Кумыкский мир

Культура, история, современность

Именник гуннских царей

(Кавказская Гунния)


 
* Имена и комментарии Источники
1 Тедрехон.

Упоминается в первом десятилетии IV в. в "Истории Тарона" Зеноба Глака под именем "царь Севера Тедрехон". Возглавляемые им гуннские войска барсилов вторглись через Каспийский проход на Албанию [1]. Само имя, скорее всего, искаженное от тюркского Тенгрихан. В "Истории агван" (VII в.) оно упоминается как имя главного божества гуннов, приводится также прямая иранская параллель - "Аспендиат". Последняя - одна из форм иранского имени Исфендияр ("святой, священнный, божественный") [2]. По мнению В. Гукасяна, "этот Тенгри-хан явлется одним из первых хаганов или предводителей тюрок" [3], что вполне согласуется с их мировоззрением, согласно которому каждый хаган (каган) или его наследник считался символом бога, его наместником на земле.

 
[1] Абегян М. История древнеармянской литературы. Ереван. 1948. Т. 1. С. 345, 349-350
[2] См.: Жюсти Г. Иранише намебух. Марбург. 1895. Р. 308-309
[3] Гукасян В. Тюркизмы в "Истории албан" Моисея Утийского. // Структура и история тюркских языков. М. 1971. С. 248-249
2 Хунугур.

Упоминается под 373-м годом в "Истории агван". Азербайджанский историк 3. Буниятов, комментировавший азербайджанское издание труда М. Каганкатваци [1] не считает это именем собственным, а рассматривает как этноним хунугур. Отчасти он прав. На наш взгляд, это, действительно, отэтнонимичсекое имя собственное Хунуг + эр. Такая практика имянаречения существовала у всех тюрков, в т. ч. и у гуннов [2]. Так, например, М. Кашгарский (XI в.) писал: "Кумук - это имя племени и одного бека из этого племени" [3]. Моисей Каганкатваци, описывая поединок Хунугура с персидским богатырем-воином шаха Шапура II (309-379), дает следующий словесный портрет этого гуннуг-ундурского вождя-предводителя: "В то самое время выступил гунн из гуннов по имени Хунугур.... Сам гунн был высок, исполинского роста и одет в кольчугу, на огромной голове носил клепаный шлем. Медная пластина защищала лоб в три пяди. Древко огромного копья было из крепкого кедрового дерева. Меч его сверкал пламенем и одним только своим видом наводил ужас" [4].

 
[1] См.: Каланкатуклу М. Албания тарихи. Баку, 1993, с. 212
[2] Nemet G. Attila ve Hunlari. Ankara. 1982. S. 229)
[3] Divan-i Lugat\'t-Turk. Ankara. 1940-1943. S. 392
[4] Каганкатваци М. История агван / Пер. с арм. К. Патканян. СПб. 1861. С. 66
3 Баламир

Считается наследником основателя Империи Хунну Мете-кагана в 15-м колене и основателем Еврогуннской империи в 374 г. [1].

 
[1] Оздек Р. Тюркюн гызыл китабы. Бакы. 1992. 1 китаб. С. 69
4 Базук и Курсих

По сведениям Приска Панийского, предводительствовали гуннам, вторгшимся в 395 г. в персидские владения в Закавказье. Оба они являлись "членами царского гуннского рода" [1]

 
[1] Артамонов М. И. История хазар. Л. 1962. С. 43, 50.
5 Юлдуз-хан

Стал императором в 400 г. после смерти своего отца Баламира [1]

 
[1] Оздек Р. Указ, соч., С. 71-72.
6 Каратон

Сын Юлдуз Хана, восседал на гуннском престоле до своей смерти в 410 г. [1]. У Каратона были сновья Охтар, Руа, Айбарс, Мунчуг. [2] [3]

 
[1] Оздек Р. Указ, соч., С. 71-72.
[2] Там же;
[3] Nemet G. Attila ve Hunlari. Ankara. 1982, S. 191-192.
7 Аттила, сын Мунчука

Великий император гуннов (с 434 г.). Стал императором в 40-летнем возрасте после смерти своего дяди Руа, правившего с 410 по 434 гг. Под главенством Аттилы в его империи было объединено 45 различных племен. Ядро их составляли тюркские племена. В 445-453 гг. под предводительством Аттилы гунны завоевали Германию, Францию, Северную Италию, наложили дань на Римскую империю. "Имя Аттилы завоевало себе место в истории... рядом с именами Александра Македонского и Юлия Цезаря", - писал о нем А. Тьерри. Он имел сыновей по имени Ирнек, Илек, Денгизик [1], а также Чаба [2].

Заметим, что исконно гуннская форма имени, запечатленная в германском эпосе ("Песне о нибелунгах"), - Атлы.

После смерти Аттилы его младшие сыновья (старший Илек был убит) Ирнек и Денгизик удалились с гуннами с Дуная на Восток, в Приазовье и Прикаспий [3]. Имя Ирнека засвидетельствовано в различных написаниях: Эрнах (Приск), Хернак (Иордан), Эрнек (венгерск. источники), Ирник ("Именник болгарских ханов"), а в армянских источниках он, на наш взгляд, фигурирует под именем "царя гуннов" Херана, которое почти совпадает с вариантом у Приска Панийского - Эрнах. Не случайно И. Маркварт называет гуннов Херана "царской ордой" [4]. Мы также полагаем, что форма Эрнах, а тем более Херан в своей основе имеет тюркское Эрен. Отсюда эпическое - Алп-Эрен. О нем армянский историк Егише сообщает: "...Этот Херан... истребил в Албании персидские войска (в 451 г.) и в наезде своем достиг страны Греческой, и много пленных и добычи отправил из Греции и из Армении, и из Иберии, и из Албании" [5]. Известно также, что Херан (Эрен) был союзником армян в их борьбе против Сасанидского царя Йездигерда II и помог им в 451 г. разбить войска иранского шаха. В 460 г. гунны Херана были на стороне шаха Пероза и против албанского царя Ваче, поднявшего восстание против Сасанидов [6].

 
[1] Nemet G. Attila ve Hunlari, Ankara. 1982. S. 191 -192
[2] Homant Balint. Szekly\'liler. // Bulleten, 20. Ist. S. 601
[3] Бернштам А. Н. Очерки истории гуннов. Л. 1951. С. 164
[4] Артамонов М. И. Указ, соч., С. 60-61
[5] Егише. О Вардане и войне армянской (пер. с древнеарм. акад. И. А. Орбели). Ереван. 1971. С. 121.
[6] Kafesoglu I. Bulgarlarin kokeni. Ankara. 1985. S. 3
8 Гунн Амбазук

По сведениям Прокопия, в 498-518 гг. владел Каспийскими воротами, по другим - Дарьяльским проходом. При нем гунны умело "торговали с Византией и Ираном" [1]. "Гунн Амбазук" состоял в дружбе с византийским императором Анастасием [2]. "Приближаясь к смерти, этот гунн предлагал Анастасию купить у него крепость, но тот отказался, не видя возможности там содержать византийский гарнизон. Когда Амбазук умер, эту крепость захватил персидский шах Кавад [3], изгнав оттуда детей Амбазука" [4].

 
[1] Ковалевская В. Б. Кавказ и аланы. М. 1984. С. 109
[2] Там же. С. 498-518
[3] Там же. С. 488-496, 499-531
[4] Артамонов М. И. Указ. соч. С. 64
9 Болах

Царь кавказских гуннов, упомянут Прокопием Кесарийским под 520-м г., но жил до этого времени. Имел двух сыновей от Боарикс.

 
10 Боарикс или Берихос

Царица гуннов, засвидетельствована Прокопием под 520-м годом, вдова вышеупомянутого Болаха. Под ее властью в "Царстве гуннов" (Кавказская Гунния) находились 100 тыс. гуннов. Она была, как указывает Феофан, "союзницей и другом царя Юстиниана" [1]. Резиденцией этой царицы был город Варачан, где ныне Уллу-Бойнак (Уллубийаул).

Имя этой царицы в латинской транскрипции искажено. На языке гуннов оно, очевидно, звучало: "Берик", "Берик-киз". Н. А. Баскаков дает этимологию от берик ("дар, дарение, подарок") + греческое окончание -ос/ус [2].

 
[1] Артамонов М. И. Указ. соч. С. 136
[2] Баскаков Н. А.Тюркизмы в "Слове о полку Игореве". М. 1978. С. 44
11 Зилигд или Зилгиби

Царь гуннов. Упоминается Феофаном Исповедником под 522 г.. Скорее всего, являлся сыном Амбазука. Находился в дружбе и союзе с византийским императором Юстинианом против Сасанидов. Выставил против них 26 тысячное гуннское войско [1]. Погиб в войне с Кавадом.

Имя в византийских источниках читается по-разному: Зилигд, Зилгивин, Зилги, Зилгиби. Можно предположить, что в оригинале зто имя было Зилги бий (=3илги князь). Заметим, что аналогичное имя носил в IX в. и царь волжских булгар Силки. Зилги/Силки означало, очевидно, йылкы/жылкы в значении "лошадь, табун".

 
[1] Феофан Исповедник. Хронография // Чичуров И.С. Византийские исторические сочинения. М. 1980. С.49, 50
12 Муагер или Муагерис

Стал царем гуннов после убийства своего брата Горды. Впоследствии принял христианство.

Возможно, Муагер - один из вариантов указанного имени. Тем более, что греческие списки дают чтения Муагерис, Муагер. Согласно Г. Моравчику, имя происходит от венгерского Модери [1], вариантом коего является форма Магъяр [2]. Ю. Немет называет Могьери царем кубанских гунно-булгар [3].

 
[1] Чичуров. Указ, раб., с.80
[2] Там же.
[3] Nemet G. Attila ve Hunlari. Ankara. 1982. S. 228
13 Горда

О нём Феофан Исповедник сообщает следующее: "В 527/528 г. пришел к императору царь гуннов, живущих поблизости от Босфора, по имени Горда, стал христианином и был просветлен. Император принял его и, дав ему много даров, отослал в его страну охранять ромейское государство и город Босфор" [1]. Был убит своим братом Муагером.

Греческие списки "Хронографии" дают чтения Гордас, Хордасд. Этимология имени не вполне ясна. Г. Моравчик предлагает тюркско-венгерскую этимологию от Огурда - "друг огуров" и тюркскую от Курт - "волк" [2]. Мы полагаем, что имя это имело чисто тюркскую этимологию от Кардаш - "единоутробный брат".

 
[1] Чичуров. Указ, раб., с. 51
[2] Там же. с. 79
14 Стиракс

Царь гуннов, союзник шаха Кавада, в 520 г. с 12-тыс. войском выступил на стороне шаха, однако на пути следования был перехвачен войсками Боарикс и разбит в местности, ныне называемой Манас (Кумыкия). Стиракс был закован в кандалы и отослан в оковах к царю в Константинополь [1].

Считается, что владение Стиракса находилось на территории нынешнего Буйнакского района РД, где археологами раскопаны многочисленные раннесредневековые поселения и городища [2].

 
[1] Летопись византийца Феофана от Диоклетиана до царей Михаила и сына его Феофилакта //ЧОИДР. 1885, кн.2, с.136
[2] Федоров Я.А. Федоров Г.С. Ранние тюрки на Северном Кавказе. М., 1978, с. 184.
15 Гленис или Глонис

Царь гуннов. Упоминается Феофаном Исповедником. Известен тем, что совместно со Стираксом предпринял поход в поддержку шаха Кавада. В столкновении с войсками Боарикс у Уллу-Бойнака в 527 г. был убит.

 
16 Орхан

Патриарх Никифор повествует о прибытии в Константинополь примерно в 619 г. "гуннского правителя Органа" и называет его "правителем булгар Северного Кавказа", "царем гуннуг-ундуров" [1]. По своей узкоэтнической принадлежности Орхан относился к правящему роду Дуло [2]. Историки М.И Артамонов, и Л. Н. Гумилев отождествляют Орхана византийских источников с гуннским ханом Моходу-хеу, Алп-Богатуром [2]. В "Истории агван" Орхан назван по титулу - "Джебу-каган", а в византийских источниках еще и "Зиебилом", т.е. "наместником". Зиебил Э. Шаванном совершенно правомерно отождествляется с Джебу-каганом [4]. Эту позицию поддержал и американский хазаролог Д. Данлоп [5].

Существует мнение, что именно Орхан был первооснователем "Великой Булгарии" [6], простиравшей свои границы от Азова и Дона вплоть до р. Сунжи [7]. В 619 г. Орхан в Константинополе подписал с императором Ираклием договор о дружбе и союзе. Орхану императором был присвоен почетный титул "патрикос". В залог нерушимой дружбы и доверия в Константинополе Орхан оставил аманатом своего племянника, а по другим источникам, - сына Кубрата [8].

Согласно мнению А. Коллауца и Х. Мийакавы, Орхан - государь гуннуг-ундуров, одержавших, согласно китайскому историческому сочинению "Северные тюрки", победу над хаганом западных тюрок в 630 г. и погибший год спустя после своей победы [9]. Орхан, насколько можно судить, имел двух сыновей в лице Кубрата и Алп-Илитвера. По мнению В. А. Кузнецова, Орхан известен в осетинских нартских сказаниях под именем "Арган/Аурген" [10].

 
[1] Ostrogorski G. Bizans Dovleti Tarihi. Ankara, 1991. S.97
[2] Плетнева С. Древние болгары в восточноевропейских степях // Татарская археология. Казань, 1997, № 1, с.35
[3] Артамонов М.И. Указ, раб., с. 162 и сл.
[4] Чичуров. Указ, раб., с. 101
[5] Там же.
[6] Мифтахов 3.3. Курс лекций по истории татарского народа. Казань, 1998, с. 127
[7] Смирнов А. П. Волжские булгары. М., 1951, с.9; Арт. 1962, с. 167-168
[8] Turk Tarihi Ansiklopedisi. Ankara, 1991, s. 160
[9] Чичуров. Указ, раб., с. 175
[10] Кузнецов В. А. Нижний Архыз - раннефеодальный город Алании Х-ХII вв. // Генезис, основные этапы, общие пути и особенности развития феодализма у народов Северного Кавказа. М.-ла, 1980, с 105
Орхан и его потомки
 
17 Алп Илитвер

Царь Кавказской Гуннии. Впервые фигурирует в "Истории агван" под 626 г. Как известно, в указанном году Джебу-хаган, т.е. Орхан предпринял поход в Албанию. С ним вместе принял участие в этом походе "кровожадный орлёнок", которого в честь его княжеской принадлежности величали Шадом [1]. В высшей степени вероятно, что последний был сыном Орхана, а собственным именем его было Булу, к которому прибавлялся и титул "шад" (принц, сын кагана). Этот свой титул Булу, по всей вероятности, носил до смерти Орхана в 631 г. и переподчинения гуннов хазарским ханам из рода Ашина. После этого времени он уже под этим именем не упоминается. Ввиду того, что у гуннов не принято было царей называть по имени собственному, а только по титулу он вошел в историю под именем "Алп-илитвер", образованным от титула "ил+тебер". Титул этот у хазар давался вассальным князьям и являлся аналогом китайского "ше-ли-фа" или "хсие-ли-фа" в значении наместник [2].

Алп-Илитвер - прославленный государственный деятель гуннов, слава его гремела во всей Хазарии. В его правление Кавказская Гунния достигла экономического и политического могущества. С ней считались и хазарские каганы, и албанские цари, и византийские императоры. В недрах этой гуннской державы из различных степных группировок шло сложение народа, который впоследствии стал известен под этнонимом "кумук" (от самоназвания гуннов - "гуннуг").

М. Каганкатваци прямо указывает, что Алп-Илитвер "прославлен в пределах трех стран" (Гунния, Иран и Византия). Он был талантливым полководцем, государем-реформатором, начавшим религиозную реформацию у гуннов. Великий князь Алп-Илитвер "дожил до почетной старости и воздвиг во многих местах церкви и умножил почести священников божьих" [3]. Очевидно, что автор "Истории агван" Моисей Каганкатваци, был знаком с гуннскими былинами, "йырами", воспевающими "подвиги и храбрости (Алп-Илитвера) в Туркестане при хакане хазаров" [4].

Вполне допустимо, что именно Алп-Илитверу, первокрестителю Кавказской Гуннии был установлен нашими предками памятник на его родине в Варачане. Это подтверждается кумыкскими преданиями, согласно которым вблизи Карабудахкента находилась каменная статуя, представлявшая собой всадника в полном вооружении сидящего на жеребце. Всадник держал три пальца правой руки на лбу, как будто для того, чтобы креститься. Кумыки рассказывали, что статуя эта представляет эрмели (здесь: христианина), который обратился в камень, когда мусульмане хотели его убить" [5].

 
[1] Каганкатваци М. История агван, с. 110, 119
[2] См.: Donuk A. Eski Turk Devletlerinde Idari - askeri unvan ve terimler. Ist., 1988. s. 21,22
[3] Каганкатваци М. История агван, с. 148
[4] Каганкатваци М. История агван, с. 127
[5] См.: Дагестанские сказки // СМОМПК, вып. 2, с. 140
18 Кубрат Хан, сын Орхана

Патриарх Никифор называет его "государем гуннуг-ундурским" [1]. Кубрат еще в 619 г. находился в составе посольства Органа в Константинополь и был оставлен здесь аманатом и до 19 лет воспитывался и обучался вместе с детьми императора Ираклия, здесь же женился на византийской аристократке. Кубрат находился в дружбе с императором Ираклием и после смерти его выказал преданность его наследникам и супруге Мартине [2]. Считается, что Кубрат запечатлен в эпической памяти балкарцев и карачаевцев под именем Тума-Мариен-Хана [3].

Кубрат Хан умер примерно в 50-х -начале 60-х гг. VII в. Власть наследовали его сыновья. По Феофану, Кубрат оставил 5 сыновей, завешав им ни в коем случае не отделяться друг от друга и жить вместе так, чтобы они властвовали надо всеми и не попадали в рабство другому народу [4]. Устная болгарская традиция свидетельствует, что умирая Кубрат позвал сыновей к себе, велел принести связку гибких прутьев и приказал каждому переломить эту связку. Естественно, это оказалось невозможным, прутья остались целыми. Аналогичная притча существует и у кумыков. Так Кубрат показал, что собранные вместе булгары будут непобедимы, распавшись каждый прут будет легко сломан, а каждая отделившаяся часть может быть легко разбита и покорена соседями. Это, конечно, легенда, но ясно только, что сразу после смерти Кубрата в Великой Булгарии возникли центробежные тенденции, приведшие к ее дальнейшему распаду.

 
[1] Чичуров. Указ, раб., с. 161
[2] Артамонов М.И. Указ, раб., с. 161
[3] Байрамуков У. 3. Кладезь народной памяти. Черкесск, 1992, с.24 и сл.
[4] Чичуров. Указ, раб., с..61
19 Батбай или Батбаян, старший сын Кубрат Хана

Правил в Кавказской Булгарии после смерти отца. После распада государства остался на Кавказе - "на земле предков" - и покорился хазарам. В этой связи весьма показательны родословные князей Черкасских. Согласно генеалогиям, их родоначальником был Акаб-гу (Ак-Йабгу). Это тюркский титул в переносном значении означавший "западный правитель, наместник". Этот Ак-Йабгу в этносословных преданиях более известен и под другим именем Инал (Инал-тегин, Инал-Хан, Инал-мурза и т.д.). Установлено, что историческим прототипом Инала был реально существовавший представитель хазарской администрации, выполнявший функции западного наместника кагана [1]. Кроме того, важно отметить, что, по устной традиции, деятельность Инала приходится на VII-VIII вв. ("спустя 150 лет после Магомета"). В родословиях отцом Инала назван Хруфатайя или Хурпатайя, имеющий ханскую генеалогию и связи с византийским императором. В нем легко узнаваем Кубрат Хан.

Таким образом, есть все основания полагать, что под Иналом черкесских родословий скрывается старший сын Кубрат Хана - Бат-Баян. Как указывает Феофан, писавший свою хронику в 680 г, Бат-Баян в его время, "храня завет отца своего", оставался "на земле предков" - на Кавказе. При этом он являлся "правителем первой Булгарии" и платил дань хазарам [2]. Иначе говоря, его официальный статус в хазарской административной иерархии действительно мог определяться термином "ак-йабгу" в значении "вассальный князь-наместник" Западного крыла Хазарской империи. На Восточном Кавказе (Кавказская Гунния) в это время соправителем хазарских каганов был Алп-Илитвер, приходившийся Бат-Баяну родственником (дядей) по отцу. О высокородном происхождении Инала говорит и титул "тегин", прилагаемый к его имени. Как известно, у булгар он применялся по отношению к братьям или сыновьям хана [3]. Тегин (принц) при назначении его командующим армией или наместником в какой-то части империи получал титул "йабгу". К Бат-Баю можно отнести слова черкесского предания: "Он правил в течение долгого времени, был известен по всему Кавказу и дальше за его пределами и был удачлив в войнах" [4].

По генеалогии, приводимой П.С. Палласом, у Инала было двое сыновей, которые носили имена Комук (по Ю. Клапроту) и Кази. От первого происходили князья Малой, а от второго - Большой Кабарды [5].

 
[1] См.: Гадло А. В. Князь Инал адыго-кабардинских родословных // Из истории феодальной России. Л., 1978, с.25-33
[2] Летопись Феофана, с.262, 263
[3] Donuk A. A.g.e., s.48
[4] АБКИЕА, с.229,230
[5] См.: Паллас П.С. Путешествие по южным провинциям Российской империи в 1793 и 1794 гг. //Аталиков В.М. Страницы истории. Нальчик, 1987, прил., с.170-171
20 Аспарук, третий сын Кубрат Хана

Аспарук вместе с подвластными ему откочевал в 668 г. на Балканы, в 679 г. основал здесь новое государство - Дунайскую Булгарию. Хан Аспарук умер на рубеже двух столетий - в 701 г., ему наследовал его сын Тервел. Так род Дуло утвердился на болгарском троне. В правление Тервела молодая Болгарская держава достигла экономического и политического могущества. С ней считались и Византийская империя, и соседний Аварский тюрский каганат, и крепнущий в восточноевропейских степях и Предкавказье Хазарский каганат. В недрах Дунайской Булгарии началось сложение народа, который и в наши дни известен под именем "болгары". Такова судьба уведенных Аспаруком с Кавказа гуннуг-ундуров.

 
21 Котраг

По сведениям Феофана, второй сын Кубрат Хана, "перейдя реку Танаис, поселился напротив первого брата". Он считается основателем Волжской Булгарии, в недрах которой произошло формирование основы современных волжских (казанских) татар, чувашей.

 
22 Альцек или Алчагыр, пятый сын Кубрат Хана

Под его предводительством булгары пришли в Италию к королю лангобардов Гримуальду (662-671 гг.), который отправил их к своему сыну Ромуальду в Бенвент, где они и осели в Сепине, Бовиане и Инзернии [1]. Почему туда? Дело в том, что еще в начале VII в. часть булгар перекочевала в аварскую Паннонию (Венгрию). В конце 20-х гг. VIII в. булгары участвовали в борьбе за власть в Паннонии, но потерпели поражение. Победу одержали авары. Булгары под предводительством князя Алчагыра (Альцека) бежали в Баварию. Король франков Дагоберт сначала разрешил им поселиться там, но затем приказал истребить булгар. Из 9 тыс. булгар спаслось только 700 человек во главе с Алчагыром. Они бежали в Италию и поселились в пределах Бенвентинского герцогства [2]. К ним в 70-х гг. VII в. прибыли их новые соплеменники. По свидетельству Павла Диакона, автора IX в., "эти болгары говорили по-латыни, но еще помнили и свой язык" [3].

 
[1] см. Чичуров. Указ, раб., с.114
[2] Артамонов М.И. Очерк древнейшей истории хазар. М., 1937, с.32
[3] там же.
23 Кувер, четвертый сын Кубрат Хана

Правил племенами секелей (эсегелов) и мадьяр. Присоединился к племенному объединению аварского кагана и вместе с ним во главе секелей оказался на берегах Дуная и Тиссы [1]. В 680-685 гг. Кувер поднял восстание против аваров в Паннонии, ушел со своим племенем в Македонию [2].

 
[1] Rasonyi L. Tuna kopruleri, s. 18
[2] См.: Краткая история Болгарии. М., 1987, с.39
24 Эр-Тегин

Предположительно, является сыном Алп-Илитвера. В 682 г. Алп-Илитвером был отправлен послом в Армению. Судя по источникам, он в них упомянут не по имени, а по титулу тегин (принц). Эр-Тегин был владетелем земли Хурсан, располагавшейся недалеко от Чула (Дербента), на берегу Каспийского моря [1].

 
[1] Минорский В.Ф. Указ, раб., с. 114,115
25 Б_л_дж_а (от Булу Шат?)

Полководец, которого хазарский хакан послал в Кахетию в царствование грузинских царей Иоанна и Джуаншера (718-786 гг.). В грузинских источниках он назван "Блучан", а в армянских - "Булч_ан". Он скорее всего, является потомком Булу Шада - Алп-Илитвера и внуком Орхана.

 
26 К_са сын Б_л_дж_ана

Правитель, который в 901 г. возглавляет поход "хазар" на Дербент [1].

 
[1] Минорский В.Ф., Указ, раб., с. 143
27 Адзар-Нарса (Правильнее: Атрнерсех)

По Ибн Рустеху, царь Семендера в X в. Очевидно, находился на религиозном распутье и одновременно исповедовал три религии (христианство, иудаизм, ислам). Ленинградский историк А.В. Гадло считает, что иранское по своему происхождению имя этого семендерского царя, распространенное еще в VIII-IX вв. среди христианских правителей Армении и Грузии, определенно указывает на его приверженность к христианству [1].

По всей вероятности, Адзар-Нарса был сыном К_са сына Б_л_дж_ана.

 
[1] Гадло А. В. Этническая история Северного Кавказа IX-XIII вв. Л., 1996, с. 10
28 Сари Хан (Салифан)

Царь Семендера. Царский ранг семендерских царей Масуди определяет словом "мелик" (царь) и в то же время сообщает, что их фамильным прозвищем является "с_л_ф_н.".

Первое упоминание о нем относится к началу X в., а именно к 916 г., когда он "с хазарским войском двинулся в помощь Абдул-Малику, правителю ал-Баба" [1]. Ал-Истахри сообщает, что царь Семендера в тот период исповедует иудаизм и является родственником царя хазар [2]. Заметим, что писавший до Ал-Истахри, Ибн Русте, напротив, указывал на религиозную индифферентность семендерского царя.

По Масуди, к 943 г. Салифан, глава Семендера, оставаясь вассалом хазарского кагана, уже не только не принял ислам, но и успел приобрести мусульманскую генеалогию. О нем Масуди сообщает: "...Царь-мусульманин, который заявляет, будто он араб из Кахтана. В настоящее время, а именно в 943 г. в его государстве нет других мусульман, кроме него, его сына и семьи..." [3]. Утверждение о принадлежности Салифана к арабскому роду В.Минорский считает "чистой выдумкой арабов, основанной на простом созвучии" [4]. Не исключено, что этот царь правил в Семендере до разгрома столицы царства русами в 965 г.

Что касается титула селифан, то В.Ф. Минорский считал его древнетюркским титулом, транскрибируемым по-китайски се-ли-фа [5]. Однако еще в 1910 г. Ф. Мюллер, а П. Пельо в 1929 г. подтвердил, что китайскому сие-ли-фа соответствует древний тюркский титул ил-тебер (ср. с именем царя кавказских гуннов Алп-Илитвер). Значит, остроумная этимология Минорского неуместна. Наиболее убедительную этимологию и реконструкцию данного термина дал американский тюрколог О. Прицак, интерпретировав его как *slyq\'n ~ slyf\'n, то есть *sariqan. По-тюркски это сарыг каган > сарыг хан > сарыкан/сарыхан [6] и означает "желтый или белый каган". Так именовали себя правители гуннов. Отсюда понятно, почему Масуди назвал с_л_ф_н., т.е. сарыхан прозвищем всех семендерских царей.

Становится теперь ясным, что семендерские цари, происходившие от гуннов, сами себя называли Сарыг хан ("белый хан"), а хазарские каганы же как подвластных себе "правителей вассальной области, облеченной военной и административной власти" [7] - ил-тебер. Известно и то, что семендерские цари имели ранг илтебера [8].

 
[1] Islam Cografyacilarina gore Turkler ve Turk Ulkeleri. Ankara, 1985, s. 66
[2] Там же, с. 154
[3] Минорский В.Ф. Указ, раб., с.202
[4] Там же, с.127
[5] Там же, с.127, прим.59)
[6] Менгес К. Восточные элементы в "Слове о полку Иго-реве". Л., 1979
[7] К.Ф. Федоров-Давыдов. Кочевники Восточной Европы под властью золотоордынских ханов. М, 1966, с.222
[8] Гадло А.В. Указ, раб., с.22
29 Сакнан/Сакбан (Сакбал?)

Мы полагаем, что после гибели или смерти Салифана на престол в Семендере вступил его сын, которого упоминает Масуди еще в 943 г. Он, очевидно, носил имя Сакнан или Сакбан, а может быть и Сакбал [1], ибо уже в 1065-67 гг. здесь фигурирует уже правитель З_м_з_м бину Сакнан (или Сакбан), носивший якобы лакаб (прозвание) "ал-Хайдаки"[2]. В отношении упомянутого лакаба необходимо отметить, что вплоть до конца XIV в. название Кайтаг или Хайдак в исторических источниках не употребляется [3]. Остается признать, что здесь мы имеем дело с неправильно прочитанным термином Дж_ндан, что вполне допустимо при особенностях арабской графики [4]. Можно предположить, что Сакнан царствовал в Семендере в конце X - начале XI вв, может быть, до 1030 г., т.е. до разгрома Семендера эмиром Гянджы Фадлуном (985-1032). В том году эмир Фадлун предпринял грабительский поход против кумыков и хазар, разгромил второй раз их столицу Семендер. В результате возникла вражда между кумыками и мусульманами-шедадидами [5].

 
[1] Гадло А.В. Указ, раб., с.220
[2] Там же. С. 28,29
[3] Хиналугский М. События в Дагестане и Ширване. Махачкала, 1997, с. 102, 106, прим.5
[4] Магомедов М.Г. Хазары на Кавказе. М.-ла, 1994, с. 153-161
[5] Kirzioglu F. Kipcaklar. Ankara, 1992, s.71
30 З_м_з_м бину Сакнан

Вариант его имени - Б_рум. По мнению В. Минорского, возможно, это имя - "Фируз". Ш. Эрелем имя прочитана как "Земзем" [1]. Эта форма имени обнаруживает поразительное сходство с именем хазарского военачальника Самсама, упоминаемого в "Ахты-наме" и с названием одного из областей Золотой Орды на Восточном Кавказе времен тимуровских походов "Симсимом". Близко это имя и к имени султана Джумджума, могила которого, как известно, находилась под Дербентом [2].

Земзем, по всей вероятности, царствовал в Семендере в 1031-1070 гг. На сколько позволяют судить источники, ему, очевидно, удалось вступить в союз с сельджукским султаном Алп-Арсланом, предки которого, как известно, долгое время находились на службе хазарских каганов. Для укрепления своей власти на Кавказе Алп-Арслан и впоследствии его сын Мелик-шах расселяют на Восточном Кавказе ряд тюркских племен, покровительствует семендерцам [3]. В 1064 г З тыс. хазарских семей (это приблизительно 20 тыс. чел.) возвращаются в свою первопрестольную - Семендер [4], который вновь отстраивается после погрома, учиненного мусульманами-шедадидами в 1030 г. [5].

 
[1] Erel S. Dagistan ve Dagistanlilar. Ist., 1961, s. 77
[2] Бакиханов А.-К. Гюлистан-и Ирам. Баку, 1991,с.51
[3] Togan Z.V. Hazarlar. //IA, s. 199; Kuzgun S. Hazar ve Karay Turkleri. Ankara, 1993, s.83
[4] Гмыря Л.Б. Страна гуннов у Каспийских ворот. М.-ла, 1995, с. 147,148
[5] Минорский В.Ф. Указ, раб., с.75
31 Шау-Тегин, или Сау-Тегин

Известно, что после завоевания Кавказа сельджукские султаны Алп-Арслан и его сын Мелик-Шах в целях упрочения своей власти на местах практиковали назначение своих наместников - шах вали. Возможно, от этого титула искаженное в огузском эпосе (Китаб-и Дедем Коркуд) - "Шевкал-и Мелик", который ученые (Ф. Кырзыоглу) отождествляют с кумыкским шавхалом (шавхал < шахвал < шахвали).

Шау-Тегин был назначен наместником "дербентской стороны" в 1075 г. при султане Мелик-Шахе. Шау-Тегину "была пожалована пограничная область... и имя последнего стала читаться в хутбе после имени султана с кафедр (мечетей) пограничной области" [1]. Личность эта загадочная, биографических сведений нет. Ясно одно: Шау-Текин или Сау-Тегин - это не имя собственное, а тюркский титул в значении "вице-хаган" [2]. Этим термином обозначали, например, у булгар братьев или сыновей хана [3]. Известно также, что тегины назначались военачальниками и правителями пограничных областей. Следовательно, высока вероятность того, что Шау-Текин происходил из аристократической семьи. Можно допустить, что он был принцем семендерского царского дома, находившимся на службе у сельджукских сулатнов Алп-Арслана и его сына Мелик-Шаха. Этим, очевидно, объясняется тот факт, что он был назначен наместником "пограничной области". Обычно таковыми назначались военачальники, связанные своим происхождением с населением таких областей. Об этом говорят и некоторые исторические данные, которые приводит А. Каяев, располагавший неизвестным списком сочинения "Тарих-и Дагестан" [4][5].

Согласно сведениям "Истории Маза", кумыкские шаухалы являются потомками того Шамхала, "которого эмир Чубан (Шау-Тегин?) поставил среди них (избрав его) из числа своих близких (!). Шаухалы - "ветвь ханско-хаканских поколений". А.-К. Бакиханов, пользовавшийся ныне недоступными источниками, этого шаухала называет "родственником" эмира.

 
[1] Erel S. Указ, раб., с. 80
[2] Гукасян В. Л. Тюркизмы в албанских источниках. // Советская тюркология. 1977, №2, с.53
[3] Donuk A. Eski Turk Dcvletlerinde Idari-askeri unvan vc terimler. Ist., 1988, s. 48
[4] Каяев А. Материалы по истории лаков // Рукоп. Фонд ИИЯЛ. Ф.1. Оп. 1, д. 1642, л.253
[5] Гаджиев В.Г. Шамхальство. История образования и государственное управление. // Государства и государственные учреждения в дореволюционном Дагестане. М.-ла, 1989, с.27
32 "Шевкал-и Мелик"

Упоминается не по имени, а по первородному титулу. Родственник Шау-Тегина (в источниках он фигурирует под именами: эмир Чопана, эмира Калантара, гази Калантара, Ковсар-Шаха, Кафтар-Шаха), назначенный им правителем кумыков. Его мы называем "первошаухалом". Имел, как и Сау-Тегин, "ханско-хаканскую генеалогию". Правил у кумыков при сельджуках во второй половине XI-начале XII в. А. Каяев прямо указывал, что этот первошаухал был тюрком, "После него шамхальство передавалось по наследству"[1]. К сожалению, сопоколенные связи в нисходящей линии не известны.

 
[1] Каяев А. Указ, раб., с. 140,268
33 Шаухал Хан

Так условно мы называем безымянного шаухала, избранного кумыками после принятия ими власти монголо-татар в 1240 или 1258 гг. По сведениям А. Каяева, этот шаухал происходил из рода Чингиз-Хана [1].

 
[1] Каяев А. Указ, раб., с.269
34 Эмир-шаухал

Упоминается в 1396 г. во время тимуровских походов на Кумыкию. Погиб в сражении с тимуровскими полчищами.

 
35 Чингиз-шаухал

Был избран кумыками в 1443 г. шаухалом после освобождения их от власти тимуридов. Родом из Чингизидов [1]. Поэтому мы его условно назвали Чингиз-шаухалом.

 
[1] Cevdet A. Kirim ve Kafkas Tarihcesi // Emel. 221.Temmuz-Agustos. 997, s.28
36 Oгe Хан

Потомок Батбая, сына Кубрат Хана [1] был вождем восставших в конце IX в. кабаров.

 
[1] Oztuna Y., s.l 06
37 Эдил-Хас (Этелкоз)

Сын Oгe Хана и его сын Алмас (по-венгерски - Алмош) были предводителями венгров (маджар), пробивавших в междуречье Дона и Днепра. Алмас был женат на знатной хазарке [1].

 
[1] Баскаков Н.А. Тюркизмы в "Слове о полку Игореве".М., 1985, с. 24
38 Арпад

Сын Алмаса, внук Эдил-Хаса, был назначен хазарским каганом полноправным главою племенного объединения кабаров, секелей и мадьяр, был женат, как и отец, на знатной хазарке [1]. Под предводительством Арпада эти племена в 896 г. переселились в междуречье Дуная и Тиссы и основали здесь свое государство, которое существует по сегодняшний день и называется Хунгария (Венгрия). Сам Арпад, правивший в Венгрии в 889-907 гг., положил начало династии венгерских королей. Эта династия правила в Венгрии до 1301 г. [2].

 
[1] Баскаков Н.А. Указ, раб., с.24
[2] Оздек Р. Тюркюн гызыл китабы. Баку, 1992, с. 132
Размещено: 02.11.2006 | Просмотров: 10134 | Комментарии: 0

Комментарии на facebook

 

Комментарии

Пока комментариев нет.

Для комментирования на сайте следует авторизоваться.