Кумыкский мир

Культура, история, современность

Из истории села Казмааул

Казмааул - село (Хасавюртовский район), расположено вдоль трассы Хасавюрт - Бабаюрт, примерно посередине указанных населенных пунктов. Первые достоверные сведения о Казмаауле относятся к 1785 г. На их основании, можно отнести появление поселения на месте современного села к середине или к началу XVIII в. Подтверждением могут быть эпитафии (надмогильные надписи). Самая древняя из них, обнаруженная и расшифрованная на одной из надмогильных плит в восточной (старой) части сельского кладбища, относится к 1812 г. Из древностей Казмааула нужно указать на отсутствующих сегодня 25 небольших курганов, которых можно было наблюдать еще в 60-е годы XX века в 3-4 км к юго-западу от села возле дороги Хасавюрт - Бабаюрт.

Более или менее точные сведения о численности и этническом составе Казмааула зафиксированы в архивах и опубликованных документах примерно в середине XIX в. На то время в 61 дворе Казмааула жили 312 человек (169 лиц мужского и 143 женского пола). За период с 1846 по 1859 годы в Казмааул переселилось 5 семей тавлинцев из 7 человек. С 1859 по 1865 гг. в Казмааул переселились еще 4 семьи, из них одна чеченская (2 чел.), и 3 тавлинские (6 чел.). Переселялись в село также кумыки, преимущественно из сёл Костек, Эндирей. К началу XX века в селе жили также переселенцы из сел Верхний Казаныш, Какашура, других населенных пунктов Дагестанской области. Их потомки (Давудовы из Эндирея, Конакбиевы из Костека, Муртазалиевы из Какашуры, Сотавовы (по женской линии) из села Верхний Казаныш) до сих пор живут в селе. По данным на 1865 год, в Казмаауле было дворов - 70, семей - 74, 352 чел. Холопов в селе не было, хотя в Эндиреевском (Андреевском) участке Хасавюртовского округа, куда входили еще 17 сёл, было 298 холопов (141 мужчина и 157 женщин).

После реформы 1861 года жителям многих селений Хасавюртовского округа, в т.ч. Казмааула, выгонные места были выделены под самыми аулами. Процесс перехода общинных земель казмааульцев к владельцам усилился после разрешения с 1863 г. царем наместнику передавать частным лицам земли в Дагестанской и Терской областях. Согласно докладу Управляющего Межевой частью Терской области от 21 июля 1877 г., Казмааул вместе с ещё 9 сёлами (Аджи-юрт, Бата-юрт, Казакмурза-юрт, Камбулат-юрт, Кандаур-аул, Карлан-юрт, Магометов-мост, Нуракай-юрт и Хамав-юрт) значился в числе населенных пунктов, "долженствующих поступить в частную собственность владельцев". После завершения процесса "водворения" владельцев, Казмааул и еще 8 сел и дач Хасавюртовского округа (Альбёрю-аул, Андузлу, Гурлеук (Умаш-аул), Калмык-оьткен (т е. "калмык прошёл", - кум.яз), Кокрек, Куру, Муцал-аул, Осман-юрт) стали принадлежностью князей Магомеда, Хамамата и Чопана Муртазали-Аджиевых. В даче "Казмааульский", ставшей собственностью Муртазали-Аджиевых, было удобных земель 1370 десятин 110 саженей, неудобных 11 десятин и 495 саженей.

Социально-экономическое развитие Казмааула привело к тому, что с конца XIX - начала XX века здесь развиваются рыночные отношения. Переселенец Гаврил имел в Казмаауле до 40000 мериносов, а для ухода за ними нанимал до 40 пастухов, подпасков и другой прислуги. В хозяйствах этого "капиталиста" и других состоятельных казмааульцев, наряду со взрослыми, трудились 12 детей и подростков в возрасте от 10 до 15 лет (одиннадцать казмааульцев и один костековец). Последний момент обусловлен тесными связями между селами Казмааул и Костек, налаженными с давних пор. Сказанное подтверждают данные архивных документов 60-х годов XIX в., в которых говорится о наличии между этими селами "старой и новой дорог".

В годы революций 1917 г. и гражданской войны казмааульцы оказались по обе стороны баррикад. Наиболее известным уроженцем села, боровшимся в годы войны в рядах красных партизан против деникинцев, является Баймурза Абакаров. После смерти 3. Батырмурзаева и разгрома партизан, в 19-летнем возрастет он попал в плен белоказкам и в 1919 г. вместе с еще 4 партизанами был казнен через повешение в сел. Костек. (Есть основания полагать, что один из них был Джамбулат-Гаджи из села Хамаматюрт нынешнего Бабаюртовского района - правнук известного этнографа Девлет-Мурзы Шихалиева).

В 1928 г. Казмаауле создается сельскохозяйственная артель, а в 1932 г. - колхоз. В 1935 и 1936 гг. в Казмаауле было раскулачено 5 семей. В основе хозяйственной деятельности сельчан в эти годы лежало хлопководство и выращивание пшеницы. Определенное развитие получило животноводство. Первая светская школа в Казмаауле появилась в 1920 г.

На фронтах Великой Отечественной войны 1941-1945 годов полегло 79 казмааульцев. Один из них погиб еще в 1940 г. в финской компании.

В послевоенные годы, вплоть до начала развития рыночных отношений в стране, в Казмаауле получили определенное развитие экономика и социально-культурная структура села. Успехи в развитии были достигнуты в 70-е годы XX века, когда на земле Казмааула функционировали колхоз и племптицефабрика, были построены здания Дома культуры и новый корпус школы, а сама школа с 1979 г. - преобразована из восьмилетней в среднюю и т.д. В селе функционировал филиал одного из сельских профтехучилищ. Школа давала учащимся достаточные знания, которые позволяли её выпускникам поступать и успешно учиться в техникумах и вузах страны (Махачкала. Буйнакск. Хасавюрт, Москва. Одесса, Саратов).

С началом рыночной стихии, экономика села пришла практически в полный упадок. Казмааульцев, ищущих работу и "счастья в стороне", сегодня можно встретить в Тюмени, Москве, Санкт-Петербурге, в странах бывшего Союза, даже заграницей (во Франции).

В Казмаауле на 1 января 2009 г. проживают 1609 человек (823 мужчин и 786 женщин), 320 семей. В селе имеется 219 домостроений. Казьмааулской сельской администрации подчинен хутор Умар-отар с населением 273 человека (148 мужчин и 125 женщин), 55 домостроениями и начальной школой. В современной средней общеобразовательной школе, рассчитанной на 320 учащихся, учится 291 школьник. В селе функционируют объекты социального и культурно-бытового назначения: врачебная амбулатория, Дом культуры, почтовое отделение, сельский государственный и несколько частных магазинов. Из культовых сооружений имеется здание мечети постройки конца XIX в.


Опубликовано: Кумыкский энциклопедический словарь. Махачкала, 2009.

Размещено: 18.06.2009 | Просмотров: 5290 | Комментарии: 0

Комментарии на facebook

 

Комментарии

Пока комментариев нет.

Для комментирования на сайте следует авторизоваться.