Кумыкский мир

Культура, история, современность

К истории кумыкского этноса на Северо-Восточном Кавказе: Северная Осетия и Ингушетия

Как известно, кумыки на сегодняшний день являются самым крупным тюркоязычным народом Северного Кавказа и Дагестана.

Они подразделяются на кумыков Республики Дагестан и терских кумыков - носителей одного из наиболее архаичных диалектов своего языка, представленных на Северо-Восточном Кавказе - в притеречной зоне республик Северная Осетия, Ингушетия и Чеченской Республики.

Из 9478 кумыков, отмеченных переписью 1989 г. в Северной Осетии, 8823 человека, или 93% от общего числа, компактно проживает в Моздокском районе (6677 человек) и г. Моздоке (819 человек) преимущественно в русскоязычном окружении, составляя при этом 20,3% населения указанного района и 2,2% - Моздока. За пределами этого региона представлено лишь 52 кумыка в сельской местности и 603 - в других городах Северной Осетии. Кумыки (8050 человек) занимали четвертое место после осетин, русских и ингушей в сельском населении республики, являясь в то же время первыми в Моздокском районе среди национальных меньшинств, исповедующих ислам. Наибольшее их число сосредоточено в селении Кизляр (кум. Къызлар, Гючюк-Юрт) Моздокского района, где проживает около 6,4 тыс. человек, 96,2% которых являются кумыками.

Следует отметить стабильный прирост кумыкского населения Кизляра, что объясняется, в частности, миграцией сюда представителей этого этноса из других более мелких селений (бывших хуторов), основанных ими же. Одно из них - Предгорное (Чечен-балка, кум. Борасув-отар) - находится в Северной Осетии, другое - Малгобек-балка (кум. Малгъабек-отар) - в Ингушетии. Их возникновение относится к началу XX века.

В республике Ингушетия перепись 1989 г. отмечает соответственно 53 кумыка в Малгобекском районе и 115 - в г. Малгобеке, а также 37 - в Назрановском районе. При этом в г. Малгобеке, в состав которого частично вошло сел. Малгобек-балка, и Малгобекском районе кумыки согласно переписи 1989 г. являются первыми по численности среди национальных меньшинств в условиях, когда основное население этого региона было представлено ингушами, чеченцами и русскими.

Кумыкский язык и литература изучаются как предмет только в сел. Кизляр. Тем самым значительная часть этой группы кумыков, проживающих в Северной Осетии и Ингушетии и традиционно именуемых кизлярскими, находится за пределами воздействия литературного кумыкского языка в условиях чрезвычайно изолированного, в отличие от других терских кумыков, характера проживания.

При этом у кизлярцев, как и других терских кумыков, очень развито устное творчество. В данной связи ученый-языковед И.А. Керимов, автор первых "Очерков кумыкской диалектологии", справедливо отмечает, что "среди дагестанских кумыков трудно найти таких искусных сказителей и песнопевцев, которых немало в Кизляре и Брагунах. Почти каждый кумык знает наизусть сотни песен и сказок. ... Такое пристрастие к фольклору, видимо, объясняется тем, что терские кумыки, оторванные от основной кумыкской массы, не имевшие своей письменной литературы, свои духовные запросы удовлетворяли произведениями устного народного творчества, которые они сами создавали, запоминали и передавали их из поколения в поколение. Именно создавали: терские кумыки - искусные импровизаторы, особенно женщины".

Другой отличительной особенностью жизни и быта кизлярских кумыков является довольно частая перемена мест расположения населенных пунктов в пределах основного ареала их расселения, включающего, как уже было сказано выше, смежные территории нынешних республик Северная Осетия и Ингушетия. Только селение Кизляр переносилось в памяти его жителей четыре раза, изменив соответственно и свое название: Гючюк-Юрт (так до сих пор по традиции именуют его кумыки, проживающие в других регионах) - Бекиш-Юрт - Къызлар (Кизляр).

Хотя знаменитый турецкий путешественник XVII в. Э.Челеби и некоторые другие авторы пишут о кумыках, проживающих в этих краях и в более ранние времена, согласно распространенной на сегодняшний день точке зрения, нашедшей свое отражение в известном исследовании Н.Г. Волковой "Этнический состав населения Северного Кавказа в XVIII - начале XX века" (с. 209, 225) и "Истории народов Северного Кавказа конца XVIII - 1917 г." (с.95), кумыки поселяются в селениях Кизляр, Магомет-Юрт и др. на территории, входившей в пределы исторической Малой Кабарды, начиная с 20-х годов XIX-го столетия. Здесь во владение князя Бековича-Черкасского распоряжением А.П. Ермолова было передано 100 тыс. десятин земель кабардинской владельческой фамилии Мударовых, что было закреплено журнальным постановлением Комитета министров 1824 года. Как отмечает в своей работе Н.Г. Волкова, "после 1822 г. князем Бековичем-Черкасским в Малой Кабарде были поселены селения Кизляр и Коздемир, а его братом - селения Пседах и Магомет-Юрт... В 40-е годы по разным причинам три селения (Магомет-Юрт, Кизляр и Коздемир) перестали существовать" (с.225). Учитывая же то, что Пседах был и является до сих пор чеченским поселением, находящимся в нынешних пределах Малгобекского района Ингушетии, можно предполагать кумыкскую принадлежность не только Кизляра и Магомет-Юрта (см. выше), но и Коздемира, если иметь в виду, помимо прочего, явно тюркский характер названия последнего. По Н.Г. Волковой (с.225), в 1846 г. близ развалин Кизляр-аула возник на землях Бековичей-Черкасских, но уже без их участия, Турлов-аул. В имение же Бековича-Черкасского, располагавшемся в 1847 г. вместе с двумя небольшими (40 и 20 дворов) поселениями ингушей-назрановцев в урочище Ачалук, находились селения Казан и Ачалык, или аул Кучука, то есть уже упоминавшийся в предшествующем изложении Гючюк-Юрт, что также позволяет предполагать кумыкскую этническую принадлежность этих двух населенных пунктов.

Что же касается тогдашней численности кизлярских кумыков, то, согласно приводимой в работе Н.Г. Волковой (с.227) "Ведомости аулов Малой Кабарды на земле князей Бековичей-Черкасских", относящейся к 20-60-м годам XIX в., их здесь насчитывалось 214 дворов с 565 душами мужского и 533 женского пола. По данным "Сборника сведений о Кавказе" (Тифлис, 1880, т. 5) в 1873 г. фиксируется гораздо большее количество кизлярских кумыков - 2106.

Таким образом, до переноса нынешнего основного населенного пункта рассматриваемой группы кумыков - сел. Кизляр на правый берег р. Терек напротив г. Моздока, значительная, возможно, основная их часть проживала на территории нынешней Ингушетии. Тем более, что, согласно данным переписи 1897 г., в Сунженском округе, где проживало 99% ингушского населения империи, насчитывалось 2,4 тыс. кумыков.

Вместе с тем в известных на сегодняшний день исследованиях, имеющих в той или иной степени отношение к истории кизлярских кумыков, ничего не говорится о происхождении последних, прежде всего, ареале их первоначального расселения в период до появления в Малой Кабарде, что позволяет автору этих строк высказать несколько предварительных соображений по данному поводу. В указанном смысле обращают на себя внимание, в первую очередь, отдельные, известные к настоящему времени факты, связанные с деятельностью некоторых наиболее известных представителей рода князей Бековичей-Черкасских, чьи имена в значительной мере, как было показано в предшествующем изложении, оказались неотделимыми от истории рассматриваемой кумыкской этнической группы.

Дело в том, что принадлежавший к этой фамилии офицер русской службы Давлет-Гирей (Бекович-)Черкасский, сын князя генерал-майора Эльмурзы-Бека Черкасского, именуемого в русских документах своего времени также Бековичем и Бековичем-Черкасским, будучи изгнанным чеченцами из управлявшихся им с 1747 г. селений Герменчук, Шали и Алды, основал со своими сторонниками не позднее 50-х годов XVIII века на правом берегу Терека селение, ставшее известным в дальнейшем под названием Девлетгиреевского, а в XIX веке - как Старый Юрт (ныне Толстов-юрт). При этом, по сведениям очевидца П. Сахно-Устимовича, приводимым в исследовании Н.Г. Волковой (с. 187), бывшего в Чечне в 1826 г., село Старый Юрт еще в это время населяли мирные кумыки и чеченцы. У нее же (с. 183) содержится упоминание и том, что жители этого на сегодняшний день исключительно чеченского населенного пункта, до сих пор именуемого по-чеченски Девлетгийр-эвла (досл. "Девлетгирея аул"), говорят об основателе села Девлетгирее как о кумыкском князе. Не исключено, что эта информация не лишена оснований, если иметь в виду упоминаемую в одном из русских документов 1763 года аксаевскую владелицу Джану, дочь уже поименованного князя Эльмурзы(-Бека) Бековича(-Черкасского). Тем более, что, как отмечал еще П.Г. Бутков в своих "Материалах по новой истории Кавказа с 1722 по 1803 гг." (СПБ, 1869, т.II, с.112), из феодалов, изгнанных чеченцами из некоторых селений нынешней Чечни не позднее 40-50-х годов XVIII в., "одни возвратились в Аксай и Эндери, откуда пришли, другие с позволения российского начальства основали новые селения на плоскости между Сунжи и правого берега Терека в противоположности гребенских и моздокских казачьих станиц, как-то дивлетгиреевцы, изгнанные из Герменчука и Шали, имели в 1784 г. до 400 дворов". Далее упоминаются и "... казбулатовцы из аксайских (то есть кумыкских князей), выгнанные из Топли", которые "основали селение около Наура близ Терловых". Именно в противоположности гребенских станиц до сих пор находится Старый (Толстов-) Юрт, кумыкское селение Кизляр.

Обращает на себя внимание и то, что в уже упоминавшейся "Ведомости..." называется 214 кумыкских дворов, то есть практически половина из тех 400, в которых жили девлетгиреевцы, прибывшие из Герменчука и Шалей. Именно к этому времени ими был основан нынешний Старый (Толстов-) Юрт, на который и могла прийтись оставшаяся половина из 400 девлетгиреевских дворов.

Все это свидетельствует о том, что кизлярские кумыки являются, возможно, выходцами из тех селений (Герменчук и Шали), откуда были изгнаны в свое время Бековичи-Черкасские. В указанной связи не может не обратить на себя внимание сообщение немецкого путешественника конца XVIII в. Якоба Рейнеггса, побывавшего в 1779-1783 гг. на Кавказе, о селениях "Чеви, Гачиаул, Шалли и Сагунти", которые "произошли от татарского роду, ибо они чеченского языка разуметь не могут. 450 родов оных живут в соседстве с деревней Гребенских казаков, состоящей из 150 дворов, на берегу реки Терек".


Опубликовано:
журнал "Возрождение", 5-1999

Размещено: 09.12.2007 | Просмотров: 9759 | Комментарии: 0

Комментарии на facebook

 

Комментарии

Пока комментариев нет.

Для комментирования на сайте следует авторизоваться.