Кумыкский мир

Культура, история, современность

Из истории села Костек

Костек - с. Терской обл., Хасавюртовского округа. Жит. 4588. Синагога, 8 мечетей, школа, 1 питейное зав., 27 торговых и 16 промышленных. Жители - кумыки.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.

Одним из тех старинных кумыкских селений, о которых слышал я много хорошего с юных моих лет и полюбил навсегда, является Костек.

Название этого села, расположенного недалеко от левого берега реки Солак, в нижнем ее течении у устья протока Карасув, с давних времен известно в истории кумыков.

Сначала Костек возник восточнее нынешнего местоположения, почти у низкого берега реки Солак. Во время паводков вода Солака часто выходила из берегов и затапливала село. Жители построили береговую дамбу. Паводок ее разрушил. Люди восстановили дамбу, вода ее опять смыла. Так повторялось несколько раз. Тогда все жители села собирались у реки и несколько раз хором повторяя "Кой-Сув! Кой-Сув!" ("Оставь, угомонись вода!") - умоляли ее. Этот возглас: "Кой-Сув!" якобы стал названием непослушной реки.

И люди, чтобы постоянно не подвергаться стихийному бедствию, оставили злосчастный берег и переселились на новое место, подальше от "Кой-Сув".

Про это новое место также сохранилось предание. Оно связано с именем легендарного основателя Эндирейского бийлика, знаменитого Солтанмута. В малолетстве Солтанмут мурза проживал в урочище Бавтогай, в своем аталыке и воспитывался у эмчека, охотника Беги. Воспитатель брал юного мурзу на охоту, и они иногда оказывались в зарослях или лесах в среднем течении Солака. Однажды на поляне у слияния двух рек - Акташа и Карасува они увидели одинокий шалаш - кос (кош). Старик, вышедший из этого сооружения, свою обитель называл "Кос тек", что означает "одинокий шалаш". И это словосочетание, скорее всего кыпчакское, стало названием того кабака-села, которое построил Хамзабий, внук Солтанмута, когда-то открывший это место.

Есть и другое сообщение, касающееся возникновения Костека. В газете "Кавказ", издававшейся в Тифлисе, в 1893 году появилась статья учителя Афанасьева о кумыкском селении Костек. Работая в нем учителем начальной школы он собрал некоторый материал по истории и этнографии данной местности. По его рассказу получается, что село это основано русским рыбаком Константином.

Терский казак Константин из станицы Брагуны поселился на берегу Сулака и рыбачил. Кумыкские рыбаки близлежащих селений тоже поселились рядом с ним и промышляли рыбной ловлей. Образовалось поселение рыбаков. Главным рыбаком оставался Константин - Костя. Кумыки называли его по своему "Косте или Костик". И это имя привилось поселению, став - "Костек".

Как замечает учитель Афанасьев в своей статье, Константин принял магометанство, остался жить среди мусульман. Его потомки в Костеке носят фамилию "Балаев".

Если согласиться с этим сообщением русского учителя Афанасьева, то Костек основан не ранее 1722 года, того времени, когда в устье реки Сулак императором Петром I было поселено 1000 семей казаков. До этого в этом крае не было оседлых русских.

Однако, вероятнее всего, Костек основан в 60-70 годах XVII столетия, при князе Казаналпе, уллубие Эндирея. К этой мысли я прихожу, отталкиваясь от информации Девлетмурзы Шихалиева, автора середины и второй половины XIX века. В своем очерке "Рассказ кумыка о кумыках" он сообщил о том, что "Костек основан Алишем Хамзиным". Хамза же был сыном Казаналпа, уллубия Эндирея. Таким образом, получается, что Костек был основан Казаналиповыми, эндирейскими биями, потомками Солтанмута. И фамилия эта фигурировала там до первой четверти XX века.

"Каждый род князей, - писал Девлетмурза Шихалиев в 1846 году, - на собственной земле своей, в удел по дележу доставшейся... поселял из вольных выходцев мелкие деревни".

К таким деревням первоначально, в 60-70 годах XVII века относился и Костек. Постепенно он разросся и к началу XVIII века стал "башгентом" - "стольным градом" формировавшегося тогда феодального государственного образования - удельного княжества "Костек-бийлик". В этом бийлике, также как и в Эндирейском и Яхсайском владениях, все земли без исключения составляли полную собственность княжеских родов, прежде всего, Казаналиповых и Хамзиных, потомков Солтанмута.

В бийлике Костек развитие феодальных отношения шло быстро, так как там были благоприятные условия для ведения сельского хозяйства по передовым методам. Этому способствовали ранние и тесные связи присулакских кумыков с русскими крестьянами.

В середине XIX века в бийлик Костек проникают элементы помещичьего ведения хозяйства, излишки сельхозпродуктов выносятся на продажу, рождается "Костек базар". Туда доставляют свои товары - сельхозпродукты, не только кумыки соседних селений, но и мужики из близлежайщих русских хуторов, которых к концу XIX века было немало на земле бывшего бийлика Костек.

Село Костек к концу XIX и к началу XX века все больше расширяется, строятся здания европейского типа, с облицовкой из красного жженого кирпича и с красной черепичной крышей, в центре села появляется площадь. В укрупненном кумыкском селении живут несколько русских, европейских, чеченских семей, а так же теркемейцы. Костек становится многонациональным шахаром-городом. Там в 1876 году открывается русская начальная школа, где обучаются княжеские дети. После окончания этой начальной школы "княжичи" - (бий балалары) - поступают в военные училища и становятся офицерами русской армии.

Бийские, княжеские фамилии Хамзиных - Хамза бийлер становятся старшими владетелями Чонтаула, а также нового населенного пункта за Сулаком-Асолтанянгиюрта (Солтанянгиюрт), основанного князем Алисолтаном Казаналиповым в конце XVIII столетия.

Князья Казаналиповы, и братья и племянники, феодальными землями владели вместе, до земельной реформы 60-ых годов XIX столетия.

А князья Хамзины к началу 60-тых годов XIX века землей владели раздельно.

Феодальная знать бийлика Костек твердо опиралась на поддержку военной администрации. Сам генерал Ермолов в свое время утвердил, что "каждый владелец землей своей пользовался бы оной без всякого разбирательства".

Князь Алисолтан Казаналипов в марте 1867 года на имя начальника Управления северного Дагестане писал: "Из документов прежнего времени и сведений, имеющихся во вверенном вам Управлении, вам должно быть известно, что все земли, которыми пользуются жители селений Солтанянгиюрта и Чонтаула, принадлежат мне".

Костековский бий Токаев имел в собственности много земель. Бий Алиш Хамзаев кроме 10 тысяч десятин земли имел табун из 200 голов коней. Ему принадлежали мелкие острова на Каспийском море, один из которых, по названию "Бируч", и урочище на побережье - "Узункъол" Алиш Хамзаев в 80-тых годах XIX века передал в царскую казну.

Костекскому офицеру, капитану Мусе Нестерову, за усердие в службе царской администрацией подарены 300 гектаров земли.

Старший владетель Костека избирался из рода Хамзиных - (Хамзаевых, Хамза-биев).

Семь братьев Хамзиных во второй половине XIX века служили в русской армии офицерами. Это было большим достижением для представителей кумыкского селения, отдаленного от центра России.

Хамзины имели непосредственные связи с комендантом гарнизона крепости Кизляр. Гарнизон этот раньше находился недалеко от Костека, в военной крепости Святой Крест, общение тогда было более тесным.

Связи князей Хамзиных с военной комендатурой не прекратились и тогда, когда крепость святой Крест была оставлена, а гарнизон переведен и Кизляр.

Один из Хамзиных сотрудничал с русской газетой "Кавказ", которая издавалась в Тифлисе в середине XIX века. Он под псевдонимом "князь Х-ъ" (Хамзаев) пишет, что "кумыки разделяются на семь классов, или сословий, а именно: князья, чанки, первостепенные уздени, простые уздени, чагары, теркемейцы и холопы (кул)". Все эти сословия, о которых пишет "князь Х-ъ" имели место в Костеке. Теркемейцев и жувут (евреи) там жило немало. Теркемейцы в Костек были переселены из Дербентского ханства в XVIII веке кумыкскими князьями для возделывания риса и разведения бахчевых культур. Они принадлежали четырем бийским фамилиям и жили в Чонтауле, Темирауле и в одном из кварталов Костека. Теркемейцы пользовались землей феодалов на правах крепостных крестьян.

Костековский князь Хамзин писал: "Теркемейцы в таких же почти отношениях к князьям, как и чагары - одни свободны, другие - нет, но разнятся от чагаров своим происхождением".

На земле костековских владетелей жители выполняли разные повинности, для этого созывали "булка" - вроде субботника, которые проводились три-четыре дня в году. Ногайцы, именуемые "костек ногьай", отбывали повинности еще больше дней.

В конце XIX века в Костеке было дворов 742, а жителей - 2300 человек. К этому времени Костековское владение не считалось удельным княжеством, а подчинялось царской администрации. Вместо уллубия, обществом управлял старшина. На эту должность назначались представители бийско-дворянского рода.

В начале XX века старшинами Костека назначались представители бийского рода Токаевых. Токай Токаев запомнился народу как ярый исполнитель воли царской администрации.


Источник:
Б. Атаев "Край равнинный - Кумыкия". Очерки.
Махачкала, 1996 г.

Размещено: 24.05.2009 | Просмотров: 7287 | Комментарии: 0

Комментарии на facebook

 

Комментарии

Пока комментариев нет.

Для комментирования на сайте следует авторизоваться.