Кумыкский мир

Культура, история, современность

Сословия и брак у кумыков

Фрагмент очерка "Дагестанские предания и суеверия" (1884 год)

Кафыр-Кумук. Картина русского художника Д.С. Фёдорова

Кафыр-Кумук. Картина русского художника Д.С. Фёдорова.

У кумыков четыре сословия: ханы, чанки, уздени и кулы, т. е. рабы.

Ханы до появления русских в Дагестане пользовались у кумыков значительным влиянием. Дом хана считался убежищем, в котором даже убийца мог не опасаться мстителей. Обиженный искал защиты у хана. Всякий желающий поселиться на более свободной земле должен был обратиться к владельцу этой земли, т. е. к хану, обязываясь небольшою подчиненностью хану.

Чанки - дети хана, рожденные от неравного брака: отец у них хан, мать - узденька.

Слово "уздень" происходит от "уз" - сам и предлога "день" - из. Таким образом, "уздень" означает "тот, кто живет сам по себе"; он имеет право, когда угодно, перейти от одного владельца к другому, не обязываясь ничем. Уздени гордятся своею независимостью и уступают только ханам, отличаются удалью, буйством. Пользуются смутами, чтобы ослабить власть ханов; их слушается народ на мирских сходках; старики-уздени, руководствуясь обычаями, разбирают ссоры и передают ханам жалобы народа.

Кулами, или рабами, делались военнопленные или обманом увезенные из других аулов и проданные хану или узденю. Промысел этот был развит еще в недавнее время. Говорят, кумыки, а также горцы, крали по дальним аулам мальчиков и девочек и продавали их. Хозяин имел полную волю казнить кулов, продавать с семьею и отдельно, разлучать мужа с женою, мать с детьми.

Брак у мусульман бывает трех родов: постоянный, временный и брак с рабынею.

Постоянным браком каждый мусульманин может сочетаться с четырьмя женами. Временный брак допускается только у шиитов (персов). Брак с невольницами разрешается тому, кто по бедности не может содержать жены свободного происхождения.

Хотя многоженство допускается магометанским законом, но кумыки редко пользуются этим правом и имеют только по одной жене. Вступая в брак, кумык обыкновенно берет невесту равного с собою происхождения и избегает всеми средствами смешения с низшими классами. Кумык только тогда сватает, когда убежден в согласии девушки выйти за него. Согласия он добивается или при удобном случае, личными переговорами, или переговорами через посредников. В случае согласия девушка говорит: "Судьба моя зависит от родных"; в противном случае сама отказывает наотрез. Заручившись согласием девицы, кумык делает гласное предложение родителям и получает согласие, потому что родители почти никогда не противятся желанию девушки. Если же родители захотят отдать ее другому, то девушка тайком извещает своего избранного. По его предложению она соглашается на побег из родительского дома и назначает время и место похищения ее. При похищении невеста играет роль жертвы, кричит, плачет, умоляет отпустить ее. Похититель, между тем, отвозит ее в дом хана или почетного жителя, принимающего их под свое покровительство. Родственники в полном вооружении преследуют похитителя, но для предупреждения драки являются посредники - почетные старики, которые ведут переговоры с обеими сторонами. После долгих переговоров решают спросить у самой девушки, желает ли она возвратиться в родительский дом или выйти замуж за похитителя. Та отвечает, что ей стыдно уже возвратиться домой. За таким ответом следует брак. После совершения брака муж-похититель обязан назначить жене кебин хакъ, т. е. сумму, обеспечивающую женщину на случай развода. Самые деньги не выдаются, а дается жене письменное обязательство, у узденей - на сто рублей. В случае развода или смерти мужа, не оставившего детей, жена получает из имения мужа кебин хакъ и возвращается в дом своих родителей.

Женщина у кумыков не так подавлена работою, как у горцев. В домашнем быту она полная хозяйка. Но она сама считает своею обязанностью повиноваться мужу. Если жена умнее мужа, то она считает за стыд показать это, и всеми мерами старается скрыть слабоумие мужа. Супруги никогда не называют друг друга по имени, а всегда выражаются в третьем лице: он, она. При посторонних считается неприличною всякая ласка, неприлично также супругам хвалить друг друга.


Сообщил окончивший курс в Т.-Х.-Шуринской прогимназии всадник конно-иррегулярного полка Гаджи-Магома Дебиров. Т. -X. -Шура. 1882 г.
Извлечено из: "Дагестанские предания и суеверия" // Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. Вып. 4. Тифлис. 1884.


Опубликовано: газ. "Ёлдаш". 23.01.2009.

Размещено: 08.03.2009 | Просмотров: 3189 | Комментарии: 0

Комментарии на facebook

 

Комментарии

Пока комментариев нет.

Для комментирования на сайте следует авторизоваться.