Кумыкский мир

Культура, история, современность

Этногенез кумыков в свете лингвистических данных

Самый надежный материал для этногенеза кумыков, как и других народов, дает их язык. На основе лингвистических данных определяется этногенетическая основа кумыкского народа. Ни одна из отраслей науки (история, археология, антропология) не дает такого достоверного материала, какой предоставляет язык. В языке отражается не только этногенетическая основа народа, но и его история, культура, связи, контакты с другими этносами.

Судя по лингвистическим данным, кумыкский язык и народ сложились из трех, тюркских по основе, пластов: булгаро-хазарского, огузского и кыпчакского.

Наиболее трудным для восстановления и определения статуса является булгаро-хазарский пласт, это обусловлено несколькими обстоятельствами: 1) тем, что данный пласт является настолько древним (не позднее X в.), что привел к потере народом булгаро-хазарской языковой памяти; 2) родство булгаро-хазарского и огузо-кыпчакского наречий обусловило относительно быструю и легкую ассимиляцию хазар и переход их к кыпчакско-огузскому типу. Этому способствовала и социально-политическая обстановка: вхождение зоны распространения тюркского ареала Северного Кавказа в Золотую Орду и распространение официального литературного языка "тюрки" в его золотоордынском варианте.

Дошедшие до нас от булгаро-хазарского периода связные тексты не известны. Сохранилась предположительная булгаро-хазарская титулатура и топонимика. В данном изложении попытаемся разобрать лексемы "джавшигир" из титулатуры и "Саркел" из топонимии. К булгаризмам мы условно относим те лексемы, которые не объясняются на кумыкской или арабо-иранской, иберийско-кавказской основе, и особенно те, где обнаруживается ротацизм.

Джавшигир некоторыми тюркологами возводится к основе ярашмакъ (Зайончковский). Мы же считаем, что данная основа сложилась из двух корней - джав- "враг" и чыкъ- "выйти, выйти навстречу". Тот диалект, где образовалось джавшигир, был джекающим. В современном кумыкском сохранились отзвуки джекания: жыйын (ср. ног. йыйын) "собрание", жая "лук" (ср. азерб. йай), кум. диалектн. (Тарки) жаякъ "щека", литер, яякъ; шигир можно объяснить особенностями арабской графики.

К булгаро-хазарским рудиментам мы также относим название хазарского города Саркел. Часть cap/сары "белый", "желтый", вероятно, более позднее образование, относящееся к периоду после переноса данной крепости на Дон в связи с арабо-хазарскими войнами. В бытность данной крепости на территории нынешнего Дагестана ее можно локализовать на территории нынешнего Буйнакска. Среди дагестанцев этот город был известен как Шура, Шура къала. Слово шура является булгарским вариантом общетюркского сары "желтый", "белый" (в данном случае вероятнее "белый", ср. русское название "Белая Вежа"). В современном чувашском есть еще шур в значении "болото", "болотистый", но мы учитывая русское название Белая Вежа, склоняемся к значению "белый". Вторая часть этого слова кел соотносится с алломорфами кил, гил - тюркское слово в значении "крепость", "дом".

Старое название г. Буйнакска Темирханшура является более поздним образованием, связанным с походом Тимура в Дагестан в конце XIV века. По преданию, здесь на скале, которая сейчас называется "Кавалер Батарея", была ставка Тимура; шура восходит к арабизму в значении "совет".

В нашей работе "Къумукъ диалектологиясы" приведены 8 словоформ с явным булгарским признаком - ротацизмом:

  1. симсир (<сим+сир), сравн. тат. диалектн. семсез "неумный, легкомысленный";
  2. къаракъ (сравн. кум. къазакъ) "одинокий", "отделившийся";
  3. самура (сравн. семиз "жирный", "неуклюжий");
  4. сыр, сырыв - "стежка" (на фуфайке), сравн. сыз - "проводить линию", сызакъ "линия";
  5. диалектн. Хасавюрт, каъвер "ковер", сравн. кийиз, кигиз "войлочная подстилка" (русское слово ковер заимствовано из тюркского языка булгарского типа);
  6. op "ров", сравн. оъзен "река", оъзек "ручей";
  7. кёкюрек "грудь", сравн. огузск. kekyz;
  8. Турали - соленое озеро вблизи Махачкалы, сравн. туз "соль", тузлу "соленый"1.

По классификации Н.А. Баскакова, кумыкский язык относится к кыпчакско-половецкой подгруппе кыпчакской группы западнохуннской ветви тюркских языков2. Он отражает основные лексические, фонетические и грамматические черты, присущие кыпчакским языкам. В фонетике основными кыпчакскими элементами являются начальный т вместо д огузских языков: тил "язык", тиш "зуб", темир "железо"; серединный и конечный губно-губное в вместо гъ огузских языков: бав "сад", тав "гора", авур "тяжелый". В грамматике классификационным признаком кыпчакских языков является перфект на -гъан вместо -мыш огузских языков, что характерно и для кумыкского языка.

Вместе с тем кумыкский язык отличает от других кыпчакских языков, например, близкородственного карачаево-балкарского, и некоторые огузские элементы. Ниже остановимся на основных из них.

1. Начальный г вместо к других кыпчакских языков: гёз "глаз", гел "приходить", геме корабль" и т.д. Но встречаются примеры с начальным к, которые мы условно называем "остаточным": кёк "небо" при гёк "синий", кюрек "лопата", кес- (терск., кайтагск. диалекты, так же и в огузских языках). В соответствии к-г кумыкский пошел даже дальше огузских языков, которые являются г-языками, сравн. азерб. кес-, кум. гес- "рубить", "резать"; азерб. коч- "кочевать", кумык, гёч-; азерб. kёinуk - "сорочка", кумык. гёлек; азерб. kёnel "сердце, душа", кумык, гёнгюл; кёlgэ "тень", кумык, гёлентки; азерб. кёр3 "вздуться", "вздутый", кумык, гёп-.

2. В грамматике "остаточным" огузским элементом мы считаем форму причастия настоящего времени на -агъан, -йгъан. Огузские причастия на -ан обычно возводят к причастиям на -гъан, т.е. алгъан>алан.

Однако такую этимологию мы считаем неубедительной с фонетической точки зрения. Вряд ли возможно выпадение гъ в позиции после согласного. Утрата гъ наблюдается в позиции между гласными, т.е. -ан восходит не к -гъан, а к -агъан: алагъан > алаан > алан. Сравн. в современном кумыкском языке алагъан адам - алаан адам (в терском диалекте) "берущий человек". В огузских языках формы на -агъан сохранились как рудименты в составе прилагательных: гачаган aт "скаковая лошадь", букв, "бегущая лошадь".

3) Одним из огузских элементов в кумыкском языке являются формы на -мыш. Причастия на -мыш в кумыкском языке употребляются в двух функциях:

а) в функции отглагольных имен: гелешмиш "невеста", боямыш "коричневый";

б) как основная часть перифрастических форм (в отрицательной форме): гёрмемиш бол "делать вид, что не видит", билмемиш бол "делать вид, что не знает", эшитмемиш бол "делать вид, что не услышал".

Таким образом, кумыкский язык, а следовательно и народ, сложился из трех тюркских компонентов: булгаро-хазарского, огузского и кыпчакского, с преобладанием кыпчакского. Иберийско-кавказский элемент в опорных диалектах (буйнакском, хасавюртовском и терском) как субстрат отсутствует.

Знаток тюркских и аварского языков Абусуфъян Акаев по благородству и чистоте кумыкский язык ставит на первое место среди тюркских ("Бютюн ер юзюнде бизин къумукълардан таза, асил сёйлейген халкъ ёкъ. Тюрк тилни инг aсили - бизде4).

Заметное даргинское влияние оказано на говоры кайтагского диалекта, и это скорее суперстратное, а не субстратное явление.

Сказанное не свидетельствует о недагестанском (в географическом смысле слова) происхождении кумыков. Оставаясь тюрками, кумыки являются коренными северо-кавказцами. Тюрки здесь были еще до нашей эры, и кумыки как народ сформировались именно здесь. Кроме того, вопрос об этногенезе имеет и моральный аспект: о тюрках-пришельцах можно говорить, если правда то, что море отступило. Это по сути тюркофобская теория. По этой теории получается, что все тюрки, в том числе и кавказские, на своей земле являются пришельцами.

Примечания.

1. Хангишиев Дж.М. Къумукъ диалектологиясы. Махачкала, 1981), с. 14-15.

2. Баскаков Н.А. Введение в изучение тюркских языков. М., 1962, с. 236.

3. Неточности в азербайджанской графике объясняются техническими недостатками.

4. "Мусават". 1917. №№ 18-20,22; См.: Акаев А. Пайхамарны ёлу булан. Магъачкъала, 1993, 77 б.


Опубликовано:
КНКО: Вести. Вып. № 5, 2001, Махачкала.

Размещено: 16.10.2008 | Просмотров: 5340 | Комментарии: 0

Комментарии на facebook

 

Комментарии

Пока комментариев нет.

Для комментирования на сайте следует авторизоваться.