Кумыкский мир

Культура, история, современность

На земле хазар

(Из книги "Башни в горах")

Автор этой книги - Аркадий Федорович Гольдштейн, кандидат архитектуры, старший научный сотрудник Центрального научно-исследовательского института теории и истории архитектуры. Родился в 1921 году, в 1953 году окончил архитектурный факультет Харьковского инженерно-строительного института, затем работал архитектором в Саратове. После окончания аспирантуры при Академии строительства и архитектуры СССР на протяжении девяти лет преподавал архитектуру на строительном факультете Дагестанского государственного университета. Является автором более 60 печатных трудов по различным вопросам теории, истории и современной практики архитектуры и дизайна, в том числе книг: "Культура производства и эстетика труда", М., 1968; "Франк Ллойд Райт", М., 1973, "Средневековое зодчество Чечено-Ингушетии и Северной Осетии", М., 1975 и др. Настоящая книга возникла в результате долголетнего изучения А. Ф. Гольдштейном культуры и быта народностей Кавказа.

Кумыки населяют предгорья и "плоскость" (так на Северном Кавказе называют равнину) северо-восточной части Дагестана. На этой территории находятся почти все города ДАССР: Махачкала, Буйнакск, Хасавюрт и др. Столица республики получила свое название в честь Махача Дахадаева, одного из видных борцов за Советскую власть, погибшего от рук белогвардейцев. Раньше город назывался Петровск-Порт. Он был образован в 1857 году из форштадта крепости Петровское, названной так потому, что на этом месте, по преданию, в 1722 году стоял лагерем Петр I во время своего похода против Персии. Первая русская крепость в районе нынешней Махачкалы заложена в 1821 году возле селения Тарки, где была резиденция кумыкского шамхала.

До революции главным городом Дагестана был Темир-Хан-Шура (ныне Буйнакск, названный так в честь революционера Уллубия Буйнакского). Здесь 13 ноября 1920 года на Съезде народов Дагестана была провозглашена Советская автономная республика Дагестан.

Русская крепость Темир-Хан-Шура была основана в 1832 году на месте одноименного кумыкского селения и получила статус города в 1866 году. Название это как будто означает "озеро хана Тимура". Здесь раньше было озеро, у которого, согласно преданию, находилась резиденция Тамерлана во время его похода против Золотой Орды в конце XIV века. Ханом Орды тогда был Тохтамыш, который после поражения татар на Куликовом поле сумел снова подчинить себе Москву. Разгром Золотой Орды - единственное доброе дело, совершенное Тимуром, если только можно назвать добрым делом очередную кровавую резню. Нанеся золотоордынцам поражение, войско Тимура ворвалось в их столицу Сарай. Грозным татаро-монголам, потрясавшим Русь, пришлось на себе испытать то, что они делали с другими. Город был уничтожен и больше не возродился, так что и место, где он стоял, оказалось забытым.

Кумыкский язык, в отличие от языков других дагестанских народностей, относится не к кавказским, а к тюркским. Получилось это так.

В IV веке на Северном Кавказе появились гунны. Разгромив здесь алан и готов, они двинулись дальше, в Европу. Но часть их осталась. Остались входившие в гуннскую орду булгары и савиры. Савиры, обитавшие раньше на р. Урал, были потомками одного из древних племен Евразийской степи. Еще в начале нашей эры они, как и все прежнее население Средней Азии и Казахстана, были завоеваны вышедшими из Алтая тюрками, частично смешались с ними и восприняли их язык и веру. Теснимые другим народом, вышедшим из глубин Азии, аварами, савиры отошли в приморский Дагестан и здесь смешались с местным населением. Так началось формирование кумыкской народности.

В VI веке гуннов в Дагестане сменили хазары, тоже выходцу из глубин Центральной Азии. Объединив под своей властью племена северо-западного Прикаспия, они образовали мощное, хотя, как показала история, внутренне непрочное государство. Равнина и предгорья Дагестана входили в состав Хазарии. Здесь находился город Семендер - столица хазар до середины VIII века, когда, вследствие нашествий арабов столица была перенесена в Итиль на Волге; Семендер был в 965 году разрушен киевским князем Святославом.

Надо полагать, среди предков кумыков было немало хазар. Савиры занимали территорию от Дербента до Махачкалы, на пространстве от Махачкалы до р. Терек, где теперь живут тоже кумыки, обитали хазары. Они, как и савиры, были тюрко-язычными.

Хазарское царство образовалось в VII веке. Правитель савиров был вассалом и союзником хазарского царя. В VIII веке они совместно оказали упорное сопротивление арабам. Арабы в то время, одерживая победу за победой, захватили огромные пространства: на западе - всю Северную Африку и Испанию, на востоке - Иран и Среднюю Азию. Но Дагестан оказался крепким орешком. Подчинив себе все Закавказье, арабы на протяжении более ста лет совершали многократные походы на Дагестан. Как свидетельствуют средневековые авторы, территория, где теперь живут кумыки, была буквально опустошена. И тем не менее арабам не удалось закрепиться севернее Дербента. Если бы арабы тогда не были остановлены хазарами и савирами, они могли бы пройти в южнорусские земли, насадить там ислам - и кто знает, как далее сложилась бы история восточных славян.

Арабам удалось навязать мусульманство части населения на юге Дагестана, но непосредственно в результате их вторжений Дагестан не стал мусульманской страной. Ислам утверждался в Дагестане позднее, благодаря миссионерской деятельности из Средней и Передней Азии, Ширвана и Дербента, а также усилиями местных феодальных владетелей. До X века в Дагестане господствовало язычество; при этом среди аварцев, лакцев, табасаранцев существенным влиянием пользовалось христианство, бытовавшее местами до XIII- XIV веков, а в некоторых районах часть местных жителей исповедовала иудейство. Горцы сопротивлялись обращению в мусульманство. "Ислам" значит "покорность", дагестанцы же тогда не знали тиранических порядков и привыкли к личной свободе. Жизнь дагестанских общин строилась на основе традиций - адата, а новая религия утверждала шариат - мусульманское право, основанное на Коране и чуждом местному населению укладе жизни. Только после походов Тимура, который поголовно истреблял "неверных", население Дагестана было окончательно обращено в мусульманство, которое затем, в XIX веке, было укреплено усилиями Шамиля. Хазарское царство прекратило свое существование после того, как в X веке было разгромлено Святославом. Часть хазар,- очевидно, те, которые жили кочевым бытом,- смешались с нахлынувшими в степи Северного Кавказа половцами, а те, которые были оседлыми, вероятно, вошли в состав предков кумыкского народа. Судя по некоторым данным, хазары, как и савиры, в значительном своем числе были антропологически не монголоидными. Во всяком случае, у нынешних кумыков монголоидность выражена очень слабо - не более чем среди русских Поволжья.

Основным же этническим субстратом кумыкской народности следует считать исконно аборигенное население. Кумыки говорят на тюркском языке, но по внешнему облику и, особенно, по культуре это кавказцы. Правда, их архитектура, будучи связана с зодчеством остального Дагестана, в то же время отражает влияние Ирана, а орнаментика - степного Предкавказья.

Последний элемент в искусстве кумыков, однако, не является ведущим и при этом генетически связан, вероятно, не с их тюркскими предками, а с художественной культурой всей северокавказской степи. Если среди их предков были входившие в хазарское объединение савиры и, в какой-то степени, может быть, сами хазары, то это еще не значит, что материальная и художественная культура кумыков представляет собой наследие того, что было оставлено этими народами. От хазар вообще не осталось ощутимого культурного наследия. Хазары объединили под своей властью многочисленные людские контингенты и, таким путем, образовали значительную для своего времени военно-политическую силу. Но когда это объединение распалось, от них осталось только воспоминание. Хазары не создали государства, которое отличалось бы какой-то определенной культурой. Очевидно, потому, что культура хазар была примитивной и они в этом отношении не могли ничего дать подвластным им племенам.

Рядом с кумыками живут даргинцы. Исследователи полагают, что местными, кавказскими предками кумыков были племена, родственные даргинцам. С другой стороны, в формировании даргинской народности участвовал тюркский элемент, хотя и в гораздо меньшей степени, чем это имело место среди предков кумыков. Территория, которую населяют кумыки и даргинцы, когда-то находилась под властью хазар, и это предопределило общие исторические судьбы здешнего населения в средние века. В то же время о глубинном родстве этих двух народностей свидетельствуют сходные черты в их материальной культуре, в их зодчестве и искусстве.

О том, что собой представляло зодчество кумыков и даргинцев до их присоединения к России, мы почти ничего не знаем: слишком недолговечны местные постройки. Археологи производили раскопки столицы савиров - Варачана. Архитектурные черты тех строительных остатков, которые представилось возможным в этом отношении исследовать, указывают на соответствия больше с Южным Дагестаном, чем с нынешним зодчеством на этой территории. У одного из средневековых арабских авторов есть беглое описание домов в Семендере, из которого как будто явствует, что крыши построек были выпуклыми, а стены плетневыми. Конструкция стен в виде плетня, обмазанного глиной, была распространена в приморском Дагестане (как и по всему Северному Кавказу) вплоть до нашего времени; теперь она вытеснена саманом[1]. А выпуклые крыши до сих пор обычны у северных кумыков (кстати, они известны и в Закавказье, куда, как и в приморский Дагестан, занесены, вероятно, из среднеазиатских степей).

У остальных кумыков жилище имеет несколько иной вид. Впрочем, назвать его кумыкским можно лишь условно, потому что оно бытует также на части территории Аварии и Даргинии. Это протяженная в плане постройка, но не с выпуклой, а с плоской земляной крышей. Интересно, что стены дома - каменные и не оштукатуренные, хотя в прикаспийской полосе саман и штукатурка давно известны и широко применяются. Вдоль фасада идет навес на столбах - галерея. Жилище состоит из двух-трех комнат, расположенных в ряд. Обычно для повседневной жизни семьи используется лишь одна из них. Вторая - чисто убранная и обставленная вещами - является как бы парадным помещением. Естественно, что не в повседневной, а в парадной комнате принимают гостя. Но специальной комнаты для гостей, "кунацкой", у кумыков и даргинцев, как и у других дагестанцев (а также чечено-ингушей и осетин),- нет (она имелась раньше у черкесов и кабардинцев, причем не у всех, а лишь у достаточно состоятельных).

Прежде всего, бросается в глаза в кумыкском жилище исключительная чистота. Не только в комнатах, но даже во дворе - буквально ни соринки. Навоз от скотины, которую на ночь загоняют во двор, утром собирают, чтобы вывезти его в поле, а двор тщательно подметается. Полы и двор, так же как и надворные постройки, регулярно промазывают глиной или освежают жидким глиняным раствором. В некоторых местностях имеется белая глина, и из нее делают состав для отделки помещений: стены окрашивают в белый цвет, а полы - в серый (раствор подкрашивают добавкой порошка из древесного угля). Все деревянные детали интерьера - потолок, балки, столб, двери, полки, утварь - промазывают дегтем или нефтью. Таким образом, получается основа цветового оформления интерьера: белое и черное, а пол - синевато-серый или охристый. В цвет пола окрашивают и некоторые глинобитные детали постройки - например, ступеньку для утвари, идущую вдоль одной из стен, цокольную часть камина. Иногда этой краской акцентируют лепные рельефы. Белят стены не только в комнате, но и на галерее, поскольку она представляет собой как бы продолжение жилища на открытом воздухе. По дагестанскому обычаю, на галерее готовят пищу, выполняют разные домашние работы, летом спят, а зимой отдыхают на солнце.

У кумыков и даргинцев, как и у других жителей приморского Дагестана, полы в комнатах, по восточному обычаю, устланы коврами, стены увешаны цветными тканями, в нишах и на полках расставлена декоративная посуда. Это оформление, так же как планировка и общий вид жилища, создает облик дома, который русские авторы прошлого века называли сделанным "по персидскому образцу".

Архитектура Ирана известна по обильной и богато иллюстрированной литературе. Эти постройки с массивными стенами и куполами, с цветистым декором, облицованные яркими изразцами (подобную архитектуру можно видеть также в Средней Азии и Азербайджане), не имеют ничего общего с зодчеством народностей Северного Кавказа, в том числе Дагестана. Но в Иране есть и другая архитектура. Она не столь эффектна, поэтому не останавливала на себе внимание европейцев, искавших броской экзотики. По тем скудным сведениям, которые мне удалось найти в литературе, в северо-восточном Иране народное жилище как будто действительно сходно с тем, что я видел у кумыков, а также соседних им аварцев и даргинцев. Кстати, такое жилище в Дагестане называется "тавхана" - домостроительный термин, известный в Иране и Таджикистане. О том, что "тавхана" - тип дома в Дагестане сравнительно поздний, свидетельствует, в частности, наличие на территориях, где он распространен, следов других, более древних типов жилища. Например, у кумыков в старину жилище имело следующий вид. Жилая часть дома представляла собой помещение, разделенное перегородкой, в которой имелся у пола проем высотой около метра; он завешивался рядном. Первое отделение было проходным и неотапливаемым, а за этой "дверью" находился отсек, где на полу разводили огонь; над этим очагом висела цепь для котла.

В жилище же типа "тавхана" очагом служил камин. Камины украшены глиняной лепкой. Орнаментация эта богата и разнообразна. Мастера (вернее, мастерицы, потому что лепкой каминов, как и обмазкой стен, занимались женщины) обладали поистине неистощимой фантазией. Среди множества каминов вы не увидите двух одинаковых; даже просто похожие встретить трудно.

Стиль декора каминов выразителен. Это крупные, сочные, пластичные рельефы. В книге искусствоведа П. М. Дебирова "Архитектурная резьба Дагестана" собрано много интересных образцов архаической лепки каминов. Здесь смешалась символика древних культов богини плодородия и солнечного божества, есть и элементы поздней ближневосточной орнаментики.

Но стиль орнаментации лепных каминов Дагестана не аналогичен стилю художественной культуры Ирана, Азербайджана, Турции или арабских стран. Правда, на юге Дагестана проявляется влияние художественной культуры соседнего Азербайджана. Например, у цахуров камины декорированы лепкой, сходной с азербайджанской и даже среднеазиатской, нагляднее отличие декоративной лепки каминов у кумыков, а также частично аварцев и даргинцев. Примечательно, не только в Азербайджане, но даже в Грузии оформление каминов отражает характер художественной культуры народов, исповедующих ислам, тогда как в Дагестане оно имеет самобытный характер, связанный с древними традициями.

Где корни этого стиля? Может быть, в архаических, еще средневековых, художественных традициях Ирана? Не знаю, в литературе я не видел ничего подобного. Может быт искусство сугубо местное по происхождению? Но никаких, ровным счетом никаких данных об этом у нас нет. Глиняная лепка ведь столь недолговечна.

Теперь камины почти нигде не используются. Во многих они если не замурованы, то прикрыты занавесками. Повсеместно в быт входят печки, которые бывают двух видов: металлические времянки, убираемые из помещения на лето (такие железные печурки распространены по всему Кавказу), и сделанные по их образцу стационарные глинобитные, очевидно, появились в Дагестане не ранее XIX века (для их обозначения служит русское слово "печь"). Конструкция печки проста: прямоугольная камера, в которой сгорает топливо, установлена на четыре ножки; сверху металлический лист, на который ставится посуда с готовящейся пищей; продукты сгорания отводятся в стеновой канал при помощи жестяной или турлучной[2] трубы. В стене над печкой иногда имеется проем, через который берут из кухни еду, находясь в смежном помещении. Некоторые печки покрыты чугунными плитами с кольцевыми конфорками. Теперь в новых домах устраивают печи более совершенного типа.

В предгорных селениях южных кумыков, а также даргинцев украшают глиняными рельефами бытовые ниши в домах, срезы на углах стен у ворот, иногда встречаются лепные узоры на стенах построек. Представляется, что это очень древняя традиция, восходящая к тем временам, когда предки кумыков еще не назывались кумыками. В этой местности есть селения Гели, Дургели и т. п. Поневоле вспоминаются сообщения античных авторов о том, что в приморском Дагестане жил народ, называвшийся "гели"... В одном даргинском селении мне довелось видеть несколько образцов глиняной лепной орнаментики, раскрашенной в два цвета: белый и серый. Формы этих орнаментов (растительные, усложненные по рисунку и композиционно регулярные) отражали художественную культуру, сформировавшуюся на Северном Кавказе под влиянием искусства Востока - влиянием, которое проникало сюда разными путями: из глубин Азии (посредством степных кочевников), из Передней Азии (прежде всего - Ирана), из Византии (через Абхазию, Грузию, Аланию). Орнаментация этого стиля свойственна искусству народностей степного Предкавказья: черкесов и кабардинцев, частично осетин, в некоторой степени кумыков.

В приморских кумыкских селениях есть постройки (главным образом, мечети) начала XX века со вставленными в кладку стен цветными керамическими барельефами: арабскими надписями, иногда изображениями льва или другого животного. Но строительная керамика и полихромия не свойственны самобытному зодчеству Дагестана. Наверное, эти изделия привезены из Азербайджана или Дербента.

Интересна резьба деревянных деталей в кумыкских постройках. Их архаическая орнаментика выполнена не в восточном а в горско-кавказском стиле. Однажды, в селении Башлыкент, мне показали резную деревянную подбалку, извлеченную из развалин старого селения Баршли (которое было разрушено русскими войсками в 1877 году). Она украшена рисунками розеток, выполненных в технике треугольно-выемчатой резьбы. И то и другое характерно для архаического искусства горного Кавказа и Восточной Европы. Ни Азия, ни Закавказье такого стиля не знают. В нынешних кумыкских домах или мечетях уже трудно встретить что-либо подобное. Этой уникальной вещи место в музее. Я сказал об этом.

- Пожалуйста, бери,- ответили мне. - Мы привезли ее на дрова, чтобы топить печь. Старое дерево хорошо горит. Но если ты говоришь, что нужно в музей,- бери. Бери бесплатно. Легко сказать "бери". В карман, что ли, ее положить? Мне приходилось уже убеждать представителей местных властей в том, что памятники архитектуры и искусства следует сохранять, а отдельные изделия желательно отправлять в Махачкалу.

Что говорить! Читатель, наверное, уже догадался, что эту подбалку распилили на моих глазах. Я только успел ее сфотографировать. Исчез еще один памятник древности. Сколько их исчезло, оставшись неизвестными,- погибло в годы разрушительной Кавказской войны, погибло за последующие сто лет в процессе перестройки старого быта и приобщения его к современной цивилизации.

Старинная резная деревянная подбалка трехметровой длины из развалин с. Баршли

Встречаются в приморском Дагестане резные деревянные столбы и подбалки другого стиля, отражающие влияния, которые идут из Азербайджана, Ирана, Средней Азии. На одном из столбов я увидел даже классический акант, с тонким художественным чутьем использованный в оригинальной композиции и вырезанный с большим мастерством. Все эти внешние влияния трактованы тактично и дали в результате вещи отнюдь не подражательные. Нужно отдать должное местным мастерам: это были подлинные художники. Их изделия, созданные как согласно традиции, так и с использованием заимствованных мотивов, выполнены на уровне высокой художественной культуры.

Однако с конца XIX века это искусство приходит в упадок. Резные детали зданий становятся грубыми по форме и примитивными по исполнению. С приобщением Дагестана к новой эпохе, знаменующей собой товарно-денежные отношения и фабричное производство, здесь происходит то же, что и везде: народное декоративно-прикладное искусство вырождается.

Если несведущему в специальных вопросах читателю не совсем ясно, что такое подбалка и какую роль она играла в архитектуре, поясню это вкратце.

Чтобы конструкция перекрытия комнаты была прочнее, поперек помещения, со стены на стену, клали мощный деревянный брус - главную балку. А чтобы она не провисала или не сломалась, ее посередине подпирали столбом. Если между столбом и балкой проложить короткий брус - подбалку, то балка будет держаться прочнее.

Не у всех народов, применявших в своей архитектуре деревянные столбы, последние имели подбалки. Например, у славян балка подпиралась двумя наклонными брусками (подкосами), упирающимися нижними концами в столб. А в Средней Азии, где балки перекрытия укладывались в перекрестных направлениях, на верху столба устраивалась крестовина. Столбы с подбалками присущи народной архитектуре Передней Азии и Кавказа. Но и на Кавказе они устраивались не везде. Например, у одних дагестанских народностей столб с подбалкой, стоящий посреди жилого помещения, обязателен, а у других (при таких же размерах помещения и такой же толщине балки) его не бывает. Наверное, столб имел не просто конструктивное назначение.

И действительно, это был символ - священный символ дома, символ рода. У аварцев срединный столб назывался "столб корня" (т. е. рода), у грузин - "мать-столб". У кумыков, даже в домах позднего времени, где срединных столбов уже нет,- как пишет этнограф С.Ш. Гаджиева, "прежнее место установки столба все еще в какой-то мере почитается. При трауре на это место, которое по-прежнему называется орта-багана (срединный столб), сажают самую близкую к умершему старшую из родственников женщину"[3]. "Столбы корня" переносились из старого дома в новый при его постройке и передавались по наследству из поколения в поколение. Кое-где в сараях еще и сейчас валяются древние почерневшие столбы, отслужившие свое.

Столбы и подбалки в Дагестане представлены в богатейшем разнообразии форм.

В мечетях селений Верхнего Кайтага столбы имеют наверху уширение своеобразной формы, с клювообразными выступами:

...В Маджалисе новые постройки перемежаются с остатками старого русского укрепления, от которого сохранились каменные стены с бойницами. До присоединения Дагестана к России в этом населенном пункте находилась резиденция кайтагского уцмия. Как свидетельствуют данные прошлого века, больше половины жителей селения тогда составляли евреи. Они занимались ремеслом и торговлей, и уцмий покровительствовал им. Если кто убивал еврея, то должен был уплатить большой штраф: содрать кожу с убитого и наполнить ее серебром. Еврей был полезной скотиной, его убивать не следовало.

Теперь Маджалис населяют кумыки и даргинцы: селение находится на стыке территорий этих двух народностей. В верхней (т. е. расположенной на возвышенности) части селения еще сохранились кое-где старые постройки. В этих домах можно видеть подбалки, с нижней стороны которых вырезаны фигуры, состоящие из двух круглых выступов в виде гирек и зубца между ними. Странно (а может быть, и нет), что точно такая же декоративная форма известна в деревянной резьбе старого зодчества и Грузии и России. Это - рудимент священной эмблемы, представляющей собой ромб и два диска. Такая эмблема, трактованная как орнаментальный мотив, встречается в средневековом декоративно-прикладном искусстве Средней Азии и России. Она изображена на груди половецких каменных истуканов, выставленных в Историческом музее в Москве. Ромб - это женский символ (знак "земли-матушки"), диск - мужской символ (знак "солнца-батюшки"). Два диска и ромб между ними выражают ту же идею (а какую - нам не известно), что и древняя композиция, в которой изображена женская фигура (Великая богиня, мать всего сущего) и по сторонам нее - две мужские фигуры или две симметрично расположенные фигуры животных (львов, коней и др.).

В Верхнем Маджалисе можно увидеть старые, черные (окрашенные нефтью) деревянные ворота с резьбой. Полотно ворот состоит из нескольких толстых досок. Эти доски, а также связывающие их брусья покрыты резьбой. Резьба полотнищ ворот встречается в разных местах Дагестана. Но если у аварцев и даргинцев она архаична по стилю, то у кумыков и особенно у лезгин отражает влияние ближневосточного декоративного искусства. Украшались резьбой также обрамления ворот въезда в усадьбу и дверей входа в дом. На них изображались древние культовые символы, имевшие, очевидно, магически-апотропейное значение,- в данном случае, у входа в жилище, с особым смыслом. Встречается и резьба на брусьях, перекрывающих проем ворот.

В селениях Кумыкии (главным образом, у южных кумыков), населяющих центральную часть приморской зоны), распространен прием уменьшения пролета перемычки проема ворот путем закладки консолей на опорах. Эти конструкции выполняются в разнообразных декоративных формах. Среди последних встречаются и такие, которые сходны по своему рисунку с консолями, применявшимися в старом зодчестве районов, далеких от Дагестана: Грузии, России, Западной Европы.

...Один старик в Маджалисе сказал, что если я ищу старину, то мне следовало бы побывать в Тама - самом отдаленном селении Кайтагского района. И я отправился в ту сторону. Дорога довольно широкая, немного извилистая, с небольшим подъемом - идти нетрудно. Погода отличная, тишина, ясное солнце. Две женщины (по даргинскому обычаю, в белых шалях) идут навстречу. За спиной каждой - поклажа, и идут они, наклонившись вперед под тяжестью, глядя на дорогу перед собой. В Дагестане не встретишь на дороге женщину без ноши. Так же как не встретишь мужчину, который бы что-нибудь нес. Старый обычай: женщина-работник, а мужчина-воин, его руки должны быть всегда свободны, чтобы он мог в любой момент схватиться за оружие. Теперь драться не с кем, оружия ни у кого нет, а обычай держится. У кумыков есть еще и такой обычай: если мужчины проходят мимо сидящих женщин, то те встают. Встают даже старухи (кстати, они, соблюдая обычай, - с наибольшей готовностью). Мужчина - воин, защитник, постоянно подвергает свою жизнь опасности, его надо уважать.

Женщины прошли мимо, не глядя на меня. Горянка как бы не замечает постороннего мужчину - так требует приличие. Однажды молодой человек попросил меня сфотографировать его вдвоем с женой. Когда я сказал ей, чтобы она смотрела не в землю, а в объектив, то, поощряемая мужем, она лишь с трудом заставила себя поднять глаза. Впрочем, то было у аварцев. Кумычки держатся свободнее...

...По запущенной дороге грузовик довез до Тама. Мне дали в провожатые мальчишку лет пятнадцати, Брожу по улицам безлюдного селения, поросшим крапивой. Унылые каменные стены, груды камней. Дома заброшены, многие из них полуразрушены...

Надо, думаю посмотреть мечеть. В культовых зданиях, как известно, обычно сосредоточены лучшие образцы монументально-прикладного искусства.

Мальчишка повел меня к мечети. Еще издали, увидев ее, я понял, что приехал сюда не напрасно. ...На фасаде этой мечети - две двери, украшенные глубокой сочной резьбой. На одной из дверей - арабская надпись куфическим шрифтом. Это ХII век. Период расцвета местной культуры, от которого дошло до нас считанное число памятников... В отличие от подражательной работы позднего времени, резьба этих дверей представляет подлинные образцы самобытного искусства.

Позднему дагестанскому декоративному искусству свойственны ориентализмы в орнаментике; старинному искусству они чужды. Особенно чувствуется влияние эстетических вкусов Востока в приморье, которое первым встречало струю культурного влияния стран Ближнего Востока. А в древности Прикаспийская равнина подвергалась внешним воздействиям и иного рода. Неоднократно сменяли друг друга вторгавшиеся сюда племена и народы. В горах же сохранялась этническая устойчивость населения. Плоскостные районы и предгорья были ареной многочисленных нашествий, сопровождавшихся истреблением жителей, грабежом и разрушениями. Но эти нашествия не задевали Внутренний Дагестан. Там сохранялась и развивалась самобытная дагестанская культура, не сходная с так называемой "восточной" - арабской, персидской или тюркской.

Примечания.

[1] Саманом называется высушенный, т.е. необожженный, крупный кирпич, изготовляемый из глинистого грунта с примесью соломенной сечки, откуда и название этого строительного материала (по-тюркски саман значит "солома").

[2] Плетенной из хвороста и обмазанной глиной.

[3] См. Гаджиева С.Ш. "Кумыки"


Источник:
Аркадий Гольдштейн. Башни в горах. М.: "Советский художник". 1977. С.75-105

Размещено: 30.01.2008 | Просмотров: 9524 | Комментарии: 0

Комментарии на facebook

 

Комментарии

Пока комментариев нет.

Для комментирования на сайте следует авторизоваться.