Кумыкский мир

Культура, история, современность

Обращение Кумыкского Национального Совета (1996 год)

Судьбе было угодно, чтобы на маленькой территории размером лишь 50,1 тыс. кв. км разместилась страна, называемая сейчас Республика Дагестан. Дагестан - понятие не национальное, а географическое, и с этой точки зрения прилагается обычно только к горной части Республики. С древних времен здесь проживали различные народы и этнические группы: носители дагестанских языков - в горах, тюркских, историческими наследником которых являются кумыки, на равнине и в предгорьях.

Особенно пестрым этнический и национальный состав обеих - равниной и горной частей территории, именуемой Дагестаном, был в период Хазарского каганата, наследником государственности которого являются кумыки - эта государственность указанного времени имеет по меньшей мере тысячелетнюю традицию. Не зря еще В.В. Григорьев в своей книге "Россия и Азия" (Спб,1876), указывал: "Хазарский каганат, как яркий метеор блистал на мрачном горизонте Европы".

В последующем, после распада каганата, территория исторической Кумыкии, особенно приморская ее часть, подвергалась нашествиям различных завоевателей. И каждый раз народам гор, и равнины вместе приходилось отстаивать уже устоявшиеся свои этнические и национальные границы. Неслучайно и ко времени установления Россией своего контроля на Кавказе во II пол. XIX в. на территории нынешней Республики Дагестан жили народы с четко определенными многовековыми национальными и этническими границами, что всегда было своеобразным гарантом мира и взаимопомощи на этой земле. И кумыки продолжали занимать равнинную и предгорную части Дагестана.

К началу проведения колониальной политики России в Дагестане и Кумыкии (XVI в.) здесь, на Кумыкской равнине и предгорьях, уже сформировалось Шамхальство Тарковское, выступавшее в качестве консолидирующей силы по отношению к народам региона. Российская империя, понимая, что именно это наиболее мощное государственное образование может стать центром объединения народов Кумыкии и Дагестана, предприняла шаги по постепенной его ликвидации, так как оно оказывало сильное влияние на политическую ситуацию в этом регионе, а это не отвечало интересам тогдашней России.

В 1783-1786 гг. владения шамхалов и других кумыкских князей окончательно вошли в состав Российской империи, а в 1847 г. власть шамхалов в Дагестане была фактически упразднена, и на подвластную им территорию распространилась юрисдикция царской администрации. Кумыки, не проживавшие на территории шамхальства, были включены в дальнейшем в другую область - Терскую (так осуществлялась политика "разделяй и властвуй").

После октябрьских событий 1917г. в России и установления Советской власти встал вопрос о национальном устройстве народов нашего региона. В результате долгих дискуссий было принято решение осуществить не национальную автономию, а территориальную. Так была реализована еще более утонченная и фарисейская политика, с плодами которой и столкнулись кумыки в годы Советской власти - "объединяй и властвуй". Позднее, оправдывая такое решение проблемы, бывший первый секретарь Дагестанского Обкома КПСС Даниялов А.Д. писал: "Если бы было решено предоставлять национальную автономию хотя бы основным народам Дагестана (аварцам, даргинцам, кумыкам, лезгинам, лакцам, табасаранцам), то основные богатства Дагестана (пашни, пастбища) отошли бы к кумыкам, ибо они находились на их территории" (Даииялов А.Д. Строительство социализма в Дагестане. М. , 1972г. С. 42.)

Вопрос о национальном устройстве народов Дагестана поднимался и в последующие годы Алибеком Тахо-Годи в 1927 г. и другими видными деятелями Дагестана. Вопросы о переселении горцев на равнину неоднократно рассматривались на пленумах и конференциях Даг. Обкома ВКП(б) (от 26 января 1922, 12 ноября 1927).

Так как в горных районах новой Республики определенная часть населения жила в тяжелых условиях, правительством республики в 1922г. было принято решение о необходимости переселения на равнину из труднодоступных горных районов некоторые селения. На переселение горцев в 1925-1927 гг. было израсходовано 282700р. Вплоть до 1946 г. вопросы, связанные с переселением горцев на равнину, не поднимались. С особой настойчивостью эту политику стал проводить в 50-е годы бывший первый секретарь Даг. Обкома КПСС Даниялов А.Д. В его бытность вопрос о переселенцах стал обсуждаться чуть ли не каждый год. По решению правительства в 1957 г. жители Акушинского, Сергокалинского, Дахадаевского районов переселяются в Каякентский район. 29 июля 1958 бюро Обкома КПСС рассматривает вопрос "О мерах по хозяйственному устройству переселенцев". В 1961 г. решением бюро Обкома КПСС создается комиссия из 12 человек для разработки мероприятий по организованному переселению колхозов и колхозников из высокогорных малоземельных районов на равнину.

Вопрос о переселенцах чуть ли не стал предметом регулярного обсуждения на бюро Обкома КПСС.

С 1952-1970 гг. на равнину было переселено 150 тыс. человек, построено 30240 домов. Государство выдало переселенцам кредит 42 млн. руб. Каждая переселенческая семья получила от 70-120 р. на каждого члена семьи. Всего было выделено для членов семей 1860 тыс.р. Ни одна копейка этик кредитов не была погашена и ввиду неплатежеспособности созданных хозяйств, они были списаны.

К 1980 г. предусматривалось переселить с гор на равнину 70,5 тыс. хозяйств - из Агульского, Курахского, Хивского, Рутульского., Ахтынского, Цумадинского, Чародинского, Акушинского районов. Переселение должно было увеличить производство зерна в 3,3 раза, мясо до 1,3 млн.т. молока до 260-280 тыс.т., до 1 млн. т. шерсти, до 700 тыс. т. овощей, поголовье скота - до 1 млн., в том числе коров - 400 тыс., овец и коз до 5 млн. Как показывают цифровые данные, опубликованные в 1981-1982 гг., ни по одним показателям цели не были достигнуты. Была достигнута лишь единственная цель - это переселение населения из упомянутых районов.

Как видно из вышеприведенных постановлений на протяжении всего существования Советской власти правительство республики только и занималось обустройством переселенцев. В тоже время села коренных народов равнины влачили и продолжают влачить жалкое существование.

Переселенческая политика в 1960 - 1990 гг. приобрела чисто националистическую окраску: фактически стало проводиться изъятие земель у коренных народов равнины и передача их переселенцам с гор для использования на льготных условиях. Причем в таких масштабах, что местным жителям не осталось ни пашен, ни пастбищ, достаточных для прожиточного минимума. Коренные жители равнины оказались в меньшинстве, потеряли компактность проживания, что в купе с другими негативными явлениями уже реально угрожает самому сохранению коренных народов равнины как этносов. Параллельно проводится политика по насаждению в равнинных районах, городах и селах республики руководителей, представляющих и защищающих интересы только переселенцев.

С целью захвата кумыкских земель партийное руководство не останавливалось даже перед искусственным разделением отдельных кумыкских районов и созданием новых районов. Так, в 1967 г. Хасавюртовский район был разделен еще на один - Кизилюртовский. Во главе этого района был поставлен националист Малагусейнов М., который при активной поддержке руководства республики поставил перед собой цель превратить этот район в аварский. Для создания численного перевеса аварского населения сюда необоснованно переселялись отдельные горные селения, поощрялось заселение Кумыкской плоскости в частном порядке. Эта политика фактически продолжается и сейчас. Достигнув численного перевеса аварского населения в исконно кумыкском Кизилюртовском районе, республиканское руководство, как бы закрепляя этот "успех", поспешило издать в 1979 г. карту Дагестана, где исконно кумыкская территория - Кизилюртовский район значится как аварский.

Политика переселения горцев в этот район в значительной степени осуществлялась путем угроз, шантажа по отношению к кумыкскому населению, которое, поняв, что переселение приняло недопустимые масштабы и националистический характер, выступило против его продолжения. Так, например 1973г. 3 августа, жители селения Чонтаул восстали против националистической политики районного комитета КПСС. В течение четырех дней народ не выходил на работу. С целью их устрашения на заседании бюро райкома пять коммунистов-кумыков были исключены из партии. Вот их Фамилии - Даудов А., Салаватов 3., Гаджиев Г., Адильханов С., Абдулаев А., они живут в Чонтауле и могут подтвердить те безобразия, которые творились Малогусейновым М.И. Это не единичный случай противостояния кумыков националистической политике в Республике. Могло ли все это происходить без руководства Республики? Необходимо отметить, что Салаватов 3. на бюро райкома был доставлен под конвоем в сопровождении начальника милиции района Аджиева А.

В особо жестких формах националистическая политика проводилась в этом районе по отношению к русскому народу, в результате чего многие русские, живущие здесь с начала XX в., были вынуждены покинуть насиженные места. Так появилось аварское селение с русским названием "Нечаевка", а в Хасавюртовском районе - Покровское, Могилевское, Петраковское и многие другие.

Националист Малагусейнов М. не только не понес наказания за свои действия, напротив, в знак благодарности за осуществление националистической политики в Кизилюртовском районе, получил пост управляющего Даг. обл. торга, в пенсионном возрасте.

В результате целенаправленной, националистической переселенческой политики процент коренного населения на равнине снизился почти в три раза. Так, кумыкское население на своей территории в 1926. составляло 60%, сегодня - 23,9%.

Используя общую тенденцию борьбы в бывшем СССР против так называемого пантюркизма, партийное руководство Дагестана, особенно его националистически настроенная часть, пришедшая к власти в послевоенные годы, широко использовала антитюркскую кампанию в стране для перекраивания этнической карты Дагестана, для ликвидации даже географических названий, связанных с историей кумыков, для аннексии кумыкских земель в пользу своих народов.

Постепенно создавая на кумыкской равнине смешанное население, партийное националистическое руководство республики стало на путь открытого ущемления функционирования кумыкского языка, служившего на протяжении несколько сотен лет языком межнационального общения для народов Северо-восточного Кавказа. Были закрыты районные газеты и радиопередачи в кумыкских городах и районах, и даже вывески на зданиях райкомов, горкомов и других учреждениях, написанные на кумыкском языке, целенаправленно ликвидировались. Было прекращено преподавание кумыкского языка во многих школах. Все это осуществлялось под лозунгом политики интернационализма. Искусственное смещение народов на Кумыкской равнине, ряд других противозаконных действий руководства республики привели к такому состоянию, когда кумыкский язык практически лишился необходимых условий для нормального функционирования и ему грозит постепенное исчезновение.

Исторически закрепленное название прикаспийской части Дагестана "Кумыкская равнина" как отмечалось, было ликвидировано. Даже упоминание кем-нибудь о Кумыкской равнине рассматривалось как проявление национализма. Кумыкский певец Магомед-Запир Багаутдинов был вызван в соответствующие органы и "проработан" за то, что в своей песне упомянул о Кумыкской равнине: подвергся "проработке" даже Народный поэт Дагестана, участник первого съезда писателей СССР, Аткай Аджаматов, посмевший озаглавить свою книгу "В кумыкской степи".

Для оправдания своих территориальных притязаний руководство Дагестана широко привлекало к антитюркской политике ученых республики, которые, вопреки исторический фактам, пытались обосновать отсутствие якобы у коренных народов Кумыкской равнины прав на их историческую родину.

Такая целенаправленная антикумыкская политика на протяжении более пятидесяти лет не могла не дать свои "плоды". В настоящее время в понимании истории кумыкского народа среди значительной части населения республики мнение настолько деформировано, что даже попытка доказать с использованием многочисленных исторических документов и иных Фактов, проживание с древних времен кумыков на территории Приморского Дагестана, вызывает отрицательную реакцию со стороны определенной части горского населения. Кумыкские ученые, пытающиеся доказать в той или иной форме столь очевидную точку зрения подвергаются остракизму и гонениям, им зачастую грозит под тем или другим предлогом даже лишение работы. В республике поставлена открытая информационная блокада не только в отношении объективного освещения современного положения и даже истории кумыков, но и на все, что связано с положением и историей тюркских этносов.

Выступая на занятиях секретарей первичных организаций в 1967 г., Исмаилов Ш.А., секретарь Обкома КПСС весьма уважаемый в республике человек, говорил: "Когда я вижу гражданина кумыкской национальности, хочется снять головной убор и низко поклониться ему, как представителю великой интернациональной семьи кумыков. Они - кумыки приняли в свои земли и дома аварцев, даргинцев, лезгинов и других. Дали им все, чем владели, обучали их тому, что могли и умели".

В 50-60-е годы страницы "Дагестанской правды" и других изданий пестрели благодарственными письмами в адрес кумыкского народа за его бескорыстную помощь переселенцам. К великому сожалению, сегодня некоторые их потомки черной неблагодарностью отвечают кумыкскому народу. Как тут не вспомнить русскую пословицу "Не делай добра - не будет зла".

Другим важным актом братского отношения к горцам со стороны народов равнины явилась в порядке оказания помощи передача 1930г. 1,5 млн. га земель на временное пользование горным районам, которые в последующем получило название "земли отгонного животноводства". На протяжении последних лет эти земли стали ареной бесхозяйственности и убыточности. Как же использовались эти земли и какую пользу извлекла республика из системы отгонного животноводства? Наиболее рекордное количество земель согласно условий прикутанных хозяйств приобрели такие районы, как:

Акушинский 137842га
Гунибский 189586 га
Чародинский 86389 га
Левашинский 98906 га
Кулинский 88666 га
Хунзахский 77002 га
Лакский 99076 га

Обратимся к цифровым данным прикутанных хозяйств, расположенных в Бабаюртовском районе, потому что именно из этого района изъяты 70% земель в пользу горных районов, находящихся за сотни км. Из 326 тыс. га в распоряжение горных районов передано 217 тыс. га. В тоже время в горах 206 тыс. га остались заброшенными. В 1987 г. валовой сбор зерна 17 горных районов с равнинных площадей- 717,4 тыс. цент., а два местных района - Бабаюртовский и Хасавюртовский получили 1171,4 тыс. цент. Средняя урожайность зерновых в этих двух районах 25,5 центнера пшеницы - 28 центнера ячменя. А средняя урожайность зерновых горных хозяйств, расположенных в этих же районах, 15 ц.: пшеницы-14,3, ячменя-19. Унцукульский район вообще побил "рекорды" собрал всего 5 ц. с га. Колхоз им. Ленина Цумадинского района, колхоз им. А.Султана, колхоз им. XVIII Партсъезда 5-7 ц. ("Даг.правда", 17/VIII-88). Не лучше обстояли дела с надоями молока. Эти хозяйства надаивали в 3 раза меньше, чем местные хозяйства, расположенные рядом. Так, например, колхоз им. Чапаева Ботлихского района 947 кг, колхоз "Коммунизм" Гумбетовского района - 1271 кг с каждой коровы. Местные хозяйства - колхоз "Коммунизм"- 2922 кг, колхоз им. Тельмана 2481 кг (Даг.правда" от 26/8-88).

Крупный и мелкий рогатый скот горные районы выращивают в основном на равнине, но продукцию сдавали государству по тарифу горных условий. Так, например, закупочные государственные цены на скот живом весе от горных районов от 1060 до 2120 руб. за тушу, а для равнинных хозяйств от 960 до 1960 руб. Закупочные цены за тонну молока от горных хозяйств от 407-426 руб., а от равнинных районов 288-360 руб.

Учителя, работающие в прикутанных хозяйствах, расположенных на равнине, получают надбавку к зарплате 30% "за горные условия", живя и работая на равнине.

Вопиющим преступлением против народов равнинных районов Дагестана было Постановление Российского правительства "Об особом статусе земель отгонного животноводства" от 1970 г., которое фактически, было сконструировано и подсказано Москве республиканскими руководителями, чтобы "не мелочиться" с захватом земель на равнине и не утруждать себя с формальностями передачи, чтобы было возможно, минуя местные власти, распоряжаться равнинными землями. По этому постановлению руководящие национальные лидеры начали одаривать свои этносы землями на равнине.

Вместо того чтобы передать эти земли его законным хозяевам - местному кумыкскому населению для рационального их использования, партийное руководство республики продолжало политику дотаций убыточным колхозам и совхозам. Советом министерством республики принимались различного рода постановления для сохранения этих хозяйств. Последнее постановление было принято в 1988г. "О первоочередных мерах по социальному обустройству зон отгонного животноводства Республики в 1989-1995гг.", где предусматривался новый виток из и без того убыточного республиканского бюджета в ущерб социальным нуждам других народов.

Зачастую и земли, переданные горным хозяйствам для заготовки кормов, используются для обогащения отдельных лиц. Конечно, эти земли не без ведома руководителей республики, сдаются в аренду частным лицам для выращивания лука, арбуза. Хотя арендаторы никакого отношения не имеют ни к колхозу, ни к земле ("Даг.правда" от 18/3-88).

Преступлением является, иначе назвать нельзя, факт разбазаривания земель представителями горских народов, с молчаливого согласия руководства Республики, на территории Карабудахкентского района, на землях бывшего колхоза О.Чохского, которые были переданы ему на временное пользование. Ныне колхоза уже нет. Представители этого района, живущие в Махачкале, не имеющие ни какого отношения к бывшему колхозу, без согласия на это со стороны администрации района, занялись дележом этих земель между соплеменниками. Поражает и другое, когда глава администрации этого района Насрутдинов У. выступил с осуждением действия этих людей в Народном собрании РД, ни один руководитель Республики не выступил в поддержку Насрутдинова У. Все это свидетельствует о том, что руководство республики полностью поддерживает политику самозахвата земель на Кумыкской равнине. Все это происходит, потому что Кумыкский народ в своих районах лишен всяких политических прав. До каких пор народ будет терпеть такое положение. Почему руководители республики не думают об этом? Иначе расценить нельзя поведение ответственных лиц Республики. Об этом с возмущением писали представители равнинных районов на страницах газеты "Дагестанская правда" (15/8-96, 17/8-96).

В местной прессе неоднократно поднимался вопрос о бесхозяйственном отношении прикутанных колхозов к земле, ее разбазариванию ("Даг.правда" от 11/6-88, 18/7-90, 22/9-88). "Дагестанская правда" от 9/2-89 с возмущением писала, что такая политика "не стимулирует производство, а порождает расточительство и иждивенчество". Совершенно по иному думали и очевидно продолжают думать в Руководстве Республики потому, что определенные люди заинтересованы в сохранении существующего положения.

К сожалению, перечень подобных дискриминационных мер в отношении к коренным народам равнины постоянно осуществляемых на территории республики можно было бы продолжить.

В нынешних условиях, когда республика испытывает серьезные финансовые трудности, правительство умудрилось создать еще одну льготную лазейку для бесхозяйственных отгонных хозяйств: образовано Территориальное управление народным образованием отгонного животноводства с центром почему-то в Кизилюрте, т.е. Функционирует министерство в министерстве.

Вот уже который раз Парламент республики обсуждает вопрос о прикутанных землях. Для того, чтобы увековечить созданные коммунистами экономические отношения, давно признанные ошибочными, чтобы придать им своего рода статус-кво и идеологическое обоснование, некоторые национальные движения, разумеется, объединяющие отнюдь не коренных жителей равнины-кумыков, ногайцев, азербайджанцев русских и дагестанских чеченцев - усиленно пропагандируют в средствах массовой информации и со всевозможных трибун "идею единства Дагестана".

Кумыки и другие коренные жители равнины, конечно, не сторонники разъединения народов Дагестана, но всякое единство особенно на уровне того или иного государственного образования должно подразумевать, прежде всего, создание условий для духовного и культурного развития каждого этноса на своей исторической территории, подобно тому, как это, согласно Федеративному договору, делается по всей России. Дагестан - это Россия в миниатюре. И кумыки выступают именно за такую Форму сосуществования всех этносов нашего региона. Другой Формы кумыкский народ не приемлет. Если кто-либо хочет в этом убедиться, достаточно провести референдум по этому вопросу среди коренных народов равнины.

Аннексировав у народов равнины земли в годы Советской власти, сегодня, когда уже нет этой власти руководство республики вместо того, чтобы исправить положение - вернуть земли в административное подчинение тех районов, на которых они находятся, пытается придумывать разного рода оговорки вроде того, что прикутанные земли - это мол, уникальное явление "в мировой истории". Как раз в этом ничего тут уникального нет. Уникальность, беспрецедентность этого явления заключается в другом. В хищническом разбазаривании земель и бесхозяйственности. До 1917г. горцы за определенную плату просто арендовали часть этих земель у народов равнины (также, как жители равнины арендовали летние пастбища у горцев), а в годы Советской власти они были переданы горцам на временное пользование. Ныне Руководство РД и лидеры некоторых национальных движений незаконные решения пытается узаконить и лишить кумыкский народ возможности для дальнейшего существования как народа. До каких пор кумыкский народ может терпеть такое противоестественное положение вещей? Ни один народ, уважающий себя, не может терпеть столько лет таких противозаконных действий по отношению к себе. Уникальными являются не отгонные земли, а кумыкский народ, который, приютив, обогрев, накормив горские народы, в ответ встречает недопонимание, а порой и враждебные выпады со стороны ряда представителей этих народов. Об этом свидетельствует обсуждение закона о прикутанных землях на Сессии Народного собрания. Об этом же говорит и резолюция Аварского народного движения (АНД) опубликованное 18 июля 1996 в "Дагестанской правде". Приходится констатировать, что лидеры АНД остались глухи к голосу разума, логики и этики, т.к. почти в той же "редакции", как на III съезде АНД, остались незаконные их притязания на чужие земли. При этом надо отметить, что в исконных районах этих народов даже представителям своих этносов отказываются в выделении земель ("Даг.правда" 9/1-92, 22/4-92), хотя в горах находятся в заброшенном состоянии около 130 тыс. га использованных ранее сельхоз угодий.

Уникальность Дагестана заключается и в том, что на протяжении тысячелетий каждый народ относится с уважением к другому народу, к его этническим и национальным границам. К сожалению, в республике есть силы, которые забыв обо всем этом, бравируют мускулатурами, и своими безумными действиями хотят будущим поколениям оставить Абхазию, Карабах, Чечню. Кумыкский народ исторически сложился на этой территории, где он живет сегодня, и если кто-то мечтает лишить его земель пропитанных потом и кровью его предков, то глубоко ошибается, и этим бредовым мечтам не осуществиться никогда.

Сегодня, как и в годы Советской власти, целенаправленная акция по аннексии кумыкских земель, лишению кумыков прав на собственную территорию, на само их существование как этноса, продолжается. Каждый раз, как только кумыки поднимают вопрос об изменении своего политического статуса в составе республики, призванным лишь способствовать их сохранению как самостоятельной этнической единицы, имеющей более чем тысячелетнюю традицию государственности, в руководстве республики задают один и тот же вопрос: "А как быть с другими народами?". Кумыкский народ никогда не ущемлял интересы других народов. Об этом свидетельствует вся его история. Кумыкия всегда была житницей Северо-Восточного Кавказа.

Кстати, политический статус официально не определен ни у одного народа Дагестана. Так как районы в горах являются мононациональными, эти народы не выдвигают таких требований, ибо им созданы условия нормального развития своих этносов. Кумыкскому же народу без определения политического статуса в условиях организованного и стихийного переселения горцев, особенно в последние годы, грозит полное исчезновение как этноса. Политика руководства республики проявлять свою заботу о других народах за счет жителей равнины - это завуалированная форма той националистической политики, которая проводилась по отношению к кумыкскому народу на протяжении 70 лет советского режима. Переселенческая политика, особенно начиная с 50-60-х годов, была хорошо продуманной националистической политикой, которая должна была обеспечить численное превосходство переселенцев над коренными населением равнины и тем самым гарантировать ответственный пост партийному функционеру переселенцев в том или ином районе, На основании вышеизложенного Кумыкский Национальный Совет требует:

  1. Создать специальную комиссию с привлечением представителей международных правовых организаций для изучения преступлений руководства Дагестана на протяжении существования Советской власти по отношению к кумыкскому народу и дать им политическую оценку.
  2. Вернуть прикутанные земли, расположенные на равнине, в административное подчинение тех районов, на территории которых они находятся.
  3. Во избежание незаконных акций по отношению к кумыкскому народу в будущем определить его политический статус на своей территории.
  4. Непременным условием существования единого Дагестана должно быть его федеративное устройство, где каждый этнос будет хозяином своей исторической этнической территории.

Мы надеемся, что народы Дагестана и руководство республики с пониманием отнесутся к положению кумыкского народа, в котором он оказался в результате несправедливой политики, проводившейся по отношению к нему на протяжении длительного периода, и сделают все от них зависящее для решения требований, которые были изложены выше. Если этого не будет сделано, то кумыкский народ будет вынужден для реализации своих законных требований обратиться к российской и мировой общественности с учетом того, что Россия стала полноправным членом Совета Европы. Кроме того, РФ подписала Конвенцию 19в 89г. "О коренных народах", где в частности, в статьях № 14 и 17 сказано:

  1. 3а соответствующими народами признаются права собственности и владение на земли, которые они традиционно занимают.
  2. В случае необходимости, правительства принимают меры для определения границ земель, которые традиционно занимают соответствующие народы, и для гарантирования эффективной охраны их прав.
  3. В рамках национальной правовой системы устанавливаются необходимые процедуры разрешения споров по поводу земли со стороны соответствующих народов.
  4. С соответствующими народами консультируются всякий раз при рассмотрении их правомочий в вопросе отчуждения их земель или иных Форм передачи их прав на эти земли за пределы их собственной общины.
  5. Необходимо препятствовать лицам, не принадлежавшим к указанным народам, в использовании обычаев указанных народов или в использовании закона лицами, принадлежащим к указанным народам в целях получения в собственность, во владение или в пользование земель, принадлежащих указанным народам.

Если в руководстве республики надеются сохранить мир, спокойствие и единый Дагестан без решения кумыкских проблем - это глубокое заблуждение. Мир и спокойствие в Дагестане существуют и продолжают существовать лишь благодаря выдержке, великодушию и доброте кумыкского народа, терпение которого, и это должны понять другие народы, не бесконечно.

Наши требования ясны - в них нет ни одного пункта ущемляющего интересы других народов, или что-либо, противоречащего общечеловеческим нормам жизни и законам. Отношение к проблемам кумыков ныне стало также с проблемой нравственной. Если народы Дагестана, его руководство хотят сохранить Республику единой, наши требования должны быть выполнены, ибо от их решения зависит будущее не только кумыкского народа, но и Дагестана в целом.

В случае игнорирования наших требований правительством РД и РФ, кумыкский народ оставляет за собой право принять меры, способные обеспечить выполнения этих требований и вся ответственность за последствия в соответствии с Конвенцией, полностью ложатся на правительство Российской Федерации.

КУМЫКСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ СОВЕТ

Размещено: 07.01.2008 | Просмотров: 3490 | Комментарии: 0

Комментарии на facebook

 

Комментарии

Пока комментариев нет.

Для комментирования на сайте следует авторизоваться.