Кумыкский мир

Культура, история, современность

К вопросу о происхождении шамхальства

Проблема шамхальства в исторической науке Дагестана находит неоднозначное толкование. Представители официальной историографии В.Г. Гаджиев, Бутаев, Р.Г. Маршаев, М.-С. Умаханов, 3.Т. Гаджиев и другие в своих работах пытаются доказать, что первоначально шамхалы и их постоянная резиденция находились в лакском Кумухе и потому применительно к данному государственному образованию правомерным считают употребление термина "Казикумухское шамхальство". При этом они не учитывают внешних факторов воздействия на формирование феодальных объединений Дагестана, что тюрки могли создать свое владение и высоко в горах.

Так древние тюрки-авары основали Аварское ханство высоко в горах Дагестана, хотя впоследствии, подобно тюркам-булгарам, создавшим свое государство на Дунае, ассимилировались среди местного населения. Это обстоятельство игнорируется официальной историографией. Будем надеяться, что будущие историки исправят эту ошибку.

Разве то обстоятельство, что все "казикумухские" шамхалы и их предполагаемые потомки сплошь носили тюркские имена (Будай, Сурхай, Чопан, Герей, Чолак и др.), является случайным? И разве процесс избрания шамхала не проводился по тюркским традициям?

А ведь по свидетельству многих достоверных исторических источников, шамхал был верховным правителем (царем) кумыков и других народов Дагестана. Так, на это однозначно указывают русские и грузинские дипломатические акты 15-16 столетий, в которых шамхалы именуются по-кумыкски шевкалы. Этим же именем называется иногда и подвластный им народ; большею же частью народ этот называется кумыками. В этих документах и русские, и грузинские цари нередко величают шамхала Государем (ССКГ. Тифлис. 1868. Вып. 1). Известный историк Е. Н. Кушева также писала, что "Кумыки или Кумыцкая земля - термин, объединяющий в XVI - XVIII вв. владение шамхалов и других кумыкских ханов и мурз Северного и Приморского Дагестана".

С этой точки зрения совершенно не понятна позиция названных выше историков, игнорирующих известные исторические факты и новые материалы, введенные в научный оборот в последние десятилетия нашими учеными. В данном случае я имею в виду монографические работы А. А. Кандаурова - "К вопросу о происхождении кумыков" (Махачкала, 1995), Б. Атаева - "Край равнинный - Кумыкия" (Махачкала, 1996); К. Алиева - "Таргу-наме. Лексикон" (Махачкала, 2001), "Дорогой тысячелетий. Кумыки и их этно-родственные связи" (2004), "Шаухалы Тарковские. Кумыкская аристократия" (Махачкала, 2006), "Шаухалы Тарковские. Страницы кумыкской родословной" (2008); Г. Оразаева - "История Кавказа и селения Карабудахкент Джамалутдина-хаджи Карабудахкентского" (2001); "Исторические сочинения Дагестана" (Махачкала, 2003).

Согласно аргументированной позиции вышеуказанных авторов, шамхальство - это не арабское, а тюркское феодальное образование, ведущее свое начало от династий, утвержденных сначала чингизидами, а затем тимуридами. Еще до революции в своей "Истории Карабудахкента" Джамалутдин-хаджи писал, что шамхалы имеют золотоордынское происхождение, что они не были добропорядочными мусульманами, что они жили по законам "Ясы" и в силу этого со временем деградировали и сошли с исторической арены.

Прав был профессор А. Кандауров, когда писал: "Без сомнения, инициаторами версии об арабском происхождении шамхалов были сами шамхалы". Данная версия, по компетентному мнению известного востоковеда А. Р. Шихсаидова "была выгодна духовенству и правящей верхушке, она обеспечивала им духовное господство династий шамхалов над Кумыкией, соседними племенами и народами Дагестана" (А. Р. Шихсаидов. Ислам в средневековом Дагестане. Махачкала).

А вот что об этом пишет К. Алиев: "Шамхалы по своему происхождению делятся на две группы: семендеро-джиданскую (тюркскую) и золото-ордынскую (тюрко-татарскую). Впоследствии выделяются две чингизидские династии. Первая правила примерно с 1239 по 1396 (около 160 лет). Между 1396 и 1443 годами у кумыков, очевидно, господствовали тимуриды. Вторая же, "татарская" династия, создавшая после падения тимуридов в 1442/43 году независимое государство на Восточном Кавказе, правила с 1442 по 1867 год т. е. до упразднения Тарковского кумыкского государства (Шаухальства) и включения его в состав Российской империи (почти 425 лет). К. Алиев в своей монографии "Дорогой тысячелетий. Кумыки и их этнородственные связи" (Махачкала, 2004) подробнейшим образом осмысливает историю шамхалов и их тюркских предков. Я приведу лишь одну цитату по интересующей нас проблеме. Автор пишет о том, что дагестанский историк начала XX в. А. Каяев "правившего у кумыков при сельджуках во второй половине XI - начале ХII в. первошамхала прямо называет тюрком, после которого "шамхальство передавалось по наследству". Я советую всем обратиться к работам К. Алиева.

Является совершенно неслучайным то обстоятельство, что кумыкские правители в более поздние времена и сами жители кумыкских земель, которые занимали в те времена земли от Дербента до Пятигорья, оказали отчаянное сопротивление Тимуру, защищая интересы Золотой Орды, будучи сами подопечными их ханам. В результате этой борьбы произошло катастрофическое сокращение численности кумыков. Были разорены сотни селений, оставшееся в живых население бежало во все стороны, опасаясь от поголовного истребления. Только в Салатавии было уничтожено 14 кумыкских селений, названия которых сохранились до наших дней: Чиркей, Дылым, Инчхе, Козтала, Буртунай, Бекюрт, Гертме и другие. Более того, некоторая часть кумыкского населения оказалась в Северном Причерноморье. Об этом свидетельствует сообщение французского миссионера Иоанна Галифорнийского, посетившего в 1404 г. эти районы. Он писал: "Здесь много христиан, латинян, католиков, греков, армян, готов, татар, кумыков и других народов, где все говорили на тюркском языке".

Кумыкские шамхалы, по мнению исследователей, имели две резиденции: одну в Тарках, другую в горах. В период нашествия завоевателей или в летнее время они уходили в горы, а в периоды безопасности и в зимнее время предпочитали пребывать в Тарках.

О кумыкском шамхальстве известный историк Р. М. Магомедов писал: "Владение шамхалов с точки зрения географического расположения было очень удобное. В их руках находилась вся прикаспийская равнина и часть предгорья. Они больше всего общались с соседними странами. Видимо, это обстоятельство и выдвинуло их на первое место в ряду остальных князей Дагестана, и именно с этим связано быстрое выдвижение их не только в Кумыкии, но и в Дагестане".

В связи с искажением фактов, связанных с происхождением шамхальства, А. А Кандауров писал, что попытки некоторых историков представить земли тарковских шамхалов подвластными некоему "Казикумухскому" шамхальству не имеют под собой никакой почвы. Версия о том, что лакское селение Кумух служило постоянной резиденцией шамхалов Тарковских, также является несостоятельной. Летней резиденцией шамхалов первоначально был "считавшийся древнейшим" в Дагестане "город Кумук", который локализовался на территории нынешнего Буйнакского района, где ныне Эсги Къумукь (Старый Кумук). Город Кумук, по местным преданиям, оказал упорное сопротивление воинам Тимура. За это он из уст Тимура получил название "Кафир-Кумук". В реальности этого не трудно убедиться, увидев сохранившиеся здесь до сего времени остатки летней резиденции шамхалов (А. Кандауров).

Известный дагестанский историк Р. М. Магомедов по этому поводу также писал: "Шамхалы Тарковские с Кумухом ничего общего не имеют в том смысле, как это до сих пор рисовалось в существующей литературе. Кази-Кумух никогда не служил резиденцией кумыкских князей".

По мнению А. Кандаурова, кумыкские шамхалы, продолжая традиции хазарских хаканов, зимовали в одном месте, а лето проводили в родовых поместьях в горах. "Действительно, в истории известны факты, что Кази-Кумухское ханство входило в состав Шамхальства Тарковского до середины XVII века и платило им ясак (дань), и лишь в 1640 году, когда шамхал Сурхай прибыл в Кази-Кумух для очередного сбора дани, кумухцы восстали и изгнали его. С этого времени кази-кумухцы прекратили платить дань шамхалам Тарковским" (См.: Кази-Кумухские и Кюринские ханы // Сборник сведений о кавказских горцах" (Тифлис, 1869. Т. 26.-С. 5).

Ко всему сказанному добавим, что ничем не аргументированной выдумкой является и утверждение о том, что знаменитый чанка Султан-Махмуд (Сулганмут) - сын Чопана Шамхала Тарковского будто бы был лакцем. Он родился от отца-кумыка и матери-кабардинки в Тарках, а жил и правил в Эндирее.


Опубликовано:
Газета "Ёлдаш/Времена", 25-07-2008

Размещено: 07.08.2008 | Просмотров: 5758 | Комментарии: 9

Комментарии на facebook

 

Комментарии

AntiBred оставил комментарий 30.07.2012, 18:49
Comment
"В 1642 году шамхал Сурхай (1640—1667) сделал город Тарки своей столицей. «Лакское узденство посчитало это оскорблением древней столицы»[82]. В Кази-Кумухе правителем избирается Алибек II, который создаёт независимое Казикумухское ханство. Впоследствии титул «шамхал» переходит к князьям из шамхальской ветви в Тарках, где образуется независимое Тарковское шамхальство. Все шамхальские ветви в Дагестане связывались с Кази-Кумухом и шамхал Сурхай отколовшись от Кази-Кумуха потерял свою политическую власть в большей части Дагестана"

Я в шоке просто, до какой наглой врани может дойти человек чтобы угодить себе и своему народу! Да у меня язык не повернётся назвать автора этого текста учёным, это писатель фантазёр, вот кто он такой!! В историграфии давно известный факт что шамхалом Кази-кумуха на народ Тарки был наложен ежегодный налог в виде двух саха(сах - мера объема, равная 3л) риса с каждого дома! Так что живите с горькой правдой, чем со сладкой ложью!
AntiBred оставил комментарий 30.07.2012, 19:03
Comment
Происхождение термина Кумух, столицы лаков исходит от арабского слова "кумуш" что в переводе с арабского означает "серебро" и никакой связи с древними комоками предками современных кумыков не имеет!
Серебряным село было названно из-за того, что там находилась казна царя Сарира!
adliger оставил комментарий 31.07.2012, 07:40
Comment
Сочиняйте, сочиняйте! "Это" у вас хорошо получается. Это вполне в духе "маршаевшины". И живите со сладкой ложью!
khan оставил комментарий 31.07.2012, 13:10
Comment
AntiBred "Происхождение термина Кумух, столицы лаков исходит от арабского слова "кумуш" что в переводе с арабского означает "серебро" и никакой связи с древними комоками предками современных кумыков не имеет!
Серебряным село было названно из-за того, что там находилась казна царя Сарира!"
Вообщето слово "кумуш" произносится как "гюмюш" и с арабского языка оно не переводится как серебро. в арабском используется слово "фидда". Даже если оно есть в арабском то это уже "тюркизмы", каких в арабском языке большое количество. Это слово имеется в кумыкском и на многих тюркских языках. Хотя, кто его знает может они все это заимствовали из лакского языка. ))))
bulat630 оставил комментарий 31.07.2012, 23:44
Comment
Мансур Исаев отец Мустафа -аварец мама Асият -КУМЫЧКА!!!!!!!!!!!!!!!
raxa оставил комментарий 01.08.2012, 09:59
Comment
AntiBred хочешь я тебе обосную твой бред про Кази-Кумух?
AntiBred оставил комментарий 05.08.2012, 02:04
Comment
raxa ну ка давай, попробуй)
raxa оставил комментарий 05.08.2012, 12:43
Comment
Ну хорошо для начала тебе источники 18-19 века.

Броневский, Семён Михайлович "Новейшие географические и исторические известия о Кавказе" Том 2, страница 190.

"Кумыки или Кумыхи суть старожилые Татары, поселившиеся в Кавказе в отдаленные времена и под названием Кумыков и Казы-Кумыков составили сильное колена, существовавшее до Тимур Ленга, коему они покорились вместе с коленом Мамкату в 1405 году, как об этом упоменает Шерефеддин, говоря о последнем походе сего завоевателя против Тохтамыша...."

"Казы-кумыки должны быть древнейшие пришельцы, потому что они перемешавшись с Лезгинами, вовсе почти оставили Татарский язык и употребляют Лезгинское наречие"

"Даже из старожилых Татар одни Кумыки составляют в Кавказе независимые области управляемые собственными своими владельцами. Кази-Кумыки будь они и Татарского происхождения, до такой степени переменили язык, нравы и обычаи, что ныне причисляются к Лезгинам"

Симонович Ф.Ф. ОПИСАНИЕ ЮЖНОГО ДАГЕСТАНА 1796 год.

"Казыкумыцкая провинция лежит в 1 полосе, простирается на все пространство ее в Северный Дагестан, к северу граничит с народами цудахара, акуша и микяга, к востоку с народом: гуряки, сирга, каракайдаками и с частью Табасарана, к югу с провинцией Кура, а к западу окружается Кавказским хребтом. Примечательнейшая во оной река суть Койсу, составляющая из разных ручьев, от Кохмадаг проистекающих. Главное в ней место Кумух, главный владения город и издревле пребывание владельцев казыкумыцких, на правом берегу реки Койсу, чрез которой тут известный каменный мост, построенный Муртаза Али беком, дедом нынешнего Хамутая. Кули примечания достойная деревня по крепчайшему ее местоположению, куды владельцы во время неприятельского нападения укрываются. Кусерех известная деревня, по сообщению гор Кохмадаг Казыкумыцкой провинции с Кура.

Всего деревень в сей провинции до 150, а жителей мужеска пола, по народному исчислению, 30000 душ.

Народ сей поселился, по свидетельству некоторых персидских летописей, при шахе Абумуселиме из Гильяна и состоял при духовном чиновнике казы, под владением шамхаловым. По сему чиновнику и занятому народом, поселившимся из Гильяна, кумукского места, или лучше сказать, по смешениям с коренным кумукским народом, происходящим от дагестанских татар, и произошло название казыкумук. Чиновники же сии были предки Хамутая, сделавшиеся после в своей части по примеру других независимыми и принявшими уже в новейшие времена ханский титул. Хамутаями же они называются от имени предка своего Хамутая."

Броневский писал что вы смесь кумыков и горских народов, а Симонович смесь кумыков и персидских переселенцев. Кстати в лакском языке сплошь тюркизмы, можешь даже словарь посмотреть составленый лакцем Джидалаевым, а в кумыкском нет ни одного лакского слова. Это только начало......

Жду ответов.
AntiBred оставил комментарий 11.08.2012, 02:45
Comment
raxa, честно говоря надеялся на более серьёзные аргументы, а тут какие-то личные умозаключения каких-то историков любительского класса Броневского и Симоновича которые как и вы делают свои глупые умозаключения только из-за схожести корнев КУМух и КУМык...
Во первых версия о том, что мы якобы раньше разговаривали на тюркском, а потом переняли чуть-чуть лезгинский и так зародился лакский язык полный бред и уже говорит о наивности этих "учёных"! Лакский с лезгинским не имеет ничего общего, лакский язык входит в отдельную лакско-даргинскую группу, в некоторых источниках даже указывают даргинский ответвлением лакского...
Во вторых кто из национальностей древнее и величественней можно понять по работам следующих крупных фигур: Академик Амбарцумян Виктор Амазаспович - 1908-1996 годы жизни, дважды герой социалистического труда(1968 г., 1978 г.), дважды лауреат Сталинской премии(1946 г., 1950 г.), лауреат государственной премии России (1995 г.), бессменный Президент академии наук Армении с 1947 по 1993 годы- говоря о взаимосвязях народов Кавказа и Закавказья, дословно: «Как видно из дошедших до нас сведений ассирийских, хеттских и других источников лакцы на протяжении многих столетий вели тяжелые изнурительные войны с могущественной Ассирией, отстаивая свою свободу и независимость. В 8 веке до н. э., очередное опустошительное нашествие Ассирии привело к разрушению и сожжению более 80 лакских городов-крепостей. Ассирийские цари перезаселили страну лаков другими племенами. Уцелевшая часть лакцев двинулось в союзное Урарту. С падением последнего лаки оказались этническими островками в составе Армении и Агванка(Кавказской Албании) вплоть до территории их нынешнего расселения. В в 1 веке до нашей эры лакцы вместе с каспиями участвовали в борьбе Тиграна второго против агрессии Рима. И в последующие столетия лакские дружины бок о бок с народами Закавказья сражались за независимость. По данным армянских исторических хроник, лаки занимали почетное место в военной иерархии Армении, дали название целому региону Алагечк или в переводе с армянского Лакия».
Академик академии наук Азербайджана- Буниятов Зия Муса-оглы- 1921-1997 годы жизни, востоковед, Герой Советского Союза, Президент академии наук Азербайджана- говоря о тесных связях народов Кавказа, дословно:»Очевидно, что лакцы исторически вместе с предками азербайджанцев были заселены по соседству на определенной территории Северного Азербайджана, в районах Нуха, Баку и Ширвана, а так же частично прилегающей к ним Грузии, входили в состав древнейшего государства Мидии. Подтверждением тому может служить и ряд лакских топонимических названий, локализуемых в настоящее время на данной территории. Например, указанная выше Нуха по лакски означает «пещера», Бейлахан (место религиозных увеселений), Цулахъан(Сураханы)- место зажигания огня, Бакъу- «холм» и т.д.»
В третьих вот тебе статья из доклада не каких-то там чепушных историков, а признанного авторитета истории царской россии Петра Карловича Услара:
Лаки — классические леги, — известные нам под именем казикумухов или казикумыков: и то и другое встречается в современных нам писаниях о Дагестане. Происхождение таковых варварских названий, по показанию самих горцев, объясняется весьма правдоподобно следующим образом: Главное селение лаков называется Гумук, Кумух; лаки, раньше других горских племень, приняли исламизмъ, через что приобрели право на почетное прозвище «газы», воюющие за веру. Из соединения прозвища и названия главного селения произошло этническое Казикумухъ или Казыкумыкъ, исключительно, впрочем, употребляемое жителями равнины, кумыками, у которых мы заимствовали его и с которыми так называемые нами казыкумухи, кроме религии, не имеют ничего общего.»

Для комментирования на сайте следует авторизоваться.