Кумыкский мир

Культура, история, современность

Женское пространство в традиционной культуре кумыков

В Дагестане женщина всегда пользовалась большим уважением. Вместе с тем многое в их жизни было строго регламентировано обычаями. В частности, у кумыков было четко определено "женское пространство". В связи с рассматриваемой проблемой следует прояснить значение понятия "женское пространство" и в каком смысле в данном сообщении оно употребляется.

В нашем случае под "женским пространством" мы имеем в виду особенности социально-профессионального существования женщины в семье (ее повседневные и разнообразные гендерные роли, обязанности и права, взаимоотношения с членами семьи и т. д.). Прежде всего, следует отметить, что круг повседневных обязанностей кумыкской женщины был очень обширен. Хотя пространственная сфера их деятельности, связанная с традиционными занятиями (пахота, посев, уход за посевами, перевозка и молотьба зерна, заготовка дров, сена и т. д.) гораздо уже, чем у мужчин. По причине гендерного разделения труда все эти работы выполнялись мужчинами. Сфера деятельности женщин сосредоточена внутри дома, двора (за исключением хождения за водой).

Известно, что огонь называют "богом", "святым огнем"; при вздувании огня читали молитвы. Огонь переносят из старого жилища в новое. В поддержании огня в очаге велика была роль женщины. Это не было уникальной кумыкской традицией. Считается, что культ огня и домашнего очага генетически восходит к родовому обществу. В этом контексте женская функция поддержания огня в семейном очаге должна рассматриваться значительно шире - предназначение женщины направлено на сохранение и передачу следующим поколениям традиции как цементирующего материала для сохранения семейно-родового коллектива.

Роль женщины как хранительницы очага ставит ее в центр дома и семьи. Потеряв жену, кумыки говорили: "Мени отбашым йылады" - что означало: "умерла жена, которая поддерживала огонь в семейном очаге и согревала дом".

Женщина (мать, жена) в жизни мужчины занимала главное место, хотя это не демонстрировалось в публичном пространстве. Обычно считалось, что домом правит мужчина. Но в одной кумыкской пословице говорится: "Къатын айтар, эр къайтар" ("Жена скажет, муж согласится"). Другая кумыкская пословица гласит: "У кого не умерла жена, тот горя не познал". Или же: "Основа счастья мужчины - жена". Считалось, что мать и для детей намного больше, чем отец. "Когда есть мать, дом - отцовский дом, когда матери нет, дом - чужой дом"; "Отец умер - полусирота, умерла мать - полный сирота", -говорили кумыки.

Известный фольклорист A.M.Аджиев считает, что даже в тех пословицах, которые связывают несчастье в семье с женскими бедами можно усмотреть ту высокую роль, которая придавалась женщине в создании и сохранении семьи. Это особенно отчетливо видно в тех паремиях, где хорошая жена дается в противопоставлении плохой, или где подчеркивается роль женщины в жизни мужчины, например: "Эрни эр этеген де, эрни ер этеген де къатындыр" (буквально: "И мужчиной делающая мужчину, и недостойным делающая мужчину - женщина").

Даже в воспитании мужского характера в мальчиках мать играла главную роль. Она постоянно внушала сыновьям, что они - будущая опора семьи. Именно мать культивировала в них черты мужского характера.

Женщина имела исключительное положение и в обществе. Общеизвестен обычай, по которому женщина предотвращала ссору, бросив платок между дерущимися сторонами. И ей же принадлежала главная роль в примирении кровников. Профессор С.Ш. Гаджиева пишет, что акт примирения начинал сам убийца, который, подползая к матери убитого на четвереньках, с поникшей головой, просил о пощаде, выражал свою глубокую скорбь, а также готовность нести любое наказание, для чего и подставлял шею. Обращение убийцы именно к женщине - матери указывает на древность этого обычая, на былую первостепенную роль женщины. По преданиям кумыков, только мать могла отрезать прядь волос с головы убийцы, что означало предоставление кровнику права снять траур.

Одна из универсальных обязанностей женщины-кумычки - приготовление пищи. Именно в культуре питания наблюдается жесткое разграничение "мужского" и "женского" пространства. За любой трапезой соблюдался порядок приема пищи в зависимости от пола и возраста.

Следует отметить, что специфика традиционной обрядности в быту феодалов совершенно отличался от народной. Характерная особенность феодального быта - наличие сложного ритуала приема пищи. Здесь гендерные различия выявляются наиболее наглядно.

Известный этнограф и просветитель Манай Алибеков пишет, что "у князей и у больших (поместных) узденей были свои кунацкие комнаты в домах. Встав утром и опоясав себя туго поясом, при оружии, они уходили в свою кунацкую комнату и там оставались, не ходя к женам, до тех пор пока не настанет время спать, а на кухню они не заглядывали за всю свою жизнь ни разу... В прежнее время князю или узденю зайти на свою кухню нельзя было - это для него считалось позором. Когда мужчина бил или ругал своих жену или сына и если те убегали на кухню. Это значило, что они спаслись от дальнейшего нападения мужа или отца"

Женщины-кумычки, вне зависимости от социального положения, хорошо умели готовить и славились этим у других народов Дагестана. От женщины зависит "берекет" (в русском языке трудно найти эквивалент понятиям "берекет", "берекетли", "берекетсиз" - буквальное содержание термина -наделенная божьей благодатью; человек, приносящий благо в дом, семью). Это положение также нашло отражение в десятках пословиц и поговорок у кумыков.

Женщины выступали и как хранительницы лучших этнических традиций семьи. Они повседневно передавали своим детям все то, что, по их мнению, составляло ценность, учили дочерей всему, что умели сами. В целом, женщина в доме отвечала не только за - приготовление пищи, за ее распределение между членами семьи и т. д., но и за многие этические и эстетические моменты, что в целом характеризует и культуру этноса.

Это лишь некоторые аспекты гендерных различий в традиционной культуре кумыков. В наши дни (особенно в постсоветском российском обществе) социальные роли мужчин и женщин значительно изменились. Мужское начало активно отвоевывает себе место в женском пространстве "культуры".

Размещено: 20.11.2007 | Просмотров: 5929 | Комментарии: 0

Комментарии на facebook

 

Комментарии

Пока комментариев нет.

Для комментирования на сайте следует авторизоваться.