Кумыкский мир

Культура, история, современность

Шура: загадки топонимики

(Темир-Хан-Шура, Уллу-Шура, Шура-озенъ, Къакъа-Шура)

Темир-Хан-Шура (в просторечии - Шура). Название это - многосоставное (темир + хан + шура).

"Темир-Хан-шура, - отмечал Костемеревский, касаясь истории этого поселения, - был прежде татарский (кумыкский. - К.А.) аул, принадлежащий шамхалу Тарковскому. Происхождение этого аула одно из местных преданий связывает с пребыванием Темерлана в Дагестане, за 460 лет до нашего времени...". Автор также писал, что Темерлан (или Темир-Хан, как его часто именовали в народе) имел "постоянное свое становище в том месте, где находился впоследствии аул, а ныне находится укрепление Темир-Хан-Шура, название которого поэтому и значит Темирханов город"I. Однако обилие подкурганных захоронений и древних могильников в этой округе показывает, что земли эти издревле входили в историко-культурный ареал кумыков и их гунно-булгарских предков, именно на этой территории ученые локализуют политический центр царства гуннов во главе с царицей Боарикс (по реконструкции Н.А. Баскакова - Берик-кыз). Под ее властью здесь находились более 100 тыс. гуннов.

В этом контексте первую часть данного названия логичным будет связать не с "великим хромцом" Тимуром, а с названием древне-тюркского божества "Тенгир", которому предки кумыков здесь еще в VII в. (до принятия мусульманства) поклонялись. Кроме того, "Тенгири-Хан" (в армянской транскрипции - Тедрехон) - один из правителей Кавказской Гуннии (Дагестан). Так звали и хазарских каганов. Таким образом, название это в древности могло звучать как "Тенгири-Хан-шура", а в последующем термин этот в ходе стадиальной эволюции по законам кумыкской (тюркской) фонетики, как считают лингвоисторики, вполне мог претерпеть соответствующие изменения (тенгир/тенир/темир) и до нашего времени дошёл в форме "Темир-Хан-Шура".

Что касается второго компонента в этом названии, то здесь все ясно, он прозрачен, в древнетюркском языке хан употребляется в качестве титула правителя. А вот компонент шура представлен в составе ряда кумыкских топонимических названий и вызывает в ученом мире различные толкования и споры. В конце XIX-начале XX вв. общепринятым считалось объяснять его с тюркского ("чагатайского") как "совет, ставка". А в последние годы заметно активное стремление некоторых дагестановедов (и краеведов) связать это слово с даргинским шара (озеро, лужа), а то и просто с именем некоей Ашуры, поселившейся в неизвестные времена с мужем Темирханом в этой местности. Им, в постперестроечные годы в Буйнакске вроде бы даже установлен памятник. Так, известный историк Р. МагомедовII, как и ряд и других исследователей, склоняется к мысли, что название "Шура" происходит от даргинского "шари" - озеро и на этом основании приходит к выводу, что места эти в старину (чуть ли не до монгольского нашествия) могли быть заселены даргинцами. Однако для такого веского тезиса необходимы и веские историко-лингвистические обоснования, которых на базе даргинского языка вряд ли можно привести.

Ради справедливости все же следует отметить, что русские исследователи конца XIX-начала XX вв. отмечали присутствие "даргинско-тюркского", по их мнению, слова шара в названии Темир-Хан-Шуры и само название переводили как "Темирханово озеро"III. Некоторое подкрепление эта версия находит и в том, что, действительно, на месте, где сейчас г. Буйнакск, а точнее, где в середине прошлого века был разбит городской сад, находилось, по свидетельству очевидцев, небольшое смрадное, заросшее сорняком озеро. В 1854 г. по распоряжению князя Аргутинского оно было осушено.

Но если даже принять вышеприведенную версию, правильней будет все же предположить, как это в свое время сделал в одной из своих работ лингвоисторик Н. С. ДжидалаевIV, что название местности шура "болото, озеро, стоячая вода" осталось здесь непосредственно от самих тюрков (гуннов, булгар), предков кумыков, а не от даргинцев, пребывание которых в этой зоне в те эпохи он ставил под сомнение. А вышеуказанное слово, как считает большинство ученых, - явный субстратный булгаризм. И оно, вопреки утверждению, Н. Джидалаева об отсутствии его в языке современных кумыков, сохраняется и в современном кумыкском языке в форме шере - "лужа, пруд, жидкая глина"V. Встречается оно и в пословице "Янгур да шереге ява" (букв.: "и дождь на озеро (шере) льется").

Новейшими исследованиями ученых (К. Кадыраджиев, Н. Ольмесов, А. Аджиев и др.) в современном кумыкском языке выявлен солидный пласт булгарских слов, а также отдельных топонимических названий, которые этимологизируются на базе булгарского языка. Это подтверждает, что на равнинной и предгорной частях Дагестана (в т.ч. и на территории нынешнего Буйнакского района) в раннем средневековье жили кумыки и их древнебулгароязычные (тюркоязычные) предки. Наличие же булгаризмов в лакском, даргинском (к примеру - шура), аварском и других горских дагестанских языках указывает на то, что древние кумыки (булгары) жили и в горах.

К этому следует присовокупить, что в науке существуют и другие версии (этимологии) названия Темир-Хан-Шура. Наиболее убедительную, как нам представляется, дал известный тюрколог, доктор филологических наук, профессор Джангиши ХангишиевVI, закономерно сопоставивший "Шура-кала" с названием хазарской крепости на Дону - Саркел (Сари-кала). Названный термин у хазар употреблялся в значении "белый город", ибо белый цвет, цвет солнца, цвет золота считался цветовым символом кагана. По этой причине место его стоянки, ставки или резиденция назывались этим термином. Отсюда и арабская калька этого хазарского названия столицы "ал-Бейда". Примечательно, что и в русских летописях оно переводится как "Белая вежа". Не исключено, что Шура в раннем средневековье была одним из политических центров Кавказской Гуннии (Хазарии). На это указывают многочисленные шуринские курганы, археологические материалы могильника в окрестностях сел. Агачкала. Кроме того, не случайно С.Т. Еремян и ряд других ученых (К.Ф. Смирнов, М.И. Артамонов) локализуют столицу гуннов, "великолепный" город Варачан, на месте современного города БуйнакскаVII.

Данную этимологию правильным будет применить и по отношению к названиям "Шура-озень" (название реки, берущей свое начало из недр Гимринского хребта и протекающей по территории Буйнакского и Кумторкалинского районов и впадающей в Каспийское море) и "Кака-Шура", "Уллу Шура" (название древнего кумыкского аула в нынешнем Карабудахкентском районе). Соответственно в первом случае мы имеем название со значением "белая река" (ср. с Ак-озёнь), а во втором, может быть, "белое ущелье". Так или иначе, но видно, что в данных субстратных географических названиях сохранился реликтный булгаризм с исконным значением "белая".

Что же касается конкретной истории старинного кумыкского аула Темир-Хан-Шуры, хорошо известного уже в XVI-XIX вв., то не секрет, что в 1832 г. жители его были переселены в ближайшие аулы: Халимбек-аул, Муселем-аул и Капир-Кумук, а на его месте в эпоху т.н. Кавказской войны по предложению Мехти-шаухала Тарковского, но уже в период правления в Дагестане его сына Сулейман-шаухала Тарковского, заложено под этим же названием русское военное укрепление. Укрепление это впоследствии было преобразовано в город Темир-Хан-Шуру - военно-административный центр Дагестанской области (1860 г.), а с 1921 г. он - столица вновь созданной ДАССР (в 1924 г. переименована в Буйнакск).

Таким образом, мы видим, что в древнекумыкских субстратных географических названиях "Темир-Хан-Шура", "Кака-Шура", "Шура-озень" запечатлена древняя история кумыков и их гунно-булгарских предков. Такого рода топонимы - бесценные памятники нашей истории.


I Костемеревский И.С. Темир-Хан-Шура // Кавказ. 1858. №4

II см. его работу: Даргинцы в дагестанском историческом процессе. Махачкала. 1999. С.128

III Услар П.К. Языкознание. Хюркилинский язык. Тифлис. 1892. С.4; Козубский Е. Очерк истории Темир-Хан-Шуры // МОМПК, вып. XIX. Тифлис.1894..С. 12; Ганн К.Ф. Опыт объяснения кавказских географических названий //СМОМПК. XI. Тифлис.1909.С. 136

IV см. его работу "Далекое близкое". Махачкала. 1989. С.46

V см.: Кумыкско-русский словарь. М., 1969, С.369

VI См.: Дж. Хангишиев. Къумукъ диалектологиясы. Махачкала. 1989. С.1

VII См.: Еремян С.Т. Моисей Каланкатуйский о посольстве албанского князя Вараз-Трдата к хазарскому хакану Алп-Илитверу // Записки Института востоковедения АН СССР. М.;Л., 1939. Т.VII. С. 134


Опубликовано:
газета "Ёлдаш/Времена" от 01-12-2006

Размещено: 03.12.2006 | Просмотров: 6881 | Комментарии: 0

Комментарии на facebook

 

Комментарии

Пока комментариев нет.

Для комментирования на сайте следует авторизоваться.