Кумыкский мир

Культура, история, современность

От Дербента до Терека

Этническая география кумыков на рубеже XVI-XVII вв.

КумыкияКумыки - один из коренных народов Республики Дагестан, относящийся к древнейшему на Северном Кавказе каспийскому антропологическому типу большой европеоидной расы, в некоторых группах - с примесью кавказского типа. Язык кумыков, в отличие от языков большинства дагестанцев, относится к тюркским языкам и входит в их кыпчакскую группу; при этом в нем обнаруживаются и более древние элементы языка гуннов (II-V в. н. э.), булгар, хазар (V-Х вв.) и огузов (XI-XII вв.). Кумыкский язык, сложившийся еще в домонгольскую эпоху, с хазарского времени до первой половины XX в. служил одним из языков межэтнического общения не только в Дагестане, но и на Северо-Восточном Кавказе, в той же функции использовался с XIV-XV вв. его литературный вариант - северокавказский тюрки.

Сведения по этнической географии кумыков конца XVI - первой трети XVII в. отражены в путевых заметках и в исследованиях более позднего времени, часть которых ныне могут рассматриваться в качестве источников. Упоминания о кумыках, о материке (стране) Шавхал или Кумык у Антона Дженкинсона (1561 г.), о берегах Шамхала у Христофера Бэрроу (1581 г.), о горской землице (стране) Кумуки у Родиона Биркина (1587 г.)[1], о Кумыцкой земле у воеводы П. Головина и др.

Оригинальные сведения о расселении кумыков, точнее о резиденциях кумыкских и некоторых других дагестанских владетелей, имеются в османском (турецком) реестре мусульманским владетелям Северо-Восточного Кавказа 1574-1586 гг., извлеченном из архивов известным турецким историком проф. Фахретином Кырзыоглу и переведенном Камилем Алиевым. В нем перечислены наиболее влиятельные правители региона, среди которых указаны "владетель Дагестана Улу-Шаухал" или "владетель кумуков Улу-Шаухал" с резиденцией в Тарках, "владетель Тюменов", "владетель Бойнаков", "владетель Карабудака" и др.

Заслуживает внимания один из документов, выявленных и опубликованных С.А. Белокуровым под 1596-1599 гг. "Посольство в Грузию Куз. Петр. Совина и подьячего Полуханова". В нем приведены ценные сведения о расселении кумыкских и других дагестанских феодальных владений или сельских обществ, подвластных кумыкскому правителю шевкалу (шамхалу) Сурхаю с указанием количества конных и/или пеших воинов:

"А про Кумыцких людей мы, холопи твои, роспрашивали Аллаги [Уллаги/Уллу-Агъая Дербентского. - М-Р. И.], которой был в вожех [в предводителях. - М-Р. И.] со князем Ондреем Хворостиным: сколько, где и в которых местах Кумыцких конных людей сбираетца? Аллага сказал: в Ондрееве деревне [Эндирее. - М-Р. И.] Шевкаловы дети Салтан Магмут с братею, а у них конных 200 человек; у Куенского [Гуенского. - М-Р. И.] князя 70 человек конных; у Шевкалова ж сына у Нуцала, в деревне в Карагаче [Муцал-ауле. - М-Р. И.] 200 человек конных; у Салтанея у Тюменского [Тюмень, в устье Старого Терека. - М-Р. И.] конных 100 человек; в Таркалех [Кумторкале. - М-Р. И.] Шевкалова сына у Суркая у меншого 50 человек конных; у Шевкалова же сына у Апкаса в Капчаге [Капчугае. - М-Р. И.] 30 человек конных; в Кафыр-Кумыках у Шевкалова сына у Андеи 150 человек конных; у Шевкалова узденя у Темирхана в Шурани [Темир-Хан-Шуре. - М-Р. И.] 10 человек конных; в Тарках у Саркай Шевкала 50 человек конных; в Казанычах [Казанищах. - М-Р. И.] у Шевкала 200 человек конных; за Тарками у Горячево Колодезя [Темиргое. - М-Р. И.] у Шевкалова сына у Ахматкана 30 человек конных; у Карабутацкого [Карабудахкентского. - М-Р. И.] князя 100 человек конных; в Когдени [Губдене. - М-Р. И.] Шевкалов племянник, у него 200 человек конных; кабак Бойнак [Уллубийаул. - М-Р. И.], Шевкалов племянник, у него 20 человек конных; кабак Ухли [Охли.-М-Р. И.], а в нем Шевкалов зят, у него 50 человек конных; кабак Аркуша [Акуша.-М.-Р. И.], а в нем Шевкалов уздень Бурунчи, у него 30 человек конных; кабак Апшима [Гапшима. - М.-Р. И.], а в нем Шевкалов узден Казый, у него 20 человек конных; кабак Дергели [Дургели. - М.-Р. И.], а в нем Крым-Шевкалов сын Мехдей, у него 100 человек конных; кабак Юнгутей [Дженгутай. - М.-Р. И.], а в нем Крым-Шевкалов племянник, Сурхай, у него 100 человек конных; кабак Улушура [Уллучара?- М.-Р. И.], а в нем Шевкалов племянник Салтан, у него 30 человек конных; кабак Хили [Гелли. - М.-Р. И.], а в нем узден Алебек, у него 50 человек конных; кабак Калдар [Кадар. - М.-Р. И.], а нем Мирза, у него 50 человек конных; кабак Ерпели [Эрпели. - М.-Р. И.] Будачея Ерпелского з братьею, а у них с 400 человек конных; в Казыр-Кумыках [Хазар-Кумык, или Казы-Кумык? - М.-Р. И.] у Алебека князя з братьею 500 человек конных; кабак Харакула [Урахи. - М.-Р. И.], а в нем Салтан Магмет, у них 50 человек конных; кабак Боргю [Бораган, Брагуны. -М.-Р. И.], а в нем Каитмаз, у него 30 человек конных; промеж Кумык и Грузинские земли город Цакур [Цахур. - М.-Р. И.], а в нем Андикорклю княз, у него 200 человек конных; кабак Калакура [Калакорейш. -М.-Р. И.], а в нем Усмый княз [Уцмий Кайтагский. - М.-Р. И.], у него с 500 человек конных, с 700 человек пеших; кабак Утемишев [Утамыш. - М.-Р. И.], а в нем Халебек княз, у него с 300 человек конных; промеж Кумык и Дербени Табасаранской княз Кадит, Зихраров сын, у него 500 человек конных. И всего по Аллагине скаске [рассказу. - М.-Р. И.] Кумыцких и горских людей разных землиц с Шевкалом и с его детми и одиначестве [вместе. - М.-Р. И.] с 5,000 человек конных; а толко зберутца Кумыцкие и горские люди и черкасы, и всего их будет с 15,000 конных оприч [кроме.-М.-Р. И.] пеших людей".

В конце XVI - начале XVII в. Московское государство предприняло около десяти безуспешных военных походов против наиболее влиятельного владетеля Дагестана - шамхала Тарковского. Кумыкские владетели для обретения большей свободы и независимости от влиятельных соседей были заинтересованы в ослаблении Ирана и России, всячески препятствовали русско-иранскому сближению, а также связям России с Кахетинским царством. Во время этих походов на территории Дагестана в 90-х годах XVI в. были заложены Койсинский острог на Сулаке (Кази-юрт), крепости в Бойнаке (Уллубийаул) и на Тузлуке (у озера Турали), началось строительство крепости в ауле Тарки. Однако в 1605 г. русские отступили из Тарков с большими потерями, сняли гарнизоны из других крепостей и снова оказались за Тереком.

Сведения о расселении кумыков в устье Терека, около русской крепости Терки, имеются у Федота Котова, который писал: "А против Терка остров Чечень стоит в море, ходу до него парусом полдни и тот остров велик и рыбы много. И на том острове терские люди и Тарковские кумычаня (!) и горские черкасы ловят рыбу". Ниже он отмечал, что в Тарках "живут кумычане" и что "в горах над Тарками живут также кумычане".

Адам Олеарий, посетивший в 1636 г. Терский город, писал: "Князь Мусал в своем придворном штате имеет 500 человек, которые в случае надобности должны присоединиться к прочим стрельцам и действовать с ними заодно. Эти черкасские татары с дагестанскими татарами, татарским князем из Тарку (А. Олеарий называл кумыков. - М.-Р. И.) живут по сю сторону речки, в особом городе.

Представляется весьма примечательным описанный А. Олеарием эпизод, произошедший в русской крепости Терки. Находившийся в крепости брат шамхала Тарковского, отказался пить за здоровье великого князя Московского. На вопрос: "Знает ли он, в чьей он земле? Он высокомерно отвечал: он сомневается в том, в земле ли он великого князя или в своей собственности. (Терки и вся эта область раньше принадлежала татарам (кумыкам. - М.-Р. И.))" - заключает А. Олеарий.

Эти сведения о северных пределах расселения кумыков в устье реки Старый Терек подтверждаются сообщением другого известного турецкого путешественника Эвлия Челеби, побывавшего в русской крепости Терки 30 лет спустя в 1666 г.: "В древние времена то была маленькая крепость, принадлежащая кумыкам".

Значительную ценность для нашей темы представляет раздел А. Олеария "О Дагестане, особой татарской области", где он относительно подробно описывает расселение кумыков: "Это - татары (кумыки. -М.-Р. И.); персы зовут их лезги, а сами они зовут себя "дагестан-татар", т. е. горными татарами. "Даг" на их языке и по-турецки обозначает гору; они живут на склоне горы и между горами, миль от двадцати до тридцати к западу от Каспийскаго моря. К югу их граница, как здесь сказано, сейчас же у Дербента; она простирается вдоль моря к северу до Терок (русской крепости Терки в устье Терека. - М.-Р. И.); эту дорогу мы в извилинах ея определили в 40 миль. Горы в иных местах отступают на полмили, на целую, а иногда и на две и три мили от моря, оставляя близ подножья прекрасныя плодородный поля, а у моря - сухия степи".

Вместе с тем, описывая город "Тарку и Тарковскую область", А. Олеарий отмечает, что "здешние дагестанцы, ровно как и бойнаки и живущие более к северу люди, именуются кайтаками. За Тарку в горах к западу находятся еще другие, которые зовутся кумуки, или казикумуки (!), каждое из этих племен имеет особых своих государей", а затем вновь называет их же "Тарковскими татарами" (!).

Южными пределами расселения кумыков в рассматриваемый период, видимо, была река Дарвагчай, о которой А. Олеарий пишет, что севернее города Дербента "небольшая река образует границу между персидскими (азербайджанцами. - М.-Р. И.) и дагестанскими татарами (кумыками. - М.-Р. И.)".

О расселении кумыков севернее Дербента писал упомянутый выше Э. Челеби, отметивший, что "А [владения] кумыков непосредственно граничат с этой крепостью Демир-капу (Дербентом. - М.-Р. И.), между ними нет больше никаких нахие (военно-административная единица.-М.-Р. И.)".

Обращаясь к этнической географии кумыков конца XVI - первой трети XVII в., следует отметить практически аналогичную точку зрения по южным пределам расселения кумыков первого кумыкского этнографа Д.-М. Шихалиева. Говоря о происхождении одного из тюркоязычных народов Дагестана - терекемейцев, прежде всего в указанной связи, заслуживает внимания его утверждение о том, что до прибытия терекемейцев в район их нынешнего обитания севернее Дербента, эти земли были населены кумыками. "Они (терекемейцы. - М.-Р. И.) происходят из Персии, - отмечал Д.-М. Шихалиев, - и поселение их относится ко временам шаха Надира. Говорят, когда победоносный Надир, испытав первую неудачу в войне с горцами, зимовал около Дербента, на урочище Иран-хараб (что значит бедствие Ирана), были захватываемы из армии его пленные, и многие из них, томимые голодом, добровольно выбегали оттуда целыми толпами. Из всех их отовсюду собранных составились в Дагестане и земле кумыков поселения, которые теперь называют Терекеме".

Иными словами, по мнению Д.-М. Шихалиева, после того как часть южных кумыков, проживавших в Приморской низменности южнее р. Уллучай до р. Дарвагчай (южной границы терекемейцев), была уничтожена во время походов Тамерлана в Дагестан, эти земли во времена Надир-шаха были заселены терекемейцами.

...Словом, такова была этническая география кумыкского народа в конце XVI - первой трети XVII в. Как показал выше приведенный краткий обзор исторических известий и документов, она охватывала относительно значительное пространство на Северо-Восточном Кавказе, занимая западный берег Каспия от нижнего течения р. Старый Терек на севере до нижнего течения р. Дарвагчай на юге. Кумыки в рассматриваемый период были расселены на Кумыкской равнине и Приморской низменности до Дербента, включая прилегающие к ним предгорья.


Примечание.

[1] Белокуров С.А. Сношения России с Кавказом. Материалы, извлеченные из Московского главного архива министерства иностранных дел. Вып. 1-й. 1578-1613гг. М. 1889. С. 33.


Опубликовано: газ. "Ёлдаш/Времена". 06.03.2009.

Размещено: 07.03.2009 | Просмотров: 5780 | Комментарии: 0

Комментарии на facebook

 

Комментарии

Пока комментариев нет.

Для комментирования на сайте следует авторизоваться.