Кумыкский мир

Культура, история, современность

Мародеры на просторах истории

Письмо читателя в ответ историческим упражнениям Марко Шахбанова

Предлагаемое вниманию письмо З. Сала-Аджиева было написано более 3-х лет назад в ответ на исторические фантазии журналиста Марко Шахбанова. Что побудило выложить на сайте этот материал именно сегодня?

Дело в том, что М. Шабанов продолжает совершенствовать свое "ремесло". И если он раньше был простым "мародером на просторах истории", то ныне, освоил более тонкие приемы промывания мозгов. Например, в газете "Новое дело" от 5 сентября 2008 года, опубликована его на первый взгляд объективная и даже озабоченная судьбой земляков статейка "Моздокские кумыки" под рубрикой "Нас касается".

В самом деле, он честно отмечает, что в основе его статьи лежит исследование Г.-Р. А.-К. Гусейнова "К истории кумыкского этноса на Северо-Восточном Кавказе: Северная Осетия и Ингушетия". Знакомство с оригиналом подтверждает, что М. Шабанов действительно выполнил компиляцию указанного исследования на уровне школьного реферата, и будто школьник, а на самом деле как многоопытный журналист-мародер, использовал только часть материала. Ту часть, изложение которой у читателя формирует определенное, нужное "мародеру" мнение: кумыки в указанном регионе проживают максимум 170 лет. Да и было их первоначально около 1000 душ...

Мы намерены в ближайшее время разместить здесь и другие статьи Г.-Р. А.-К. Гусейнова, из которых явствует, что предки кумыков, проживающих сегодня в соседних республиках, в XVII-XIX веках испытали то, что испытывают их сородичи в XX-XXI веках в Дагестане. И это "нас касается"...


Дорогая редакция!

После публикации в вашей газете статьи Б. Узунаева "Насильно мил не будешь" я через друзей достал ксерокопию статьи М. Шахбанова, внимательно ознакомился с ней и решил высказаться. Я от всей души благодарю Б. Узунаева за умную, сделанную со знанием и большим тактом статью-отповедь на публикацию Марко Шахбанова "Чеченский ли Хасавюрт?" в газете "Черновик".

Скажу вам, что вольные, если не сказать, провокационные, лжеисторические экзерсисы последнего на тему происхождения кумыков меня глубоко задели. Я сын кумыкских родителей, но в моих жилах течет кровь и моей прабабушки-андийки. Я не испытываю (не испытывал никогда) каких-либо фобий ни к одному из соседних народов, в том числе и к аварцам, радетель которых М. Шахбанов будто бы старается их возвеличить и возвысить среди других народов. На самом же деле, как мне думается, подобные публикации "работают" не "за", а "против" аварцев, хотя, быть может, они тут и ни причем.

Спасибо, конечно, М. Шахбанову за то, что он так "глубоко" изучил кумыкскую этногенетику и нашел (о, эврика!) праотцов кумыков среди аварцев. Сами же кумыки до "счастливой находки" и ряда сногсшибательных историко-географических "открытий" М. Шабанова от 1 марта 2005 г. были, видать, неграмотны в области своей истории и находились в глубоком неведении, кто же они, откуда они?

Но я не об этом, о другом. М. Шахбанов в своих экзерсисах не столько ставит вопросы, сколько отвечает и утверждает: Хасавюрт, нет, не чеченский и не кумыкский, а... андо-аварский. Ну если иметь в виду не исторический, а сегодняшний расклад сил в этом регионе, может быть, он и прав. Но зачем же, надо историю переписывать и покушаться на святая святых каждого народа - историческую, этническую память. Ведь каждый народ, как и каждый человек, сам знает своих предков. Знают их и сами кумыки. В подсказках тоже они не нуждаются, манкуртами они никогда не были. Хотел бы сказать М. Шахбанову, что мой гуэнский род немало прославлен в кумыкской истории, фольклоре. Его историю я изучил достаточно полно и глубоко, как и полагается, "до седьмого колена". К гуэнам принадлежал великий кумыкский суфий и поэт Умму Камал (ум. в 1475г.) из Гюен-кала (Бавтугая), назвавший себя в одном из стихотворений "мисгин къумукъ" (Революциядан алдагъы къумукъ адабият. Махачкала, 1980. С. 12). Из нашего гуэнского же рода был знаменитый первый этнограф из кумыков, автор "Рассказа кумыка о кумыках" Девлет-Мурза Шейх-Али ("Кавказ" Тифлис, 1848,№ 37-44; переиздана в Махачкале в 1993 г.). Как видим, он в абсолютном согласии с Умму Камалом считал себя кумыком. Его прямой родственник Яхья Османов в прошении к Барятинскому писал: "Принадлежа по происхождению к фамилии "гуен", составляющей часть населения дер. Андреевой (Эндирей. - С.-А.), я желаю причислиться к их обществу, на что имею честь спрашивать благосклонного Вашего разрешения. Прошу дозволить мне с родственниками моими гуенами в числе которых находится Девлетмурза Шихалиев (ныне караногайский пристав) поселиться выше с. Темираул на р. Шабур, на принадлежащей им земле, называемой Гуен-ер (Гуенская земля"- С.-А.) (ЦГА РД, ф. 147-р,оп.1. 16, д.2, л. 3.).

Не хотел бы разочаровать М.Ш., но история моего рода, как и история этнонима и этноса в целом не имеет ничего общего с этногенетическими, этнонимическими построениями, лучше сказать, упражнениями (к примеру, с самоназванием андийцев -гьванал) данного автора не имеют и не могут иметь. При желании можно, конечно, найти сходство Буйнакска с Буэнос-Айресом, Анди с Индией и продолжать упражняться в таком же духе, сделав это занятие своим хобби. Не мешало бы в таких случаях изучить соответствующую литературу по тюркским и славянским этимологиям и в частности, мнение американского профессора тюрко-славистики К. Менгеса о корнях этнонимов "Gwen (Гуэн)" и "Qumuq" (Менгес К. Восточные элементы в Слове о Полку Игореве. М., 1997 г. С. 72). М. Шахбанову прежде чем приходить к таким сногсшибательным "открытиям" по истории гуэнов, было бы полезно внять словам самих гуэнов. В конце XIX в. русский кавказовед Е.Г.Вейденбаум, будучи проездом в Солтан-Янги-Юрте, записал одну их застольную песню (Вейденбаум Е.Г. Начало Гуэнской песни// СМОМПК вып. XVII. Тифлис, 1893г. С. 58-59):

"Къабургъасы яр гемик,
Къарын майи къар гемик,
Согумлар берсен, магъа
Кабан бер..."

Ученый отмечал, что местные жители указывали на древность песни, ее связь с христианским периодом своей истории. Песня, как видим древняя, и, что интересно, не многим отличается от современного кумыкского языка; различия же вполне объяснимы диалектными особенностями гуэнского наречия и древностью самой песни.

Теперь, что касается происхождения шамхалов Тарковских, то никакие они не арабы и тем более лакцы, а настоящие тюрки-кумыки (См.: В. Ф. Минорского и др. авторов) и незачем тарковича-кумыка "делать" лакцем, у них хватает своих ханов, кстати, этногенетически напрямую связанных с кумыкским владетельным родом Тарковских. Новейшие исследования непредвзятых, объективных ученых-историков в Москве, Санкт-Петербурге и др. научных центрах показывают, что многие аристократические роды на Кавказе и в России имеют тюркские этногенетические корни (это и понятно, ибо почти что двух-тысячелетнее доминирование тюрков в этих регионах не могло быть бесследным!). В Дагестане и Чечне в течение веков аналогичную роль играли кумыки и их правители. Чтобы в этом убедиться, достаточно внимательно и непредвзято изучить генеалогии и исторические материалы. Приведу один лишь пример, зафиксированный со слов имама Шамиля в Калуге женой пристава Чичагова (См.: М.Н. Чичагова Шамиль на Кавказе и в России М., 1991. С. 14-15).

Так вот, по признанию самого имама Шамиля, отцом его был Дэнгау-Магомед сын Али. А предком (древний предшественник по роду) Али "был кумык - Амир-Хан, человек известный на Кавказе" (с. 15). Матерью Шамиля была дочь Пирбудаха, прадедом которой был Манташ, "знаменитый человек в Дагестане". Хочу спросить М. Шахбанова, не возникает у него вполне резонный вопрос: кто же был этот "кумык Амир-Хан, человек известный на Кавказе"? Почему бы ему на нее не ответить и перестать "записывать" кумыков некумыками.

Могу предложить совестливым и любознательным свой вариант ответа: таким кумыком, известным на всем Кавказе, как об этом свидетельствует история, был сын Эльдар-шамхала Тарковского - Амир-Хан, в свое время воспитывавшийся в аманатах у русских, а впоследствии отличившийся на дипломатическом поприще в качестве кумыкского посла по особым поручения в Москве и Исфахане. Его имя и деяния известны в истории. О нем упоминает и Адам Олеарий, гостивший в его усадьбе. Память его поныне стережет топоним Амирхан-кент (ныне Кяхулай) на склоне Тарки-тау.

Но этим я никак не собираюсь сказать, что Шамиль был кумыком по своему этническому самосознанию. Как видно из его собственных показаний, он считал себя гимринцем, аварцем, но благодарным сердцем своим помнил кумыкских предков и гордился ими. И я вам скажу, что чувство рода, это хорошее, доброе чувство, и не стоит его стыдиться, в том числе современным сородичам Шамиля.

И еще. Что касается этнических связей кумыков и андийцев, то, кто же их отрицает, они, конечно же, были. Ведь помнят же еще Андийские горы (я не думаю, что вроде бы всеведающий Maрко не знает это) о хане Ёлуке из кумыков, пришедшем к ним во времена завоевательных походов Тимура и о том, что у андийцев существовал знаменитый аристократический тухум, этногенетически связанный с шамхалами Тарковскими (См.: работы Х.-М. Хашаева, С. Гаджиевой). Существовал и другой тухум под названием "Индерейлал" (Халидбег Умаханов. Помнят Андийские горы. Махачкала, 1993 г. С. 22., 24). Можно было бы привести и другие примеры, но, думаю, и приведенных достаточно.

В заключение хочу сказать и о следующем. Не знаю, какие конкретные цели преследует М. Шахбанов своими экзерсисами и кому нужны сии его лжеисторические упражнения, но складывается ощущение, что сей радетель андийцев (вспомним глупые, невежественные высказывания президента Б. Ельцина во время известных событий в Хасавюртовском регионе), видать, не прочь бы столкнуть в "разборках" за землю и волю два братских народа. И поэтому один практический совет: прекратите мародерствовать на просторах кумыкской истории, это всегда плохо кончается...

P.S. Спецкор М. Ш. меня удивил (ну прямо-таки, "убил" наповал!) еще одним своим "открытием" (См. последний номер "ЧК"). Оказывается, аварский "Сарир" (он же -Савир, он же Барсил и т. д. и т.п.) в прошлом простирал свои границы чуть ли не до Москвы. И как стало ныне известно спецкору "Черновика", "предкам аварцев в далеком прошлом принадлежала большая территория (не только Засулакская Кумыкия, как он утверждал в прошлой своей статье.- З. С.-А.). В современных границах - это Дагестан, Чечня, Ингушетия, Калмыкия, восточное Ставрополье (наверное, в качестве отгонных пастбищ.- З. С.-А.) и южная часть Астраханской области". Вот это, да! Вот это были предки, богатыри, "не то, что нынешнее племя"! Чем, скажете, не национальная идея!? Видать, и сам Марко не спит, а еженощно бдит в ожидании Великой Аварии "от моря Дарубандского (Каспий) до реки Ломеки (Терек) и до великой реки Хазарети (Волга)", осененной историческими экзерсисами то ли Леонтия Мровели (ХI век), то ли комиссии "ученых мужей" грузин во главе с Вахтангом VI, сделавших в XVIII веке в соответствии с определенной политической тенденцией тогдашнего времени "Вставку" в сочинение Картлис Цховреба (См.: Леонти Мровели. Жизнь картлийских царей. М., 1979. С.11, 69). Так держать!


Опубликовано: газета "Ёлдаш" 08.04.2005

Размещено: 11.09.2008 | Просмотров: 5116 | Комментарии: 0

Комментарии на facebook

 

Комментарии

Пока комментариев нет.

Для комментирования на сайте следует авторизоваться.