Кумыкский мир

Культура, история, современность

Модернизационная идеология и кумыкская литература

Джадидизм (от слова усул-и джадид - новый метод) означает новый звуковой метод в преподавании в школах[1]. До появления джадидизма в религиозных школах Дагестана господствовал старый кадимистский (от слова - кадим, старый), буквослогательный метод. В старых кадимистских школах дети чтобы читать Коран 4 года ходили в школу. А по новому джадидистскому методу дети могли читать Коран ускоренными методами за 3 месяца. В этой обстановке развернулась острая борьба между джадидистами и кадимистами. Муллы, заинтересованные в сохранении отсталых старометодных школ, выступали против джадидистов, настраивали верующих против джадидистов как атеистов, распространявших среди молодежи антирелигиозных идей.

Новометодные школы способствовали распространению русского языка, становлению его средством межнационального общения и приобщению народов Дагестана к достижениям научного и технического прогресса передовых народов Европы. Русский язык в тот период в Дагестане решал важные социально-экономические задачи. К концу 19 нач. 20 вв. в Дагестане было около 100 тыс. безземельных и малоземельных крестьян вынужденных заниматься отходничеством далеко за пределами Дагестана. Только владевшие русским языком могли трудиться в интернациональной среде на промышленных предприятиях России и Кавказа, содержать семью, развивать свое хозяйство в Дагестане.

Джадидизм включал в себя не только просвещение, новый метод преподавания в школах. Джадидизм положил также начало новому направлению в литературе и искусстве Дагестана. Об этом свидетельствуют и документы появившиеся еще в самом начале XX столетия. Так, в донесении министра внутренних дел Департамента полиции Бакинскому губернатору в декабре 1900 года говорится о том, что "за последнее время в татарской литературе (подразумевается литература тюркских народов - ред.) замечаются совершенно новые веяния, грозящие расшатать весь многовековой уклад жизни свыше 14 млн. мусульманского населения русского государства".

Выдающийся тюрколог, профессор Бакинского университета Бекир Чобан-Заде, говоря о влиянии джадидизма на произведения кумыкских поэтов, в статье, опубликованной в 1926 г. в "Известиях восточного факультета Азербайджанского государственного университета", отмечал, что письменная литература кумыков поддалась влиянию новометодного течения, начатого Гаспринским в Крыму.

А в статье Али Султана "Кумыкская литература", опубликованной в журнале "Горцы Кавказа", издававшемся в 30-х годах 20 века в Париже, также отмечается влияние Исмаил Бея Гаспринского на творчество Маная Алибекова. Он был так же сторонником "нового метода" преподавания, неоднократно осуждая в своих произведениях ту консервативную часть духовенства, которая прониклась этому методу (Ж. "Горцы Кавказа". 1933. № 44.). Али Султан в этой же статье писал о Темирболате Бийболатове и отмечал, что "творчество его поначалу носило тот же характер что и творчество его предшественников. Оно было национально, отображало одновременно прогрессивные идеи эпохи Гаспринского".

Изучение джадидизма свидетельствует о том, что джадидизм положил начало нового направления в литературе, определил содержание, цели, задачи произведений поэтов, писателей Дагестана. Эти произведения способствовали формированию нового образа жизни соответствующего условиям капиталистического развития и рыночных отношений, джадидистский характер литературных произведений наиболее ярко выражен в произведениях Н. Батырмурзаева, А. Акаева, М. Алибекова и других.

В прозаических произведениях "Несчастная Хабийбат" (1910), "Давуд и Лейла" (1912), "Гарун и Зубайдат" или "Несчастная Джанбике" (1914) Нухай Батырмурзаев на основе джадидизма выдвигает много новых, прогрессивных идей, оказавших огромное влияние на формирование мировоззрения характера народов Дагестана. В этих произведениях Нухай выступает как просветитель, мыслитель который болеет душой за судьбу своего обиженного и отсталого народа.

В произведении "Давуд и Лейла" Нухай призывает к обучению в новометодных школах, к овладению науками, имеющими практическое значение. И то же время Нухай смело критикует невежественных мулл, которые выступали против новометодных школ и считали грехом преподавание арифметики, географии, истории и других наук, как наук якобы созданных "гяурами", европейскими народами. Показывая преимущества новометодных школ, Нухай резко критикует примечетские школы, где обучались до 30-40 лет и ничему не могли научиться, кроме как читать молитвы, совершать брачные, свадебные и похоронные обряды. Окончивших эти школы Нухай представляет как людей неспособных в отличие от русских, европейцев двигать Дагестан по пути экономического и культурного развития.

Далее Нухай показывает громадные преимущества новометодных школ в Дагестане перед примечетскими отколами. Многие герои Нухая учатся в новометодных школах, становятся прогрессивными деятелями, борющимися за судьбу своего народа. Эти идеи выдвигал Нухай в то время, когда кадии и муллы разжигали антиджадидистскую вражду, воспитывали у горцев ненависть к русским школам. В произведениях "Несчастная Хабийбат", "Давуд и Лейла", "Гарун и Зубайдат" или "Несчастная Джанбике" Нухай, умело пропагандируя идею просвещения, показывает два противоположных типа людей. Одни - представители старого, отмирающего мира. Они ярые враги просвещения и цель своей жизни видят в наживе. Они выступают против всего прогрессивного, проникающего путем джадидизма в Дагестан. Они против использования в хозяйстве мусульман железных плугов, сенокосилок, русских подвод и др. только потому, что все это шло от русских. Они против просвещения, и своих детей не обучают в школах. Другие - деятели прогрессивные, представители нового, зарождающегося и развивающегося строя. Они понимают прогрессивное значение распространения джадидизма, идут в ногу с жизнью, осознав значение просвещения, обучают своих детей в новометодных и русских школах, дружат с русскими.

Под влиянием джадидизма появились художественные произведения пропагандирующие идею необходимости распространения просвещения среди женщин. Открывались школы для девочек.

В творчестве Батырмурзаева большое место уделено вопросам раскрепощения женщин. Нухай жил и творил в тот период, когда женщина была связана отсталыми патриархально-феодальными пережитками прошлого. В своих произведениях Батырмурзаев смело выступал за раскрепощение женщин, за то, чтобы они стали равноправными членами общества смело отстаивал необходимость женского образования. Затворничество женщин Нухай считал огромной социальной несправедливостью.

Кадимисты, выступая против джадидизма, новометодных школ для девочек, просвещения женщин, утверждали, что оно приведет к разложению, разврату мусульманок. В своих произведениях Нухай разоблачает эту реакционную идею и показывает моральное превосходство просвещенных мусульманок перед неграмотными и темными девушками, совершавшими аморальные поступки в силу своей отсталости. В повести "Несчастная Хабийбат" дочь богача Абдуллы - Хабийбат, познавшая значение просвещения, осуждает своих родителей, которые оставили ее без образования.

Распространению просвещения в Дагестане серьезно мешали не только отсталые взгляды, но и колониальные порядки, господствовавшие в Дагестане.

Будучи горячим поборником просвещения, на основе джадидизма Нухай дурные поступки молодежи объяснял их темнотой, неграмотностью. Много внимания уделял вопросам воспитания, формирования морального облика подрастающего поколения, подчеркивая решающее значение просвещения. Нухай выступал и по вопросам брака и семьи. Он обрушивался на укоренившийся вредный обычай, запрещавший брак представителен богатого и бедного родов. Нухай пропагандирует равенство в любви. Джадидизм выступал против сословного деления людей, оказывавшее отрицательное влияние на семейно-брачные отношения. Брак Нухай считает важным актом закладывающим основу новой семьи. Поэтому он требует внимательного подхода к этому большому и важному вопросу. Нухай против вредного адата, укоренившегося среди народов Дагестана, при котором родители женили своих детей, даже не знавших друг друга. Следствием этого обычая являлись бесконечные разводы, конфликты между детьми и родителями. Поэтому Нухай пропагандирует предварительное знакомство, встречи и дружбу между молодыми, вступающими в брак, чтобы они могли всесторонне познать друг друга. Такие встречи могли проходить в новометодных школах. Только такая семья по мнению Нухая может быть крепкой и жизнеспособной.

Он осуждает пьяниц и прочих тунеядцев, живущих за счет чужого труда. Этим типам он противопоставляет полезных членов общества воспитанных в новометодных школах.

Джадидизм пропагандировал дружбу мусульман с русскими и другими немусульманскими народами, что было особенно важно в условиях, когда Дагестан находился в составе России.

В произведениях Нухая центральное место занимают взаимоотношения дагестанцев и русских. В повести "Давуд и Лейла" Нухай с особой силой подчеркивает прогрессивное значение присоединения Дагестана к России, положительную роль русских переселенцев в Хасавюртовский округ. Нухай устами одного из своих героев - Давуда из повести "Давуд и Лейла" рассказывает о низкой производительности труда местных крестьян, основанном на старинных способах обработки земли. На этой же земле, по-соседству, трудятся русские переселенцы. Местные крестьяне, хотя они и работают от зари до зари, не могут обеспечить себя хлебом, а русские крестьяне, жившие в тех же условиях, за одни день выполняют месячную работу местных крестьян. К тому же они производят больше хлеба, которого хватает им не только для питания, но и для продажи. Отсталые деятели считали грешным использовать передовой опыт немусульманского народа.

Высокую производительность труда в хозяйствах русских крестьян, производство товарного хлеба, Нухай объясняет тем, что там работа ведется более прогрессивными методами. Произведения Нухая сыграли важную роль в воспитании трудящихся Дагестана в духе интернационализма. В повести "Давуд и Лейла" Нухай показывает гуманное отношение русской семьи к представителю угнетенных национальностей окраин - Давуду, и стремление русских помочь. Нухай пропагандирует дружбу народов Дагестана с другими народами и прежде всего с русским народом. Один из героев произведения Нухая - Гарун, рискуя жизнью, спасает тонущего русского мальчика и, выступив против местных обычаев женится на русской девушке Марии. Это было первое открытое выступление в дагестанской дореволюционной литературе за брачные связи

Демократические и просветительские идеи джадидизма привели Нухая в лагерь активных революционных бойцов. Нухай оказал значительное влияние на формирование мировоззрения передовых деятелей кумыкского народа.

В 1907 году под влиянием джадидизма Н. Батырмурзаев написал поэму "Положение Кавказа и России". Это был период, когда после поражения первой русской революции в стране господствовала реакция: участники революционных выступлений томились в тюрьмах и ссылке. В такой обстановке Батырмурзаев и выступил со своей поэмой, в которой подверг критике как внутреннюю, так и внешнюю политику царского самодержавия. В поэме изложена история Дагестана вплоть до первой русской революции. В ней автором подняты и разрешены с правильных позиций многие вопросы, поставленные ходом экономического, политического и культурного развития Дагестана.

В начале поэмы автор рассказывает о тяжелых временах в Дагестане до его присоединения к России, когда ханы и беки жестоко угнетали подвластные им народы. Затем Нухай повествует, как присоединение Дагестана к России положило конец грабительским войнам, междоусобным распрям, терзавшим народы Дагестана в течение многих столетий. Период после присоединения Батырмурзаев сравнивает с весной, наступившей после тяжелой зимы. Акт присоединения Дагестана к России он считает важным прогрессивным явлением.

В произведении Нухая "Положение Кавказа и России" находим определенные высказывания об экономическом и культурном развитии Дагестана. В этом произведении Батырмурзаев пропагандировал идею Гаспринского о прогрессивной роли России, русского народа в истории Дагестана. Разоблачая кровавый гнет местных угнетателей и восточных завоевателей, Батырмурзаев с большой теплотой говорит о русском народе, о великой роли России в развитии народов Дагестана по пути прогресса. Объективно отмечая то положительное в области экономики и культуры, что дало Дагестану присоединение к России: строительство железной дороги, мостов, создание современных средств связи, распространение светского образования, он в то же время разоблачает русификаторскую, колонизаторскую политику царизма, которая мешала дальнейшему развитию народов Дагестана по пути прогресса.

Политические выводы Нухая имели философские, общественно-политические основы. Прогрессивность присоединения, неизбежность падения феодализма и царизма он обосновывает идеями джадидизма Гаспринского.

Признание Нухаем того факта, что одно общество уступает место другому, было прогрессивным. Причиной падения феодализма в Дагестане Нухай считал действие объективных законов, присущих природе и обществу. По его взглядам, в природе и обществе действует закон, в соответствии с которым каждое явление, имеющее свое начало, имеет и свой конец. По мнению Нухая, "каждое явление в своем развитии проходит 3 этапа, две стадии. Первая стадия - стадия расцвета, вторая стадия - стадия заката. На этом втором этапе своего развития данный общественный строй погибает, уступив место более прогрессивному, потому что старый строй исчерпывает свою прогрессивность, становится реакционным, помехой дальнейшему развитию. Таким образом, Нухай признает развитие общества по пути прогресса и считает, что это развитие идет по объективным законам, которые не зависят от воли и сознания людей.

Исходя из того, что каждое явление проходит 3 этапа, Нухай пришел к выводу о падении царского строя с такой же неизбежностью, с каком пал ханский строй в Дагестане. Неизбежность падения царизма Нухай обосновывал тем, что этот строй зиждется на эксплуатации человека человеком. Такой вывод имел огромное мобилизующее значение в национально-освободительном движении. Он вооружал народы Дагестана уверенностью в возможность победы над царизмом, в торжество освободительного движения.

В джадидизме значительное место уделено роли светских наук в развитии общества. Эту идею в художественном произведении Нухай пропагандировал впервые. Видя в науке ключ к объяснению экономической жизни страны, он отводил ей исключительную роль в развитии общества. Заканчивая поэму "Положение Кавказа и России", автор призывает народы Дагестана к просвещению. В ней Нухай восхищается богатствами недр Дагестана и в то же время считает, что эти богатства не могут быть использованы в интересах народа, пока он не овладеет науками. Автор уверен в неизбежности наступления такого времени, когда просвещенные народы Дагестана поставят богатства недр на службу народу. По мнению Нухая, наука позволила бы народам Дагестана догнать передовые народы мира, выйти на широкую дорогу счастливой и зажиточной жизни.

Батырмурзаев понимал огромное значение техники и развитии земледелия. Поэтому он был горячим сторонником внедрения сельскохозяйственной техники в Дагестане, появление которой тесно связано с переселением на Кумыкскую плоскость русских крестьян. Нухай в своем произведении призывал народы Дагестана к использованию передового опыта Америки с помощью которой на основе науки, техники молено достичь больших высот. В Америке появились пароходы, паровозы, самолеты ускорившие общественный прогресс.

В поэме "Положение Кавказа и России" Нухай выступает за равноправие народов Дагестана. Он обличает национальный гнет царизма - тормоз на пути прогрессивного развития народов окраин России.

В 1916 году Нухай организует в Хасавюрте вместе со своим сыном Зайналабидом Батырмурзаевым и С.-С. Казбековым прогрессивный, литературно-драматический кружок "Тангчолпан", способствовавший распространению передовых взглядов среди кумыков и идей Гаспринского. Он пропагандирует идею Гаспринского о равноправии всех народов России.

Февральскую буржуазно-демократическую революцию Нухай встретил восторженно, в своих произведениях продолжил пропагандистские идеи джадидизма. В 1917 году он принял деятельное участие, в создании первого журнала на кумыкском языке "Танг чолпан" ("Утренняя звезда"), газ. "Мусават" и первой советской кумыкской газеты "Ишчи халкъ" ("Трудовой народ"), ставших органами Дагестанского военно-революционного комитета. В своих статьях Нухай призывал народы Дагестана к интернациональному объединению для совместной борьбы против сил внутренней контрреволюции и иностранной интервенции, за окончательную победу Советской власти в Дагестане.

Таким образом, как мы видим, основным направлением в литературе кумыков в конце XIX - начале ХХ вв. стал джадидизм. Произведения поэтов, писателей проникнутые идеями джадизма оказали большое влияние на развитие просвещения, культуры, науки, формирование новометодистского мышления, нового образа жизни у кумыков и других народов Дагестана.

Примечание.

[1] Это были школы, преподававшие по методу Белл Ланкастера, которые были распространены в индустриальной Англии. Они отличались большим числом учеников и малым числом учителей. В результате широкого распространения новометодных мусульманских школ их деятельности за какие-то 20 лет в отношении грамотности основная часть населения Российской империи русские были превзойдены. Это вынуждены были признать сами царские власти. Тем самым была предпринята попытка совместить ислам и институты современного западного общества. Если бы не советская власть после Октября 1917 года и изоляция за "железным занавесом" успехи и преобразования были бы еще выше. Изоляционизм советского периода и сталинские репрессии приостановили это развитие.- Ред.


Опубликовано: газета "Ёлдаш/Времена". 14.05.2009.

Размещено: 14.05.2009 | Просмотров: 4265 | Комментарии: 1

Комментарии на facebook

 

Комментарии

Kadiev оставил комментарий 13.09.2012, 21:47
Comment
Обидно до слёз... Только сегодня узнал, что ушёл из жизни Адиль-Гирей Сагадуллаевич. Нет слов выразить сочувствие твоим близким, ты был мудрым старшим братом для многих. Как тебя не будет нам всем хватать. Благодаря тебе и тех сведений, которые я получил от тебя, кумыки узнали про Исмаилова Мустафа-кади, Мустафаева Абдул-Басира-хаджи, Тонаева Джалава, Апашева Данияла и многих других.
Баркалла тебе. Аллах рахмат этсин!

Для комментирования на сайте следует авторизоваться.