Кумыкский мир

Культура, история, современность

Немцы, которые с нами...

22 октября 1941 г. Государственным комитетом обороны во главе с И. В. Сталиным было принято совершенно секретное постановление "О переселении немцев из Дагестанской и Чечено-Ингушской АССР". В соответствии с ним в недельный срок - с 25 по 30 октября 1941 г. - из Дагестана в казахские степи по железной дороге и морским путем до Красноводска было выселено 4000 человек немецкого населения.

Основанием для репрессий, видимо, послужило неверие И. В. Сталина и тогдашнего руководства страны в политическую лояльность этнических немцев перед лицом начавшейся войны с фашистской Германией.

Так началась одна из трагических страниц в жизни немцев Дагестана.

Газета поднимала эту тему и ранее (статья (В продолжение заметки "Немцы, которых мы потеряли"), сегодня ее пытается продолжить и дополнить наш корреспондент Наида Хамавова. Она по заданию редакции побывала в селах Бабаюртовского района республики, где с конца ХIХ в. до высылки в Казахстан жили немцы, и по крупицам собрала о них сведения, встретилась с некоторыми представителями этого народа, все еще проживающими там, проследила их непростые жизненные обстоятельства.


В январе текущего года в редакцию газеты "Ёлдаш" из Германии поступило письмо от Гильды Тельке с просьбой написать о немцах, которые жили и живут в Бабаюртовском районе. Ведя поисковую работу, я узнала много интересного.

Ныне не многие, наверное, помнят, что до войны в Дагестане, а именно в Бабаюртовском районе, в нескольких селениях жило немецкое население. Но это так, вот их названия: Люксембург, Львовские номера, Бабаюрт и Татаюрт. Я побывала там, собирая сведения об истории, житье-бытье, совместной жизни немцев и кумыков на этой благодатной земле.

Мне рассказали, что немцы были трудолюбивым и прогрессивным народом, жили с местными в мире и дружбе, делясь с ними своими навыками и перенимая их опыт. Старожилы с горечью вспоминают, как больно им было видеть обезлюдевшие населенные пункты и дома своих добрых соседей. Но лишь самим, наверное, немцам известна та боль расставания, когда они навсегда покидали края, ставшие для них уже родными:

В Львовском № 1 немцы жили совместно с кумыками. Вот что рассказал мне об этом один из уважаемых и мудрых людей селения Тажитдин-хаджи Арсланбеков.

- В те годы в селении Солтанянгиюрт жил один богатый человек по имени Шеппи. У него было 3 сына - Хасанхан, Солтанхан, Солтанмут и дочь Паху. Солтанмут 25 лет служил у императора Николая II, за что он ему вместо пенсии подарил земли, ныне принадлежащие селениям Львовские номера. Отец его много раз ездил в Мекку. И когда он в очередной раз был там, познакомился с одним учёным, который предупредил его о том, что в Дагестане будет революция. Конечно, вначале Шеппи ему не поверил, но тот убедил его. Тогда он стал звать в Мекку своих сыновей. И попросил Солтанмута о том, чтоб тот продал земли, которые ему принадлежат. Когда Солтанмут в очередной раз был в Ростове, он дал объявление, что продаются земли по берегу реки Сулак. Эти земли он хотел продать русским, с таким умыслом, что те их купят, но жить там не смогут. Потом покинут эти земли, а Солтанмуту останутся земли и деньги. Но на его объявление откликнулся немец по имени Львов, житель Австрии.

Приехав в Дагестан, он обследовал эти земли. Ему они пришлись по душе, и он их купил. Это было приблизительно в 1890-е годы. Затем он пригласил сюда других немцев. Вначале Львов построил здесь 12 колоний. После их число возросло до 16. В селении Львовском № 1 жили кумыки. Сам Львов жил в Львовском № 9. Там, говорят, была даже больница. Так появились в наших краях первые немецкие поселения-колонии. И существовали бы они здесь очень долго, если бы не революция, не смутные времена, если бы не грабили их "чеченские" абреки... Несколько раз вернуть скот немцам помогал сам Солтанмут. Это было в годы после октябрьской революции. Немцам такая жизнь надоела, и они решили уехать. В один из дней они собрали свои пожитки и весь скарб и покинули родные колонии.

Вторая волна немцев-переселенцев на наших землях появилась уже после установления советской власти. Об этом кратко рассказала мне Зиярат Адильханова:

- В 1922 году, когда затопило селение Казиюрт, его жители переселились в Львовские номера. В том же году сюда переселились и немцы с Поволжья. Они привезли с собой фруктовые деревья. В годы, когда здесь жили немцы, во всем был определенный порядок. Помню, как мы с подружками, еще девочками, играли на их мельнице, рвали цветы, фрукты. У нас таких фруктовых деревьев, как у них, не было. Сейчас для меня самым удивительным остается то, что мы сами, живя в двухкомнатных маленьких домах, одну комнату сдавали немцам, чтобы им тоже было где жить, пока они себе построят дом. Мы подружились и жили с ними, как братья и сестры. Но когда началась Великая Отечественная война, их выселили из Дагестана. Хотя у нас в селении осталась одна семья, которая уехала только в 1988 году. Хочу отметить и то, что они провели телефонную линию Хасавюрт-Казиюрт.

Последние, кто уехал из селения Львовское № 1, - семья Петера Борта. Вот что рассказал о нём его друг Мухтарали Адильханов, бывший сотрудник Бабаюртовского РОВД:

- Петер Борт с 1973 по 1988 годы работал трактористом в отделении колхоза "Татаюртовский". Отца его звали Адольф, мать - Эмма, старшего брата - Эдуард, сестер - Фрида и Лида. Он сам в 1988 году переехал в Бабаюрт, потом в Краснодар, а оттуда уже уехал в Германию. У него 3 детей. Старшие сын и дочь имеют свои семьи. Жена умерла. В 1993 году он приезжал сюда, чтобы навестить нас. Хотел вернуться сюда. Хотя там жить намного легче, он все равно скучает по нашим краям.

К сожалению, в архивах Бабаюртовского района не сохранились архивные книги селений тех лет. Сохранилась лишь архивная книга селения Люксембург 1828-1833 годов. Из неё я узнала, что в те годы в Люксембурге жило очень много немцев. Среди них встречаются такие фамилии, как Петерсон, Вебер, Трипел, Баум, Губер, Гелъзер, Гердт, Бирих, Кенор, Лау, Кульман, Вернер, Моор, Шмонд, Руберт, Конрад, Рейдер, Шаах, Радтне, Франц, Вайс, Монгрин и другие.

А ныне в селении Люксембург живут лишь две немецкие семьи. Одна из них - муж и жена Эдмунд Эдуардович Найман и Лидия Мартиновна Трайбер. Э. Найман родился в 1927 году в селении Люксембург. Его отец Эдуард Яковлевич Найман - примерно 1890-1895 года рождения, мать Марта Юльесовна Найман - 1895 года рождения, они - уроженцы с. Люксембург Бабаюртовского района. Старший брат Емельян Найман умер, младший брат Леонид и сестра Мария живут в Германии. Эдмунд Эдуардович с 1958 по 1998 гг. работал поливальщиком в Люксембургском колхозе. Лидия Мартиновна того же года рождения и из этого же селения. Её отец Мартин Давыдович Трайбер родился 16 января 1895 года, уроженец Таврической губернии, мать Кристина Фридриховна Саваль родилась 26 сентября 1896 года, уроженка Бессарабии. Их семья приехала в Дагестан в 1917 году. В те годы в Люксембурге жило несколько немецких семей. Работали они в колхозах, а до колхозов каждый работал в своем хозяйстве, обрабатывали землю, сеяли пшеницу. В этот период Люксембург был большим населённым пунктом. Там была большая немецкая школа, где уроки проходили на немецком языке. Лидия Мартиновна начала изучать русский язык с 3 класса. Так они жили до 1941 года. А в октябре 1941 года их выселили. До Махачкалы на одной повозке ехали три семьи, а оттуда на барже по морю их отправили в Красноводск. Затем их развезли по колхозам в казахских степях, где они начали работать на фермах. Там они были под постоянным контролем. После войны такого контроля, не было.

Лидия Мартиновна в 1963 году вышла замуж. До этого она работала дояркой. Первый брак у нее не сложился, она развелась и жила с дочерью одна. В октябре 1964 года вышла замуж за Эдмунда Эдуардовича. Л. Трайбер в 1966 году приехала обратно в Дагестан, в Бабаюртовский район, в селение Люксембург. Там жили их родственники, которых приютила местная семья, пока они не купили себе дом. Отец Лидии Мартиновны умер 4 ноября 1968 года в селении "Рассвет" Кантского района республики Киргизия, мать 4 июля 1980 года похоронили в селении им. Гагарина того же района. Её старшие сёстры Ида (1926 г.р.), Отелия (1927 г.р.) и Павлина (1928 г.р.) из Казахстана уехали в Германию, а Берта (1929 г.р.) осталась там же. Сейчас жива только одна сестра Лидии Мартиновны - Отелия. Дочь Лидии Мартиновны Эмилия вышла замуж за односельчанина Пашу Пашаева. Имеет 3 детей. Исламскую веру приняла только 4 года тому назад. На данный момент семья Найман занимается своим хозяйством.

Из воспоминаний Лидии Мартиновны: "Сама я по религии - лютеранка. В нашем селе была церковь, но при Советской власти её снесли. А нашу священную книгу нам пришлось закопать под абрикосовым деревом".

Немало немцев жило и в селении Татаюрт. К сегодняшнему дню там остались лишь семьи Александра Оттовича Гислера, Владимира Робертовича Вайбле и Сергея Иогановича Прахта. Семьи Надежды Яковлевны Карниловой и Карла Трайбера уехали, а Елена Миллер умерла. К сожалению, мне не удалось встретиться с двумя первыми, которые могли бы рассказать много интересного о своей родне. Встретилась я с Сергеем Иогановичем Прахтом и его матерью (русская). От них я узнала о главе семьи Иоганне Иогановиче Прахте, который после поменял свое имя на Ивана Ивановича.

И. И. Прахт родился в 1937 году в селении Георгиевка Подлесновского района Саратовской области. Его родители - Иоганн Иоганович и Хермина Прахт родились там же. Их семью во время войны высели на Алтай, в Павловский край, село Озерное, где родителей забрали в трудовую армию. Старшая сестра Нина сдала детей в детдом. Во время переезда один из сыновей умер. Отец его был творческим человеком. Он умер в трудовой армии в Архангельской области. Его сын, Иоганн Иоганович Прахт, окончив 2 класса, начал помогать семье, потому что мать уже была больна. Когда она вернулась из трудовой армии, забрала детей обратно к себе. На Алтае он работал бригадиром тракторной бригады. С женой познакомился там же, когда та поехала погостить к родственникам. Они поженились в марте 1961 года, спустя пять лет приехали в родное село жены Татаюрт. Там он работал агрономом в совхозе "Татаюртовский". У них четверо детей: Мария (20 марта 1962 г.), Александр (5 марта 1966 г.), Сергей (21 декабря 1970 г.) и Лена (5 марта 1976 г.). Старшая дочь живет в Петербурге, Александр - на Украине, Лена - в Бабаюрте, а младший сын Сергей живет в родительском доме, где 27 лет тому назад умер глава семьи Иоганн Иоганович Прахт. Сергей - участник Афганских событий. Работы в селении нет, так они и живут, каждый обрабатывает свой кусочек земли.

Жила в Татаюрте и Елена Валентиновна Миллер, которая, после того как вышла замуж за Орака Алиева (кумык), поменяла имя на Аминат и приняла исламскую веру. Родилась Елена в 1912 году в Оренбургской области. Она мало помнила своих родителей, потому её дети тоже про них ничего не знают. Когда немцев выселяли, её семья уехала, а Елена осталась и вышла замуж. Своих родителей она больше не видела. Встречалась только с братом Виктором, который некоторое время жил в Дагестане, но потом уехал. Сестра Елены Мария тоже некоторое время жила в Татаюрте. До 1957 года семья Алиевых жила в селении Геметюбе. У неё остался сын по имени Абдулла, который и поведал мне рассказ о своей матери. Умерла Аминат Алиева в 1982 году. Абдулла, когда мать была жива, поддерживал связь со своими немецкими родственниками.

О Н. Я. Карниловой поведала мне её подруга Идъяхан Кадырова: "Надя родилась примерно в 1956 году в Бабаюрте. Вышла замуж за украинца Василия Карнилова из селения Татаюрт. Тогда мы с ней и познакомились. Работала она почтальоном. Отец её Яков Яковлевич работал в СПК "Дзержинский". Мать звали Полина, братьев - Володя, Яков, сестер - Эльмира и Ира. Но первый брак у неё не сложился, потому она развелась с мужем и переехала в Махачкалу, где работала на птицефабрике кассиром. Оттуда уехала в Германию. От первого брака у неё 2 детей: сын Александр и дочь Надежда, которая вышла замуж за немца".

И последний, о ком я хотела сказать, - это Карл Трайбер (1950 г. р.) из селения Татаюрт. О нем узнала от его друга, бывшего сотрудника Абдулвагаба Абдуллаевича Ибрашева. К. Трайбер работал в СПК "Дзержинский" экскаваторщиком. Жену зовут Ира, детей - Эдуард и Володя. Уехал он из Татаюрта в 1993 году. Карл несколько раз приезжал в Татаюрт. В Бабаюрте осталась его сестра. Переезжать обратно они не хотят, так как жизнь на новом месте намного лучше. В данный момент он и вся его родня живут в Германии.

Из числа немцев, которые остались в Бабаюртовском районе, большая часть не хотят уезжать. Они привыкли к людям, все им знакомо... Одним словом, они привыкли к нашим краям. К их числу относится и жительница селения Бабаюрт Анна Георгиевна Коль. Она в 1973 году во второй раз вышла замуж за русского и с тех пор живёт в селении Бабаюрт. Её отец Георгий Георгиевич Коль в годы войны был выслан из Ставрополя, а мать Клара Шварц из Бабаюрта в Казахстан. Отцу в то время было 15, а матери - 13 лет. Работали они в трудовой армии, где и познакомились. Когда отцу было 20, а матери 18 лет, они поженились. Прожили вместе 60 лет. Г. Г. Коль умер в прошлом году в октябре в Германии в Франкельберге. Родители Анны уехали из Казахстана в 2001 году. Старшая сестра Мария и младшая Нелли живут в Германии. А средняя сестра Ира осталась в Казахстане. Дочь Анны Георгиевны вышла замуж за немца, живет в селении Люксембург. С 1973 года Анна Коль работает в военном комиссариате Бабаюртовского района.

...Вот так бок о бок и живут дагестанцы-кумыки, дагестанцы-немцы, живут в мире и дружбе, вместе со всеми другими, но оставаясь самими собой. Всего-то, чего и нужно всем людям любой национальности.

За помощь в сборе данного материала хочу выразить благодарность бывшему сотруднику Бабаюртовского РОВД М.М.Адильханову.


Опубликовано:
Газета "Ёлдаш/Времена" 08-06-2007

Размещено: 09.06.2007 | Просмотров: 8811 | Комментарии: 1

Комментарии на facebook

 

Комментарии

Gatchina оставил комментарий 14.12.2010, 21:07
Comment
Помню многих немцев,проживавших в Бабаюрте. Фамилия Якова Яковлевича,работавшего в СПК "Дзержинский" - Гейслер. Жили сперва на нашей улице (Люксембургская), затем на улице Партизанская. Сын его - Яков учился в параллельном классе. Сейчас живёт в Германии,куда переехал с родителями в конце 70-х годов.

Для комментирования на сайте следует авторизоваться.