Кумыкский мир

Культура, история, современность

"Душа болезненно тоскует по любимой, но отнятой у нас родине"

Письма Музафарбека Тарковского

Как-то в разговоре со мной мой давний знакомый и приятель А. И., врач-профессионал, ныне пенсионер и человек далеко неравнодушный к истории, сообщил мне, что он находится в переписке с одним из отпрысков Тарковских, живущим долгие годы за пределами Дагестана.

Я, занимаясь историей и генеалогией этого рода, естественно, заинтересовался этим и попросил А. И. дать мне возможность ознакомиться с его письмами и дать адрес их автора. А. И. любезно предоставил их в мое распоряжение. Они были не просто письмами о том, о сём, а исповедями человека, из-за своего социального происхождения вынужденного скрываться и весь свой недолгий век вести жизнь изгнанника вдали от родного Дагестана.

Не ирония ли истории это? - горько думал я, читая его письма, - представитель знатного (знатнее, наверное, в Дагестане нет) древнего владетельного рода, сыгравшего в историческом обустройстве Дагестана исключительную роль, оказался в положении БОМЖа - человека без определенного места жительства...

Так я узнал о Музафар-беке Тарковском и написал ему. Он горячо и заинтересованно откликнулся на мое письмо. Прислал по моей просьбе и свою фотографию. И я понял, что он очень хотел высказаться, быть услышанным и понятым...

Но, увы, никто из нас не вечен под небом и луной. Ушел в мир иной и Музафар-бек сын Музафара родом из Гиччи Буйнака. Он (Аллагь рагьмат этсин!), конечно, хорошо понимал, что главное в жизни каждого человека (что такое жизнь? - миг в небесном отражении!) - всегда вести себя так, чтобы заслужить одобрение людей в этой жизни и милость Всевышнего в жизни вечной.

Недавно, роясь в своем домашнем архиве, я наткнулся на письма-исповеди Музафар-бека и вновь их перечитал. Меня осенило: а ведь они адресованы не только мне или А. И., а всем нам, ныне живущим, их надо обнародовать. Ибо в них много поучительного, а главное, - неуёмного стремления осмыслить и понять то, что произошло с ним, с отдельным человеком, с его знаменитым родом и родным народом, родной страной, со всеми с нами после Октября 1917 и происходит здесь и сейчас при нашей жизни.

В судьбе этого человека, подумал я, - как в капле воды отразилась жертвенная жизнь, судьба, прописанная Революцией всем нам, нашему народу и всей стране. Впрочем, судите сами.



24 марта 1999 г. (Казахстан)


Камиль, ва алейкум ассалам!

Я очень благодарен Вам за ваше письмо, передайте наилучшие пожелания Вашей семье и всей родне. Позвольте представиться: Я - Тарковский (Османов) Музафар Музафарович, родом из Гиччи-Буйнака, родился 19 февраля 1926 г., пра-правнук Мехти-хана шаухала Дагестана, у которого было три сына: Сулейман, Зубаир, Абу-Муслим. У Зубаира также было три сына: Осман (мой дед), Аббас и Ибрагим. Зубаир был женат на грузинке из аристократического рода. У Османа было два сына, Мурад и Музафар, мой отец. У Мурада есть сын Осман, у него четыре сына - Аббас, Зубаир, Али, Шарафетдин.

Мы - из рода Шамхалов, происходим от Аббаса, дяди пророка Магомеда. В VII в. брат Халифа Аббасидов вел священную войну по распространенную мусульманства на Кавказе и осел в Дагестане.

В г. Махачкале проживает Тарковская Хайбат и ее сын Джамалитдин, в Ботлихском районе в сел. Миарсо проживает Тарковский (Османов) Осман Мурадович. Я обращусь к ним с просьбой, чтобы связались с Вами. Хайбат обратилась ко мне, чтобы я вел поиск ее родни за границей, прошу и Вас подключиться. Она племянница Тарковского Хана, эмигрировавшего с женой Султанат в Турцию.

Тарковский Нух-Бек эмигрировал с семьей в Иран, где еще раз женился на тетке Иранского Шаха, Расул Гамзатов встречал в Ливане его внучку.

В городе Буйнакске проживает сын сестры моего отца Темирханов Эльдар. В Хасавюрте проживала, Аллагь рагьмат этсин, Тарковская Суат, мать экс-премьера Дагестана А.М. Мирзабекова, я получил известие, что она умерла.

В Махачкале проживает сын Уцмийского хана, Ибрагим, женатый на Тарковской Зизе. У ее матери был семейный альбом с фотографиями Тарковских. Я разрешаю Вам быть от имени меня по розыску попечителем родни Тарковских, чтоб, наконец, нашли друг друга. Можно обратиться к Королю Марокко, они потомки рода Магомеда-пророка, а также Президенту Ирана, он тоже потомок Пророка.

За Москвой в гор. Калинин (ныне - Тверь. - Ред.) проживает Гайдар-Бек, сын Фатали Тарковского, перебравшегося после революции 1917 г. в Дамаск (Шам) к родне шамских ханов... Я даю Вам право на ведение как политических, так и экономических, издательских дел от имени князя Тарковского Музафара Музафаровича.

Московские Тарковские поэт Арсений и кинорежиссер Андрей - наша родня и Ростислав Тарковский в Петербурге. Если знаете их адрес, напишите от моего имени, за что я буду только благодарен Вам.

Я по менталитету своему - кумык, мать моя Рейнфельд Валентина Федоровна, отец ее - немец из гор. Саратова, а мать - русская оттуда же...

Историю кумыков должен написать кумык, если мы хотим выжить. Книга эта должна быть настольной в каждой кумыкской семье. Я благословляю Вас на этот труд, не дайте нам кануть в небытие, станьте историком, биографом Тарковских...

Я еще напишу Вам, надо только вспомнить.

Я на пенсии занимаюсь садоводством и пчеловодством, хобби мое - домашние голуби высокого класса, при мне - собака Дог и Пи бутульер.

Народы Дагестана - мусульмане, у них не должно быть национальных предрассудков. Члены Правительства и депутаты должны быть глубоко верующие и посещать каждую пятницу мечеть для молитвы. Чтобы человека очеловечить нужна вера в Аллаха. Жизнь свою хотел посвятить богословию или адвокатской деятельности. Помещала р е в о л ю ц и я!

Передайте привет Арсланали и его семейству, а также другу юности - Абусаиду.

Честь имею.

Ваш покорный слуга - Музафар (Вадик).

24 марта 1999 г.

Казахстан.



6 июня 1993 г.


Ассаламу алейкум, А.-Али!

[...] Дорогие мои, если Вы хотите привить национальное самосознание кумыкам, возродить нужно историческое сознание, отбросить лень, праздность, корысть и почувствовать себя единым организмом, душевно сопричастным к ближним. Нужно поучиться этому у евреев, латышей, литовцев, эстонцев. Нужно спасать душу, а не тела. Больше просвещения в историческом, экономическом и духовном плане. Дагестанская республика - расплывчатое понятие, вернее было бы Дагестанская конфедеративная республика наподобие Кумыкской республики, Аварской республики и т.д. в составе конфедерации и все спорные вопросы решать на основе мусульманства. Со временем создать партию под названием "Мусульманская демократическая партия" светского характера, избежать ортодоксальности, создать фонд кумыков, находить одаренных, одержимых молодых людей и готовить из них элиту финансистов, гуманитариев, непременно адвокатов и духовных лиц. Нужно работать на завтрашний день, на перспективу.

Скоро приедет родственница наша с Баку, муж ее - сын уцмийского хана, а мать была замужем за рутульским ханом.

У меня находится альбом фотографий Тарковских. Мой брат Осман познакомит вас с Хайбат Тарковской, ей 70 лет, живет в Махачкале [...]

С почтением к Вам, Ваш покорный слуга - Музафар.

6 июня 1993 г.



20 июня 1994 г.


Здравствуй дорогой А.-Али!

[...] Я знаю два колена Тарковских: Тарковские из Тарков и Уллу Бойнака; Тарковские из Нижнего Дженгутая. Тарковские были шамхалами с ХVI века.

Нухбек Тарковский - из этого рода - когда эмигрировал в Иран в 20-х годах, женился на тетке Иранского Шаха. Все Тарковские из города Шам (Дамаск), происхождением из рода Абаса, бывшего родным дядей Магомета Пророка [...] У нас и по сей день в Дамаске есть родня, до революции всегда общались с ними. Это в нашей семье все знают. Мне это говорила внучка Шаухала. Ей в 1946 г. было более 100 лет и когда я был в прошлый раз в Махачкале, княгиня Хайбат Тарковская это подтвердила. Власть Тарковским была дана от самого Бога.

Дорогой А.-А., поезжай-ка ты в горы с женой к Осману, в Миарсо, отдохните. Пусть твоя жена и невестка не беспокоятся о сыне. Помолимся за него, чтоб живой и невредимый вернулся домой.

Если останусь, жив, в 1995 приеду к тебе и познакомлю со своей родней.

С приветом к тебе - Музафар-Вадик, Валяны уланы.

20 июня 1994 г.



5 декабря 1994 г.


Ассаламу алейкум, А.-Али!

[...] За свою жизнь никого не продал, не обесчестил, не обманул, не присвоил чужую собственность. С детства был верным рабом Божьим. Болатов Багаутдин мне научил молитву и по сей день я произношу ее. Это тот Багаутдин, на скале Аждагьагъа къылыч ургъан у него был брат непутевый Сырав [...]

Я очень тоскую по Родине, по ее горам и полям, по родному говору. Я помню у Коркмасова был сын, который работал врачом в сел. Ботлих. Мой дядя Мурад был его другом в то время. Эта дружба была опасной. Сын Коркмасова должен меня помнить, если он живой. Передай привет ему. Привет Агаю, Саиду. Пусть будет земля наша пухом всем нашим усопшим предкам, было много хорошего и плохого, горя и счастья по нашей и чужой вине. Непочтенье законов предков и слова Божьего сделали кумиром алчность, разврат - потеряли честь, сделались рабами подонков и политических проституток.

Мне приходилось встречаться в тюрьме с людьми, лично знавшими Ленина, Сталина, Троцкого. Они говорили ужасные вещи про Сталина:

К новому году мое письмо получите, так что поздравляю с Новым годом, с 1995, с Днем рождения Исы Пайхамара.

С почтением к Вам Ваш покорный слуга - Музафар-Вадик, сын Валентины Федоровны Рейнфельд.

5 декабря 1994 г.



21 марта 1995 г.


Здравствуйте дорогие, близкие мне кумторкалинцы!

Если в Дагестане осуществляют теракты, то это дело рук эмиссаров Дудаева. Эпицентр социального землетрясения - это Россия. Коммунизма или большевизма больше не будет, либо демократия, либо национал-фашизм в русском варианте. Мычыгъышев вы сами знаете, у них криминальная психология, и они пошли на поводу у авантюристов. Помню, в молодости старики-кумторкалинцы говорили: избегайте слишком большой дружбы с мычыгъышами.

Власть коррумпирована, это мы все знаем. Власть грабит свой народ и за счет него наживается. Но ясно должно быть одно: все, что не от Бога, кончается худо, они поубивают друг друга и подавятся. А еще придут другие - "новые" и будет нескончаемый передел и беспредел [...]

Ты спрашиваешь, как же жить, когда нельзя так жить. Мой совет тебе: вернись к земле, к ремеслу предков, заложи виноградный сад, укореняйся, кумыкская земля плодородна. Эта наша земля. Предки наши были землевладельцами, земледельцами, виноградарями. В этом была их сила необоримая. И не зря они учили: если человек владеет землей, то земля владеет им [...]

В отличие от наших ближайших соседей мы - народ не карьеристов и торгашей; у нас совсем другая мораль, другой нрав, менталитет, интеллект, мышление. Не надо на них ориентироваться, их менталитет нам чужд. Возьмите, Даниялова и К. и т.д. - они - обыкновенные конформисты, конъюнктурщики, сподвижники евреев-большевиков [...]

С уважением и почтением к Вам - Вадик-Музафар.

21 марта 1995 г.



17 февраля 1997 г.


Дорогой А.-Али,

ежели будем жить по Закону Божьему, это наше спасение. Почему наши дети грешат от безбожия. Ты мне говорил об историке О-ве, в следующем письме дай мне его адрес и редактора газеты "Ёлдаш". Если он историк, он должен заинтересоваться историческими фактами, которыми располагаю я о Тарковских, Махаче Дахадаеве, Уллубийе Буйнакском, Коркмасове. Я был непосредственно знаком с людьми, с которыми они соприкасались. Когда в 1920 г. пришли евреи-большевики в Дагестан, нас Тарковских увезли в г. Темир-Хан-Шура как заложников и среди них были дети, старики, женщины. Взрослых расстреляли, а остальных оставили для обмена. Они уничтожили наш генофонд, чтобы держать в рабстве народ. Что сейчас плохо, все утрясется, перемелется.

До свидания, дорогой.

Вадик

17 февраля 1997 г.

P.S:

Дорогой А., тяжело морально и нравственно жить на чужбине, душа болезненно тоскует по дорогой и любимой, но отнятой у нас Родине. Чтобы это понять, нужно далеко от него быть среди чужих людей. Родина, она как Отец и Мать бескорыстно любит и лелеет нас, она нас наградила безграничной красотой своей. Простой наш народ кумыкский сто раз умнее просвещенных лжеученых и т. н. грамотеев. Нужно быть с народом. Дорогой, хоть изредка для начала нужно ходить по пятницам в мечеть и нужно молиться не головой, а душой без страха и с любовью к Всевышнему, Всеблагому. Одно мое утешение - чтение классиков религиозной мысли. Я - на пороге вечности и смотрю на это бескорыстной любовью к Богу. То, что происходит у нас и везде, это не по воле Бога, а происки сатаны. Город порой дурно влияет на молодежь, в деревню нужно отправлять детей на лето для воспитания нашей национальной души и приучения к труду физическому и душевному.

В Махачкале я года два жил в 1945-1946 гг. у дочери Мехти-Хана шаухала Дагестана. Ей было лет 120. Она говорила мне, что детей они отправляли в деревню аталыком для воспитания к труду и духовности. Только взрослыми возвращались они в родной дом с моральными и нравственными устоями нашей нации.

Я переезжаю в Восточный Казахстан, письмо напишу по приезду. Шлю привет соседям и Вашей родне и всем Торкалинцам.



24 августа 1997 г.


Ассаламу алейкум, многоуважаемый А.-Али.

Позвольте выразить глубокое почтение всей Вашей семье - жене, сыну, невестке, внучке и всем жителям Торкали, всем кумыкам и всем народам Дагестана.

Почему я на чужбине, почему нужно было скрываться еще в детстве и в юности? Представители НКВД часто навешали нас. Я еще с детства знал, что я из князей Тарковских и в любой день могу быть арестован. Если Вы интересуетесь историей нашего рода, даю краткую информацию. Был Мехти-Хан шаухал, Валий Дагестана, у него было три сына: Сулейман, Зубаир и Абу-Муслим.

У Сулеймана была одна дочь и воспитывалась при Дворе царском в Петербурге, ее выдали замуж за Тарковского Хана, он много помогал Коркмасову, и Коркмасов помог ему бежать за границу.

У Зубаира был сын Осман, мой дед, у Османа были два сына - Мурад и Музафар, последний мой отец.

Мурад скрывался в горах, у него есть сын Осман, с которыми я вас познакомлю. Вот он наследник и претендент на Шаухальство Дагестана. Нам не нужна ни политическая, ни экономическая власть. Это только символ и историческая потребность для гордости нации. Без исторического самосознания наш народ погибнет.

Быть Тарковским - это очень тяжело. Над тобой как бы всегда висит обоюдоострый и беспощадно разящий меч: как бы ненароком не посрамить дух своих предков и свой народ.

Мы никогда и ни за что не продавались. Это не достойно царской крови. Лучше умереть с чистой душой.

Шаухалы Дагестана происходят из города Шам (Дамаск), где и сейчас проживают наши родственники. Они происходят от Аббаса, среднего брата Магомета Пророка. Князь Аджиев Аксайский не прав, в его книге много искажений.

Я написал письма в Иран, Турцию, Сирию родственникам и Королю Иордании, он дальний родственник, связался с нами в 1994 г.

В августе или сентябре приеду в Дагестан к родственникам. Они живут в Махачкале. Нам пришлось долго скитаться и скрываться, чтобы выжить.

С приветом - Музафар.

24 августа 1997 г.



* * *


Здравствуй дорогой, А.-Али!

Пишу тебе перед отъездом в Германию.

Приезжал с Германии немец барон Рейнфельд, он родственник моей матери, хочет представить своей родне, чудом уцелевшего от террора большевизма сына баронессы Рейнфельд Валентины Федоровны.

Все народы Кавказа будут зависеть от политико-экономической стабильности в России. Полное отделение от России немыслимо. Все происходящее происходит не по воле людей. Добро - от Бога, зло - от сатаны. Все, что произошло в России после 1917 г. - произошло не без участия евреев. Чечня Западу что может предложить - ничего, а Россия очень многое. И Запад будет на стороне России. Она - богатая. Это дуракам нужно было замахнуться на Россию.

То, что сейчас происходит, - социальное землетрясение. Вместе нужно выходить из этого омута. Сперва у богатых отняли, потом у середняков, что было - у бедняков, лишили Бога, превратили хуже скотов.

Наши князья без совета с узденями и духовенством ничего не решали. Князь был украшением, символом, объединяющим нацию. Источник силы, богатства и духовности - народ.

Шаухалы в Дагестане появились в конце VIII - начале IХ вв., а Чингиз-Хан - в ХIII в. Так что они не могут быть от седьмого сына Чингиз-Хана, как это пишет Мурад Аджиев. С уважением - Музафар.



* * *


Здравствуй дорогой А.-Али!

Всем привет с далеких степей Казахстана. Не теряйтесь - духом крепитесь, мужайтесь, берегите честь, очистимся в молитвах от скверны, лжи и блуда. Вера, любовь, надежда пусть будут символами нашей жизни.

Наблюдаю за событиями в Чечне, хуже нет религиозного фанатизма и национальной розни. Это опасно для общества. Мы испорчены цивилизацией и деградированы атеизмом. Интеллект наш забит дурью.

Бывшие коммунисты делят капитал Маркса.

В этом году приехать в Дагестан не смогу, по приглашению еду в Германию

Как там, сын пишет? Пусть мать не убивается, порой это хорошая школа [...] Без греха нет человека. В верхах столько грешат, что его грех лишь капля того, что у них.

Я получил письмо от племянницы Тарковского Хана, он был самый большой человек в Дагестане, благодаря тому, что был женат на дочери Сулейман-шаухала. Она воспитывалась при Царском Дворе в Петербурге, что царь подтвердил в приданное целое владение вдоль Каспийского моря. Она эмигрировала во Францию, владела русским, немецким, французским языками. При ней воспитывалась сестра Мурада, сыном которого является Осман с Миарсо в горах:.

Ваш покорный слуга - Вадик-Музафар.



* * *


Ассаламу алейкум, А.-Али!

Шлю массу наилучших пожеланий. Молю Бога, чтобы оградил всех вас от происков сатаны.

Вы не думайте, что позабыл Вас, напротив часто вспоминаю. Страшные беды обрушились на нашу родину. Время смутное. Изуродованные души кровоточат [...] Люди другие, не то, что наши Отцы и Деды, довольствовались простотою быта, пожизненную и посмертную честь, совесть выше богатства ценили [...]

Видимо, мне не придется быть на Родине, а искать мне богатства и славы незачем. Если бы я мог чем-то помочь своему народу, согражданам [...]

Как бы там не было, чеченцы молодцы. Они добились своей государственности. Но Дагестану не подходит чеченский вариант. Чеченцы - герои, каких не сыскать. Они возвращаются к исламу, шариату. Нужно это приветствовать. Во главе государства нужен глубоко верующий человек, истинный мусульманин, а не лицемеры и первопроходимцы.

Достаточно того, что натворила безбожная власть за истекшие 73 года. Большевизм оставил после себя одни кладбища [...]

Ваш Музафар.



Опубликовано:
газета "Ёлдаш/Времена".
9-16 марта 2007

Размещено: 25.03.2007 | Просмотров: 4562 | Комментарии: 0

Комментарии на facebook

 

Комментарии

Пока комментариев нет.

Для комментирования на сайте следует авторизоваться.