшись некоему внутреннему порыву, съехались в Амирханкент, где в ходе стихийного митинга дали выход переполняющим их чувствам. Понятно, что разговор от частного - обстрел мечети - перешел на общее - как защитить себя, свою землю, свою культуру от губительных процессов нивелирования и ухода в небытие.

Обстрел мечети вызвал бурю

Обстрел мечети, как звучало в выступлениях собравшихся, является не имеющим оправдания кощунством, не говоря уже обо всех других чисто уголовных аспектах этого шага. Кощунственность данной акции возрастала в связи с заявлениями субарендаторов, "пострадавших" от известного пожара на Ель-Арка, что жители притаркинских поселков не имеют ни юридических, ни религиозных (шариатских) прав на эти земли. Через газету "Новое дело" ими была распространена информация, будто кто-то из поселковых вытер ноги о зеленое знамя ислама, чего на самом деле не было. Вспомнили заявление агрессивно настроенного репортера этой газеты Ахмеднабиева, что у кумыкских джамаатов нет своих земель, что земля в кумыкском государстве принадлежала феодалам, среди которых было немало горских феодалов... Словом, в запальчивости было произнесено много задевающих кумыкское население высказываний.

Таким образом, обстрел мечети стал, как говорится, последней каплей, переполнившей чашу терпения, - в итоге в позапрошлое воскресенье Амирханкент вновь стал свидетелем огромного собрания стихийно съехавшихся из разных равнинных поселений людей. На нем были религиозные деятели (имам мечети Первой Махачкалы), председатель Совета старейшин села Тарки Абдул-Кадыр, ученые (профессор ДГУ Абдулатипов), представители сел Кака-Шура, Доргели, Кяхулай, Альбурикент, Нижнее Казанище, Шамхал-Термен и др.

Надо сказать, что все выступающие подчеркивали исключительно мирный характер собрания, заявляли, что ни о каких насильственных действиях не может быть и речи.

- У нас другая цель, - выразил общее настроение имам мечети Первой Махачкалы, - довести до власть имущих наше отношение к тому, что сегодня делается с кумыкской землей. Разве они там не знают, чья эта земля?! - воскликнул имам, указывая рукой в сторону площади.

Хороший вопрос, как говорят в таких случаях. Потому что засевшие в Белом доме правительства Дагестана тоже могли бы сказать, обращаясь к собравшимся в то воскресенье в Амирханкенте: "Разве они не знают, чья эта земля?!". Очевидно, что те и другие имеют на этот вопрос два совершенно разных ответа - чуть ниже я постараюсь передать читателю эти ответы. А пока - о собрании.

Люди, с которыми удалось поговорить о нем, называют его по-разному: кто форумом, кто сходом, кто съездом... Но как ни назови, а суть от этого не меняется: кумыкское население Дагестана вновь проявляет недовольство, вновь поднимает земельный вопрос, а также ряд вопросов более масштабного характера. На этом стихийном собрании было принято обращение к президенту России Дмитрию Медведеву, в котором все эти вопросы изложены в системном порядке и с соответствующими комментариями. Полагаю, что читателю будет небезынтересно ознакомиться с этим документом, который приводится мной в конце статьи. Можно не соглашаться с мыслями, с позициями других людей и даже целых наций, но знать их - желательно, хотя бы для компетентного спора и полемики.

Смотреть в глаза реальности

Активизация кумыкского движения - это реальность, и если действующая власть обладает подобающей ей мерой ответственности, то она не должна бы просто отмахиваться, мол, пошумят-пошумят и успокоятся... Чем бы дитя ни тешилось и т.п. Следует все же выяснить, чего шумят? Чего хотят? Почему никак не вольются в дружную семью дагестанцев на тех условиях, на которых в нее влились все остальные народы Дагестана?

Вопросы очень острые... Представляю, как должны они шокировать эту власть, ведь она уже давно отрапортовала куда надо, что в Дагестане произошло великое этнографическое чудо: из нескольких разных наций образовался один народ - дагестанцы, даги! Разве не это означают торжественные строки Конституции Дагестана: "Мы, многонациональный народ Дагестана...", которые стоят в самом ее начале?!

Видимо, поэтому нынешняя власть тщательно избегает избитого тезиса о "дружбе народов", ведь это означало бы, что народов несколько, а власть уверяет, что он давно уже один, един, а раз так, то причем тут дружба народов? Что, этот народ сам с собой, что ли, дружит? И вот на фоне всех этих рапортов и реляций раздается глас одного из этих народов, который раз за разом заявляет, что не позволит произвольно, т.е., без согласования с ним, распределять склон горы Тарки-Тау, которая, как они утверждают, "является исторической территорией, где находятся древние кумыкские поселения Тарки, Кяхулай и Альбурикент". Начавшись со склона Тарки-Тау, разговор скатывается уже на "кумыкские земли" в целом. Стрелы критики и недовольства направлены на власть, на правительство, на президента РД конкретно как на лиц, не обеспечивающих их права "на национально-культурную самобытность", не создающих "условий для сохранения и развития их культурных и исторических традиций", хотя они гарантируются самой Конституцией Дагестана...

Легко себе представить реакцию власти на такое заявление.

Все эти "крамольные" мысли приходят в голову как раз в связи с обострением протестных настроений вокруг земельного аспекта кумыкского вопроса, получившего свое конкретное выражение в протестах против произвольного распределения участков на склоне Тарки-Тау.

Власть у нас любит все валить с больной головы на здоровую, обвиняя в той или иной проблеме тех, кто всего лишь указывает на существование, наличие проблемы - т.е. в данном случае на журналистов.

В силу своей профессии журналист оказывается в горячих точках, пишет о том, что он в них видел и слышал, а в итоге оказывается виноватым в, как любит выражаться власть, раскачивании лодки, в подливании масла в огонь и т.п. Скажут, нет, не в этом мы обвиняем журналистов, а в том, что они симпатизируют этим протестным настроениям. Мне кажется, сначала надо доказать, что требования этих людей относительно прекращения распределения земельных участков на склоне Тарки-Тау - противоправны и носят антигосударственную направленность. Ведь, в конечном счете, они ратуют за сохранение этого участка дагестанской природы в первозданном, здоровом виде и состоянии. Но кто-то упорно хочет представить их действия как национализм, сепаратизм и т.п. "измы".

Применить метод убеждения

Люди - любознательные существа, для них характерно постоянно задаваться вопросами, которые могут носить как вполне личный, частный, так и более общий, общественный, общегосударственный характер. Вопросы, поднятые воскресным собранием, именно такого плана. Собственно, все множество вопросов, звучавших на нем, сводится к одному: чья эта земля? Почему ею распоряжаются, не спрашивая нас? Разве они не знают, чья это земля? Выше я написал, что у этих людей есть свой ответ на данные вопросы, свое отношение к этой земле. Чтобы читателю было понятно, сошлюсь на строки из рецензии Натальи Ростовой на фильм по повести Сергея Есенина "Яр", где четко формулируется суть вопроса. "Ошибка режиссера состоит в том, - пишет Наталья Ростова, - что в его фильме ничего не сказано о том свете, которым жил и дышал этот народ. А этот свет и эта опора есть Бог и земля. Земля делала жизнь народа осмысленной и органичной..." (выделено мной. -Б.У.). Можно ли обвинять народ в том, что он хочет жить "осмысленно и органично"?

Что же касается власти, то она на эти вопросы смотрит гораздо проще и приземлённей: для нее это - федеральная, муниципальная, ведомственная и т.п. собственность, которой власть хочет распоряжаться по своему усмотрению. Вот в чем весь корень противоречия. Просто власти надо сойти с небес на землю и поговорить с людьми, посмотреть им в глаза, убедить их в правильности своего взгляда на эти и многие другие вопросы и проблемы.

Приложение:

Обращение к президенту России Дмитрию Медведеву

См. также: Б. Узунаев. Руки прочь от склона Тарки-Тау!


Опубликовано: газета "Свободная Республика". 26.06.2009.

Размещено: 26.06.2009 | Просмотров: 3081 | Комментарии: 0

Комментарии на facebook

 

Комментарии

Пока комментариев нет.

Для комментирования на сайте следует авторизоваться.