Кумыкский мир

Культура, история, современность

О деятельности рескома КНД "Тенглик" и задачи нового этапа развития кумыкского общенационального движения

(доклад на IV съезде КНД "Тенглик" 24 августа 1996 года)

Дорогие делегаты и гости съезда!

Азиз достлар!

По воле нашего народа, под руководством Кумыкского Народного Движения "Тенглик", начиная с 1989 г. - за неполные семь лет - восьмой раз собираются полномочные представители нашего народа на свой форум. Четыре из них имели статус народных съездов, три и нынешний четвертый, как съезды общественно-политической организации "Тенглик". В центре внимания этих форумов ставились проблемы не только защиты национальных интересов и национального самоопределения, но и возрождение и дальнейшее развитие в условиях эпохальных социально-политических изменений в обществе, свидетелями и участниками которых мы являемся.

Мы первыми почувствовали, как вокруг разрываются путы старого и распространяются веяния, в сущности, относительной свободы. Народ был охвачен неудержимой страстью самопознания и самоорганизации, необходимостью сплочения вокруг общенациональной идеи. На этой основе и возникло Кумыкское Народное Движение "Тенглик".

Как известно Кумыкское Народное Движение (КНД) "Тенглик" - самостоятельная массовая общественно-политическая организация, возникшая как естественная форма саморазвития, самоорганизации народа в переходный период от тотальноорганизованного общества к демократически организованному.

В программе "Тенглика" особо подчеркнута мысль о том, что КНД является самостоятельной организацией, действующей на принципах общественного самоуправления, не подчиняющейся какой-либо политической партии. Она последовательно выступает в поддержку перестройки в республике и всей стране на принципах демократического социализма и гуманизма, активно участвует в осуществлении воли народа и создании правового государства, выступает против всех форм деформации в общественно-политической, экономической, социальной, культурной жизни и в национальных отношениях, прилагает все свои силы для того, чтобы осуществить стремление людей к свободе, благосостоянию, социальной справедливости, национальному равноправию.

Сегодня можно по-разному относиться к истории своего народа, связанной с "Тенгликом". Можно признавать ее и не признавать, но не считаться с тем, каким мощным импульсом пробуждения национального сознания стал "Тенглик" не только для нашего народа, но и всего Дагестана, отрицать его не может ни один человек.

Это был по существу новый революционный подъем с взлётами и падениями. Это была революция самосознания народа, прорвавшего запрет молчания, долготерпения, испытавшего на себе все тяготы фальшивого интернационализма, оболванивания людей в пользу одной национальной элиты, действовавшей в ущерб интересам других, так называемых "братских народов".

Все эти годы кумыки жили и добросовестно работали, искренне веря или не веря в возможность коммунистического благоденствия и с присущей для нашего народа самоотверженностью без сожаления брали на себя основную тяжесть судьбы всех народов, проживающих ныне в пределах Республики Дагестан. Так было в годы революции и гражданской войны, так было и в годы Великой Отечественной.

Наш народ был искренен во всем, жертвовал своим лучшим интеллектуальным людским потенциалом. Для нашего народа никогда не потеряет своей святости и высокой патриотической значимости память об У. Буйнакском, С.-С. Казбекове, Нухае и Зайналабиде Батырмурзаевых, Д. Коркмасове, А. Акаеве, А.-П. Салаватове и многих других, в том числе и тех, кто находился и по другую сторону баррикад.

Есть ли хоть один этнос, народ, отдавший войне 1939-1945 гг. 60 процентов своих людских ресурсов, первый бросившийся в дело коллективизации сельского хозяйства, но в результате потерявший 80 процентов своих земельных угодий, превратившийся в национальное меньшинство на своей исторической территории. Наш народ фактически оказался привязанным, например, к захудалым птицефабрикам, существующим за счет государственных дотаций.

Обратите внимание на сегодняшние улицы городов Дагестана, превращенные в базары. С большим трудом вы найдете кумыка, торгующего бахчевыми культурами, мясом, молоком, предметами народных промыслов. Словно злым ветром повымело из нашей жизни знаменитых мастеров сельского хозяйства, кормивших своей продукцией не только Кумыкию, но и весь Дагестан. Мы задавали эти вопросы себе у истоков нашего движения, задаем их и сейчас. Они больно задевали нашу национальную честь 6-7 лет назад, вызывают острую боль и сейчас. Стало быть, не ушло время подлинно народных движений. Наоборот, вопреки пророчествам многих политиков, по мере развития нашего общества, принципов общественного самоуправления все громче будут заявлять о себе добровольные общественные организации граждан, приверженные, прежде всего, национальной идее. Именно на волне такого общенародного подъема мы, тенгликовцы, пережили конец 1989-1992 гг. и первую половину 1993 г. В тенгликовской организации незримо присутствовала радость нашего общенационального самоопределения, создания боевого штаба народного движения, создания 152 местных комитетов, налаженная система деятельности, которая постепенно задавала тон всей жизни нашего народа. Были радость и торжество первых общенациональных митингов и праздников, первые серьезные требования местным и центральным властям. Именно в это время пошли друг за другом общенародные чрезвычайные съезды, принявшие Декларации о самоопределении Кумыков. Однако мы не знали, какие трудности, испытания поджидают "Тенглик" впереди.

Мы постепенно год от года набирали политический опыт, предъявляя требования к руководству республики и всей страны с учетом состояния политического, культурного, экономического неравноправия, в том числе в вопросах ущемленного положения Кумыков в расстановке кадров по национальному признаку, в особенности в вопросах землепользования.

За эти годы нам удалось с этим выйти на Верховные Советы ДАССР, РСФСР, СССР, вступить в теснейшие контакты с целым рядом международных организаций тюркского мира и Европы.

Мы съезду можем твердо доложить - добились немалого. Первым наиболее крупным достижением нашего Движения стало то, что можно выразить знаменитыми словами поэта. Мы близкому и дальнему, окружающему нас миру сказали: "Барбыз биз къумукьлар". Кто мы есть кумыки, как дагестанский, кавказский, тюркский народ из Хазарского, Кыпчакского племени, заявили, давайте уважать национальное достоинство друг друга и учиться считаться друг с другом на равноправных началах. Внушили себе и другим, говоря словами из Корана, то, что "Для каждого народа свой срок" (глава 15. стих 5). И никакой народ не ускорит наступление назначенной для него поры и не отсрочит ее.

Второе достижение - "Тенглик" пробудил народ к новой жизни, пробудил от долгой, затяжной спячки советизма, дал народу общенациональную идею - самоопределения и самоорганизации на основе мирных ненасильственных форм действий и объединил вокруг нее.

Третье наше принципиальное достижение - "Тенглик" всей системой своих структурных образований стал наиболее организованной силой в новейшей истории кумыков, наиболее слаженной общественно-политической организацией - опорой в самоопределении кумыков как нации.

Вместе с "Тенгликом" кумыкский народ вышел на широкую мировую арену и получил признание, фактически сегодня является равноправным субъектом международной общественно-политической жизни.

Тот факт, что вопрос о судьбе кумыкского народа неоднократно рассматривался на заседаниях подкомиссии ООН, трех заседаниях Организации Непредставленных Народов в Гааге (Голландия) и Тарту (Эстония) и на многих международных форумах Казани, Баку, Москве, Чебоксарах, Бишкеке, Анкаре, Анталии, Измире и др. говорит о многом.

Мы достигли также осуществления многих конкретных требований, таких, как регистрация ее печатного органа, восстановление упраздненного в годы сталинизма Кумторкалинского района и многих сельских администраций, возвращение и выделение земельных участков многим населенным пунктам под индивидуальное строительство, возобновление ранее закрытых районных газет на кумыкском языке, добились значительного обновления руководителей правоохранительных органов республиканского масштаба, выдвижения национальных кадров на разные государственные посты, хотя не полного, но частичного квотирования при набирании первых руководителей равнинных районов (Хасавюрт, Кизилюрт, Буйнакск, Махачкала), выделения дополнительных земельных угодий ряду хозяйств (Караман-Тёбе, Солтанянгиюрт, Шамхалянгиюрт, Агачаул, Карабудахкент, Каранай-аул), некоторым населенным пунктам Бабаюртовского района, поселкам городского типа в черте Махачкалы.

Мы можем также считать достижением демократических организаций Дагестана и то, что руководство республики пошло на созыв съезда народов Дагестана и на создание такого высшего государственного органа в республике, как Госсовет с равным национальным представительством, который мы считаем первым признаком начала федерализации государственного аппарата в нашей республике.

Вдохновленные этими достижениями в тот период нашего развития, мы питали надежду на скорейшее решение главной программной задачи "Тенглика" - образование собственной национальной автономии в составе Дагестана и РФ. Мы питали надежду на поэтапный мирный ход реформ. Это в целом был период деклараций, заявлений, поисков того, кто и что мы, как народ. Все номера нашей газеты тех лет свидетельствуют о том, как мы смелы, энергичны, уверенны, что никто и ничто не остановит нас на этом пути.

И оказались опрометчивыми во многих своих ожиданиях. Вскоре это подтвердилось последующими событиями из жизни "Тенглика".

Наше общество захлестнул криминальный беспредел, крайне беспардонное отношение бандитских элементов к привычной в прошлом силе власти и закона, плюс уродливые обороты первого детища российской реформы - приватизации, ядовитое жало которой коснулось этнической территории Кумыков, что стимулировало межнациональную напряженность и без того имевшую место. Таким образом, национальный эгоизм в Дагестане - на равнинной его части - стал основным наглым контраргументом против справедливых требований людей кумыкской национальности.

Попытки властей решить проблемы одних народов за счет таких же ущемленных других еще более усугубило наше политическое бытие.

Такая картина сложилась к лету 1991 г. и набирала темпы до 1993 года.

С лета 1991-го года наступил новый этап в развитии Кумыкского Народного Движения. К этому времени организация получила широкое признание. От оппозиционных заявлений, проектов, деклараций "Тенглик" перешел к более решительным действиям общенационального характера.

При этом слабое национальное самовыражение, самоотдача кумыкской депутации в Верховном Совете, отсутствие рычага национальной экономической безопасности, незащищенность от возможных других бедствий активизировали в народе мысль о самозащите, национальной стойкости, объединенными усилиями отстаивать свое право на жизнь. Право на самостоятельное независимое обустройство своего бытия.

Именно на этой идейно-политической основе успешно прошли в истории "Тенглика", как всего кумыкского национального движения, один за другим широко и громко заявившие о себе бессрочная общенациональная забастовка, долгосрочный экономический бойкот, перекрытие железной дороги и автомобильных трасс аэропорта, забастовочные лагеря в Хасавюрте, Коркмаскале, Караман-Тёбе, многотысячные митинги, митинги женщин в Хасавюрте, Карабудахкенте и Махачкале с последующим объявлением многодневной голодовки во главе с лидером женского движения III.-X. Алишевой.

Отсюда не составит труда определить, какой характер носило наше движение на втором пиковом этапе своего развития, которое накладывало своеобразный отпечаток не только на всю последующую жизнь самой организации, но и всех демократических сил республики. Ввиду своего активно действенного характера "Тенглик" в то время фактически предопределил многие процессы в общедемократическом движении республики.

К этому времени "Тенглик" имел опыт создания, обновления организационных структур, солидную идейно-теоретическую базу по проблемам национального самоопределения. Комитеты "Тенглика", а их было 150, были активным фактором местного самоуправления, формирования гражданского общества и обеспечения внутринационального единства.

К осени 1993 г., после событий на Караман-Тёбе, тогда, как наиболее бесхребетная часть интеллигенции, так называемая красная профессура, часть "братьев" от искусства, а также кумыкской депутации, перекинулись на противоположный берег, началась массированная атака официальных властей на "Тенглик": судебные разбирательства, преследования лидеров и активистов, освобождение их от занимаемых должностей и просто необоснованное увольнение с работы, психологическое давление, распространение клеветы вместе с приемами "кнута и пряника" и сопутствующие им подачки и запугивания, предоставление льгот и преимуществ запуганным и соблазнившимся. Все это вместе с другими субъективными причинами создали в Движении обстановку разобщенности, распада внутреннего единства, недоверие к его лидерам. Этот процесс сопровождался потерей ориентиров, узкоместным подходом к пониманию роли и значения национального движения.

В подобных условиях крайне тяжело было сохранить слаженную систему координации действий комитетов, если учесть, что к этому присоединились затруднения финансового характера, отсутствие средств связи, транспорта, невозможность содержать группу освобожденных работников Рескома, отход некоторых бывших активистов, изменение взглядов идеологического порядка внесло в наши ряды сумятицу, подозрительность. Все это ставило руководство Движения в чрезвычайно трудное положение.

Если быть до конца откровенным и честным, порою дело доходило до того, что для обсуждения вопросов даже чрезвычайного характера не удавалось собираться в полном составе ни одному руководящему органу Движения. Подобной "болезни" были подвержены, прежде всего, некоторые наиболее крупные районные и городские объединения Движения на разной степени симптоматического выражения. Часть лидеров Хасавюртовского районного и городского объединенного комитета решила самоуправно изменить название Движения, отколоться от идеологии "Тенглика", от всего, что связано с деятельной стороной его бытия, и, конечно, не без направляющего руководства лиц из верхних эшелонов власти скрытно от Рескома и Мажлиса, создали новую общественную структуру, которая чуть позднее была названа Кумыкское Народное Движение "Национальный Совет Кумыков", только без "Тенглика", без упоминания его имени.

Своеобразные "отзовисты" и "ликвидаторы" появились и в Буйнакской районной организации. Это породило в народе "червь", нещадно разъедавший его святая святых - внутринациональное единение. Организатором подобных действий, будь они в ранге низшем или высшем, рано или поздно придется отвечать перед народом и богом.

Это был кризис, прежде всего, человеческих характеров, это был кризис идейный, кризис идеологический. Нужно было самосохраниться, выдержать, выжить, не давать развиться наметившейся разобщенности между комитетами, не давать развиться разности их суждений и представлений, превращаться таким действиям в организованные формы раскола, тем более оказаться в состоянии глубокого кризиса.

С этой целью Рескому пришлось проводить ряд продуманных мероприятий с целью выявления причин кризисных тенденций в Движении.

Систему подобных мероприятий мы завершили в феврале 1993 г., провели в зале Русского театра большой "Вечер вопросов и ответов". В том же году в феврале приняли решение созвать очередной III съезд "Тенглика". Несмотря на сложности и противоречия, Реском продолжал свою твердую линию на интеграцию с мировым сообществом.

Нельзя было давать возможность углубляться не только внутринациональному расколу, но и изоляционному.

К этому времени несколько делегаций Рескома побывали в разных регионах страны и за рубежом. Одна делегация в составе С. Алиева, А. Ибрагимова и К. Алиева по направлению "Тенглика" приняла участие на заседаниях подкомиссии ООН и ОНН, представили соответствующую документацию по проблемам кумыкского народа на рассмотрение указанных организаций, две делегации были направлены в Верховный Совет РФ - одна к министру по делам национальностей С. Шахраю, другая к Председателю ВС Р. И. Хасбулатову для вручения решений съездов кумыкского народа.

Всем памятно, вероятно, решение II общенародного съезда Кумыков о проведении всенародного референдума с одним единственным вопросом: "Поддерживаете ли Вы идею образования автономии кумыкского народа в составе РФ и Дагестана". Учитывая многие обстоятельства, поняв социально-политическую ситуацию тех дней, Национальный Совет решил референдум заменить всенародным опросом. И мы организовали это мероприятие во всех населенных пунктах компактного проживания Кумыков. Итоги этого опроса на заседаниях Мажлиса обсуждали неоднократно, опросом было охвачено более 80 тыс. человек взрослого населения, из них более 80 процентов на наш вопрос дали положительный, ответ. По итогам этой работы Движения была составлена подробная соответствующая справка и вручена Правительству, канцелярии Президента РФ.

Реском КНД "Тенглик" сделал все возможное и зависящее от него для того, чтобы руководство республики, страны, а также международная общественность имели достоверные представления о заботах и мучениях кумыкского народа. Для этого мы старались использовать всевозможные каналы. В делах Рескома накопилось множество ответов, лишь ответов, только не решений, в них, как говорится, красной нитью проходят слова - рассмотрено, направлено, будет учтено, как видите, прекрасный конторский почерк.

Реском, увидев такое отношение чиновников к делу, и в 1993-м и в последующие годы решил пойти по другому пути - объединения усилий однотипных общественных организаций и общими усилиями стараться убедить наших правителей в том, что такое бездушное отношение к кровоточащим ранам национальностей может плохо кончиться для всей страны - ущемление национальных интересов и национальное неравноправие больше, чем бессрочные шахтерские забастовки, что дальнейшее пренебрежение судьбоносными национальными проблемами российского тюркского сообщества может расцениваться как провокация с непредсказуемыми взрывоопасными последствиями для всей страны. Об этом недвусмысленно было заявлено на сессии Ассамблеи тюркских народов в сентябре 1993 г., где приняли участие и представители "Тенглика". Эта тревога продолжала звучать и во время других международных форумов, в том числе молодежных, неизменное участие в которых принимают представители кумыкской молодежи по направлению "Тенглика".

Тогда же, в сентябре 1993 г., во время сессии Ассамблеи тюркских народов России была создана специальная комиссия по разработке плана по возрождению и развитию тюркских народов России и решено потребовать от Правительства России профинансировать осуществление этого плана.

Теперь хорошо известно, Министерством национальностей такой план утвержден и Правительством России 6 мая 1994 г. издано специальное распоряжение под № 673-Р "Возрождение и развитие тюркских народов Российской Федерации", по которому намечается к началу XXI века осуществить обширный круг мероприятий общегосударственного масштаба для решения проблем политического, экономического и культурного развития этих народов, в том числе Кумыков, Ногайцев, Азербайджанцев в Дагестане. Мы считаем, что данное распоряжение Правительства России вполне может быть принято всеми тенгликовцами как значительный итог своей деятельности, как реальная основа дальнейшего развития КНД и выполнения его программных задач.

Поэтому мы вправе однозначно заявить: мы будем всемерно активизироваться всей народно-движенческой сутью, опираясь исключительно на три основополагающих государственных документа - это российский "Закон о местном самоуправлении", "Закон об общественных объединениях" и распоряжение Правительства РФ от 6 мая 1994 г., а также Закон "О национально-культурной автономии", который вполне устраивает нас на данном этапе нашего развития.

За отчетный период тенгликовцы приняли участие в 7-ми международных съездах и симпозиумах, съездах многих национальных движений и политических партий. Члены Рескома, а также некоторых районных и городских комитетов с разными заданиями неоднократно выезжали в Казань, Чебоксары, Москву, Нальчик, Владикавказ, Баку, Стамбул, Анкару, Измир, Женеву и многие другие города.

Было так много международных встреч, что это вызвало у части тенгликовцев неверное впечатление, что Реском львиную долю своего времени отдает международным связям, а не решению конкретных задач нашего народа. Считаю, что это ошибочное представление.

Мы твердо и неустанно выполняли решения III-го съезда, своим специальным постановлением, обязывающим нас обеспечить выход нашей организации во внешний мир, всеми мерами способствовать тому, чтобы Кумыкское Народное Движение "Тенглик" стало полномочным представителем своего народа в политической жизни не только Северного Кавказа, не только России.

Сегодня мы можем с уверенностью сказать: благодаря деятельности "Тенглика", проблемы нашего народа стали предметом обсуждения на многих международных форумах, о нас пишут, наши действия анализируют и оценивают во многих признанных международных журналах и политологических изданиях. В целом ряде научно-философских трудов известных ученых "Тенглику" и в связи с этим кумыкскому народу отводятся специальные разделы.

И если мы, несмотря на все встречающиеся на нашем пути сложности и преграды, сумели сохраниться, сохранить статус Кумыкского Народного Движения "Тенглик", то в этом в значительной степени помог тот факт, что нашу организацию приняло и признало международное сообщество. В этот успех Рескома весомый вклад внесли Камиль Алиев, Ш.-Х. Алишева, В. Барончук и другие товарищи. От имени КНД "Тенглик" выражаем сердечную благодарность многочисленным друзьям кумыкского народа как в России, так и за рубежом, руководителям международных фондов стран Ближнего Востока и Европы за помощь и поддержку. Новому составу Рескома необходимо продолжать наращивать свои усилия в этом направлении.

В этой связи считаю своим долгом остановиться еще на одной стороне деятельности Рескома. За отчетный период мы отдали много энергии делу объединения и консолидации демократических сил Дагестана, Кавказа, а так же тюркского мира в целом, "Тенглик" фактически был одним из учредителей таких международных объединений, как "Съезд народов Кавказа", "Конгресс народов Дагестана", "Ассамблея народов Северного Кавказа", международной миротворческой организации "Кавказская мирная инициатива", "Ассамблея тюркских народов России", Международной женской организации тюркского мира и многих других.

От имени съезда хочу выразить сердечную благодарность верным друзьям по общедагестанскому демократическому братству: Ибрагиму Рашидову - лидеру "Кавказской мирной инициативы", Адалло Алиеву - одному из основателей Аварского народного движения "Джамаат", Али Алиеву - председателю парламента "Конфедерации народов Кавказа". Василию Барончуку - одному из лидеров партии "Выбор России" в Дагестане, Осману Османову и многим другим за понимание и поддержку в трудные минуты, переживаемые нашей организацией, за единомыслие в принципиальных вопросах развития демократизма в республике. "Тенглик" и впредь останется верен подлинно демократическим принципам нашего совместного жизнеустройства. Поэтому обращаемся ко всем демократическим организациям и политическим партиям: будьте вместе с нами в нашей работе по возобновлению деятельности "Конгресса народов Дагестана" на новой идейно-политической основе.

Обращаясь к отдельным активистам "Тенглика", которые проявляют непонимание подобных действий и не сознавая этого толкают себя на изоляционизм, хочу сказать: история подтверждает, что возрождение и развитие любого народа как нации и спасение в конечном итоге - это и равнодействие в контексте мировой цивилизации.

Хочу еще раз подчеркнуть: всем давно пора понять, что спасение Дагестана и России, всех народов только в наших совместных действиях, не в бездумных размежеваниях и не в бесперспективных попытках обустроить свою национальную жизнь в отрыве от нашего общегосударственного содружества.

Реском считает, что только недальновидный политик может толкать свой народ на изоляционизм в эпоху всеобщего нарастания интеграционных процессов во всем мире. И поэтому интеграция жизни кумыкского народа в мировую культуру для Рескома не просто научное понятие и не дань модным течениям. Это философская основа нашей деятельности, направленная на возрождение и развитие национальной культуры, в особенности на обучение и воспитание нового поколения национальных кадров высокой квалификации, вобравших в себя опыт международной жизни, освободивших свой ум от тоталитаризма.

Для достижения этой цели Реском наладил связи с престижными учебными заведениями Турции, Кипра, Казахстана, Туркменистана, где по направлению "Тенглика" обучаются более 50 студентов. Эти возможности будут еще более расширены в будущем году. При этом нам удалось пойти на реальные контакты с международными фондами с целью направления наиболее одаренных представителей кумыкской молодежи в университеты не только Ближнего Востока, европейских стран, но и Японии и Америки.

Реском ведет серьезную подготовительную работу по открытию международного Дагестанского университета на базе одного из учебных заведений Махачкалы.

Реском, его руководство за отчетный период допустили немало ошибок, недочетов общего и частного характера, не всегда умело выходили из создавшейся ситуации, не всегда держали в центре своего внимания преданных идеям Движения людей, иногда шли на грубые политические просчеты в своих действиях. Так было с нашей стороны тогда, когда мы стали защищать узкогрупповые интересы и конфликты вокруг главы администрации Бабаюртовского района, когда мы пошли вразрез с общей линией районного комитета КНД "Тенглик".

Возможно, я и мои товарищи по Рескому не сумели организовать решительные противодействия, когда в Хасавюрте отдельные товарищи гнули раскольническую линию. Правы те, кто упрекает нас в том, что мы проявили медлительность в созыве IV съезда в положенный срок и т. д.

Да, мы действительно перешагнули уставный рубеж, по которому отчетно-выборные съезды должны созываться раз в два года. Но на то были свои причины - прежде всего, из-за тех противоречивых сложностей, которые пришлось пережить организации, впрочем, как и всем демократическим структурам Дагестана. Глубокий кризис, охвативший общество, нарастающая криминализация того, что мы называем государственностью и гражданским обществом, повсеместный развал хозяйственно-экономической жизни оттолкнули людей от нормальной общественно-политической деятельности. Большая часть общества потеряла веру к властям и к возможностям демократических объединений в республике. Стараниями официальной печати, большого отряда чиновников была создана обстановка недоверия идеям конституционной реформы, опошлялись смысл и значение демократических организаций. В этих условиях не могло быть и речи о формировании новой сильной партии в Дагестане. И неудивительно, что за три последних года рассыпались, словно карточные домики множество партий, заявившие о себе на начальном этапе перестройки.

В том, что в нашем дагестанском обществе не состоялось подлинного становления демократизма, прежде всего, виновен, на мой взгляд, четко определенный круг людей, которые по отношению к истинно-демократическим процессам в Дагестане придерживаются "старорежимных" взглядов и оценок, это касается как самих лидеров движений и партий, так и отдельных лиц из нынешних органов власти. Поэтому в свое время руководством республики с порога было отвергнуто предложение о включении в Конституцию РД статьи, предоставляющей возможность избрания части депутатов Народного Собрания по партийным спискам. Ведь такое право дано Конституцией РФ. Это незамедлительно сказалось в том, что в Дагестане повсеместно образовались в своей идейной основе нездоровые объединения, в основном однонационального, корыстно узкофункционального оттенка, которые, распределив между собой сферы влияния, практически ведут свою кадрово-назначенческую политику, минуя государственные органы. А ведь это только один из многих примеров того, к чему могут привести просчеты и ошибки, допущенные в процессе развития реформы общества.

Теперь посудите сами, легко ли было нам в этой противоречивой обстановке самосохраниться и выжить. И не только выжить, но еще проводить отчетно-выборные районные конференции, не дать угаснуть и затеряться тем 128 низовым комитетам организации, которые разбросаны по огромному региону: Дагестан, Чечня, Северная Осетия, Сибирь, города Санкт-Петербург, Москва, Ростов, Новочеркасск, Баку и др.

И это тогда, когда практически в каждом селе республики царит бесконтрольный произвол администрации, культ главы колхоза и команды его назначенцев в условиях полнейшего развала самих хозяйств.

Весной и в жаркие летние месяцы актив нашего Движения провел большую организаторскую работу во всех районах равнинного Дагестана. Мы долго готовились к своему съезду, готовились как поворотному явлению в жизни организации и шли к нему фактически в новом качестве, как равноправный член многих международных организаций. Обогащенные опытом, трезво и критически оценивая пройденный путь, мы шли к нему с единственной целью - достичь внутринационального и межнационального согласия и единения.

Как нам представляется механизм подобного единения и как мы собираемся его осуществить?

Это, прежде всего, единение политических, общественных организаций вокруг единой общенациональной и общедагестанской идеи.

Таковой могла бы быть идея свободного самоопределения народов в рамках единой дагестанской и российской государственности.

В конкретном национальном разрезе единство народа - это учет социально-политического состояния общества - города, села, выборы глав районных администраций, их подконтрольность джамаатам - народным объединениям. Далее необходимо закрепить права и обязанности этих объединений решением парламента, чтобы процесс самоопределения постепенно перерос в подлинно народное самоуправление. Поэтому в наши дни главным лозунгом для нашего народа считаем постепенный переход от самоопределения к самоуправлению.

Внутринациональное, общедагестанское единение - это единение талантливых организаторов производства, профессионалов своего дела, трезвых политиков, всех работников властных структур, приверженных идеям общенационального правового государства.

Я думаю, кумыкам, как и остальным народам Дагестана, пора решительно избавляться от всякого нытья, отбросить от себя образ народа все время лишь декларирующего свои обиды и невзгоды. Необходимо стремление к образованности, к интеграции с мировой культурой, к усвоению новейших технологий - таков наш девиз.

Скорее осознать свое место и роль в современном мировом сообществе и стать народом самосоздающимся, страстно приверженным идеям самоорганизации, общественного самоуправления и подлинного народовластия. Именно этим будет определяться новизна нашей тактики и стратегии действий на ближайший период. В соответствии с этой стратегической направленностью кумыкского общенационального движения и в целях дальнейшего реформирования внутригосударственного устройства РФ и РД и стабилизации межнациональных отношений мы будем всеми силами способствовать переходу кумыкского и других народов Дагестана к иным, более развитым формам их политического, экономического и культурного самоуправления и самоорганизации.

Вся деятельность Движения на предстоящий период должна развиваться именно в этом русле, без громких митинговых заявлений, тем более общенациональных протестов. Такова была наша тактика за отчетный период. Видимо, вот такой характер деятельности "Тенглика" и дал повод отдельным политикам, журналистам заявить о самороспуске нашей организации. Мне сейчас трудно сказать, были ли подобные заявления в печати со стороны журналистов, но о том, что в "Тенглике" произошел раскол, писалось и говорилось немало. Так ли было дело?

Постараюсь ответить. Дело в том, что к счастью, навсегда ушли из нашего общества унылое однообразие, единство суждений. Многопартийность, демократическая альтернатива, плюрализм стали естественными явлениями нашего бытия. То, что иным политикам кажется тревожным раскол в едином организме партии, движения - я, обычно, воспринимаю очень спокойно. Раз то или иное общественное явление стимулирует рождение других, новых позитивных явлений, этому можно только радоваться. Так, к примеру, Кумыкское Народное Движение "Тенглик" стимулировало самостоятельное объединение национальной творческой интеллигенции по профессиональным, хозяйственно-экономическим и др. интересам. Именно так появились на общественно-политической арене "Ватан", "Тюзлюк", "Къумукъ ожакъ", "Национальный Совет", Новая экономическая партия, разного рода центры. Приумножение общественных структур кумыкского народа я всегда воспринимал как естественную логику самопознания и политического самоопределения народа, а не раскол, тем более безумный раздрай. Единое наше движение испытало за три года весьма разнообразные перепады, особенно тактического соображения, но главное стратегическое направление, на мой взгляд, оставалось неизмененным. Движение нашего народа в целом явление неделимое, здоровое. Да, у нас довольно значительные разногласия по отдельным вопросам с новым Национальным Советом. Но даже тогда мы были едины духом. Хотя всегда давали законный отпор тем, кто хотел бы использовать Национальный Совет во вред КНД "Тенглик".

Я понимаю так, если мы действительно работаем в интересах нашего народа, а не в интересах собственного кармана или какой-то корпоративной группы, то не может быть особых проблем и разногласий. Хотя попытки столкнуть нас лбами не прекращаются.

Недавно у меня была встреча с руководством Национального Совета - Басиром Алжанбековым, Сайпуллой Абсаидовым и др. Встреча прошла в спокойной, деловой обстановке. Мы договорились об объединении наших усилий в решении важнейших внутри - и межнациональных проблем.

Нет-нет да раздаются в печати голоса и призывы о необходимости роспуска и самороспуска национальных движений, что свидетельствует о том, что еще не перевелись "защитники" безнационального советского народа, этого абсурда, порожденного тоталитарным коммунистическим режимом.

Горе-критикам давно пора бы понять, что роль и значение современных национальных движений не вмещаются в их старые представления об общественных явлениях.

Во все времена истории движения масс несли подлинно революционный характер до тех пор, пока они опирались в своем развитии на самоорганизацию, народное движение, по своим основополагающим установкам всегда было выше узкопартийных интересов. Стоило Движению хотя бы ненадолго терять это свое главное качество, оно тут же превращалось в однопартийную диктатуру. Движение - явление надпартийное, многослойное, чрезвычайно массовидное. Это объединение людей, концентрирующее в себе функции партий, но политически и общественно самоорганизуемое.

В своем стремлении укрепить позицию Кумыкского Народного Движения "Тенглик" мы, по-прежнему, рассчитываем на массовость в лучшем смысле этого слова. Для нас чрезвычайное значение имеет стимуляция консолидации талантливых организаторов современного производства, всех общественных группировок, всех трезвомыслящих людей, особенно молодого поколения.

Не могу здесь не сказать добрые слова в адрес президента АО "Силикат" Сапиюлы Карачаева и многих других энергичных представителей современной кумыкской интеллигенции и делового мира, которые внесли в наше движение особый, новый смысл и злободневное звучание. Намного ускорили процесс интеграции нашей организации, всего нашего движенческого братства в многонациональное общественно-политическое сообщество.

Нас вдохновляют некоторые и другие факторы нашей жизни. Принимая то или иное решение по вопросам съезда, мы ощущали расширение и упрочение законодательной базы народных движений и других общественных объединений.

Мы всегда с радостью воспринимали и воспринимаем всякий новый шаг в этом направлении. Например, на съезде будет рассмотрен специальный вопрос "о внесении изменений и дополнений в Устав КНД "Тенглик" в соответствии с требованиями "Закона РФ об общественных объединениях" (19 мая 1995 г.). Съезд примет специальную резолюцию в связи с распоряжением Правительства РФ "О возрождении и развитии тюркских народов РФ" (6 мая 1994 г. № 973). Будет создана специальная комиссия для разработки продуманного плана по этому вопросу и тесного конструктивного взаимодействия с Правительствами РФ и РД. Для нас чрезвычайный интерес представляет утвержденные Президентом Б. Н. Ельциным Федеральный Закон "О национально-культурной автономии" (5 июня 1996 г.), а также Указ Президента РФ "Об основных положениях региональной политики в Российской Федерации" (3 июня 1996 г.) и другие.

Съезд Движения, его новые руководящие органы намерены с помощью группы депутатов, принимающих участие в нашей работе, выступить с законодательной инициативой по проблемам социально-политического положения в селах Кумыкской равнины, законопроекта "О статусе земель отгонного животноводства" и т. д. Нас, как массовую общественно-политическую организацию, беспокоит "смутное" описание роли и значения национальных движений в реализации Закона о местном самоуправлении, в этой связи в предстоящих выборах глав местной администрации, особенно то, что в республике до сих пор нет общепринятой, общеприемлемой законодательно подкрепленной концепции осуществления кадровой и кадросберегающей политики. Отсюда вытекают проявления в этом деле узкогрупповых интересов, элементов субъективизма, желания не считаться с законными интересами каждого народа Дагестана.

Но я хочу заявить, кумыкский народ в лице своих общенациональных организаций, таких как "Тенглик", даст решительный отпор любителям проявлять малейшее пренебрежение к нашим национальным кадрам, мы никому не дадим за нашей спиной решать вопросы нашего народа.

Завершая свой доклад, хотелось бы в заключение сказать, кумыкский народ, КНД "Тенглик" никогда не допустят в своей среде ущемления естественных, исторически справедливых требований братских народов, и с той же стойкостью не допустят малейшего пренебрежительного отношения, проявления неуважительного отношения к законным требованиям кумыкского народа, мы за единый, неделимый общедагестанский дом, но дом равноправный, праведный и истинно справедливый.

Разрешите провозгласить то, что торжественно провозглашено нами на II Чрезвычайном общенациональном съезде кумыкского народа.

Да здравствует равенство, братство, свободный федеративный союз народов Дагестана и России!

Дагъыстан гьакъ герти демократиясы минг яшасын!

Дагъыстанда халкъчылыкъны ал сыдраларын алып юрюйген къудратлы азиз халкъыбыз насипли болсун амин я Аллагь!

Толу кюйде оьзденлешген дагъыстан халкъланы эркинлиги, тенглиги, къардашлыгьы минг яшасын!

Айтагъан кюйдс болмай буса, болагъан кюйде этейиклер, азиз достлар!

Гьаракатгъа берекетдей ярашагъан янгы наслу тувсун!

Гелигиз, бирликде Халкъ учун, эл учун чалышайыкълар!

Размещено: 24.11.2007 | Просмотров: 3309 | Комментарии: 0

Комментарии на facebook

 

Комментарии

Пока комментариев нет.

Для комментирования на сайте следует авторизоваться.