Кумыкский мир

Культура, история, современность

Цари гуннов и их наследники

"Чужой не может сидеть
на престоле наших предков..."
Хазарский царь Иосиф, X в.

 

 

История и родословия правящих династий у гуннов1) и их потомков должным образом не изучены. Не существует и полных родословных росписей. Между тем изучение генеалогий и династических историй может пролить дополнительный свет и на многие вопросы этнополитической истории.

На всем протяжении средневековья у тюрков известны два древних и могущественных рода - Дуло и Ашина: Дуло у гуннов (булгар) и Ашина у хазар. Из этих двух кланов происходили и всегда соперничали друг с другом все правящие династии тюркских империй, возникавших на протяжении веков на просторах евразийских степей. Так, основатель первой Великой империи Хунну Мете (другая форма его имени "Модэ"; по-китайски Маодунь) происходил из рода хюен2). Потомки Мете-кагана, совершенно справедливо отождествляемого учеными с Огуз Ханом3), правили у хуннов около 700 лет, т. е. с 220 г. до н. э. и до 46 г. н. э.4. К Мете-кагану восходит и род Ашина, который господствовал в Западно-тюркском каганате и Хазарии более 300 лет5). К Мете-кагану (Огуз Хану) и его отцу Тюменю восходят генеалогии почти всех гуннских, тюркских каганов6). Об основателе Европейской Гуннии Баламире известно, что он в 15-м колене восходил к Мете, а в 5-м к Чичи-кагану, жившему в 46 г. н. э.7).

Из этого рода происходили Аттила и все последующие цари гуннов8). По Омелиану Прицаку правящий род гунно-булгар в восходящей линии связан с династией Tu-Ku великохуннского императора Мете (фонетические изменения происходили в следующем порядке: Tu-ku ~ T'u-ko > d'o-klak > duo-klo > Doulo9). Младший сын Аттилы Ирнек, например, упоминается как среди предков булгарских ханов, так и венгерских королей династии Арпад10). Кроме того, известно, что Арпады по своей узко-этнической принадлежности были из кунок (так названы они в венгерских источниках), пришедших с Кавказа на Дунай вместе с кабарами в IX в.11).

Представители этого рода, очевидно, господствовали и в Хазарии, будучи соправителями хазарских Ашина. В этой связи особое внимание следует обратить и на этноним таулас/тулас, которым называли одну из горных областей Хазарии12). Источники (Ибн-Русте, Худуд ал-алам, Марвази) называют "Тулас и Луг_р - две области у хазар", "тулас и луг_р - два раздела тюрок"13). Упоминаемых в этих источниках "туласов" И. Маркварт удачно идентифицировал с названием булгарского рода Дуло14). Упоминается этот род X в. в письме хазарского царя Иосифа в форме "Т_д_лу" как название страны, в которой находится Семендер15). Ономастиконим Тулу сохраняется и в кумыкской антропонимии в форме Дулу, которая довольно близка к наименованию династии - Дуло16). По мнению историка И. Мизиева, в известном северокавказском топониме названии средневековых областей и городов - Джулат, отложилось "имя племенного объединения Дулат, которое было еще среди гунно-булгар, владевших в раннем средневековье районами Северного Дагестана, Терско-Кумскими степями и Прикубаньем"17).

Приведенный материал позволяет утверждать, что соправители хазар гуннские "ильтеберы" и "салифаны" (семендерские цари), связанные друг с другом генетическим родством18), также происходили из гунно-булгарского рода Дуло.

Что касается кумыкских правителей (шаухалов), то имеющиеся свидетельства не исключают их прямых этногенетических связей с гуннскими царями и именно с родом Дуло. Так, хорошо знавший кумыкских шаухалов турецкий путешественник Э. Челеби напрямую связывал их происхождение с родом Огуза - "Огуз тайфеси"19). При этом Эвлия Челеби, очевидно, опирался на сведения своих предшественников, в частности, Муслихитдина Лари и Мюннеджим-баши. Согласно сочинению Муслихитдина Лари "Миратуль-Эдвар ве Миркаатулъ Ахбар" (1566), использованному и Мюннеджим-баши (XVI в.), правители кумыков происходили из гуннов (канклы), коим Огуз-ханом было вменено в обязанность быть стражами Каспийских ворот. С того времени правители кумыков носили титул "Сахиб ас-Сарир" в значении обладатели трона20). Исходя из этих и других исторических данных, турецкий историк Ф. Кырзы-оглу приходит к выводу о том, что "шаухалы происходят из рода хазарских и савирских правителей"21).

Эта версия находит свое подтверждение и в других источниках. Так, известно, что по узко-этнической принадлежности Мете (Огуз Хан) относился к знаменитому царскому роду хюен (транскрипция синолога де Гроот), который был известен и среди кумыков еще в XIX в. 22). Этот род в китайских источниках известен с 659-620 гг. до н. э.23). Известно также, что Мете (или Модэ) каган в 177 г. до н. э. совершил свой поход на Кавказ24), тогда же для охраны Каспийских ворот он оставил кипчаков во главе со своим бра-том Кимери-ханом, из рода которого происходят все правители этой страны25). За ним здесь было определено особое владение "инжу" - Индыр-Таргы26).

Согласно древней эпической традиции тюрок, огузские племена происходят от 24-х колен Огуза, а кыпчаки - от его же князей27). Уйгуры считали себя народом, происходящим от собственно племени Огуза. Основатели Османской империи также возводили свой род к колену Огуз Хана. Так, султан Явуз Селим в письме, отправленном к правителю мамлюкского Египта Туман-баю, сообщает, что все 20 колен его рода, начиная от отца и деда, принадлежат к царскому роду Огуз Хана28).

Таким образом, можно видеть, что принадлежность к роду Мете (Огуз Хана) была одним из непременных условий легитимности власти тюркских каганов (ханов) над народом29). Иначе говоря, у тюрков легитимным мог считаться лишь тот правитель, который принадлежал к данному древнему царскому роду или по крайней мере представлял его. Ясно также, что теоретически никакое государство у тюрков, в том числе и у гуннов, не могло существовать без кагана (хана) (одного из потомков Огуз Хана), который был носителем суверенитета и обладал прерогативами осуществления дипломатических отношений, верховного судопроизводства и военных функций. Аналогичной была практика и у монголо-татар30).

Эту же практику и традицию вплоть до XIX в. мы наблюдаем и у покоренных монголо-татарами в 1239-40 гг. кумыков. Так, согласно сведениям "Истории Маза", шаухалы - "ветвь ханско-хаканских поколений". Эта традиция, по всей вероятности, была известна и С. Броневскому. Он пишет: "Роды кумыкских князей почитаются после кабардинских за знатнейших между горскими народами. Из оных избираемы были Шамхалы...". И далее: "Кумыки чаятельно род свой вели от Кыпчакских колен или Золотой Орды"31). Дагестанский историк начала XX в. А. Каяев, правившего у кумыков при сельджуках во второй половине XI - начале XII вв. первошаухала прямо называет тюрком, после которого "шамхальство передавалось по наследству"32). Шаухалы, избранные (в 1239-1258; 1443 гг.) кумыками после покорения их монголами, были родовитыми чингизидами33).

Как отмечалось выше, изучение генеалогий и династических историй тюркских правителей может пролить дополнительный свет на многие вопросы этнополитической истории любого народа. В изучении этой проблемы особенно много преуспели венгерские и турецкие ученые, работы которых мы и привлекли для решения стоящей перед нами задачи.

Опираясь на накопленный к настоящему времени массив историко-родословных сведений, мы попытались составить именник гуннских царей, выстроить их и их наследников родословное древо, проследить, когда это возможно, их сопоколенные связи, сопроводив в примечаниях каждое имя в этой цепи соответствующим комментарием.

См. Именник гуннских царей.

 

  • 1) В современной исторической науке принято считать, что "гунны" - это европейская форма восточных "хунну". Часть хунну после распада их империи в середине I в н.э., созданной Модэ еще на рубеже III-II вв. до н. э., ушла на запад и к концу IV в. завоевала Европу, создав там свою вторую империю.
  • 2) Огель Б. Беюк Хун империясы. Бакы. 1992. Т. 1. С. 64.
  • 3) См. Бернштам А.Н. Историческая правда о легенде об Огуз-кагане // Советская этнография. 1935. № 6 . С. 33; Кор-оглы X. Огузский героический эпос. М., 1976. С 15, 44-45,78-79.
  • 4) Osman G. Yun Tengrikutlugu ve Turk seceresi // Turk Dunyasi Arastirmalari, 114, Haziran, 1999. S. 7.
  • 5) Ogel B. Turk Kulturunun gelisme caglari. Ist,, 1987. 5. 302
  • 6) Kafesoglu I. Bulgarlarin kokeni. Ankara, 1985.S.14; Oztuna Y. Develetler ve Hanedanlar. Avrupa devletleri. Ankara, 1991. T.4. S. 106.
  • 7) Оздек Р. Тюркюн гызыл китабы. Бакы, 1992. Китаб 1. С. 69.
  • 8) Kafesoglu I. Bulgarlarin kokeni. Ankara, 1985. S. 14.
  • 9) См.: Kafesoglu I. Указ. соч. С. 16.
  • 10) Oztuna. Указ. соч. С. 106.
  • 11) Schuts Г. De "Coman noir" dans la poesic populair albanaise // Acta Orientalia. Bd. T. 39. P. 197.
  • 12) Бартольд В. В. Введение к изданию "Худуд ал-алам" // Соч. М., 19~3. Т. 8, С. 541, 544.
  • 13) Цит. по: Заходер Б. Н. Каспийский свод сведений о Восточной Европе. М.. 1962. С. 121, 123.
  • 14) Там же. с. 123.
  • 15) Артамонов М. И. Указ. История хазар. Л. 1962. С. 273
  • 16) Кадыраджиев К. Проблемы историко-сравнительного изучения кумыкского и тюркских языков. Махачкала, 1998. С. 362.
  • 17) Мизиев И. М. Шаги к истокам этнической истории Центрального Кавказа. Нальчик, 1986. С. 111.
  • 18) Федоров Я. А., Федоров Г. С. Ранние тюрки на Северном Кавказе. М. 1978. С. 149
  • 19) Celebi Evliya. Seyahat-name. Ist. 1973. С. 7. S. 791-793.
  • 20) См.: Togan Z.V. Umumi Turk Tarihine giris. Istanbul. 1961. S. 161-162; Kirzioglu F. Kipcaklar. Ankara, 1992. S.10.
  • 21) Celik (Kirzioglu) M.F. Kizielmanin yerleri // Cinaralti, 1942-30. S. 11: Он же: Samhallarin soyu // Cinaralti, 1942-33.S. 15.
  • 22) См.: Шихалиев Д.-М. Рассказ кумыка о кумыках. Махачкала, 1993. С. 38-39.
  • 23) См.: Огель Б. Беюк Хун империясы. Бакы. 1992. Т. 1. С. 260.
  • 24) См.: Бичурин И. Я. Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. М. 1950. Т. 2. С. 23.
  • 25) См.: Ogel В. Turk mitolojisi. Kaynaklar ve aciklamalari ile destanlar. Ankara 1993. T. 1. S. 181-182-183.
  • 26) См.: Togan Z. V. Umumi Turk Tarihine giris. S. 161.
  • 27) Sumer F. Oguzlar. Ist. 1992. S.273.
  • 28) Там же. С. 274.
  • 29) OztunaY. Указ. соч. С. 106.
  • 30) Кенан Л. Московия и Казань: некоторые вводные замечания к модели степной дипломатии // Панорама-Форум. Казань, 1995. № 1. С. 71.
  • 31) Броненский С. Новейшие географические и исторические известия о Кавказе. М. 1823. С.191, 202.
  • 32) См.: Гаджиев В. Г. Шамхальство (история образования и государственное управление) // Государства и государственные учреждения в дореволюционном Дагестане. Махачкала. 1989. С. 28.
  • 33) См.: Cevdet A. Kirim ve KafkasTarihcesi // Emel. 221.Temmuz-Agustos. 1997. S. 28.

Опубликовано:
Дорогою тысячилетий. Кумыки и их этнородственные связи.
Махачкала, 2004

Размещено: 02.11.2006 | Просмотров: 13846 | Комментарии: 0

Комментарии на facebook

 

Комментарии

Пока комментариев нет.

Для комментирования на сайте следует авторизоваться.