Кумыкский мир

Культура, история, современность

Белорусские татары: историческая судьба народа и культуры

Фрагменты из статьи Ибрагима Конопацкого - потомка белорусских татар


"Наўперад Божа iмя ўспамiнайма,
мiласць Яго ў нутрах сваiх уфундуем;
першы i астатнi Ён ест, Вякуiсты,
да кожнай рэчы моцны, нiхто Яму непадобны. Адзiны ест..."

Из китаба Ибрагима Хосеневича, имама Смиловичской мечети (1832 г.)
 

Шесть столетий живут на белорусской земле татары, которые разными путями пришли сюда со степей Поволжья и Крыма. Здесь их родина, эту землю их предки вместе с белорусами, поляками и литовцами защищали от врагов. Потомки ордынцев носят имена татар-мусульман, хотя четыреста лет назад перешли на польский и белорусский язык. Сегодня их отличает от остальных местных жителей - религия. Ислам, сохраненный татарами в христианской среде, сохранял их в сообществе и выделял среди других народов этой земли.

Как считает ряд исследователей, в том числе и наших, белорусских (профессор А.П.Грицкевич), литовские (или белорусские) татары сложились как народность в XIV-XV вв. в период существования Золотой Орды и после ее распада, когда происходило формирование отдельных тюрко-язычных народностей под общим названием - татары. Особенность формирования литовских (белорусских) татар в том, что территорию, где исторически сконцентрировалась эта народность, занимала не только Беларусь, но и Литва (Жамойть). Самые древние поселения татар на территории современной Польши образовались в результате переселения на названные земли татар с Великого княжества Литовского. Поэтому, видимо, необходимо сохранить общее название народа - литовские татары. Этим термином уже давно пользуются историки и этнографы.

Менее употребимые, но также попадаются в разных публикациях термины "польские мусульмане", "литовские мусульмане", "белорусские мусульмане", "шляхта-магометане". В последнее время в татарской среде, возможно под влиянием казанских татар, возник еще один термин - "западные татары", что принимается в отношении к татарам Беларуси, Литвы и Польши, которые пользуются литовским, польским и белорусским языками, в отличие от крымских, сибирских, волжских татар, что разговаривают на тюркском языке. Хотя термин "западные татары" является новейшим изобретением, все-таки его можно признать более удачным, чем обозначение в зависимости от названий республик. Он сохраняет представление про единство народности. Литовские татары - заметный, самобытный народ.

Одна из характерных примет принадлежности к упоминаемой народности - славяноязычность. Литовские татары, тюрки с происхождения (антропологически они до сих пор имеют достаточно выразительные черты человека Востока), языком и бытом очень близкие к славянам. Однако при этом они понимают свою отличительность. Даже те татары, что приняли христианскую веру и уже давно переженились с христианками, помнят свое татарское происхождение, приязненно относятся к татарам, принимают участие в их культурно-просветительских делах. Появление в Белорусско-Литовском государстве татар стало итогом ее разнообразных сношений с Золотой Ордой. В 1321 г. (согласно некоторым источникам, в 1319 г.) Гедимин с помощью татарского войска получил великую победу над крестоносцами.

Мощное государство Гедиминовичей не покорилось Золотой Орде и не платило дань татарам. Задолго до Куликовской битвы (1380 г.), когда русские феодалы были верными вассалами и слугами Чингизидов, литовская династия в союзе с боярством белорусских земель бросило смелый вызов Орде. Именно Вильно на долгие десятилетия стал центром объединения восточнославянских земель. Разгром Альгердом трех орд, что господствовали в Северном Причерноморье, в битве на Синей Воде (осень 1362 г.) позволил расширить владения ВКЛ на юге до устья Днепра и Днестра, установить власть Гедиминовичей над Киевским и Волынским княжествами, Подолией, Черниговщиной и Северщиной. Альгерд за два десятилетия до Куликовской битвы осуществил первое переломное поражение Золотой Орде - с важными тактическими и стратегическими последствиями: Орда потеряла контроль над значительными территориями, что некогда составляли ядро Киевской Руси. Однако неверно было бы представлять взаимоотношения ВКЛ с Ордой, как только бесконечный период противостояния. Нет, им случалось даже создавать союзы (как в выше упоминаемом случае с Гедимином) против общих соперников. Последнему благоприятствовал и такой факт, что в самой Орде боролись за власть разные группировки, и зачастую князья ВКЛ могли рассчитывать на союз с тем или иным претендентом на трон в Сарае.

На пороге XIV-XV столетий Золотую Орду ослабляли многочисленные династические распри. Это стало одной из причин появления значительного количества татарских переселенцев в Беларуси. После смерти Мамая могущественный владетель Средней Азии Тимур назначил владелем Золотой орды Тохтамыша. Сначала тот достаточно мирно сосуществовал с Дмитрием Донским, который победил на Куликовом поле соперника Тохтамыша - темника Мамая. Однако конфликт между Русью и Ордой не угас, и в 1382 г. Тохтамыш захватил и сжег Москву.

Непомерное его возвышение разгневало Тимура, и 14 марта 1395 г. войска Тимура разбили Тохтамыша. Как пишет арабский историк Шереф ад Дин Йеди в своей "Книге побед": "...Тохтамыш бросил ханство, дом, все, что имел, и, спасая свою жизнь, с несколькими людьми удрал в сторону Булара (Польши), в лесную местность". Войска Тимура дошли до граничных земель Руси и опустошили все улусы верных Тохтамышу царевичей и эмиров. Далее судьба Тохтамыша уже известна с западных, литовских, польских и других источников. Несмотря на поражение, он не отказался от ханского титула (Тимур посадил на трон Тимур-Кутлуга), искал союзников. Заинтересованным и надежным союзником мог стать великий князь ВКЛ Витовт. Тохтамыш был дружелюбно принят Витовтом и поселен, вместе с его придворными, в г. Лиде (Беларусь). Здесь он жил в усадьбе, которую в народе долго называли Тохтамышовым двором. Витовт сразу оценил новые возможности, возникшие с появлением в его государстве бывшего ордынского владыки, который искал помощи, чтобы вернуть себе ханский титул. В 1397 и 1398 годах Витовт сделал два похода на Дон и Крым. В них участвовал и Тохтамыш с дружиной.

Возможно, у последнего была цель пополнить свое немногочисленное войско татарами: влиятельный в Крыму татарский род Ширинов приязненно относился к Тохтамышу и не подчинялся ставленнику Тимура - Тимуру-Кутлугу. С этих походов Витовт вернулся в Вильно со значительным количеством татар - с семьями, скотом, домашней утварью. Позже некоторые историки, в том числе Ян Длугаш (Польша), переселенных татар назвали военнопленными. В 1397 году, как пишет Ян Длугаш: "Витовт двинулся против татар... прошел Дон... в окрестностях Волги разгромил татар с названием Орда и много татар с женами и детьми и стадами скота взял в плен и привел в Литву. Половину их он отослал в честь победы королю Владиславу, польским бискупам, аббатам и панам, а половину оставил себе. В Польше пленных окрестили, и в результате смешанных браков татары стали одним народом с поляками. Иначе было в Литве, где Витовт поселил татар в деревнях, и они своими обычаями живут и сохраняют свою веру". Данные о победном походе Витовта на Волгу и в Крым предлагает только Ян Длугаш, который родился после упоминаемых событий.

Нигде больше про это не упоминается. Так как на самом деле татары с Крыма пришли в белорусско-Литовское государство потому, что Тохтамыша, который участвовал в этом походе, они все еще считали ханом Золотой Орды, чингизидом. Вот за ним - за своим законным правителем - и пошли татары с семьями и собственностью в новые места, где им обещали землю и свободное исповедование мусульманской веры. Согласно татарской традиции, литовские (белорусские) татары сами себя никогда не считали военнопленными Витовта, поэтому и охотно служили своему белому хану - Витовту, которого называли Ваттад - опорой ислама на западе. Татары, которые имели статус шляхты, сохранили его и в ВКЛ. На протяжении целого столетия после поселения татар на новых землях, если возникала необходимость, они имели возможность получить документы от крымских ханов о своих предках.

Точно известно с письменных источников, кто и когда был ханом в Крыму, кто военоначальником, судьей... А поэтому совсем не сложно обнаружить выдумку некоторых летописцев про хана Койдана (поселок Койданово, Беларусь) или хана, похороненного возле Телехан (Брестская обл.). Согласно хронике М. Бельского, князь Витовт раздал татарам некоторые деревни возле реки Ваки, освободив их от всех податей. Обязал только ездить на войну. "Но - сообщает Бельский - они "...говорят, что по доброй воле пришли ему на помощь против Пруссии". Про то же говорят и другие авторы хроник - Крамер, Меховский, Стрийковский. Как показывает последний, сами татары считали, что Витовт не привел их силой, а пригласил воевать против крестоносцев.

Про добровольный приход татар в Литву вспоминается и в одном прошении на имя Жигимонта Августа в 1563 г. Анонимный автор "Рисале-татары-Лех" (сочинение о татарах в Польше) пишет: "утверждение, что татары были поселены как военнопленные, неправильное, так как если бы татары были военнопленными, то давно уже должны были бы стать неверными, однако же, остаются мусульманами". На самом деле, вряд ли есть основания для сомнения, что приведенные Тохтамышем и Витовтом группы служилых татар в 1397-1398 годах и поселенные, по свидетельству Стрийковского и других авторов на берегах р. Вака, а также в Сорока Татарах, Лидском, Трокском, Ашмянском, Новогрудском, Брестском, Минском уездах, возле Черкасс и Канева, не были свободными. Во главе их стояли приближенные к Тохтамышу татарские феодалы, которые пользовались доверием Витовта. Таким образом, началу татарского сообщества на Беларуси положили добровольные поселенцы.

После, до начала XVI столетия, татарская "диаспора" пополнялась преимущественно за счет эмигрантов с Орды. Наконец, добровольные поселенцы вынуждены составить преимущественное большинство белорусских татар... Витовт готовился к решающей битве с ханом Тимуром-Кутлугом. Собрав великие силы, приманив на свою сторону часть польских и немецких рыцарей и получив поддержку папы римского, который благословил христианское воинство на крестовый поход против неверных, великий князь был уверен в победе.

Согласно русской летописи, перед битвой он говорил: "...посадим во Орде на царство его царя Тохтамыша ... и то всё будет наше и царь наш, и мы не только Литовскую землю и Польскую владети имати ... но и всеми вместе княжени русскими". 12 августа 1399 г. произошла битва возле р. Ворксла (левый приток Днепра, 350 км на юго-восток от Киева). Войско Витовта было вдребезги разбито. Погибло много князей, в том числе герои куликовской битвы - Дмитрий Баброк, Андрей Полоцкий, Дмитрий Брянский, многие другие Гедеминовичи и Рюриковичи. Витовту посчастливилось убежать "в малой дружине... коней переменяючы". Убежал и Тохтамыш. Он очутился в Сибири, пробовал самостоятельно завладеть ханским титулом, но, в конце концов, был убит. После поражения на Ворскле контакты Витовта с Ордой сохранялись, и потомки Тохтамыша по-прежнему видели в ВКЛ возможного союзника в борьбе за восстановление своей власти над "улусом Джучи" (как тогда было принято называть Золотую Орду).

В 1409 году к Витовту прибыл со своим отрядом сын Тохтамыша царевич Джелал-эд-Дин. Великий князь гостеприимно принял его и заключил союз о совместных действиях против Ордена. Татары были временно расселены во владениях великого князя возле Гродно, что означает недалеко от границ с Орденом. Они принимали действенное участие в войне с Орденом в 1409-1411 годах, особенно в Грюнвальдской битве. На возвышенностях Грюнвальда вместе с белорусами. Поляками и литовцами бились с крестоносцами и татарские воины. Прежде всего, это были воины Джелал-эд-Дина, а также татары, которые с семьями жили на землях, выделенных Витовтом.

Немецкие хроники, чтобы объяснить причину поражения крестоносцев в битве под Грюнвальдом, называют очень большое количество татар на стороне Витовта - от 20 до 40 тысяч. Они означают, что великий магистр Ульрих фон Юнгинген погиб в битве от руки татарского воина Багардина. Польский историк Ян Длугаш дает другую цифру - 300 человек - возможно, с целью доказать "рыцарскость" поляков, которые в войне с христианским орденом не пользовались помощью татар-мусульман. Некоторые исследователи осторожно считают, что в этой битве участвовало "несколько тысяч татарских воинов". Витовт сдержал свое слово - и помог после Грюнвальдской битвы Джелал эд-Дину стать владыкой Золотой Орды. Правда, последний продержался на троне не долго, всего несколько месяцев.

Политику Витовта, целью которого было укрепление границ Великого княжества Литовского, приобретая союзников, в том числе и с золотой Орды (в первую очередь для борьбы с московскими князьями) продолжали его последователи. В XV в. Между ВКЛ и татарскими ханствами имели место интенсивные сношения. В этот период Литва практически не вела войн с татарами. Однако в последней четверти XV в. Изменилась ситуация на южных рубежах ВКЛ. После смерти крымского хана Хаджи Гирея его сын Нур Давлет пробовал захватить власть, однако потерпел поражение в борьбе со своим братом Менгли Гиреем и вынужден был искать пристанища, вместе с другим братом - Айдаром, в Литве. Менгли Гирей, который боролся с союзниками Литвы ханом Золотой Орды Ахметом, отказался от литовской ориентации и пошел на союз с Москвой. Уже в 1503 и 1506 годах войска крымского хана предпринимают набеги на Клецк и Минск, а в 1508 году опустошают Волынь.

И далее, несмотря на череду примирений с ВКЛ, крымские татары предпринимают нападения на земли ВКЛ. Наиболее разрушительными были татарские набеги в 1508, 1510, 1521 и 1527 годах. Ради справедливости необходимо заметить, что крымским ханам сохранять мир с Литвой и Польшей было непросто. Во-первых, отдельные орды не подчинялись центральной власти и по собственной инициативе нападали на ВКЛ и Польшу. Во-вторых, часто эти походы были ответом на подобные набеги запорожцев, что считались под властью польского короля. Запорожцы, как известно, часто доходили до столицы Атаманской империи - Стамбула. Что давало поводы для безостановочных конфликтов Польши и Литвы, с одной стороны, Турции и Крыма - с другой.

От этих набегов в Литве и Польше остались пленные татары, которые были размещены согласно обычаю, как поселенцы в городах и местечках Беларуси, а также на Волыни. Не подлегает сомнению, что в литовско-польских владениях, включающих сюда Волынь и Подолье, количество вольных поселенцев-татар до этого времени была уже значительной. Поэтому взятая профессором А.Мухлинским с одной книги 1616 года цифра - 100 тысяч человек - не должна казаться излишне преувеличенной для определения общего количества татар на землях Польши и Литвы. Непосредственно в самой Беларуси количество татарских поселенцев определяется 20-25 тысячами человек. Все это великое сообщество отмечено подвижностью и чувством независимости, базирующимся и на законах, благоприятствующих поселенцам, и на умении отстоять, если надо, себя. С этих же причин здесь как обычай и пленные татары получали личную свободу и землю, с одним только обязательством - нести королевскую службу.

После унии Литвы с Польшей (1569 г.) расселению татар на землях Беларуси и Литвы содействовали Казимир Ягелончик, Александр и Жигимонт _. Взаимоотношения белорусских татар и белорусов почти всегда были мирными. Татары настолько сжились с местным населением, что часто даже выступали против своих единоверцев - крымских татар и нагайцев, которые во время грабительских нападений достигали белорусских деревень и городов. Белорусские татары никогда не проявляли попытки завоевать господствующее место в политическом и экономическом положении страны. Только в военном деле они стремились отличиться и получить командные должности. Вместе с белорусскими, польскими и литовскими патриотами татары боролись за освобождение Речи Посполитой от стран завоевателей. Генералы Чимбай Мурза Рудницкий, Юсуф Беляк, Якуб Ясинский, Матей Сулькевич, Александр Мильковский, Юсуф Базаревич, полковники Гасан Конопацкий и Мустафа Якубовский, много других воинов-татар за свои ратные дела завоевали гордость и уважение белорусского и польского общества.

Гербы и геральдические знаки XVI-XIX вв. свидетельствуют, что на Беларуси было более 50 известных татарских семейств. Оседлая татарская аристократия превратилась в аристократов - владетелей имений, фольварков и небольших деревень. Большинство поселенцев, однако, были обыкновенными земледельцами. Местечковые и городские татары занимались извозом, огородничеством, скорняжным, кожевенным и портняжным делом, делали посуду. Они заселяли как обычно окраины и предместья. В Минске татарская слобода возникла в XVI столетии. В 1599 г. здесь была построена деревянная мечеть (раньше каменные мечети возводить запрещалось). В начале ХХ столетия она была заменена каменной.

Перед Первой мировой войной (1914-1918 гг.) на территории Северно-Западного края России жило около 14 тысяч татар-мусульман. Ислам был единой опорой и охраной их культуры от ассимиляции. Татары-мусульмане, живя по соседству со сторонниками других вероисповедований, сумели сберечь свою веру, свои обычаи, свою культуру. Этому более всего благоприятствовали сохранение мусульманской общины да существование мечети. После Первой мировой войны часть литовских (белорусских) татар осталась на территории России, куда в 1915 г. они были эвакуированы (преимущественно в Казанскую, Уфимскую и Таврическую губернии). Большая часть татар (около 6 тысяч) оказалась в пределах возрожденной Речи Посполитой, еще часть (примерно 1,5 тыс.) - в Литве, остальные - в Советской Беларуси. В 1925 г. татары-мусульмане в Вильно образовали муфтият, провозгласили автокефалию исламских джамиатов (парафий) в Польше. До этого момента духовную жизнь татар Беларуси, Литвы и Польши курировал муфтий Таврической губернии с Симферополя (в Крыму).

В Польше в межвоенный период (1918-1939 гг.) велась большая работа по возрождению культуры татарского народа. Было создано Мусульманское религиозное объединение (1925 г.), Культурно-просветительское объединение татар Польши (1926 г.). Издавался "Татарский ежегодник", журналы "Татарская жизнь", "Исламский обзор", мусульманские календари, учебники для татарских детей, отдельные суры с Корана на арабском и польском языках. Печатались многочисленные статьи про татар в польских научных и научно-популярных изданиях. Большим событием в жизни татар стало издание "Гербовника татарских семей в Польше", составленного в 1929 г. Станиславом Дзедулевичем. В местах компактного проживания татар-мусульман татарские дети изучали ислам в школах, для чего в расписании общеобразовательных школ были предусмотрены уроки. Наиболее прилежные и способные татарские юноши отправлялись на учебу в мусульманские страны (Боснию, Египет). Национально-культурное возрождение татар в Польше поддерживалось государственными и научными учреждениями этой страны. Ежегодно на нужды татар-мусульман польское государство выделяло около 57 тыс. злотых.

Возрождение мусульманской веры и татарской культуры в Польше было прервано Второй мировой войной. Много татар погибло на фронтах, а после войны многие из них были отправлены тоталитарным режимом в Сибирь. Татарам, которые жили в Советской Беларуси, запрещалось переписываться с родственниками в Польше или Литве. Преследовались имамы (мулы), учителя мусульманской религии, все, кто сберег священные книги - Кораны, Хамаилы, аль-Китабы. Дети верующих, особенно имамов, не могли занимать хоть какой значимый пост, даже если отлично учились и имели хорошее образование. Русскоязычное население подозрительно смотрело на татар, которые разговаривали по-белорусски - на родном языке татар. Многие татары-мусульмане, боясь, что их может постигнуть судьба крымских татар, чтобы не попасть в Сибирь, сами оставили родные места - как бывшие граждане Польши они получили возможность выехать на запад, а уже оттуда некоторые переселились в США (там еще до Первой мировой войны поселились белорусские татары), Австралию и другие страны.

Мусульманская культура татар Беларуси, Литвы и Польши, сберегаемая на протяжении многих столетий, за годы Советской власти пришла к упадку. Закрывались, разрушались центры культуры татар-мусульман - мечети, забывались традиции. После Второй мировой войны на территории Польши сохранились две мечети - в Крушинянах и Багониках. Недавно в Гданьске на средства на средства мусульман с Ближнего Востока построена красивая мусульманская мечеть. На Литве сохранены четыре мечети - в деревнях Сорок Татар, Немеж, Рейжи. В Каунасе с помощью государства в 1930 г. построена красивая каменная мечеть на память татар-мусульман, что мужественно обороняли свою новую родину - Великое княжество Литовское. С 19 мечетей, которые были на территории Беларуси перед Второй мировой войной, осталась только одна - в г.п. Ивье Гродненской области. Последней, уже в 60-х годах, была уничтожена минская мечеть - единственная каменная мечеть на Беларуси, что стояла на Татарском конце города на месте прежней деревянной (XVI ст.).

Примерно в это же время были уничтожены мизар (татарское кладбище) и татарские огороды. Исчезли и улицы Малая татарская и Большая татарская - их переименовали в Дмитрова и Парковую магистраль. В статье "Прости татарская мечеть" ("Знамя юности", 1991, 27 марта) журналист Александр Чуланов писал: "В Тракае, в краеведческом музее, есть экспозиция, которая рассказывает об истории, культуре караимов. Судьба этого народа подобна судьбе наших татар. Караимы и сегодня живут в Тракае, Вильнюсе. У нас же постарались уничтожить даже намек на их национальное отличие". Такая же грустная судьба постигла и татарские мизары (кладбище). Трудно сказать, сколько их уцелела сегодня. О моральности живых, как известно, можно судить по отношению к умершим. А положение кладбищ в той или иной степени определяет и положение общества. Из подсчетов С.Кричанского, в 1938 г. только на территории трех воеводств - Виленского, Новогрудского и Белостокского - находилось 68 мизарей. "Мусульманский календарь" за 1939 г. давал цифру 71. Наибольшее количество их попадало на Новогрудское воеводство - 47.

Уже тогда исчезло много старых мизерей, и только кое-где уцелелые могилы свидетельствуют об их былом существовании. Одной из причин полного уничтожения была война. Немцы делали из каменных надгробий бетонные укрепления. Они еще и сегодня сохраняются в некоторых местностях (например, в Ластае, что около Ашмян в Беларуси). Позже надгробные памятники в ряде районов республики забирали на строительство дорог, фундаменты колхозных животноводческих ферм. Само святое место занимали под выпас скота либо запахивалось (Синявский мизар около Клецка). Согласно сведений члена Белорусского объединения татар-мусульман "Аль-Китаб", учителя со Сморгонщины В.Прихача, во время строительства к олимпийским играм 1980 г. шоссе Минск-Вильнюс многие "преграды" на пути были разрушены и навсегда ликвидированы как "мелочи".

Среди таких "мелочей" и татарские кладбища, к примеру, возле деревни Гамзичи. "Могу заметить и то - пишет В.Прихач в редакцию квартальника "Байрам", - что за последние годы в тех местах произошло пять дорожных аварий с жертвами, что породило у местных жителей чувство фатальной ответственности за содеянное бездумным начальством". Уничтожен мизар в Копыле. Теперь выпивохи с недалекой забегаловки приходят сюда "отдохнуть". В Минске на месте мизара разбили сквер, где теперь выгуливают собак. Сохранилась только одна могилка - Х.М.Александровича - активного участника минского антифашистского подполья.

Но и во имя ее сохранения потомкам покойника пришлось приложить много усилий. А список разрушений и запустения можно продолжать и продолжать... Не будет никакого преувеличения, если мы скажем, что тоталитарное правление в СССР привело к упадку татарского меньшинства в Беларуси, поставило его на грань исчезновения. За послевоенные годы резко сократилось татарское население в местах их прежнего компактного проживания. Когда, например, в г.п. Видзы Браславского района Витебской области в 1938 г. жило 760 татар, то сегодня их насчитывается менее 50 человек, в г. Слониме было 413 человек, теперь - только 96, в г. Новогрудке соответственно 766 и 316. В деревне Давбучки Сморгонского района жило 408 человек. Теперь там остался только один татарин (Радкевич Александр Адамович).

Давбучская мечеть, построенная еще в 1558 г. (одна из самых древних деревянных мечетей в Восточной Европе), разрушилась. В 1991 г. остатки мечети были перевезены под Минск в музей деревянного зодчества с целью восстановления. Урбанизация Беларуси привела к резкому сокращению татарской семьи. Наблюдается общая тенденция снижения естественного прироста, вызванная, с одной стороны, снижением рождаемости, с другой - высокой смертностью среди белорусских татар (особенно в регионах, загрязненных радионуклидами, - г.п. Ивье и др.). Все это следствие политики, проводимой в прежние годы, которая по замыслу руководителей советского государства, должна была привести к образованию единого сообщества - "советского народа". Но время меняется. Беларусь устанавливает свою государственность. Принят ряд законов, в том числе и о национальных меньшинствах, о свободе вероисповедования и религиозных организациях, которые образовали так необходимую правовую основу национально-культурного возрождения белорусских татар.

Этот процесс начался в конце 80-х годов. В 1989 г. одновременно в Минске и Гродно были созданы первые татарские общественно-культурные общества, которые летом 1991 г. объединились и образовали Белорусское общество татар-мусульман "Аль-Китаб". Позже, зимой 1994 г. была создана еще одна организация - Мусульманское религиозное объединение в Республике Беларусь. Именно эти организации начали координировать и направлять деятельность 26 вновь созданных татарско-мусульманских общин в Беларуси (Минск, Гродно, Новогрудок, Ивье, Сандиковщизна, Острино, Лида, Клецк, Слоним, Смиловичи, Ляховичи, Мир, Витебск, Видзы, Брест, Могилев, Ашмяны, Узда, Докшицы, Скидель, Глыбокое, Мядель, Гомель, Барановичи, Молодечно, Орша). Первые шаги на пути возрождения уже сделаны.

В 1991 г. усилиями активистов Объединения "Аль-Китаб" и благодаря помощи студентов с мусульманских стран, что обучаются в белорусских вузах, созданы и действуют воскресные школы в некоторых городах и поселках республики. В том же (1991) году начался выпуск на белорусском языке первого печатного издания белорусских татар - квартального журнала "Байрам" (вышло 30 номеров). На страницах "Байрама" размещается информация об Исламе и мусульманах, печатаются статьи по истории белорусских татар и анализируются наиболее важные события в мусульманских странах. С 1994 до 1996 г. выходил ежемесячный мусульманский журнал под разными названиями - "Аль-Джихад", "Аль-Ислам", "Рамазан", "Жизнь".

С 1997 г. началось издание ежемесячной газеты "Жизнь" (на русском языке). Под управлением главного редактора квартальника "Байрам" покойного Якуба Якубовского (умер в 1998 г.) началась работа над уникальным изданием - энциклопедическим справочником "Татары Беларуси, Литвы и Польши". Рукопись (около 3 тысяч статей) планируется подготовить на семи языках народов мира. На сегодняшний день подготовлено более 500 статей. В 1993-1998 гг. в Минске прошли 4 международные научно-практические конференции, посвященные проблемам изучения и сохранения богатого наследия татарского народа в Беларуси. В них приняли участие более 150 ученых с разных стран мира. На конференциях были приняты рекомендации по организации дальнейших исследований истории, культуры, мусульманской религии татар Беларуси, Литвы и Польши.

Одной из наиважнейших задач в деятельности Мусульманского религиозного объединения в Республике Беларусь и Белорусского объединения татар-мусульман "Аль-Китаб" была и остается большая работа по восстановлению и строительству мусульманских мечетей, культурных центров, школ, музеев, библиотек и других учреждений, жизненно необходимых мусульманам. Хорошо понимая масштабы определенных планов и трудностей их осуществления, татары-мусульмане Беларуси, тем не менее, с оптимизмом смотрят в будущее, надеясь на помощь Всевышнего Аллаха, сородичей и единоверцев с исламских стран мира. С этой надеждой съезды мусульман Беларуси, что происходили в разные годы, обращались с просьбой к народам исламских стран оказать помощь и содействие мусульманам нашей страны. И эти призывы, слава Аллаху, были услышаны. Благодаря помощи мусульман с арабских стран, построена новая мечеть в г.п. Смиловичи возле Минска. Деньги на строительство мечети пожертвовала сестра Нурия с Кувейта, а также местные мусульмане.

Открытие мечети в г.п. Смиловичи произошло 12 октября 1996 г. В июле 1994 г. была реконструирована мечеть в г. Слониме Гродненской области. В восстановлении Слонимской мечети активное участие принимали представители с арабских стран и Турции. В 1997 г. была восстановлена еще одна мечеть - в г. Новогрудке Гродненской области. Торжественное открытие ее произошло 11 июля 1997 г. И, наконец, 29 мая 1999 г. открылись двери мечети в г.п. Видзы Витебской области. Однако, не смотря на определенные успехи, остаются многие нерешенные проблемы. И самая злободневная - строительство новой мечети и культурного центра в Минске. Строить мечеть планируется в исторической части города на перекрестке улиц Грибоедова и Тарской (бывшей Вилейской). Спонсором минской мечети выступила известная в мире благотворительная организация из Саудовской Аравии - "Rabbita".

Символическая установка камня в фундамент новой мечети произошло в ноябре 1997 г., когда отмечалось 600-летие татарского осадничества на белорусских землях. В планах работы организаций татар-мусульман Беларуси - восстановление и других наших святынь. Мусульманское религиозное объединение в Республике Беларусь и Белорусское объединение татар-мусульман "Аль-Китаб" неоднократно обращались к мусульманам Беларуси и мусульманам мира с просьбой оказать помощь в восстановлении самых древних мечетей в Восточной Европе, которые находятся в деревнях Давбучки и Ловчицы Гродненской области.

Белорусские татары живут в мире и согласии со всеми жителями страны. В своих молитвах они просят у Всевышнего Аллаха пощады и милосердности к земле, на которой они живут и которая стала им Родиной, к людям, которых татары считают братьями своими.


Литература

1. А. Мухлинский. Исследование о происхождении и состоянии литовских татар. Спб., 1857, с. 40.

2. Архив Комитета государственной безопасности Республики Беларусь. Дело 18019-с, листы 173, 185.

Размещено: 13.07.2007 | Просмотров: 11001 | Комментарии: 0

Комментарии на facebook

 

Комментарии

Пока комментариев нет.

Для комментирования на сайте следует авторизоваться.