Кумыкский мир

Культура, история, современность

Что могут общественные советы?

(выступление за круглым столом)

Демократия основана на доблести,
на любви к общему делу".

Монтескье
 

Одной из фундаментальных основ российской системы народовластия является местное самоуправление. С целью утверждения реального местного самоуправления была проведена муниципальная реформа, которая до сих пор не завершена. К сожалению, в нашей республике реформа местной власти привела к очередному разочарованию. И слово "реформа" стала вызывать еще большее отторжение, так как люди оценивают её плоды прежде всего через призму удовлетворения своих жизненных нужд, через состояние продовольственного рынка, жилищных условий, тепла, электроэнергии в домах, общественного порядка на улицах, благоустройства и т. д. Они, к сожалению, только ухудшаются.

Однако, задавая тональность дискуссиям на этом круглом столе, я хочу призвать вас не к привычной критике республиканских властных структур, хотя они во многом её заслуживают. Хочу призвать вас критиковать самих себя за нашу пассивность, инертность, за наше иждивенчество, за наше упование на волю правителей, за то, что мы раз за разом усугубляем беспредел и произвол гвардии чиновников и толстосумов.

Мы сами заслуживаем осуждения за то, что позволили им не считаться с нами, игнорировать нас, породили в них чувство безнаказанности.

В ст. 12 Конституции Российской Федерации записано: "В РФ признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно". В ФЗ №131 "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" целая 5-я глава посвящена формам непосредственного участия населения в управлении своими территориями. Виноваты мы, которые не используем свои конституционные права на участие в решении вопросов местного значения, не осуществляем контроль над деятельностью органов местного самоуправления.

Да, как видно из нормы 131-ФЗ, записанного в приглашении на круглый стол: "Государственные органы и их должностные лица местного самоуправления обязаны содействовать населению в непосредственном осуществлении местного самоуправления". Однако от них этого ожидать не стоит, потому что для глав муниципальных образований, которые только умеют распиливать местный бюджет в свою личную пользу и разбазаривать в корыстных целях земельные участки, народный контроль смерти подобен. Они будут только саботировать требования этого закона. И своим равнодушием и молчанием мы становимся соучастниками их преступлений.

Когда была вынесена на обсуждение необходимость внедрения принципов местного самоуправления, один из журналистов с сарказмом писал о том, что появился термин "поселение", которое использовалось до этого только в исправительно-трудовом кодексе: "колония-поселение". Он задавал вопрос: "Не станут ли главы поселений паханами в зоне и не будут ли относиться к своим подданным как к шестеркам". К сожалению, в Дагестане во многом его прогноз оправдался.

Какой же выход из этой тяжелой ситуации? Только в надежде, в опоре на собственные силы, на традиции вековой джамаатской демократической организации жизни местных сообществ, присущих нашим предкам, на возрождении попранного чувства собственного достоинства. Как подчеркивал А. И. Солженицын: "Самоорганизация населения - это единственная возможность реализовать потенциал народной энергии, сознания и силы народа".

Механизмом участия населения в управлении являются публичные слушания, которые при разработке и принятии решений по общественно значимым вопросам обязан проводить глава муниципального образования, В противном случае, он подлежит к привлечению к уголовной ответственности. Это принятие Устава муниципального образования, изменений и дополнений к нему, принятие бюджета, программы социально-экономического развития, утверждения градостроительного плана. Кто из нас, участников круглого стола, участвовал в них? Какая норма выборов глав МО заложена в Уставах вашего села - мажоритарная или пропорциональная? Кто знает? Закончился I квартал 2009 г., в каких муниципальных образованиях были проведены общественные слушания по исполнению бюджета за 2008 г. и по его формированию на 2009 г.? Кто задавал вопрос прокурорам районов, почему не осуществляют надзор за соблюдением ФЗ-№131, когда предоставляются сплошь и рядом фальшивые протоколы о проведении общественных слушаний.

Мы еще не осознаем той силы, которая зарождается вместе с нашей самоорганизацией, нашей сплоченностью, решительностью в коллективных действиях. Поэтому власть имущие стараются перехватить инициативу и навязать свои рекомендации по формированию Общественных советов. Так, в недрах Администрации Президента РД зародилось примерное положение об Общественном совете при муниципальных образованиях.

Рекомендуют формировать Совет в составе 20 (не более 30 человек). Половина из них выдвигается главой администрации, а друга половина - представительным органом.

Таким образом, даже на уровне сельских поселений хотят лишить возможности напрямую избрать дееспособные советы. Цель - создать управляемые, карманные Общественные советы и тем самым отсечь граждан с активной жизненной позицией от участия в принятии решений и контроля за деятельностью органов местного самоуправления. Ярким свидетельством этому является ликвидация в одно время решением федерального суда Карабудахкентского района Общественного совета села Манаскент, который заявил о себе конкретной живой деятельностью. Впоследствии по кассационной жалобе Верховный суд РД отменил решение Карабудахкентского районного суда и восстановил в правах Общественный совет села.

Моё глубокое убеждение в том, что создаваемые по таким рекомендациям общественные структуры при муниципальных образованиях или ведомствах будут придатками этих органов и не будут выражать подлинные чаяния своих граждан.

В тех случаях, когда местная власть не дает возможности избрать достойных в Советы, есть другой путь - регистрация устава Общественного совета. В этом консультационно-методическую и организационно-правовую помощь будет оказывать союз общественных объединений, председателем правления которого является Абдулкапур Акаевич Акаев. Данная некоммерческая организация будет проводить просветительские мероприятия, направленные на гражданское просвещение населения.

В настоящее время мы потеряли и те позиции, которые были связаны с активной деятельностью депутатского корпуса различных уровней. Как мы видим, во время избирательных кампаний кандидаты в депутаты Народного Собрания РД не встречаются с избирателями, забыто слово "наказы", избранные депутаты не проводят ежегодные отчеты перед населением. Властные структуры республики, на наш взгляд, заняли неверную позицию, когда заявляют, что на протестных мероприятиях или гражданских форумах не участвовали депутаты разного ранга. А какой же он депутат, если не идет на встречу с митингующими, среди которых большинство его избирателей, не может остановить горлопанов и критиканов, не может перевести разговор в конструктивное русло, привести убедительные аргументы, если протесты не обоснованы.

Так, во время встречи в Карабудахкентском районе с Президентом РД М.Г. Алиевым в зал не были допущены представители общественности сс. Параул, Доргели, Манаскент. На встрече были озвучены только две проблемы - нехватка учебников родного языка в школах и отсутствие компьютеров в детских дошкольных учреждениях. Как будто не было более насущных, кричащих социально-экономических проблем района. Не прошло и месяца, когда состоялся митинг протеста жителей района против строительства "Немецкой деревни". Только тогда состоялся с ними разговор зам. председателя Правительства РД, инвесторов и главы Карабудахкентского района о проекте "Немецкой деревни". Спрашивается, почему нельзя было допустить на встречу с Президентом РД представителей инициативных групп, общественных объединений и обсудить перспективы строительства "Немецкой деревни". Здесь мы видим отчужденность власти и народа, кризис отношений между ними. Есть глобальные проблемы, которые Общественные советы не могут самостоятельно решить и должны их инициировать перед законодательными и исполнительными органами республики. Одним из актуальнейших вопросов является эффективное и рациональное использование земель отгонного животноводства. От решения этого вопроса во многом зависит и степень межнационального согласия в дагестанском обществе. Однако, вопреки логике, из проекта Закона РД "Об утверждении программы развития национальных отношений в Республике Дагестан на 2008-2010 гг." были изъяты два пункта: мониторинг межэтнических отношений в свете практической реализации земельного законодательства, в том числе на землях отгонного животноводства, и мониторинг подбора и расстановки кадров по национальному признаку. Тем самым лоббистские круги, которые только и помышляют о территориальном присвоении этих земель, сумели выхолостить содержание этого закона. Примечателен факт, что в восьми министерствах, учреждениях и организациях, занимающихся вопросами землепользования, нет ни одного руководителя, заместителя руководителя или начальника отдела из числа кумыков. Или же, когда отдельные народности сумели занять ключевые позиции во властных структурах, появилась политика подбора кадров по профессиональным качествам, что позволяет им завуалировать перекосы в свою пользу в кадровой политике. Возникает вопрос: неужели в каждой народности нельзя найти подходящую кандидатуру по критерию профессионализма и тем самым не нарушить баланс национального представительства.

Ждёт решения и вопрос о компенсации за земли, изъятые в федеральную собственность у поселений Карабудахкентского и Буйнакского районов. Жители этих сёл ждут от Президента и Правительства РД такого же отношения в отстаивании их интересов, какое было проявлено в отношении жителей Ботлихского района.

И наши земли имеют свою цену.


Опубликовано: газета "Ёлдаш/Времена" от 15.05.2009.

Размещено: 18.05.2009 | Просмотров: 2580 | Комментарии: 0

Комментарии на facebook

 

Комментарии

Пока комментариев нет.

Для комментирования на сайте следует авторизоваться.