Кумыкский мир

Культура, история, современность

Кумыкский язык и этнос: вопросы их формирования

Кумыкский язык - это язык народа, прошедшего сложный путь этногенеза, в котором участвовали различные тюркоязычные племена в течение длительного исторического периода. Среди кыпчакских и огузских групп тюркских языков кумыкский язык занимает промежуточное положение с преобладанием кыпчакских элементов над огузскими. Вместе с тем в диасистеме кумыкского языка в той или иной степени отражаются почти все языковые явления и изменения, отмеченные в тюркских языках и их диалектах. Этими обстоятельствами продиктованы необходимость более глубокого изучения истории формирования кумыкского языка и этногенеза его носителей, о котором в литературе существуют самые различные точки зрения. Так, некоторые исследователи, включая и языковедов, считают кумыков в своей основе аборигенами Дагестана и при этом не отрицают значительной роли пришлых тюркоязычных племен в их формировании и тюркизации (Гаджиева 1961; Шихалиев 1992; Магомедов 1994; Керимов 1967). Другая группа ученых придерживается миграционной теории. При этом они не единодушны в вопросе о времени заселения кумыками Прикаспийской равнины, а также о роли местных аборигенов в формировании кумыков. Одни исследователи этот вопрос связывают с хазарским периодом: считают кумыков или потомками хазар, или народом, проникшим в период расцвета Хазарии (VIII в.), другие - с кыпчакским (XII-XIII вв.) периодом проникновения (см. Гаджиева 1961).

С первых веков нашей эры на Северный Кавказ начинают проникать кочевые тюркские племена - гунны. "Гунны" как собирательное имя объединяло не только собственно гуннов и родственные им тюркские племена, проникшие сюда вместе с ними, но и савиров, барсилов, болгар, населявших северокавказские степи. Кочевые народы: угры, савиры, булгары, кутригуры, авары, хазары и др., были известны Ритору в "пределах гуннских " (см. Мамедов 1994). До VI века о хазарах как об этносе сведений довольно мало. Тюрок-савиров исследователи считают предками хазар (Алиев 1987). А.Вамбери считает: "Хазары - не пришельцы, а сформировались на основе древних каспийско-скифско-кумыкских племен" (1975). В 557 г. в Прикаский пришли войска тюркютов (древних тюрков). Хазария отделилась от гибнущего Западного тюркского каганата и благодаря удачному союзу с тюркютами превратилась в мощную страну. В состав хазарского этноса в течение VII-VIII века вошли не только тюркюты, но и определенная часть барсилов, савиров, болгар, гузов, а также вассалы, сопровождавшие их в походах.

К концу хазарского периода Азово-Каспийское междуречье, включая степные районы Северного Кавказа и Дагестана, находились под безраздельным контролем Хазарского каганата (Федоровы 1978). В конце VIII в. хазары под натиском арабов были потеснены на Волгу и Дон (Магомедов 1994). В 965 г. Хазарского каганата не стало, этнос хазар рассеялся (Гумилев 1993).

Итак, с I тысячелетия нашей эры пребывание различных тюркоязычных племен, представляющих собой отдельные этносы, но входящих в систему единого "хуннского" суперэтноса, на Северном Кавказе, точнее, на территории между Волгой, Тереком и Доном, было непрерывным и прогрессирующим. Это собственно гунны, гуннские племена савиры, язык которых принадлежал к болгарским языкам западнохуннской ветви тюркских языков, входящие в гуннское объединение также болгары, этнически и территориально близкие им хазары и барсилы, союзники хазар - тюркюты, участвовавшие в разгроме хазар - гузы (торки) и родственные им племена, вторгшиеся в Прикаспийские степи огузские племена во главе с султанами из сельджукской династии (XI в.) - все они создали в северо-восточном Дагестане обширную тюркоязычную зону.

С проникновением нового тюркского народа - кипчаков - в Прикаспийскую степь (X в.) все эти этнические субстраты, объединенные в составе хазарского этноса, сливаются с новым этносом и образуют единую систему - новый оригинальный этнос - кумыки. Как известно, новый этнос всегда богаче и мощнее, нежели старые, составившие его (Гумилев 1993).

Таким образом, на основе исторических, этнографических и лингвистических материалов можно сделать следующий вывод: кумыкский язык и этнос формировались под влиянием многовековых привнесений различных родственных между собой тюркских племен, составивших базу единого кумыкского этноса на основе аборигенных и родственных им тюркских племен Прикаспия. Поэтому кумыки являются аборигенами Дагестана. Кумыкский язык содержит в себе основные особенности разных групп тюркских языков и их диалектов. Н.А. Баскаков также указывает на наличие в основе кумыкского языка "общих исторически отложившихся болгарских, хазарских, а главным образом позднейших узо-половецких черт" (1952).

К концу XIII в., должно быть шел процесс формирования самостоятельных карачаевского, балкарского, караимского, крымско-татарского народов и их языка с общими в основе булгаро-хазарскими чертами. Это в какой-то степени отражается в языке "Кодекса Куманикуса".

В этом сложном процессе формирования и развития языка, в котором участвуют элементы многих языков различных племен, очень трудно установить границы между общетюркским, кыпчакским, огузским вкладом, а также назвать какой-либо языковой элемент, который был бы характерен только для одного из них и отсутствовал бы в остальных. Более того, грамматические элементы, функционирующие в разных современных тюркских языках, параллельно могли употребляться в одном и том же памятнике (Гаджиева 1979). Если какой-то элемент в современных тюркских языках относится к кыпчакским или огузским, то исторически он может не относиться или только к кыпчакским, или только к огузским (Баскаков, 1960).

Наличие в кумыкском языке огузских элементов, во-первых, является отражением раннего состояния тюркских народов, отличающихся смешанностью черт. Их можно назвать изначальными или исконными. Часть изоглосс могла проникнуть в результате миграций огузов в Малую Азию, Иран, на Урал и Волгу. Притоку огузских элементов в кумыкский язык способствовали также хазаро-азербайджанские контакты в течение длительного времени.

Кумыкский язык испытал влияние огузских языков во время миграции огузов (гузы-тюрки) в Северный Дагестан под натиском кипчаков (X в.), также вторжения огузских племен (XI в.) (Гаджиева 1961; Федоровы 1978).

Проникновению и локализации огузских изоглосс способствовали и дальнейшие культурно-экономические связи кумыков с соседними носителями огузских языков (см. Акбиев 1994). Таким образом, кумыкский язык - это язык народа, который прошел сложный путь этногенеза, в котором участвовали различные тюркоязычные племена в течение длительного исторического периода. Поэтому изучение кумыкского языка в совокупности с его диасистемой, которая отражает основные языковые явления в истории тюркских языков, этнические связи с другими тюркскими народами, представляет большую научную значимость.

Размещено: 03.10.2008 | Просмотров: 4282 | Комментарии: 0

Комментарии на facebook

 

Комментарии

Пока комментариев нет.

Для комментирования на сайте следует авторизоваться.