Кумыкский мир

Культура, история, современность

Американцы открывают Америку

По следам предков

Несколько лет назад многие турецкие и американские средства массовой информации облетела сенсационная весть. Утверждалось, что 16-ый президент США, внесший уникальный вклад в отмену рабства в этой стране, Авраам Линкольн и авангардное имя американской современной поп-музыки Элвис Пресли - не меньше не больше - американцы тюркского происхождения! Но эта сенсация, скорее всего, так и осталась бы сенсацией - однодневкой, если бы этой проблемой всерьез не заинтересовались именитые ученые с обеих сторон. Результаты не замедлили сказаться.

Загадка мелунджей

Брент Кеннеди Разгадкой этой темы занялся американский историк Брент Кеннеди, проректор Университета Вирджиния, специалист в области проблем массовых коммуникаций, ведущий свой род от турецких мореходов-мелунджей 16 века. Результаты своих этногенетических исследований он опубликовал в книге "Мелунджи. Возрождение одной гордой нации". Обложка книги Брента Кеннеди

С турецкой стороны эту тему исследовал известный ученый из Университета Мармары (г.Стамбул) Зекерья Куршун, опубликовавший в журнале "Тарих ве Медениет" весьма доказательную статью "Мелунджи в поисках своей идентичности. Тюрки в Америке?". Ученые пришли к выводу о том, что мелунджи -это турецкие мореплаватели, волею случая и ряда обстоятельств оказавшиеся в Америке. Их предки, как выясняется, проживали в зоне Измира и традиционно занимались потомственным промыслом - мореходством, служили во флоте Великой Порты.

Ныне это размножившееся сообщество проживает в штатах Северная Каролина, Вирджиния и Теннесси и насчитывает более одного миллиона человек. Именно это сообщество дало Америке много талантливых, знаменитых личностей. Среди них Авраам Линкольн, Элвис Пресли и другие.

Много представителей мелунджей трудятся в американских университетах. Особенно много их, ученых и студентов, в университетах Вирджинии.

Мелунджи в Америке

Согласно исследованиям Брента Кеннеди, основанным на данных английских историков, в 16 веке турки-османы ведут ряд морских сражений с португальцами и испанцами. В одном из морских сражений часть турецких моряков попадает к испанцам в плен. Последние вывозят их в Америку и размещают вместе с арабами-берберами, евреями и басками-испанцами в колонии Св. Елены на острове Куба. В 1586 году английский адмирал Сир Френсис Дрейк освобождает до 500 человек этих пленных, среди которых были и тюрки-мелунджи, от португальского рабства и на своем корабле вывозит в Америку (однако на пути следования корабль вынужден был сделать остановку и прибиться к причалу на острове Роанаке, что на рейде Вирджинии. Англичане, оказавшиеся на этом острове, изъявляют желание на этом же корабле вернуться на родину. Адмирал не может им отказать, и вынужден высадить турецких моряков, но обещает, что их заберет следующий за ним корабль. Известно также, что адмирал планировал набрать из этих моряков команду для флотилии английского короля. Однако через некоторое время, вернувшись к берегам Роанаке, Френсис уже не застал здесь тюрков-мелунджей. Как установил Б.Кеннеди, они сами пробились к берегам Северной Каролины и отсюда, затем расселились вплоть до предгорий южных Аппалач, что на юге штата Алабама. Впоследствии они смешались с местными жителями Повхатана и Памункея и дали начало формированию одной из самобытных североамериканских этнических общностей, имя которой мелунджи. И, можно сказать, на целых 400-500 лет "забыли" о своем прошлом, о своих этнических корнях. Но, как это всегда бывает, проснулся и сработал "аварийный ген" (Тимофеев - Ресовский) у их потомков, современных американцев, и тайна веков стала явью.

Прелюбопытное в этносе мелунджей

Любой этнос в результате ассимиляции многое теряет. Прежде всего, материнский язык, но есть такое, что не теряется с годами и несет сквозь века как неписаный закон, как ветхий, но вечно живой, завет-это "ген", сигнальная наследственность. Народ может забыть свой язык, перейти на другой, совершенно чужой и грамматически, и фонетически. Но народ не может забыть свою музыку, свою колыбельную песню, фольклор, танцы, этнопсихологические стереотипы, орнаментальные мотивы.

Они продолжают жить в веках и тогда, когда народ совершенно, казалось бы, переродился, стал другим и во многом чужим тому этносу, который дал ему жизнь. Об этом пишет потомок мелунджей-тюрков и Брент Кеннеди.

В результате проведенных в Америке на двухстах мелунджей тестовых анализах крови и ДНК Б.Кеннеди устанавливает генетическую идентичность их с тюрками. Мелунджи из поколения в поколение совершают обряд обрезания мальчиков, они не принадлежат ни к одной религии и не ходят ни в одну церковь, однако, как отмечает американский исследователь, пять раз в день молятся в сторону Каабы и что-то шепчут, обращаясь неизвестно какому богу. Музыка, фольклор, одежда их сохраняют явные признаки тюркского аналога. В вышивке мелунджей дают о себе знать исконно тюркские орнаментальные мотивы. Внезапно чего-то испугавшись или смутившись от чьего-то взгляда, мелунджи бьют рукою об что-то деревянное и дергают правое ухо. Получив в руки бумажные купюры, целуют их губами. Варят плов из зерен пшеницы и называют это блюдо "булджур" (а по-турецки-"булгур").

Перечень этот, как пишет Б. Кеннеди, можно продолжить и далее.

Крепнут связи мелунджей со своей прародиной

Представители американских мелунджей за последние годы уже не раз приезжают в Турцию с целью изучения своих природных и этнических корней. В один из своих очередных посещений Турции Бренту Кеннеди совместно с турецкими учеными удалось установить, что их предки мелунджей были выходцами из нескольких сел Эгейского побережья Измира и, в частности, Чешме. Встретившись в этих населенных пунктах с потомственными турецкими моряками, Брент был поражен схожестью физического облика американских мелунджей и турецких "сородичей", а приняв участие на фольклорных состязаниях в Чешме, он "почувствовал себя, как будто попал на музыкальный фестиваль в Аппалачах, у себя на родине". Американцы сняли фильм о мелунджах "Забытые предки". И он несколько раз демонстрировался по каналам CNN.

Уместным будет здесь также напомнить, что после нескольких поездок на родину своих далеких предков, Брент Кеннеди изъявил желание взять себе вторым именем имя "Наби Бюлент Эгели". Пусть, мол, он всегда напоминает ему и тысячам мелунджей в Америке об их далеких предках из-под Измира.

В настоящее время по соглашению, подписанному между Университетом Вирджиния и Стамбульским университетом, а также Университетом Мармара (Турция), проводятся совместные исследования по истории мелунджей и турок, идет плодотворное сотрудничестве в области интерэтнических связей.

Вместо заключения

Думал на этом поставить точку, но подумал о том, как могут быть восприняты дагестанским читателем фактология и выводы данной статьи, ибо знаю иногда некоторые подобные материалы, и особенно относящиеся к истории и культуре тюрков, воспринимаются у нас ревниво: что, мол, за мода у тюрков за тридевять земель и у народов чуть ли не иных цивилизаций искать "следы" своих влияний. Отвечу: ну, во-первых, в данном случае речь идет об этногенетических исследованиях самих американцев. А во-вторых, ведь ни один непредубежденный исследователь не может отрицать того факта, что тюрки, действительно, великий этнос, внесший свой ощутимый вклад в этнос и культуру многих народов Азии и Европы и расселившийся чуть ли не от Адриатики до Японии и, теперь как выясняется, до Северной Америки. Ведь не зря Анольд Тойнби, всемирно известный английский ученый, еще сорок лет назад писал: "Ареной тюркской истории являлась территория, охватывающая 2/3 земного шара. Без объективного отражения роли тюрков, не может быть объективной истории без малого почти 50 стран современной Азии и Европы". И хорошо, что в Америке это хорошо понимают.

В данном же случае для нас интерес представляет уникальный феномен этногенеза и современной этнокультурной идентификации у одного из самых "примерных" (с точки зрения некоторых наших авторов-адептов всемирно-ассимиляторских теорий) космополитических наций, а именно - американцев. Самый космополитичный народ также, оказывается, подвержен "этнической ностальгии". И что для нас самое, может быть, удивительное, американское правительство, давно взявшее себе на вооружение в качестве модели бесконфликтного этносоциального развития политику "культурного плюрализма", приняло еще в 1972 году закон об изучении этнического наследия страны и тем самым официально признало "этничность, как позитивную и конструктивную силу американского общества". И только на исследования, подготовку и издание материалов по этнической истории США ежегодно выделяется 15млрд. долларов. Примером таких исследований вполне может служить сама книга американского историка Брента Кеннеди, о чем мы писали выше.

Таким образом, мы можем сказать, что сенсация состоялась. Сенсация этнологическая, во многом поучительная и обнадеживающая, я бы назвал это новым "открытием" Америки. Только лишь со следующей оговоркой: Америго Веспуччи и Колумб открыли Америку географически, теперь же ее "открывают" и открывают для мира сами американцы, потомки мореплавателей и конкистодоров, испанцев, англичан, французов, португальцев итальянцев и ...тюрков.

Этнос неисчерпаем...

Размещено: 07.09.2007 | Просмотров: 3980 | Комментарии: 0

Комментарии на facebook

 

Комментарии

Пока комментариев нет.

Для комментирования на сайте следует авторизоваться.