Кумыкский мир

Культура, история, современность

К генеалогии династии Джучидов на Северном Кавказе и Дагестане

по историческим, лингвистическим и фольклорным данным (вторая половина XIII - конец XIV вв.)

В исторической науке известно мнение, что в Дагестане "установилась с татаро-монгольским нашествием власть татар-шамхалов" [см.1]. Устранение правившей до этого (булгаро-хазарской) династии относится при этом ко времени после 1239-1240 или 1258 гг. [см. 2].

Действительно, при правившем в 1257-1266 г. хане Берке, третьем сыне Джучи, брате Батыя, с именем которого связано начало исламизации Золотой Орды и который в своей борьбе с Хулагуидами чрезвычайное значение придавал Северному Кавказу, сделав его местом своей постоянной кочевки, правителем земель к югу от р. Терек стал внучатый племянник хане Берке, сын Балакана, сына Шейбани, сына Джучи Тама-Тогдай. Он был известен также под именами Тамма-Токта, Тама-Токдай, Тюмень-Токта, Тама-Муртада и командовал после 1262 г. созданным в последней трети XIII в. Золотой Ордой на плоскостной и предгорной территории Северного Кавказа особым пограничным округом (об этом говорит и первая часть его имени, обозначающего в монгольском языке отряд, несущий гарнизонную службу). Обладал довольно широкими правами (вплоть до ведения самостоятельных военных действий против соседнего государства) и ленными пастбищными владениями до Терека, а первоначально и Дербента. Здесь располагались такие известные золотоордынские города, как Татартуп и Нижний Джулат, охрана этого округа и осуществлялась войском, именовавшимся "лашкар-и-караул". К нему был направлен знаменитый темник Ногай, который стал командовать монгольским корпусом в "стране асов" (верхнее и среднее течение Терека, населенное предками современных балкарцев и кумыков-бороганцев) и отвечал за Дарьял, Тама-Тогдай - за Темир-Капу (Дербент) до своей ссоры в 1288 г. с Ногаем. В победе Токтая (1291-1313), которому наследовал Узбек (1313-1342), над последним ведущую роль в борьбе 1299-1300 гг. сыграл Тама-Тогдай [cм.:3; 4; 5;6].

Для темы нашего исследования важно то, что после убийства великого тверского князя Михаила Ярославича в 1318 г. в ставке хана Золотой Орды Узбека в "славном городе Дедякове" последний посылает в саму Тверь карательный отряд в главе с царевичем Шевкалом, сыном Тудана (Дудби), внуком Менгу-Темира. Отряд был поголовно истреблен восставшим народом в 1327 г., что послужило предлогом для разгрома Твери Узбеком. Как явствует из родословного древа ханов Золотой Орды, речь идет о двоюродном брате хана Узбека (1312-1342 гг.) Шевкале, сыне Тудуна, внуке Менгу-Тимура (1265-1282 гг.). Именно на Шевкале, по данным этой генеалогии, прерывается эта ветвь ханов Золотой Орды [см. 7].

Вышеупомянутый эпизод гибели отряда в главе с царевичем Шевкалом в Твери получил отражение в русских былинах, в частности онежских, собранных А.Ф.Гильфердингом, в которых Щелкан Дудентьевич - зять сидящего в Тавре-городе царя Возвяка Таврольевича (Везвяка Везвяковича) - получает за убийство сына от царя Гордея Щелкановича Тверь [8]. При этом лингвистами былинный татарский богатырь Щелкан Дудентьевич (др-русск. ШЕВКАЛЪ, упоминаемый в Псковской 2 летописи под 1327 г.) отождествляется с татарским послом Чол-ханом, двоюродным братом хана Узбека, который в 1327 г. творил произвол в Твери и был за это умершвлен. Его имя сближено по народной этимологии с щелкать [9].

Последнее имя, кроме того, соотносится с локализуемым в VIII в. на Северном Кавказе рядом с аланами "народом или тюркским племенем "чöль", название какового, в свою очередь, считается связанным с вышеупомянутым топонимом (ойконимом) Джулат (тюрк.Çulat) [10]. При ближайшем рассмотрении более убедительным следует считать возведение вышеупомянутого "чöль" с кум., азерб. чёл "степь", ср. ног. шоьл "пустыня; безводная степь" и др., и Чол-хан могло быть вторым ("Степной хан") именем Шевкала.

Видимо, та же вышеупомянутая плоскостная и предгорная территории Северно-Восточного Кавказа достались впоследствии в управление Шевкалу, о чем свидетельствует его титул - Чол-хан. Вместе с тем в рассматриваемом отношении не исключено, что под его контролем могли быть и иные горные земли региона. Об этом говорит то, что личным именем Шевкала, которое нашло отражение в социальной терминологии носителей дагестанских языков и их именнике в форме шамхал, представленной в антропонимике тюрок Восточного Кавказа [см.11], могло быть следующее: читаемое как Ахсувар или Ахсибар имя шамхала Ах.сба:р в арабской 1318-1319 гг. надписи на камне из даргинского с. Худуц (Худи:ц, дарг.кубач. ХудейцI) Дахадаевского района Дагестана [см.12; 13].

Сам факт присвоения Ах.сбару (Щелкану Дудентьевичу), считающемуся правителем Кайтага и Кумуха [14], титула шевкал, возможно, свидетельствует о более ранней, чем это принято думать (см.ниже), известной самостоятельности его владения. Имя же Ах.сбар в значении "белый, благородный сувар" носит древний булгарский характер и отложилось в антропониме известного предводителя праболгар Аспаруха (Испериха) [15]. Именно он под давлением хазар увел после 668 г. свой народ на Дунай [16], и его имя (Ах.сбар) в соответствии с местной тюркской (булгарской) традицией могло быть дано Тудуном (Туданом) своему наследнику, которому и был присвоен соответственно местный (кумыкский) титул шевкал.

Практически одновременно с рассмотренным выше фактом на надгробной плите конца ХШ или ХIV вв. в Калакорейше - столице Кайтага до ХVI века [см.17] - обнаруживается имя "владельца Кала-Курайша А.х.с.б.р. сына Хиздана" [18], конечная часть которого может читаться и как Хиздар. При этом предполагается, что речь может идти о том же лице, что и в худуцкой надписи [19], но, на наш взгляд, не исключен и однокорневой характер форм Хиц - Худуц (Худи:ц, дарг. ХудейцI) - Хиздан (Хиздар). Все это может указывать не только на одно и то же лицо (в 1318-1319 гг. шамхала Ах.сбар из Гумика / А.х.с.б.р. сын Хиздана на надгробной плите конца ХШ или ХIV вв. в Калакорейше) - погибшего в 1327 г. в Твери Шевкала с вышеупомянутым именем, но и на один и тот же (см. выше) населенный пункт. В этом случае следует иметь в виду, что последний оним может звучать и как Хиддан (Хиддар) [см.20] с конечной частью -дан (-дар), первый вариант которой является кыпчакско-огузским показателем исходного падежа [21], возможно, указывающим на место - "из Хиз/Хид"-а, если допустить смешение "куньи" и прозвища тюркоязычным автором надписи.

Причем современным кумыкским продолжением др.-русск. ШЕВКАЛЪ, к которому восходит былинное Щелкан (Дудентьевич), является форма шовхал "верховный правитель", имеющая булгаро-савирское происхождение [см.22]. Следует иметь в виду, что Менгу-Тимуру наследует его брат Туда-Менгу (1282-1287 гг.), затем в ходе междоусобицы в течение пяти лет правит Тула-Буга - сын старшего брата Туда-Менгу Тарбу, который вместе с сыновьями Менгу-Тимура был умерщвлен сыном Туда-Менгу Тохтой (Токтаем), братом которого был Тудан [см.23]. И сын последнего - Шевкал, будучи родным племянником наследовавшего Токтаю великого хана Узбека, не случайно, таким образом (возможно, после смерти отца Тудуна) был направлен в 1327 году на подавление восстания в Твери, где он и погиб (см. выше).

Отмеченные выше феодальные раздоры могли получить отражение и в русском фольклоре. Видимо, не случайно, согласно вышеупомянутой былине, Щелкан Дудентьевич, получает за убийство сына(!) от царя Гордея Щелкановича Тверь, но является зятем сидящего в Тавре-городе царя Возвяка Таврольевича (Везвяка Везвяковича). Причем, возможно, в первом названии отражается кум. тавлу "горец" или ног. тавлы "кумык", втором (Возвяк/Везвяк) - один из прежних древнебулгарских (хазарских) этнонимов кумыков, и этот царь соответственно (см. выше) находится в горах. Однако и его отец носит имя Щелкан. Последнее, как уже отмечалось, восходит к кумыкскому социониму шавхал "шамхал" [cм.24], то есть речь идет еще об одном, но более раннем Щелкане-шавхале, то есть шамхале.

Обращает на себя внимание и то, что в дальнейшем, в 1339 г., хан Узбек, разгневанный тем, что смоленский князь Иван Александрович заключил договор с великим князем Литовским и русским Гедимином, послал на Смоленск свою рать во главе с Тавлубием-мурзой [см. 25]. Ср. ногайское тавлы - "кумык" [26], позволяющее говорить о "горном, кумыкском мурзе", возможно, тесте Щелкана Дудентьевича - Возвяке Таврольевиче (Везвяке Везвяковиче), что, возможно, подтверждается кумыкскими личными именами Тавлу, Тавсолтан/Тавсултан "горец, горский султан" [см.27], каковые, в свою очередь, обнаруживают связь с вышеупомянутыми названиями Тавр-город и Таврольевич.

По мнению К.М.Алиева [28], к числу первых ханов-батуханидов Северного Кавказа относились: Абдулла-хан (1360-1369), правивший также Западным Кипчаком и Крымом, Мехмет Булак-хан (1369-1380), владения которого включали также Поволжье (конец их власти положил в 1380 г. Токтамыш-хан), а также правивший наряду с Северным Кавказом Западным Кипчаком и Крымом Бек Болат-хан (1390-1396), который провозгласил в 1390 г. свою независимость. Братом последнего мог быть убитый в Дагестане (1396 г.) в сражении с войсками Тимура предводитель и правитель области "Гази-Кумуклуг" Шаухал ("Саухал/Соукал"). После их смерти им наследовали основы новой династии, вместе с тем в вышеупомянутом перечне первых ханов Северного Кавказа называются потомки брата Батыя Тука-Тимура Таш Темир(1394-1396) и Шади-бек (1400-1408), первый из которых правил также Крымом, второй - Ордой. Он же включает в генеалогию безымянного сына Шевкала, погибшего в 1327 г. (см. выше).

Другие авторы, возводящие правившую Кумыкией с 800 г. хиджры (1397-1398 гг.) до 1867 г. династию шаухалов к потомкам Тукай-Тимура, сына Джучи, связывают с тукатимуридом Шадибеком наименование карачаевского рода Шадибек [см.29]. При этом следует учесть и генеалогическое предание ингушского рода Шадиевых о своем происхождении от шамхалов Тарковских. Они в условиях, когда топонимический ландшафт региона распространения ингушского языка имеет тюркский генезис, являются выходцами, как и считающие себя потомками кумыков Нальгиевы, из собственно (южно)ингушской исторической области Qäqale - значительного высокогорного башенного с. Qäqa [30;31], названия которых представляется возможным отождествить с кум. qaqa "ущелье".

Не случайно в дальнейшем, после поражения сына Тимура Миран-Шаха, правившего Азербайджаном и Ширваном, в том числе Дербентом и Баку [32], от туркменского племени Ак Коюнлу ("Белого барана"), что могло иметь место уже в начале XV в., кумыки "получили свою независимость, избрали себе хана из рода Чингизхана, которого величали по-своему "шаухал" [см.33]. Последнее имело место в 1443 г. после освобождения от власти Тимуридов [34].

При этом следует иметь в виду вышеупомянутое, относящееся к 1396 г. упоминание о гибели в сражении с войсками Тимура безымянного (по всей видимости, последнего из вышеупомянутой ветви Чингизидов) правителя "области Гази Кумуклук и войска Аухара" ("области кумыков [-газиев] и войска аваров") [35]. В комментариях историков он именуется шамхалом (Тизенгаузен) или шавкалом (шовхалом) [36], но при этом следует иметь в виду, что вышеупомянутое "Гази Кумуклук" в своей второй части прямо соответствует переводу на кумыкский понятия "область кумуков", первой - обозначению хазар, т.е. "хазарских кумыков область" [37].

Таким образом, в 1396 г. прекращается первая ветвь кумыкских Чингизидов, восходящая, как было показано в предшествующем изложении, к Менгу-Тимуру (1265-1282 гг.). Не исключено, что, если принять во внимание одну из отмеченных выше точек зрения, вслед за ней - в 1398 г.- приходит к власти другая чингизидская династия, восходящая к Тука-Тимуру, сыну Джучи, и правившая вплоть до 1867 г., когда она была низложена русской администрацией, получив от нее титул князей Тарковских. Можно предполагать, что до 1443 г. - гибели Миран-шаха, сына Тимура - она сосуществовала с Тимуридами, хотя вместе с тем известно и другое, не менее убедительное, в конечном счете, мнение по данной проблеме, о котором также было сказано в предшествующем изложении [см. 38]. Решение данного и иных, относящихся к рассматриваемой проблематике вопросов еще ждет своего специального полномасштабного исследования, которое, как уже было показано, должно носить комплексный характер, опираться не только на достижения исторической науки, но и смежных отраслей гуманитарного знания.

 

ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА

1. Гаджиев М.Г., Давудов О.М., Шихсаидов А.Р.История Дагестана. Махачкала, 1996, с. 328.

2. Вести Кумыкского научно-культурного общества (КНКО). Махачкала, 2001. Выпуск 2-3,с. 16.

3. Большая советская энциклопедия (3 изд.). Т.2,с.236.

4. Гаджиев М.Г., Давудов О.М., Шихсаидов А.Р. Указ. раб., с.301,302.

5. История Северного Кавказа с древнейших времен до конца XVIII в. М., 1988., с. 205-206.

6. Ханмурзаев И.И., Идрисов Ю.М. Проблема образования средневекового кумыкского государства Шаухальство в контексте политического наследия Улуса Джучи на Северном Кавказе//Золотоордынская цивилизация. Казань, 2008. Вып.1, с.126.

7. На стыке континентов и цивилизаций. М., 1996. с. 333,520.

8. Тарланов З.К. Герои и эпическая география былин и "Калевалы". Петрозаводск, 2002, с. 20,26,113,14,152.

9. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. М., 1973. Т.4, с.500-501.

10. Ханмурзаев И.И., Идрисов Ю.М. Указ. раб., с.129.

11. Гусейнов Г.-Р.А.-К. Шовхал // Вести КНКО. Махачкала, 2001. Выпуск 2-3,с.40-41.

12. Гаджиев М.Г., Давудов О.М., Шихсаидов А.Р. Указ. раб., с. 328.

13. Шихсаидов А.Р. Эпиграфические памятники Дагестана. М., 1984, с..85-87,361-362.

14. Ханмурзаев И.И., Идрисов Ю.М. Указ. раб., с.125.

15. Гусейнов Г.-Р.А.-К. О булгаризмах северо(восточно)кавказского происхождения в болгарском языке // Болгария - Турция - Дагестан. Махачкала, 2002. Выпуск VII,с. 28-30.

16. История Северного Кавказа с древнейших времен до конца XVIII в.,с. 117.

17. Гаджиев М.Г., Давудов О.М., Шихсаидов А.Р. Указ. раб., с.244.

18. Лавров Л.И. Эпиграфические памятники Северного Кавказа на арабском, персидском и турецком языках. М., 1966. Кн.I,с.193.

19. Шихсаидов А.Р. Указ. раб.,с.145.

20. Там же, с.145.

21. Щербак А.М. Очерки сравнительной морфологии тюркских языков (Имя). Л., 1977, с.44-45.

22. Гусейнов Г.-Р.А.-К. Шовхал, с.39-44.

23. На стыке континентов и цивилизаций, с. 323-329,520.

24. Гусейнов Г.-Р.А.-К. Тюркизмы в антропонимике и топонимике "Онежских былин" А. Ф. Гильфердинга // Вопросы русского и сопоставительного языкознания. Махачкала, 2005. Выпуск II,с.105-106.

25. Гусейнов Г.-Р.А.-К. Шовхал, с. 39.

26. Волкова Н.Г. Этнонимы и племенные названия Северного Кавказа. М., 1973,с 181.

27. Гаджиахмедов Н.Э., Гусейнов Г.-Р.А.-К. Кумыкские личные имена: происхождение и значение. Махачкала, 2004,с.113.

28. Алиев К.М. Шаухалы Тарковские. Махачкала,2008,с.28-29, 30-31.

29. Ханмурзаев И.И., Идрисов Ю.М. Указ. раб.,с.129.

30. Арсамаков Б.И. Аз и мы. Назрань, 2001,с.14,15,16,44.

31. Арсамаков Б.И. Ингушские фамилии и имена. Назрань, 2003,с.21-22.

32. Гаджиев М.Г., Давудов О.М., Шихсаидов А.Р. Указ. раб., с. 358.

33. Вести Кумыкского научно-культурного общества (КНКО). Махачкала, 2001. Выпуск 2-3,с.16.

34. Алиев К. Дорогою тысячелетий: кумыки и их этнородственные связи. Махачкала, 2004,с.27.

35. Тизенгаузен В.Г. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. М.-Л., 1941,с. 124,186.

36. Лавров Л.И. Эпиграфические памятники Северного Кавказа на арабском, персидском и турецком языках. М., 1980. Кн.III,с.107.

37. Гусейнов Г.-Р. А.-К. Г̣умик̣~Г̣умук̣~К̣умук̣ средневековых источников: опыт историко-этимологической и ареальной интерпретации // Дагестанский востоковедческий сборник. Махачкала, 2008. Вып.1,с. 147,150.

38. Алиев К.М. Шаухалы Тарковские. с.27-31.


Доложено 6 июня 2009 года в г. Владикавказе на Международной научно-практической конференции "Генеалогия народов Кавказа. Традиции и современность" и опубликовано в материалах конференции, с.56-62.

Размещено: 15.06.2009 | Просмотров: 4785 | Комментарии: 0

Комментарии на facebook

 

Комментарии

Пока комментариев нет.

Для комментирования на сайте следует авторизоваться.