Кумыкский мир

Культура, история, современность

Мы - не манкурты, манкурты - не мы

"Украденная история кумыков" - это, пожалуй, самое четкое определение сегодняшнего кумыкского общественного существования. Кумыки в массе своем не знают собственную историю, и это не проблема образованности, просто от них ее скрывают.

Для того чтобы этнос стал полноценной нацией необходимы, как минимум, два условия - формирование идеологии, которая включает единую линию истории народа, определение приоритетов в настоящем, его путь в будущее. А вторым условием является наличие материальной основы, этакой мотивировки для создания и развития первого.

Для осуществления обеих условий у сегодняшних кумыков есть достаточно потенциала, и, судя по процессам, происходящим среди кумыков на современном этапе, все к этому и идет. Но, стоит отметить, что в отношении кумыкского этноса выражение "формирование нации" необходимо использовать с приставкой "ре", потому как народ, именуемый сегодня кумыками, уже имел свою государственность и не одну. Вспомнить ту же Хазарию, которая была не просто державой, а мощным субъектом международных отношений своего времени, занимала огромные территории, исповедовала аврамические религии в отличие от соседей-язычников.

И после формирования кумыкской идентичности кумыкский этнос был полноценной нацией, имел государственность в виде Шавхальства, исповедовал также аврамическую религию, был защитницей языка, который по праву назывался Lingua Franca на территории, растянувшейся между двух морей (а может и шире). Как бы там не было, именно на кумыкском языке велась переписка с царем, и именно кумыкскому обучались наши соседи.

Но, к сожалению, история кумыков либо активно скрывается, либо преподносится как не кумыкская. И это отнюдь не проблема качества образования. Иначе как объяснить то, что выпускники кумыкских школ, которые не просиживали, а учились в полном смысле этого слова, даже не слышали о Шавхальстве Тарковском, Солтан-Муте, а про Таймасхане и говорить не буду. История родного края сводится целиком и полностью к Кавказской войне, как будто до XIX века этой истории и не было.

Если одни факты замалчиваются, другие активно переписываются, вернее, "крадутся". Например, на сайте "Ингушетия.ру" в разделе "Памятники Ингушетии" написано буквально следующее: "...слово "Буриберд" с ингушского языка переводится как "берег крепостей": от "берд" - "берег, обрыв" и "буро" - "крепость". А слово "Буракан", возможно, являлось не именем правителя области Буриберд, а его титулом. Слово "буракан, (бураган, бурахан)" переводится с ингушского, как "хан крепостей" - "владетель крепостей". Т.е., владетелем области Буриберд являлся бурахан (бураган) Бексултан сын Худайнада, являвшийся представителем Золотой Орды, ее ставленником, правивший областью асов (т.е. средневековых ингушей), являвшейся в то время частью Золотой Орды."

К счастью, есть устное народное творчество, которое сохранило крупицы истории, иначе так и верили бы информационному натиску, который утверждает, что Борахан, основатель Шавхальства Брагунского, был представителем ингушского народа.

Очень не хотелось бы думать, что мы, кумыки, будучи гражданами демократического государства, как это декларируется везде, подвергаемся самым изощренным и дешевым методам дискриминации, посредством ассимиляционной политики. Но, пожалуй, это так и есть. Всем давно известен метод ассимиляции, когда нацию лишают какого-либо статуса. В самом деле, кумыки, имевшие свою государственность, ныне не имеют даже своей республики, принимаются меры по фальсификации истории нашего народа, или вовсе способствуют исчезновению исторической связи между предками и потомками.

Реальность такова, что сегодня всё кумыкское воспринимается весьма настороженно, даже агрессивно-негативно. Некоторым так и не терпится назвать все гражданские инициативы проявлением махрового национализма. Вспомним, с каким трудом КНД "Тенглик" добивается проведения своих съездов.

Стремление же сделать из кумыков безродных космополитов у некоторых новоявленных "нациестроителей" становится параноидальной идеей. Все, что заимствовано другими у кумыков, подается как дагестанское. Пример? Пожалуйста. Посетите концерты знаменитой "Лезгинки". В ее программе есть аварские, лакские, рутульские и другие танцы. А исконно кумыкские народные танцы "бийив"? Они, оказывается, - это "классическая дагестанская лезгинка".

Казалось бы, достаточно знать общечеловеческую историю в рамках общеобразовательной школьной программы, чтобы понимать: лучшим видом борьбы с проявлением протеста является изучение причин и исправление ошибок прошлого. Ведь в первую очередь именно просчеты и ошибки властей становятся стимулятором протестов. Однако вместо этого у нас принято подавлять, клеймить и запрещать, в крайнем случае, брать под свой тотальный контроль все гражданские инициативы. Не нужно особо далеко ходить за примером, достаточно вспомнить одну из главных причин развала Советского Союза. Неужели это и есть завидная перспектива для власть-имущих?

Такого рода политика, которая стала без преувеличения мэйнстримом в сегодняшних политических реалиях, вызывает адекватную реакцию у общества, и не только у кумыкского, а всех недовольных, в том числе у простых аварцев, даргинцев, лезгин и т.д.. Думаю, мало кто из аварцев доволен тем, что в городах они теряют свой язык, дети уже не воспринимают в серьез те традиции, которые еще двадцать лет тому назад считались непосягаемыми. Республика, базирующаяся на таких принципах кончит так же, как кончали подобные ей "умиротворяющие" государства. Хотя это и аксиома, ее очень часто приходится доказывать, ведь у памяти есть удивительное свойство - забывать...

Но, уверен, мы - не манкурты. Нашего прошлого никто нас не лишит, а пока у нас есть прошлое - у нас есть будущее. И у вас ничего не получится, господа... хорошие.


Опубликовано:
газета "Ёлдаш/Времена", 09-05-2008

Размещено: 17.05.2008 | Просмотров: 2963 | Комментарии: 0

Комментарии на facebook

 

Комментарии

Пока комментариев нет.

Для комментирования на сайте следует авторизоваться.