Кумыкский мир

Культура, история, современность

Первенец средств массовой информации на кумыкском языке

102-103 года назад А. Акаевым в Анжи-кале (Порт-Петровск) в типографии Л. М. Михайлова был издан первый кумыкский календарь - "Юз йыллыкъ тынч рузнама ва ма\'лумат хасана" ("Популярный календарь на 100 лет и интересные сведения"). Календарь был издан с разрешения С.-Петербургской цензуры от 7 декабря 1904 г. Вероятно, в продажу он поступил только в январе 1905 г. и потому значился в "Списке книг, вышедших в России в 1905 г." (СПб., 1906. С. 54).

Можно утверждать, что именно этот первенец средств массовой информации на кумыкском языке стал предвестником свободы печати в Дагестане, коей кумыки давно добивались. И именно с него начинается история собственно кумыкской периодической печати и журналистики в Дагестане.

Настоящие заметки дополняют и развивают мою предыдущую статью "Из предыстории кумыкской печати. О предтечах наших периодических издания", опубликованную в газете несколько ранее.

Предваряя их, отметим, что в современной медиалогии издание календарей принято рассматривать как начало национальной периодической печати, а их авторы и составители по праву считаются основателями национальной журналистики. С этих концептуальных позиций мы и оцениваем кумыкские календари, составленные в начале XX века великим кумыкским просветителем-джадидистом (реформатором) А. Акаевым.

Борьба за создание национальной печати кумыков, и вообще в Дагестане, имеет свою предысторию. Как выше отмечено, первое средство массовой информации на кумыкском языке появилось лишь в январе 1905 года. До этого (см. вышеназванную статью) цензурные органы всячески противостояли изданию национальных газет и журналов. Так, по данным нашего известного ученого Г. Оразаева, известно, что еще в середине XIX века Даудом из Карабудахкента был подготовлен к изданию календарь (рузнаме) на арабском языке. Однако он так и оставался в рукописи, пока не был издан А. Акаевым в 1902 г в Бахчисарае. Собственно кумыкский же календарь (см. выше), составленный самим А. Акаевым, увидел свет в 1905 году, накануне Февральской революции в России.

Что же собой представлял первенец и спутник кумыкской журналистики - "Рузнама" А. Акаева?

Он был издан объемом 64 страницы и тиражом 1090 экземпляров. В предисловии к первому из них и ряде заметок А. Акаев объясняет правила пользования разработанными им таблицами календарей на 1905-1985 гг., характеризует годы, месяцы и дни мусульманского и христианского летосчисления, дает сведения по астрономии.

Здесь содержится:

  • материал познавательного характера по природоведению, географии, истории, математике, обществоведению;
  • стихи Физули;
  • зафиксированы и прокомментированы единицы измерения:
    • времени (век, год, месяц, сутки, час, минута, секунда),
    • расстояния (километр, миля, верста, сажень, аршин, вершок; при этом даны соотношения между русскими, французскими, арабскими и др. единицами измерения),
    • веса (пуд, батман, гилавка, луг, мискал, грамм),
    • денег (туман, куруш, аббасы, шахи, копейка; здесь же указано соотношение между русскими, турецкими, египетскими, французскими и арабскими денежными единицами);
  • приведена таблица умножения, даны и др. сведения по математике.

Здесь же содержатся:

  • советы практического характера садоводам, земледельцам и животноводам;
  • рекомендации о том, как послать по почте посылку, бандероль, ценное письмо, открытое письмо, телеграмму, как приобрести заграничные билеты;
  • различного рода информация (в какие дни недели в каких населенных пунктах Дагестана собираются базары и др.)

Ряд обзорных статей А. Акаев посвятил вопросам обучения и воспитания молодежи, духовной культуре, роли науки и просвещения в жизни народа, усовершенствования процесса обучения детей в новометодных школах, создания новых учебников, реформации алфавита.

В календаре в хронологической последовательности перечислены научно-технические открытия, начиная с глубокой древности; даны сведения о наиболее крупных государствах: название, месторасположение, форма управления (монархия, республика), численность и вероисповедание населения, численность войска, пароходов, название столицы; приведены сведения о населении земного шара: численность, вероисповедание населения, количество специалистов и языков, на которых говорят народы мира; естественный прирост и смертность населения и т. д.

Следует отметить, что этот календарь А. Акаевым переиздавался в 1910 году, а в 1913 и 1915 гг. в Темир-Хан-Шуре им же дважды издавался "Он эки йыллыкъ тынч рузнама" ("Популярный календарь на 12 лет"). Отметим также, что в 1914 г. в Хасавюрте Магомедом, сыном Казанбия из Хамаматюрта, был издан и календарь для женщин, в котором даны отрывки художественных произведений разных авторов, посвященные проблемам семьи и быта, положению женщины. Среди них - цикл песен, написанных от имени Айши-ханым: "Обращение Айши-ханым к мужу", "Печальные песни Айши-ханым", "Песни, которые спела Сара" и др., а также отрывок из повести "Семейный мужчина" самого М. Казанбиева (Каталог печатных книг и публикаций на языках народов Дагестана (дореволюционный период). М-кала. 1989. С.107-108). К этому следует добавить и то, что (как показывает география их распространения) календари были популярны не только среди кумыков, но и других народов Северного Кавказа и Дагестана. В течение многих лет они издавались одними и теми же составителями и представляли собой серию, похожую на журнал, их содержание было созвучно с материалами ранних газет и журналов; они исполняли задачи газет - просвещали и информировали.

Читая эти календари, кумыкский народ знакомился со своей страной, городами, осваивал научно-общественные стороны жизни и получал краткую информацию о своей литературе, фольклоре, истории, осваивал огромный окружающий мир. Не будет преувеличением сказать, что не один кумык выучился грамоте специально для того, чтобы читать абусупьяновские календари с народными преданиями, приметами весны, лета, с расписанием поездов и пароходов, с указанием стоимости пуда шерсти или говяжьего сала. Календарь для многих из них стал семейным чтением. В них было много научных, агрономических и прочих сведений для крестьян, кустарей, муталимов.

Подчеркивая значимость календарей Абусупияна Акаева для нашего народа, необходимо подчеркнуть, что они заслуживают специального исследования. С учетом новых знаний и новых концептуальных подходов нам следует сделать определенную переоценку ценностей и приоритетов в области своей печати и журналистики. Такая переоценка произведена применительно не только к российской печати, но и в ряде национальных республик. Так, День российской печати мы ныне отмечаем не 5 мая, как раньше, а 13 января - в день выхода в свет первой российской газеты "Ведомости", основанной Петром I. Если следовать этой логике, то и нам, кумыкам, необходимо по-новому взглянуть на историю собственно кумыкской периодической печати. И тогда получится, что история ее началась в 1904/1905 г. - с выхода в свет "Рузнамы..." Абусупияна Акаева.

И, таким образом, мы придем к неизбежному выводу, что именно А. Акаев своими сочинениями заложил основы новой кумыкской литературы и возбудил интерес к светскому знанию. Ему принадлежит и честь составления первого на кумыкском языке календаря. И потому его мы с полным основанием можем назвать кумыкским "Ломоносовым". Будет уместным также считать календари А. Акаева первенцами и спутниками кумыкской периодической печати, а его самого - зачинателем кумыкской периодической печати. Именно календари А. Акаева сыграли в развитии публицистического мышления кумыков - до того, как возникла кумыкская периодическая печать - решающую роль. Хотя, конечно же, календари не могли заполнить той пустоты, которая ощущалась всей либеральной и радикальной частью кумыкской буржуазии, вышедшей на борьбу и с кумыкским консерватизмом, и с русским самодержавием. По сути дела, они явились площадкой, с которой началось формирование кумыкских газетно-журнальных жанров, получивших свое дальнейшее бурное развитие с началом выхода в 1917 году кумыкских газет "Мусават", "Заман", журнала "Тангчолпан", ну а в последующем и газеты "Елдаш".



Опубликовано:
газета "Ёлдаш/Времена".
30 марта 2007

Размещено: 30.03.2007 | Просмотров: 4756 | Комментарии: 0

Комментарии на facebook

 

Комментарии

Пока комментариев нет.

Для комментирования на сайте следует авторизоваться.