Кумыкский мир

Культура, история, современность

Заур Дагир - первый оперный певец из Дагестана

Пролог

На днях в редакцию газеты заглянул профессор А.-К. Ю. Абдуллатипов и оставил для публикации в рубрике "Ретроновости" старое прелюбопытное газетное сообщение, выявленное им в газете "Красный Дагестан". По сути, оно воскресает из небытия забытое, замечательное имя нашей истории.

Привожу его полностью:

Концерт Заура Дагира

2 мая в Государственном академическом театре состоится концерт артиста Заура Дагира. Питомец государственной оперной студии при Московском большом театре, который окончил по классу проф.Декановой - Заур Дагир в настоящее время поет в Московском передвижном театре. Заур Дагир уроженец с. Нижнее Казанище и среди дагестанцев единственный пока оперный певец. Концертант выступит в отрывках из опер "Паяцы", "Пиковая дама", "Кармен" и "Евгений Онегин".

(Газета "Красный Дагестан", 28 апреля 1927 г. )

Первый же вопрос, который возникнет у любознательного читателя после прочтения этого сообщения: почему же о нем в Дагестане сегодня никто ничего не знает (к сожалению, это так!) и как сложилась в дальнейшем судьба первого оперного певца из Дагестана?

Вот и я задался этим же вопросом, взялся за доступные справочники и книги по истории театра, переговорил с некоторыми знатоками дагестанской старины, обратился к всезнающему своему другу, ученому Г. Оразаеву, другим. Но что-либо узнать не удалось.

И тут как всегда помогло его величество Интернет. В поисковой системе набрал имена и названия, которые фигурируют в приведенном выше газетном сообщении, и то, что высветилось на мониторе компьютера, заставило меня невольно воскликнуть "О, эврика!". А высветилось, вот что...

Заур Дагир и Георгий Жженов

Да-да! Заур Дагир и скончавшийся в прошлом году знаменитый русский киноактер, народный артист СССР Георгий Жженов в 30-е годы прошлого века были друзьями.

Это мы узнаем из письма Г. Жженова в генеральную прокуратуру СССР с ходатайством о пересмотре сфальсифицированного НКВД против него "дела" и освобождении из мест заключения. Из этого письма выясняется, что молодой начинающий киноактер Георгий Жженов в 1938 году был арестован "по ложному обвинению в преступной, шпионской связи с военным атташе американского посольства в Москве ".

Еще ранее, в 1937 году, по обвинению в "антисоветчине" был осужден и старший брат Георгия - Борис. Его посадили за то, что за неимением теплой обуви он не пришел попрощаться с Кировым в 1934 году.

А семью Жженовых выслали в Казахстан. Георгий ехать в ссылку отказался. И ему это припомнили. Во время съемок фильма "Комсомольск" в 38-м году вместе со звездами советского кино Н. Крючковым, П. Алейниковым, И. Кузнецовым и другими Георгий Жженов отправился на поезде в Комсомольск-на-Амуре. Во время поездки он познакомился с американцем Файмонвиллом, ехавшим во Владивосток. Знакомство стало для Георгия Степановича роковым. Его использовали как повод для обвинения в шпионской деятельности. Так вот в том своем письме в прокуратуру Георгий Жженов пишет следующее: "Последний раз я видел Файмонвилла в Большом театре на спектакле "Лебединое озеро". Со мной были мои друзья - Вера Климова и ее муж Заур-Дагир, артисты Московского театра оперетты. В антрактах мы разговаривали с ним о балете, об искусстве вообще, курили сигареты (его сигареты) ...Ночью 5 июля 38-го года я был арестован. Мне предъявили обвинение в преступной, шпионской связи с американцем. Меня вынуждали признаться, что Файмонвилл завербовал меня как человека, мстящего за судьбу брата...".

Его приговорили к пяти годам заключения. Куда только не жаловался Георгий Жженов: начальнику тюрьмы, Генеральному прокурору, Калинину, Сталину - все было бесполезно!.. Его отправили на Колыму. В общей сложности Георгий Жженов провел в лагерях долгих 15 лет.

Георгий Жженов впоследствии, вспоминая эти годы, признавался: "Сколько прошло перед моими глазами людей, которые погибали, так и не осилив Дантовы круги колымского ада! Людей честных, глубоко чувствующих, интеллигентных... Они погибли не от физического истощения, нет!.. ...Эти чистые души уходили, не пережив крушения ими же воздвигнутых идеалов, крушения собственной веры".

...Да, времена были суровые, подлые. В стране полным цветом процветала шпиономания, благодатная почва для необоснованных арестов и репрессий. И трудно себе представить, чтобы "карающий меч партии НКВД" "за связь с американским шпионом", то бишь с Г. Жженовым мог пощадить его близких друзей Заура Дагира и Веру Климову. Однако в нашем распоряжении ныне нет никаких данных, проясняющих их дальнейшую судьбу. Возможно, что какой-то свет на все это проливает сам Георгий Жженов в своей книге "Прожитое", изданном еще в 2005 г. В ней он вспоминает в основном о самых трудных годах своей жизни - о том времени, когда он был узником ГУЛага: Ею мы, к сожалению, не располагаем.

Послесловие

Располагая почти "нулевой" информацией, попытаемся обозначить хотя бы некоторые вехи жизненной и творческой биографии Заура Дагира, вписав их в общий контекст истории возникновения советского театра и искусства.

Первое. Уроженец Н. Казанища Заур Дагир к 1927 г. успешно окончил Государственную оперную студию при Московском большом театре. Отметим, что ОПЕРНАЯ СТУДИЯ БОЛЬШОГО ТЕАТРА - создана в 1918 по решению Художественного совета Большого театра с целью осуществления реформы музыкального театра, повышения сценического. мастерства оперных артистов. Организаторами студии были К. С. Станиславский (член Художеств. совета), его сестра и брат - 3. С. Соколова и В. С. Алексеев, концертмейстер и дирижер М. Н. Жуков. Первоначально занятия проводились с артистами Большого театра (Е. А. Степанова, К. Е. Антарова, С. И. Мигай, Ф. В.. Павловский и др.), а с осени 1919 также с вновь набранной молодежью. Преподавали в студии - Н. С. Голованов (муз. дисциплины), В. Р. Петров, Е. И. Збруева, М. Г. Гукова (пение), Н. М. Сафонов и С. М. Волконский (сценич. речь и вок. произношение), К. С. Станиславский (мастерство актера). В 1920 г. студия была отделена от Большого театра, в 1924 г. ей присвоено имя К. С. Станиславского. В 1926 она преобразована в Оперную студию-театр имени К. С. Станиславского.

Второе. После успешного окончания оперной студии при Большом театре по классу проф. Декановой Заур Дагир, очевидно, устроился в Московском театре оперетты (ранее передвижной театр). Театр был открыт в 1927 г. по решению Моссовета. Находился в ведении Главного управления культуры Мосгорисполкома. Художественными руководителями театра были Г. М. Ярон, В. А. Канделаки, Г. П. Анисимов, И. М. Туманов и др. Первую труппу составили артисты: Т. Я. Бах, Е. В. Грановская, В. Р. Лейкина, К. М. Новикова, З. А. Смирнова, В. С. Володин, М. Л. Волховской, М. И. Днепров, Т. К. Дунаев, В.Климова, Заур Дагир и др., заведующий художественной частью - Г. М. Ярон. Здесь были поставлены первые советские оперетты: "Женихи" (1927), "Золотая долина" (1938) Дунаевского, "Холопка" (1932) Стрельникова, "Свадьба в Малиновке" Б. А. Александрова (1937) и др.

О мастерстве и таланте Заура Дагира говорит хотя бы тот факт, что ему под силу было исполнение сложных партий в операх "Паяцы", "Пиковая дама", "Кармен" и "Евгений Онегин". Одно то, что он был учеником знаменитой Е.М. Декановой также само за себя говорит.

В театре оперетты, как свидетельствует Г. Жженов, он работал и в 1938 г. Был женат на оперной певице Вере Климовой. Она также работала в театре.

Вот, пожалуй, и все, что мы знаем о Зауре Дагире и ее супруге Вере Климовой. Будем, однако, надеяться, что дальнейшие поиски и исследования помогут нам проследить их жизненный путь и творческую судьбу. Ждем откликов. Может, среди наших читателей найдутся люди, которые хоть что-то знают о первом оперном певце из Дагестана - Зауре Дагире. Очень важно вписать его имя в историю кумыков и всего Дагестана, театра и искусства.


Опубликовано: газ. "Ёлдаш". 03.04.2009.

Размещено: 05.04.2009 | Просмотров: 5132 | Комментарии: 0

Комментарии на facebook

 

Комментарии

Пока комментариев нет.

Для комментирования на сайте следует авторизоваться.